Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1203 просмотра

Как заработать на фастфуде в Казахстане

История из Павлодара

Автор: Africa Studio

Как 24-летний предприниматель, не имея в кармане денег, шел к реализации проекта стоимостью в десятки миллионов тенге и почему на первоначальном этапе бизнес оказался провальным, выяснил «Курсив».

В ожидании старта

На днях в пригороде Павлодара заработает цех по производству картофеля фри. На начальном этапе здесь планируют выпускать три тонны в смену. Это не максимальный показатель: объем можно наращивать при увеличении клиентской базы, чего здесь и ожидают. По подсчетам инициатора проекта Санжара Каримбекова, только столица ежедневно потребляет 35 тонн картофеля фри. Парадокс в том, что при такой потребности кафе, донерные и закусочные вынуждены приобретать заграничный продукт. Самостоятельно его готовят лишь единицы. В стране эта ниша до сих пор не освоена. 

«Были попытки, конечно. Самое главное, чего добились владельцы одного из предприятий, – нашли в Павлодаре мастеров, которые изготовили классную линию по производству картофеля фри – от очистки и прожарки до заморозки. Но что-то у них пошло не так: цех прекратил работу, и оборудование мы купили, погасив их долги», – рассказал Санжар Каримбеков «Курсиву».

Аналогичная техника в Европе или России стоит 120 млн. Линия обошлась прежним владельцам в 65 млн тенге, нынешним – в 31 млн. Все это средства инвестора, которого проект заинтересовал.

Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным: крестьянское хозяйство под Алматы в этом году высадило необходимый для производства сорт картофеля с содержанием крахмала выше 15%. Это свойство придает хруст жареной картошке, чего невозможно добиться, используя обычные сорта. Аграрии произвели высадку в тестовом порядке, ориентируясь на другое предприятие по выпуску фри. Крупный завод должен был заработать на юге Казахстана в 2018 году, но этого пока не случилось.

«Мы планировали купить партию корнеплодов в Беларуси, так как в Казахстане картофель низкокрахмалистый. Но случайно я увидел в новостях про этот эксперимент крестьян. А они искали нас. Так звезды и сошлись. Если все пойдет хорошо в будущем, для крестьян откроется новый сегмент сбыта», – рассказал Санжар Каримбеков.

Пока павлодарский цех будет работать на столицу. В планах – расширение географии производства.

От мечты до реальности 

К открытию именно такого предприятия Санжар Каримбеков шел не один год. Ему 24 года, семь лет из них он занимался предпринимательством. Правда, первые попытки почти всегда завершались провалом, несмотря на кажущуюся перспективность. 

«Это было время проб и ошибок, период взлетов и безденежья, когда не хватало даже на проезд. Теперь-то знаю, что в выборе партнеров необходимо делать ставку на деловые качества человека, а не на дружеские отношения. Еще я понял, что для развития необходимо привлекать инвестиции, а не переживать, что придется делиться прибылью», – говорит бизнесмен.

Еще обучаясь в столичном колледже, Санжар Каримбеков занялся изготовлением сэндвичей на домашней кухне. Начиная с 75 штук в день, довел за несколько лет объем до 1,2 тыс. Готовил их сам вместе с помощниками в арендуемом помещении. Продажи росли, однако всю прибыль пришлось вкладывать в дело. В результате остался с долгами, которые пришлось закрывать, подрабатывая таксистом. Пытался заняться реализацией колбасных изделий – и снова неудачно.

Переломный момент

«Работая в донерной, всегда мечтал, чтобы кто-то привозил нам готовый картофель фри. Дело в том, что чистка, обжарка отнимают много времени и сил. Мы, к примеру, чистили по 200 килограммов. Вот и пришла идея занять эту нишу. После всех провалов и неудач в 2017 году мы со знакомым сняли в столице первое помещение под изготовление фри, приобрели, как нам казалось, подходящее оборудование на 500 тыс. тенге. И приготовились собирать прибыль. Но не тут-то было!» – рассказывает молодой человек.

Из техники на тот момент были машинка для нарезки картофеля и фритюрница. Но в секрете приготовления казалось бы простого продукта начинающие предприниматели разобраться не смогли. Продукт разваливался, не хрустел и выглядел непрезентабельно. В декабре 2017 года пришлось констатировать: это очередной провал. Партнеры решили сменить оборудование – и снова не то. Отлаживая технологию, за полгода перевели четыре тонны картофеля. Но продукт не пользовался успехом у потенциальных покупателей. В мае 2018 года эксперименты прекратились.

«Этот момент стал переломным в моей философии бизнеса. Я отправился на курсы предпринимательства, изучил метод организации «кайдзен». И самое главное – занялся формированием компетентной команды. Люди предложили услуги и консультации за вход в долю, появился ментор. В итоге я обратил этот самый жестокий на тот момент урок в первый успех», – отметил Санжар Каримбеков.

Осенью 2018 года начинающий бизнесмен, оставшись без средств, но с идеей, привлек инвестиции. Это было $90 тыс. Сменил помещение, сделал отличный ремонт на новой площадке в 240 кв. м. Туда же завез простаивающее оборудование, так как решил использовать его для очистки овощей, и предложить их предприятиям общепита. 26 февраля был произведен официальный запуск нового для страны завода. 

«Сейчас есть постоянные заказчики очищенных овощей в вакуумной упаковке. Хотя сначала люди настороженно относились к предложению и доказывали, что дешевле покупать, к примеру, картофель на рынке за 70 тенге, чем наш, чищеный, за 130. Они не учитывали, что получают много отходов и содержат в штате работников, которые заняты на чистке. Мы получили 400 отказов, прежде чем подписали полтора десятка контрактов», – говорит Санжар Каримбеков. 

ТОО работает не в полную мощность, но ежемесячный оборот вырос и составляет более 3 млн тенге. В планах – открыть аналогичные предприятия в Алматы и России. Отработанную схему компактной и незатратной бизнес-модели, нацеленной на сотрудничество с общепитом, бизнесмен готов предложить для франшизы.


622 просмотра

Казахстанские ремесленники засматриваются на опыт узбекских коллег

Поможет ли он им

Фото: Shutterstock

Пока местные власти Мангистауской области ставят перед собой задачу создать из Актау «казахстанскую Анталию» и к 2025 году увеличить обслуживание туристов до 700 тысяч человек в год, приезжающие на Каспийское побережье в память об отдыхе увозят с собой сувениры Made in China. С какими проблемами сталкиваются казахстанские ремесленники и как обстоят дела в сопредельных государствах, выяснял «Курсив».

Казахстан

Не секрет, что Мангистауская область имеет огромные возможности для привлечения туристов из разных стран. Немало в Мангистауской области умельцев, которые занимаются изготовлением изделий в национальном стиле из войлока, сувениров из ракушек и художественных миниатюр на камушках с Каспийского побережья. Но проблема в том, что продавать свою продукцию мастерам негде. Прилавки торговых центров завалены дешевыми сувенирами из Китая. В регионе нет ни одного центра ремесел, куда могли бы прийти туристы, посмотреть, как создается та или иная уникальная вещь в казахском национальном стиле, приобрести ее, пройти мас­тер-класс по ее изготовлению. 

«Это миллионы тенге, которые могли бы зарабатывать и область, и страна. Но их нет, и они не появятся, если не оказать поддержку ремесленникам», – отметила в комментариях «Курсиву» соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области» Диана Ботаева. 

В Мангистауской области проживают всего четыре женщины (во всем Казахстане их чуть больше десятка), которые могут изготавливать казахские юрты от начала до конца по древним технологиям. Одна из них – Ауес Сагинаева. Она возглавляет Ассоциацию ремесленников Мангыстауской области и вот уже два года бьется с местными властями за помещение, где можно было бы создать центр ремесел. 

«Сейчас те мастера, что живут и работают в Мангистау, не могут выйти на рынок в масштабах области или города, так как изготавливают свои изделия в квартирах или подсобных помещениях. Иностранные туристы просят отвезти их в центр, где они могли бы приобрести национальные сувениры, но у нас такого нет», – рассказывает Ауес Сагинаева, отмечая, что для реализации своих изделий у местных мастеров есть редкие возможности – во время ярмарок и выставок. 

По мнению г-жи Сагинаевой, у ремесленников должно быть одно постоянное место для работы и презентации их продукции. 

В свою очередь Диана Ботаева отмечает, что ремесленники нуждаются в господдержке на всех уровнях, а не только на местном. 

«В прошлом году обращались к акиму города о необходимости содействия в поиске места. Нам ответили, что подходящего здания в черте города нет. Вопрос был поднят и на одной из встреч с акимом области. Но у нас только любят кричать о традициях.Сейчас рынок нашей страны перенасыщен китайской сувенирной продукцией, изделиями из Кыргызстана и Узбекистана. В некоторых странах смогли принять программы по поддержке национальных ремесел, у нас пока этого нет», – говорит соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области». 

Узбекистан 

У южного соседа РК с поддержкой ремесленников дела обстоят гораздо лучше. В Узбекистане, как, впрочем, и в Казахстане, существует Республиканская ассоциация ремесленников «Хунарманд», число ее членов превысило уже 30 тыс. 

Как отмечает пресс-секретарь ассоциации Нилуфар Хотамова, указом президента «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников» им предоставлены беспрецедентные льготы и преференции, всего их около 40. 

«Они освобождены от налогов на доходы, получаемые от реализации изделий. Кроме того, при аренде объектов госсобственности ремесленники платят только 50% от установленной ставки, также им предоставляются в аренду места в исторических и культурных объектах по всей стране, где они свободно могут продавать свою продукцию», – сказала в комментариях «Курсиву» Нилуфар Хотамова. 

Рекламировать свою продукцию узбекистанские ремесленники могут по льготным расценкам, экспортировать напрямую, за иностранную валюту, а выручка от продажи продукции в рамках участия в зарубежных выставках в Узбекистане не считается экспортной выручкой и не облагается налогом. В крупных исторических городах этой страны созданы центры ремесленничества, где располагаются магазины и мастерские, – здесь можно посмотреть, как изготавливаются изделия, принять участие в мастер-классах и приобрести понравившиеся работы. 

«Что касается продукции из Китая, то она не конкурент местной продукции. Такие товары в основном доминируют лишь в сегменте религиозных сувениров, например четки, коврики», – добавила Нилуфар Хотамова.

Кыргызстан 

После развала СССР ремесленники оказались невостребованными. Кое-какие предприятия все же появились, самые крупные из них работают исключительно по заказам Европы. Но в большинстве своем мастера изготовляют национальные изделия в основном на дому. 

«Льгот никаких для них нет, запад перестал давать гранты на ремесленничество. Сейчас наблюдается некоторое затишье, меньше стало как самих ремесленников, так и их продукции», – рассказала «Курсиву» руководитель ОО «Кыргызское наследие и союз ремесленников» Алмажан Мамбетова.

По ее мнению, главными причинами такой ситуации стало повышение цен на сырье, высокая стоимость аренды мастерских и отсутствие поддержки от государства. 

«Шерсть очень дорогая. Практически все сырье мы экспортируем в Китай. Собственного производства шелка в стране нет. Ремесленникам нужны мастерские, а они многим не по карману. В Бишкеке, к примеру, аренда 1 кв. м такого помещения стоит от 300 сомов, что эквивалентно 1700 тенге. Это очень дорого для нас», – отметила Алмажан Мамбетова. 

Также, по ее словам, ремесленникам нужны договоры с соседними странами, от которых они получают сырье, для того чтобы для них оно было дешевле в разы.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций