2128 просмотров

Как заработать на фастфуде в Казахстане

История из Павлодара

Автор: Africa Studio

Как 24-летний предприниматель, не имея в кармане денег, шел к реализации проекта стоимостью в десятки миллионов тенге и почему на первоначальном этапе бизнес оказался провальным, выяснил «Курсив».

В ожидании старта

На днях в пригороде Павлодара заработает цех по производству картофеля фри. На начальном этапе здесь планируют выпускать три тонны в смену. Это не максимальный показатель: объем можно наращивать при увеличении клиентской базы, чего здесь и ожидают. По подсчетам инициатора проекта Санжара Каримбекова, только столица ежедневно потребляет 35 тонн картофеля фри. Парадокс в том, что при такой потребности кафе, донерные и закусочные вынуждены приобретать заграничный продукт. Самостоятельно его готовят лишь единицы. В стране эта ниша до сих пор не освоена. 

«Были попытки, конечно. Самое главное, чего добились владельцы одного из предприятий, – нашли в Павлодаре мастеров, которые изготовили классную линию по производству картофеля фри – от очистки и прожарки до заморозки. Но что-то у них пошло не так: цех прекратил работу, и оборудование мы купили, погасив их долги», – рассказал Санжар Каримбеков «Курсиву».

Аналогичная техника в Европе или России стоит 120 млн. Линия обошлась прежним владельцам в 65 млн тенге, нынешним – в 31 млн. Все это средства инвестора, которого проект заинтересовал.

Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным: крестьянское хозяйство под Алматы в этом году высадило необходимый для производства сорт картофеля с содержанием крахмала выше 15%. Это свойство придает хруст жареной картошке, чего невозможно добиться, используя обычные сорта. Аграрии произвели высадку в тестовом порядке, ориентируясь на другое предприятие по выпуску фри. Крупный завод должен был заработать на юге Казахстана в 2018 году, но этого пока не случилось.

«Мы планировали купить партию корнеплодов в Беларуси, так как в Казахстане картофель низкокрахмалистый. Но случайно я увидел в новостях про этот эксперимент крестьян. А они искали нас. Так звезды и сошлись. Если все пойдет хорошо в будущем, для крестьян откроется новый сегмент сбыта», – рассказал Санжар Каримбеков.

Пока павлодарский цех будет работать на столицу. В планах – расширение географии производства.

От мечты до реальности 

К открытию именно такого предприятия Санжар Каримбеков шел не один год. Ему 24 года, семь лет из них он занимался предпринимательством. Правда, первые попытки почти всегда завершались провалом, несмотря на кажущуюся перспективность. 

«Это было время проб и ошибок, период взлетов и безденежья, когда не хватало даже на проезд. Теперь-то знаю, что в выборе партнеров необходимо делать ставку на деловые качества человека, а не на дружеские отношения. Еще я понял, что для развития необходимо привлекать инвестиции, а не переживать, что придется делиться прибылью», – говорит бизнесмен.

Еще обучаясь в столичном колледже, Санжар Каримбеков занялся изготовлением сэндвичей на домашней кухне. Начиная с 75 штук в день, довел за несколько лет объем до 1,2 тыс. Готовил их сам вместе с помощниками в арендуемом помещении. Продажи росли, однако всю прибыль пришлось вкладывать в дело. В результате остался с долгами, которые пришлось закрывать, подрабатывая таксистом. Пытался заняться реализацией колбасных изделий – и снова неудачно.

Переломный момент

«Работая в донерной, всегда мечтал, чтобы кто-то привозил нам готовый картофель фри. Дело в том, что чистка, обжарка отнимают много времени и сил. Мы, к примеру, чистили по 200 килограммов. Вот и пришла идея занять эту нишу. После всех провалов и неудач в 2017 году мы со знакомым сняли в столице первое помещение под изготовление фри, приобрели, как нам казалось, подходящее оборудование на 500 тыс. тенге. И приготовились собирать прибыль. Но не тут-то было!» – рассказывает молодой человек.

Из техники на тот момент были машинка для нарезки картофеля и фритюрница. Но в секрете приготовления казалось бы простого продукта начинающие предприниматели разобраться не смогли. Продукт разваливался, не хрустел и выглядел непрезентабельно. В декабре 2017 года пришлось констатировать: это очередной провал. Партнеры решили сменить оборудование – и снова не то. Отлаживая технологию, за полгода перевели четыре тонны картофеля. Но продукт не пользовался успехом у потенциальных покупателей. В мае 2018 года эксперименты прекратились.

«Этот момент стал переломным в моей философии бизнеса. Я отправился на курсы предпринимательства, изучил метод организации «кайдзен». И самое главное – занялся формированием компетентной команды. Люди предложили услуги и консультации за вход в долю, появился ментор. В итоге я обратил этот самый жестокий на тот момент урок в первый успех», – отметил Санжар Каримбеков.

Осенью 2018 года начинающий бизнесмен, оставшись без средств, но с идеей, привлек инвестиции. Это было $90 тыс. Сменил помещение, сделал отличный ремонт на новой площадке в 240 кв. м. Туда же завез простаивающее оборудование, так как решил использовать его для очистки овощей, и предложить их предприятиям общепита. 26 февраля был произведен официальный запуск нового для страны завода. 

«Сейчас есть постоянные заказчики очищенных овощей в вакуумной упаковке. Хотя сначала люди настороженно относились к предложению и доказывали, что дешевле покупать, к примеру, картофель на рынке за 70 тенге, чем наш, чищеный, за 130. Они не учитывали, что получают много отходов и содержат в штате работников, которые заняты на чистке. Мы получили 400 отказов, прежде чем подписали полтора десятка контрактов», – говорит Санжар Каримбеков. 

ТОО работает не в полную мощность, но ежемесячный оборот вырос и составляет более 3 млн тенге. В планах – открыть аналогичные предприятия в Алматы и России. Отработанную схему компактной и незатратной бизнес-модели, нацеленной на сотрудничество с общепитом, бизнесмен готов предложить для франшизы.

banner_wsj.gif

266 просмотров

Бизнес гибкий, как лапша

Три принципа, от которых основатель сети ресторанов быстрого питания Lanzhou Гульбану Майгарина отказалась по запросу рынка

Фото: Turar Rakhimberlin / Twitter

Казахстанский бренд Lanzhou запустил свой десятый ресторан быстрого питания. Lanzhou работает в формате лапшичных. Формат стал популярным за счет идеи, которая лежит в основе бизнеса, – предлагать свежую еду, которая выходит дешевле для клиента, чем если бы он самостоятельно готовил ее дома. Главное блюдо сети – ланьчжоуская лапша. Ее рецепт и саму идею открыть лапшичную Гульбану Майгарина, основатель сети, привезла из Китая.

Когда Гульбану Майгарина открывала бизнес (первый ресторан появился в 2018 году), она решила всегда следовать трем основным принципам: нет – замороженным продуктам и вредной еде, нет – доставке, нет – изменениям в рецепте – только прозрачный бульон, белая редька, перец чили, кинза и лапша. Однако Майгарина призналась, что по мере роста популярности и расширения бизнеса ей пришлось изменить своим принципам.

Почему Lanzhou занялся доставкой еды

Принципиальную позицию по вопросам доставки пошатнул кризис, вызванный карантином. Когда ввели ограничения на передвижения, было непонятно, как долго продлится пауза в работе.

«Я считала, что доставка для нас – это недопустимый сервис. Наш продукт вкусный, пока свежий и горячий», – говорит Гульбану Майгарина. Но сохранить персонал можно было, лишь организовав доставку еды клиентам домой. 

Первым партнером Lanzhou стал сервис доставки Glovo. Сотрудничество с ним помогло удержать бизнес на уровне окупаемости, хотя обороты упали в пять раз.

«Аудитория дает однозначную оценку: в ресторане еда вкуснее. С другой стороны, клиенты голосуют и за доставку: сейчас доставка генерирует 20% заказов. Значит, будем работать в этом направлении – договариваться с другими доставщиками и улучшать сервис», – говорит Майгарина.

Еще один вариант работы с дистанционными клиентами – организация обедов в офисах крупных компаний. Для организации этой услуги Lanzhou ищет рестораны-партнеры, чтобы обеспечить разнообразие меню.

«Если доставлять в офисы одну и ту же еду, людям надоест через три дня», – объясняет Майгарина. Допустить радикального пересмотра собственного меню Lanzhou не может. «Мы должны делать только то, что позволяет нам укладываться в дедлайн отдачи блюд. Дополнительная нагрузка на кухню снизит скорость приготовления, нам это невыгодно», – объясняет собеседница. 

Почему пришлось готовить картофель фри

Гульбану Майгарина признается, что два года сопротивлялась появлению в ресторане пиццы и фаст-фуда, точнее, картофеля фри, который готовится из замороженного картофеля.

Но просьбы клиентов, которые приходят в Lanzhou с детьми, возымели действие. Сначала рестораны стали предлагать три вида пиццы. А недавно Майгарина согласилась добавить в меню картофель фри. 

Рецепт можно изменить в зависимости от географии

Всего через полгода после открытия первого ресторана Lanzhou поступил запрос на покупку франшизы. Компания разработала франшизу, по которой работают уже четыре ресторана в Казахстане: в Нур-Султане, Усть-Каменогорске, Таразе и Атырау. После снятия ограничений, связанных с карантином, ожидается подписание договоров франшизы с шестью российскими ресторанными сетями, каждая из которых включает в себя от 6 до 35 заведений.

Формат франшизы подразумевает точное воссоздание образцовой модели. Однако по мере появления франшиз в разных городах Казахстана и открытия собственного заведения в России пришлось изменять «образцовый» рецепт лапши. Например, джусай, обязательный ингредиент лапши, не любят в Усть-Каменогорске и Атырау. Поэтому в этих городах данную приправу в ресторанах Lanzhou не используют.

Российские рестораторы, обсуждая покупку франшизы, оговаривают использование красного жгучего перца. В этой стране мало любителей острой еды, поэтому перец чили там собираются заменять неострым болгарским.

«В таких случаях нам важно сохранять общие принципы: скорость приготовления каждого блюда, его качество и вкус», – говорит Гульбану Майгарина.

После ослабления карантина рестораны Lanzhou восстановили уровень посещаемости за неделю. В среднем каждый ресторан сети обслуживает 1000 клиентов в день и продает 900 порций лапши, 450 порций лагмана и 600–700 штук мант. Средний чек – 1400 тенге, но можно пообедать и за 750 тенге.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg