Перейти к основному содержанию

1975 просмотров

Как в Казахстане открыть бизнес без офиса и инвестиций

Екатерина Тамбовцева рассказала «Курсиву», как занять виртуальную нишу

Фото: Shutterstock

Можно ли запустить бизнес с нуля и, не имея офиса, добиться от клиента среднего чека в 150 тысяч рублей? Еще несколько лет назад наша бывшая соотечественница, а теперь россиянка Екатерина Тамбовцева, ответила бы на эти вопросы отрицательно. Но сегодня она уверена: все возможно, если занимаешься интернет-маркетингом.

Малый бизнес в тренде

Раньше Екатерина Тамбовцева жила в восточно-казахстанском Зыряновске (ныне Алтай). Работала журналистом и параллельно занималась предпринимательской деятельностью. Открыла в моногороде детскую комиссионку, организовала работу интернет-магазина. Год назад вместе с семьей переехала в российский Междуреченск, устроилась по специальности в газету, но заработок в 30 тыс. рублей не устраивал.

«Записалась на бизнес-курсы, которые стоили 33 тыс. рублей. В рамках занятий мне предложили проанализировать, что умею и люблю делать и за что люди готовы платить. Узнав о моем умении писать тексты, помогать людям и находить информацию, тренер посоветовал обратить внимание на маркетинг в социальных сетях», – рассказывает «Курсиву» Екатерина. 

Присмотревшись к интернет-сообществу Междуреченска, она поняла, что бизнес, особенно малый, активно использует возможности соцсетей. Даже у небольших магазинов и отделов есть аккаунты, которые стали площадкой для продаж. Но бизнесменам некогда лично заниматься наполнением страниц.

«Само направление показалось интересным, но пугало слово «маркетинг». Да, в Казахстане, запуская комиссионку, пользовалась интернетом для рекламы, вела свои аккаунты, но делала это по наитию, не вдаваясь в маркетинговые нюансы, не думая о целевой аудитории, о том, что тексты нужно адаптировать под покупателя. Пугала и конкуренция. Впрочем, прямо на курсах я и нашла своих первых заказчиков», – говорит предпринимательница.

Аккаунт для маникюрши

Развеять страхи и убедиться, что новое дело будет перспективным, помогло участие в конференции интернет-маркетологов и SMM-специалистов сибирского региона России. На встрече Екатерина познакомилась с руководителями digital-агентств с бюджетом от полумиллиона рублей.

«На конференции увидела идеальную картину мира. Одна девушка открыла агентство, в котором все сотрудники работают удаленно. Средний чек в месяц от клиента – 150 тыс. рублей. У SMM-услуг высокая маржинальность. Для организации бизнеса не нужны инвестиции, только ноутбук, выход в интернет и умение собрать команду», – делится Екатерина.

После она записалась на курсы, в рамках которых узнала, как правильно продвигать аккаунты, писать тексты в соцсетях и «ловить» пользователей в воронку продаж. В частном порядке взяла мастер-класс у одного из SMM-специалистов. Все обучение, вместе с первыми бизнес-курсами, обошлось более чем в 80 тыс. рублей.

Сегодня в числе клиентов собственного digital-агентства Екатерины как небольшие ИП, так и крупные салоны красоты, туристическое агентство, сеть ювелирных магазинов. За ведение одной страницы в соцсетях они платят 10 тыс. рублей в месяц. Это средняя цена по России. Кроме того, заказчикам предлагают услуги профессионального web-дизайнера и таргетолога, разрабатывающего стратегию точечной рекламы.

Екатерина рассказывает, что в Междуреченске, как и в целом в России, активно идут продажи именно в интернете, поэтому даже маникюрши, парикмахеры и владельцы цветочных отделов считают правильным платить за профессиональное продвижение аккаунтов.

Как открыть свое маленькое СМИ

По словам предпринимательницы, интернет позволяет ее клиентам зарабатывать не только на прямых продажах, но и на своей популярности. Одна из заказчиц – парикмахер-стилист – после цикла публикаций о своих работах организовала мастер-класс для начинающих парикмахеров.
Похожие курсы открыла и сама Екатерина – учит женщин, работающих в сетевом маркетинге, вести и продвигать свои страницы в соцсетях.

«Сейчас крупные компании заключают миллионные контракты на маркетинг в социальных сетях и таргетированную рекламу. По сути аккаунт – свое маленькое СМИ, одновременно и газета, и телеканал. Некоторые фирмы уже забирают бюджет с ТВ и радио и вкладывают все деньги в продвижение товара в соцсетях», – поясняет хозяйка агентства.

По ее мнению, огромный плюс онлайн-бизнеса в отсутствии территориальных ограничений. Даже находясь в небольших городах, можно работать с клиентами из мегаполисов и других стран.

Екатерина считает, что в Казахстане ниша SMM пока занята не полностью, Если крупные компании активно пользуются цифровыми возможностями, то малому бизнесу только предстоит обратиться за помощью к профессионалам.

3169 просмотров

Как ливанец зарабатывает на кукурузе в Караганде

Особенность его продукции заключается в том, что в каждой упаковке есть небольшой подарок-сюрприз

Фото: Andrii Iemelianenko

У братьев Джафар казахстанское предприятие – не первое по счету. Сладкий бизнес они начали развивать сначала в родном Ливане, а затем стали завоевывать рынок Болгарии. Там в 1998 году они открыли первое крупное производство по выпуску кукурузных палочек, которые стали пользоваться активным спросом у местного населения.

В Украине их бизнес стартовал в 2003 году. На белорусский рынок братья вышли в 2007 году. А в 2013-м познакомились с казахстанскими предпринимателями, один из которых пригласил ливанских бизнесменов попробовать организовать аналогичное производство и в РК. 

«Я работал с братом в Беларуси и познакомился там с предпринимателем из Караганды. Ему понравилась наша идея и продукция. Он нам сказал, что в Казахстане такой продукции с сюрпризами нет. И мы решили попробовать свои силы здесь», – рассказал предприниматель Рафат Джафар Шафик.

В первую очередь бизнесмен стал искать удобное место расположения для своего будущего предприятия. Побывал в Алматы и Нур-Султане, но его выбор пал на Караганду, так как там оказалась самая удобная транспортная развязка.

«В Караганде нам удалось познакомиться и подружиться с владельцем здания и складских помещений, в которых сейчас располагается наше производство. Мы договорились с ним об аренде помещений общей площадью более 2 тыс. кв. м за 2 млн тенге», – отметил Рафат Джафар Шафик.

Чтобы запустить свое производство, предприниматель вложил в него более 270 тыс. евро. Изначально он занимался только упаковкой продукции других производителей. Однако с самого начала преследовал цель наладить полный цикл производства – от изготовления самих кукурузных палочек, разработки оригинальной упаковки и закупа качественных игрушек до упаковки готовой продукции. Кроме этого, он хотел выпускать продукт более высокого качества, чем местный. 

«Поначалу не все шло гладко. К примеру, был сильный скачок курса доллара, который не давал мне сориентироваться, по какой цене продавать товар. В июне 2015 года доллар стоил 185 тенге, а когда я приехал в сентябре, он уже стоил 270 тенге. И оборудование, и сырье, которые я хотел купить в Италии и Китае, были привязаны к доллару. Поэтому на первых порах я потерял около $180–200 тыс. Но любой бизнес в самом начале терпит убытки. Мы просто знали, что сможем наверстать все, потому что людям нравился наш товар», – говорит собеседник.

Оборудование для своего цеха бизнесмен закупал в разных странах. Часть привез из Болгарии, купив у своего брата. К примеру, производственная линия по выпуску кукурузных палочек стоила $100 тыс. Еще четыре автоматических упаковочных станка он приобрел также в пределах $100 тыс. в Болгарии и Беларуси. Они были не новыми, но в отличном состоянии. Также ему понадобились два станка для пайки подарочных яиц, полуавтоматическая установка фасовки кукурузных палочек и 10 паяльных устройств для упаковки. 

Освоить рынок

Первые три года предприятие работало лишь на покрытие своих расходов и осваивалось в Казахстане. В плюс бизнес вышел только в 2018 году, и предприниматель сразу же стал думать о расширении ассортимента продукции и увеличении оборотов. За кредитом он обратился в АО «Сбербанк», а для получения субсидий по частичному возмещению процентной ставки за кредит и бесплатной гарантии – в Фонд развития предпринимательства «Даму», так как для выдачи полной суммы займа ему не хватало залогов. К гражданину иностранного государства фонд долго присматривался.

«Я представил в качестве гарантии движимое имущество: машины, оборудование и т. д. Фонд понять можно, так как я иностранец, они должны проверить все. Я благодарен им за оказанное доверие и получение 10 млн тенге. Эти деньги я должен вернуть за полгода под 8%. Для нас эта сумма небольшая. Но очень нужная. Мы можем отдать ее за месяц», – рассказал г-н Рафат Джафар Шафик.

Сейчас его предприятие выпускает в среднем около двух тонн кукурузных палочек в день. Более 40% продукции уходит на экспорт в Россию. На внутренний рынок Казахстана идет остальная часть. В основном, крупными заказчиками являются города Алматы и Нур-Султан. К сожалению, в крупных супермаркетах Караганды продукцию бизнесмена не встретишь. Ее можно купить на оптовых рынках и в небольших магазинчиках. Предприниматель связывает это с конкуренцией и большими деньгами, которые у него просят владельцы супермаркетов для того, чтобы поставить товар на свои полки.

«Мы думаем, что в будущем наша продукция появится на полках супермаркетов. Пока это проблематично, так как, чтобы реализовывать поставки в крупные супермаркеты, нам нужно отдавать большие деньги. А мы работаем, в основном, с оптовыми дистрибьютерами, поэтому заказы у нас есть всегда. В основном, российские покупатели делают крупные заказы. В планах у нас расширить границы и экспортировать товар в Узбекистан и Кыргызстан», – признался г-н Рафат Джафар Шафик.

На его производстве для выпуска кукурузных палочек используют только казахстанское сырье. Бизнесмен отметил, что закупает кукурузную крупу, масло и сахар в Караганде, а упаковочные материалы – в Алматы. На его производстве трудится исключительно местное население. Всего в цехах работают 45 человек. Средняя заработная плата сотрудников составляет 100 тыс. тенге. 

Наполеоновские планы

На сегодняшний день карагандинское предприятие расширяет линейку своей продукции. К Новому году компания намерена увеличить объемы поставок уже имеющихся видов продукции и наладить производство новинки – подарочных наборов в виде чупа-чупсов. Данный продукт сейчас проходит стадию получения сертификата соответствия. 

«Пока планировать конкретные объемы производства сложно: в основном, это ручной труд. Поэтому сначала нужно обучить этому людей. Но, думаем, перед Новым годом данный продукт будет пользоваться еще большим спросом», – добавил г-н Рафат Джафар Шафик.

В будущем бизнесмен намерен увеличить площадь своего производства за счет строительства собственного завода, которое он планирует начать в течение трех лет. После запуска завода могут появиться дополнительные рабочие места для местных жителей.

«Сейчас дела у нас идут хорошо. Мы на втором месте по продажам после предприятия моего брата в Болгарии. На третьем месте производство в Беларуси и на четвертом – в Украине. Надеемся завоевать и казахстанцев», – резюмировал предприниматель.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций