Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1759 просмотров

Как в Казахстане открыть бизнес без офиса и инвестиций

Екатерина Тамбовцева рассказала «Курсиву», как занять виртуальную нишу

Фото: Shutterstock

Можно ли запустить бизнес с нуля и, не имея офиса, добиться от клиента среднего чека в 150 тысяч рублей? Еще несколько лет назад наша бывшая соотечественница, а теперь россиянка Екатерина Тамбовцева, ответила бы на эти вопросы отрицательно. Но сегодня она уверена: все возможно, если занимаешься интернет-маркетингом.

Малый бизнес в тренде

Раньше Екатерина Тамбовцева жила в восточно-казахстанском Зыряновске (ныне Алтай). Работала журналистом и параллельно занималась предпринимательской деятельностью. Открыла в моногороде детскую комиссионку, организовала работу интернет-магазина. Год назад вместе с семьей переехала в российский Междуреченск, устроилась по специальности в газету, но заработок в 30 тыс. рублей не устраивал.

«Записалась на бизнес-курсы, которые стоили 33 тыс. рублей. В рамках занятий мне предложили проанализировать, что умею и люблю делать и за что люди готовы платить. Узнав о моем умении писать тексты, помогать людям и находить информацию, тренер посоветовал обратить внимание на маркетинг в социальных сетях», – рассказывает «Курсиву» Екатерина. 

Присмотревшись к интернет-сообществу Междуреченска, она поняла, что бизнес, особенно малый, активно использует возможности соцсетей. Даже у небольших магазинов и отделов есть аккаунты, которые стали площадкой для продаж. Но бизнесменам некогда лично заниматься наполнением страниц.

«Само направление показалось интересным, но пугало слово «маркетинг». Да, в Казахстане, запуская комиссионку, пользовалась интернетом для рекламы, вела свои аккаунты, но делала это по наитию, не вдаваясь в маркетинговые нюансы, не думая о целевой аудитории, о том, что тексты нужно адаптировать под покупателя. Пугала и конкуренция. Впрочем, прямо на курсах я и нашла своих первых заказчиков», – говорит предпринимательница.

Аккаунт для маникюрши

Развеять страхи и убедиться, что новое дело будет перспективным, помогло участие в конференции интернет-маркетологов и SMM-специалистов сибирского региона России. На встрече Екатерина познакомилась с руководителями digital-агентств с бюджетом от полумиллиона рублей.

«На конференции увидела идеальную картину мира. Одна девушка открыла агентство, в котором все сотрудники работают удаленно. Средний чек в месяц от клиента – 150 тыс. рублей. У SMM-услуг высокая маржинальность. Для организации бизнеса не нужны инвестиции, только ноутбук, выход в интернет и умение собрать команду», – делится Екатерина.

После она записалась на курсы, в рамках которых узнала, как правильно продвигать аккаунты, писать тексты в соцсетях и «ловить» пользователей в воронку продаж. В частном порядке взяла мастер-класс у одного из SMM-специалистов. Все обучение, вместе с первыми бизнес-курсами, обошлось более чем в 80 тыс. рублей.

Сегодня в числе клиентов собственного digital-агентства Екатерины как небольшие ИП, так и крупные салоны красоты, туристическое агентство, сеть ювелирных магазинов. За ведение одной страницы в соцсетях они платят 10 тыс. рублей в месяц. Это средняя цена по России. Кроме того, заказчикам предлагают услуги профессионального web-дизайнера и таргетолога, разрабатывающего стратегию точечной рекламы.

Екатерина рассказывает, что в Междуреченске, как и в целом в России, активно идут продажи именно в интернете, поэтому даже маникюрши, парикмахеры и владельцы цветочных отделов считают правильным платить за профессиональное продвижение аккаунтов.

Как открыть свое маленькое СМИ

По словам предпринимательницы, интернет позволяет ее клиентам зарабатывать не только на прямых продажах, но и на своей популярности. Одна из заказчиц – парикмахер-стилист – после цикла публикаций о своих работах организовала мастер-класс для начинающих парикмахеров.
Похожие курсы открыла и сама Екатерина – учит женщин, работающих в сетевом маркетинге, вести и продвигать свои страницы в соцсетях.

«Сейчас крупные компании заключают миллионные контракты на маркетинг в социальных сетях и таргетированную рекламу. По сути аккаунт – свое маленькое СМИ, одновременно и газета, и телеканал. Некоторые фирмы уже забирают бюджет с ТВ и радио и вкладывают все деньги в продвижение товара в соцсетях», – поясняет хозяйка агентства.

По ее мнению, огромный плюс онлайн-бизнеса в отсутствии территориальных ограничений. Даже находясь в небольших городах, можно работать с клиентами из мегаполисов и других стран.

Екатерина считает, что в Казахстане ниша SMM пока занята не полностью, Если крупные компании активно пользуются цифровыми возможностями, то малому бизнесу только предстоит обратиться за помощью к профессионалам.


1054 просмотра

Как возглавить успешное крестьянское хозяйство в Казахстане

И пережить банкротство

Фото: I am a Stranger

Крупнейшее в Байзакском районе Жамбылской области крестьянское хозяйство «Бірлік» сегодня обрабатывает 120 га земли, на которых произрастают лук, свекла и люцерна. Глава КХ Николай Рахметилдаев поднял свой бизнес после неудач, падений и банкротства.

Трудное начало

Инженер-строитель, окончивший институт с красным дипломом, бывший ленинский стипендиат Николай Рахметилдаев занялся растениеводством перед распадом СССР. Причиной, по его словам, стал развал торгово-экономических связей, приведший к упадку строительной отрасли.

«Стройка остановилась, мы не знали, как дальше жить. Во время массовой приватизации людям раздали земельные паи, но их не все обрабатывали: были проблемы с ГСМ, семенами, техникой. Но даже если ты вырастил и собрал урожай, не мог его продать, потому что еще не были налажены новые рынки сбыта, а старые заготконторы перестали существовать», – рассказывает «Курсиву» Николай Рахметилдаев. 

На этом, начальном, этапе его поддержали братья, которые предложили заняться земледелием. На своей земле и паях соседей – в общей сложности 120 га – начали работать. Тогда Николай Рахметилдаев и стал главой крестьянского хозяйства. 

Вниз, потом вверх

Вложив в бизнес все свои сбережения, начинающий фермер в конце 1990-х не смог их вернуть. Непогода уничтожила урожай – и он обанкротился. Даже остался без дома, который заложил в банке. Только через несколько лет инженер-строитель смог построить себе новое жилье. 

По его словам, тогда подоспела помощь государства, начавшего выделять деньги на строительство и ремонт школ. Так, разрываясь между стройкой и землей, потихоньку поднялся. Стал сажать свеклу и лук, потом брал кредиты фонда поддержки сельхозпроизводителей.

«Независимое государство сначала поддерживало производство пшеницы и животноводство. И только с 2004–2005 годов крестьянам стали хорошо помогать – погектарно субсидировали посевы практически всех культур. Начался лизинг техники, проблем с ГСМ уже не было», – продолжает глава КХ.

Все дело в культурах

До сих пор Николай Рахметилдаев, помимо своих 30 га, возделывает еще 90 га – земли 35 семей-пайщиков, которым с урожая выдает дивиденды натурпродуктом. Выращивает свеклу, лук и люцерну. Кроме того, раз в три года берет у другого КХ 100 га под люцерну и лук. Вдвоем делают севооборот – после пшеницы сажают лук и люцерну.

«Вода рядом, последние лет пять для лука мы используем капельное орошение. Раньше оно хорошо субсидировалось: видимо, государство, намереваясь показать его эффективность, стимулировало крестьян. А когда на практике люди поняли, что урожайность хорошая, субсидии сократили», – отметил фермер. 

По его словам, оборудование для капельного орошения – насос с мотором, фильтр, набор шлангов – обошлось ему в сумму свыше $5 тыс. Однако Николай Рахметилдаев говорит, что оно того стоит.

Рынком не командуем

В этом году только лука он планирует получить около 2,5–3 тыс. т с 45 га. Оптовая цена, по словам фермера, хорошая – 32 тенге за килограмм. Лук сорта «Пандора» с помощью капельного орошения он «снял» по 100 т с га, а сорта «Манас» – по 65–70 т.

«В прошлом году вообще сбывали по 13 тенге. Чуть позже цена поднялась из-за спроса на наш лук в России, Польше, Беларуси и Украине. Когда есть конкуренция – цена растет. Кто рано продал – проиграл. Если бы мы могли влиять на цену своей продукции...», – посетовал собеседник.

Проблемы с оплатой

Средний урожай свеклы – 50 т с га. В этом году в хозяйстве засеяли 30 га. Из-за прошлогодних проблем со сбытом высадили меньше.

«Байзакский район со времен СССР считался «свекольным». Раньше государство платило за гектар посева свеклы 90 тыс. тенге, а сейчас по весу – по 12 тенге за килограмм при сдаче свеклы на сахарный завод субсидирует государство. Но на самом предприятии платят всего по 8 тенге за тот же вес. Бывший директор Меркенского сахарного завода обещал, что будет закупать по 10 тенге, а новый глава предприятия отказался от слов своего предшественника. Но главное – это задержки с выплатами. Если было бы несколько сахарных заводов, то конкуренция бы нам помогла», – считает фермер.

Корм для скота

Сажать люцерну (клевер), по словам главы КХ, выгодно: за сезон ее скашивают три раза. К тому же она является прекрасным кормом и в сухом, и в сыром виде.

«В этом году мы посадили ее на 45 га. Средний урожай – по 150–200 тюков с га, на благоприятной почве можно скашивать по 250–300. Цены колеблются от 250 до 400 тенге за тюк. Выручкой закрываем расходы на закупку семян, сев и уборку, остальное продаем и оставляем для своей скотины», – поделился собеседник.

Кормильцы села

Николай Рахметилдаев утверждает, что они являются главными работодателями для жителей близлежащего села Кумжота. Постоянных работников в КХ «Бірлік» всего четверо – бригадир и поливщики. Остальные – сезонные работники.

«Люди работают всего полгода, но за это время неплохо зарабатывают. К примеру, во время сбора лука у меня тариф – 60 тенге за упаковку 30-килограммовой сетки лука. Есть те, кто в день зарабатывает до 10–12 тыс. тенге, в месяц получается до $1 тыс.», – рассказал руководитель хозяйства.

Он также считает, что для подъема села нужна поддержка государства в виде кредитов с низкими процентами, субсидиями.

«Было бы хорошо сократить пакет документов для получения кредитов, а также решить проблему с водой. Многие земли не возделываются по этим причинам. Известно, что мы зависим от Кыр­гызстана, поэтому хорошо, что сейчас дно водных артерий стали укладывать бетоном – в нашем грунте большая потеря воды. Ну а главное – землей должны владеть те, кто на ней хочет и умеет работать», – заключил глава КХ.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций