Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1610 просмотров

Как заработать на поролоновой губке для мытья посуды в Казахстане

Кейс бизнесмена из Уральска

Фото: Shutterstock.com

Бизнесмен Махмуд Киреев производит то, без чего в быту не обходится ни одна семья – поролоновые губки для мытья посуды. Он мечтает, чтобы его товар был в каждой казахстанской семье, но пока не может полностью охватить рынок даже западного региона страны: сети супермаркетов неохотно пускают местного производителя на свои полки.

Махмуд Киреев рассказывает, что еще в середине 2000-х годов он занимался производством кирпича. Бизнес был успешным. Тогда он взял большой кредит на новый проект в сфере полиграфии, но не рассчитал свои силы и обанкротился.

Искал товар, нужный всем

Бизнесмен объясняет, что опускать руки в тот момент ему было нельзя – семья, дети, банковский долг на шее. И он решил делать поролон для мебели – друг подсказал ему, что местные предприниматели завозят поролон для производства мягкой мебели в большом количестве. В интернете нашел российских производителей поролона, поехал к ним, купил подержанный станок, попрактиковался там же и с канистрами сырья и оборудованием вернулся в Уральск.

Но с новым производством бизнесмена ждал провал: мебельщики не оценили его поролон – его было слишком мало, и его станок не мог покрыть потребность даже одного цеха мягкой мебели. Реализовывать поролон Киреев стал на рынке, пытался шить из него мягкие модули для детских садов. Но объемы продаж были мизерными.

«Я по жизни оптимист, поэтому не отступал. Не мог принять того факта, что бизнесмен из меня не получается. Стал искать, что можно сделать из моего материала, чтобы этот товар был востребованным. И нашел: ежедневно каждая семья моет посуду губками из поролона – так я стал производителем этих губок», – рассказывает Махмуд Киреев.

Однако путь к идеальным губкам для мытья, как признает сам бизнесмен, был нелегок. Новое производство он запустил в 2011 году, и лишь три года спустя ему стало не стыдно за свой товар. Изначально его губки получались кривыми и косыми, были неудобными и слишком мягкими. Но самое главное – абразивный слой, который нужен для чистки кастрюль, никак не хотел приклеиваться к поролону. Бизнесмен смеется, что три года у него ушло на то, чтобы правильно подобрать клей, клеевой пистолет и тот самый угол наклона, благодаря которому абразивный слой намертво приклеивался к поролону. Все эти три года он сам практически не выходил из цеха – резал, клеил поролон, наспех перекусывал лапшой быстрого приготовления и снова клеил.

«Если посчитать в общем, то я семь лет пахал день и ночь, чтобы выйти в плюс. За станком я перестал сам стоять всего полтора года назад», – говорит руководитель ТОО «Новый Запад».

Местный производитель не в почете

Изначально своим поролоновым губкам Махмуд Киреев дал название «Лилия». Но продавцы на уральских рынках категорично заявили, что местная «Лилия» не вызывает у них доверия, они привыкли торговать российским поролоном.

И снова на помощь пришел друг, который посоветовал производственнику везти свой товар на алматинский оптовый рынок. Но и там продавцы порекомендовали ему сменить название торговой марки на что-то созвучное с турецким Acord. Полностью заимствовать чужое название и делать кальку на турецкий продукт Киреев не стал, но название выбрал созвучное – «Ассоль», зарегистрировал свою торговую марку. И постепенно торговля пошла.

Вслед за Алматы уральский предприниматель понемногу стал реализовывать свой товар в Атырау, Актобе, вышел на Нур-Султан. Сейчас его губки для мытья посуды продаются в Кыргызстане. Потихоньку бизнесмен осваивает московский рынок.

По его словам, сейчас в ассортименте предприятия появились губки для мытья автомобилей, мочалки для бани и душа, салфетки для мебели – всего несколько десятков видов товара. Мощность производства – 10 тыс. штук губок в смену. Ими, как заявляет бизнесмен, он мог бы завалить весь Казахстан. Но сейчас, по словам Киреева, предприятие не загружено и наполовину – товар негде продавать. На рынке предприятие занимает лишь 3–5% от общего объема продаж поролоновых губок. Все остальное привозное.

«Наш товар по качеству не уступает ни российскому, ни турецкому, а по цене даже втрое дешевле. Но мы не можем конкурировать с крупными зарубежными компаниями, у которых миллиардный рекламный бюджет. Они заполонили полки наших супермаркетов и заблокировали нам путь. Государство же в этом плане нас никак не защищает», – констатирует Махмуд Киреев.

Сейчас, как отмечает глава компании, всего два крупных уральских супермаркета – «Лидер» и «Байтерек» – реализуют продукцию под торговой маркой «Ассоль». С остальными у бизнесмена разговор не клеится – руководство ряда супермаркетов ссылается на то, что торговые ряды у них выкуплены на годы вперед.

Готов менять и меняться

Предприниматель приобрел землю, чтобы построить полностью автоматизированный цех по производству изделий из поролона. На это нужны большие деньги, а значит, большие торговые обороты.

«Много лет я работал без выходных, мои сотрудники тоже работали. Спустя семь лет у нас штат вырос с трех человек до двадцати. Сейчас не один, а уже девять станков. Мы производим в смену не 70 кв. м поролона, а 500–700. И теперь я хочу, чтобы у меня было современное, конвейерное производство и чтобы работники не работали вручную, а только управляли автоматикой», – говорит Киреев.

Он уверен: если государство заинтересовано в том, чтобы производство в стране развивалось не кустарным способом, а шло в ногу со временем, оно должно разработать механизмы продвижения казахстанских товаров.

Бизнесмен делится, что в его дерзких планах – охватить своими товарами весь рынок Казахстана и начать отгружать свои поролоновые губки, к примеру, в ту же Турцию. По его словам, в работе он действует по основному принципу бизнеса: «Производство, которое не развивается, в итоге сворачивается».

Сейчас помимо основной работы Махмуд Киреев занимается бизнес-тренерством. Он прошел обучение основам бизнеса в Назарбаев университете, а также в ряде российских вузов. Киреев отмечает, что полученные знания уже помогли ему самому эффективнее управлять своими финансами, разгружать в нужный момент свои склады с товаром с минимальными потерями.

«Сейчас я могу себе позволить не находиться в цехе целый день. Безбедную старость себе и своей семье я обеспечил. И теперь у меня есть желание делиться своим опытом с молодыми предпринимателями, которые, как я сам когда-то, начинают бизнес интуитивно, делают ошибки, которых можно было бы избежать. Преподавание не приносит мне много денег, больше – моральное удовлетворение», – заключил Махмуд Киреев.


622 просмотра

Казахстанские ремесленники засматриваются на опыт узбекских коллег

Поможет ли он им

Фото: Shutterstock

Пока местные власти Мангистауской области ставят перед собой задачу создать из Актау «казахстанскую Анталию» и к 2025 году увеличить обслуживание туристов до 700 тысяч человек в год, приезжающие на Каспийское побережье в память об отдыхе увозят с собой сувениры Made in China. С какими проблемами сталкиваются казахстанские ремесленники и как обстоят дела в сопредельных государствах, выяснял «Курсив».

Казахстан

Не секрет, что Мангистауская область имеет огромные возможности для привлечения туристов из разных стран. Немало в Мангистауской области умельцев, которые занимаются изготовлением изделий в национальном стиле из войлока, сувениров из ракушек и художественных миниатюр на камушках с Каспийского побережья. Но проблема в том, что продавать свою продукцию мастерам негде. Прилавки торговых центров завалены дешевыми сувенирами из Китая. В регионе нет ни одного центра ремесел, куда могли бы прийти туристы, посмотреть, как создается та или иная уникальная вещь в казахском национальном стиле, приобрести ее, пройти мас­тер-класс по ее изготовлению. 

«Это миллионы тенге, которые могли бы зарабатывать и область, и страна. Но их нет, и они не появятся, если не оказать поддержку ремесленникам», – отметила в комментариях «Курсиву» соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области» Диана Ботаева. 

В Мангистауской области проживают всего четыре женщины (во всем Казахстане их чуть больше десятка), которые могут изготавливать казахские юрты от начала до конца по древним технологиям. Одна из них – Ауес Сагинаева. Она возглавляет Ассоциацию ремесленников Мангыстауской области и вот уже два года бьется с местными властями за помещение, где можно было бы создать центр ремесел. 

«Сейчас те мастера, что живут и работают в Мангистау, не могут выйти на рынок в масштабах области или города, так как изготавливают свои изделия в квартирах или подсобных помещениях. Иностранные туристы просят отвезти их в центр, где они могли бы приобрести национальные сувениры, но у нас такого нет», – рассказывает Ауес Сагинаева, отмечая, что для реализации своих изделий у местных мастеров есть редкие возможности – во время ярмарок и выставок. 

По мнению г-жи Сагинаевой, у ремесленников должно быть одно постоянное место для работы и презентации их продукции. 

В свою очередь Диана Ботаева отмечает, что ремесленники нуждаются в господдержке на всех уровнях, а не только на местном. 

«В прошлом году обращались к акиму города о необходимости содействия в поиске места. Нам ответили, что подходящего здания в черте города нет. Вопрос был поднят и на одной из встреч с акимом области. Но у нас только любят кричать о традициях.Сейчас рынок нашей страны перенасыщен китайской сувенирной продукцией, изделиями из Кыргызстана и Узбекистана. В некоторых странах смогли принять программы по поддержке национальных ремесел, у нас пока этого нет», – говорит соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области». 

Узбекистан 

У южного соседа РК с поддержкой ремесленников дела обстоят гораздо лучше. В Узбекистане, как, впрочем, и в Казахстане, существует Республиканская ассоциация ремесленников «Хунарманд», число ее членов превысило уже 30 тыс. 

Как отмечает пресс-секретарь ассоциации Нилуфар Хотамова, указом президента «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников» им предоставлены беспрецедентные льготы и преференции, всего их около 40. 

«Они освобождены от налогов на доходы, получаемые от реализации изделий. Кроме того, при аренде объектов госсобственности ремесленники платят только 50% от установленной ставки, также им предоставляются в аренду места в исторических и культурных объектах по всей стране, где они свободно могут продавать свою продукцию», – сказала в комментариях «Курсиву» Нилуфар Хотамова. 

Рекламировать свою продукцию узбекистанские ремесленники могут по льготным расценкам, экспортировать напрямую, за иностранную валюту, а выручка от продажи продукции в рамках участия в зарубежных выставках в Узбекистане не считается экспортной выручкой и не облагается налогом. В крупных исторических городах этой страны созданы центры ремесленничества, где располагаются магазины и мастерские, – здесь можно посмотреть, как изготавливаются изделия, принять участие в мастер-классах и приобрести понравившиеся работы. 

«Что касается продукции из Китая, то она не конкурент местной продукции. Такие товары в основном доминируют лишь в сегменте религиозных сувениров, например четки, коврики», – добавила Нилуфар Хотамова.

Кыргызстан 

После развала СССР ремесленники оказались невостребованными. Кое-какие предприятия все же появились, самые крупные из них работают исключительно по заказам Европы. Но в большинстве своем мастера изготовляют национальные изделия в основном на дому. 

«Льгот никаких для них нет, запад перестал давать гранты на ремесленничество. Сейчас наблюдается некоторое затишье, меньше стало как самих ремесленников, так и их продукции», – рассказала «Курсиву» руководитель ОО «Кыргызское наследие и союз ремесленников» Алмажан Мамбетова.

По ее мнению, главными причинами такой ситуации стало повышение цен на сырье, высокая стоимость аренды мастерских и отсутствие поддержки от государства. 

«Шерсть очень дорогая. Практически все сырье мы экспортируем в Китай. Собственного производства шелка в стране нет. Ремесленникам нужны мастерские, а они многим не по карману. В Бишкеке, к примеру, аренда 1 кв. м такого помещения стоит от 300 сомов, что эквивалентно 1700 тенге. Это очень дорого для нас», – отметила Алмажан Мамбетова. 

Также, по ее словам, ремесленникам нужны договоры с соседними странами, от которых они получают сырье, для того чтобы для них оно было дешевле в разы.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций