Перейти к основному содержанию


1362 просмотра

Как открыть цех по переработке овощей в Мангистауской области

История Гульжамал Бекбауовой

Фото предоставлено Индирой Дусенбаевой

Мангистауская область в силу климатических условий, дефицита и дороговизны питьевой воды не может похвастать бурным развитием сферы растениеводства. Из-за нехватки кормовой базы в регионе делают ставку на животноводство. Но находятся предприниматели, которые занимаются переработкой овощей.

Предпринимательница из села Курык Мангистауской области Гульжамал Бекбауова – единственная в регионе, кто занимается консервированием овощей. Цех открыла шесть лет назад, начинала с 200 банок в сутки. За эти годы изменился и расширился ассортимент, а также увеличилась производительность. Сейчас здесь закатывают огурцы, помидоры, баклажаны, аджику, ассорти и лечо – всего 6–7 тыс. банок в месяц. Цех был открыт по одной из госпрограмм и обошелся почти в 8 млн тенге. С кредитом бизнес­вумен уже давно расплатилась, а в прошлом году взяла еще один – на расширение производства. На каркасном мини-заводе, который планируют достроить уже этой осенью, будет выпускаться 1 тыс. банок овощных консервов в сутки. Используют здесь исключительно местные овощи. 

«Когда только начинала, подхозных хозяйств было мало в нашем районе – всего около пятнадцати. И им было выгоднее самим торговать овощами на рынке, чем сдавать продукцию мне. А теперь таких хозяйств около сорока, и они не могут продать на местных рынках всю свою продукцию, много портится. Поэтому они сдают свои овощи в наш цех. Да, подешевле, но зато в больших объемах. И мне выгодно, и им», – говорит Гульжамал Бекбауова. 

В месяц только огурцов и помидоров здесь перерабатывают около четырех тонн. Привозить их из других областей, даже если цена на них будет ниже существующей, невыгодно, считает предпринимательница. 

«На транспортировку мы затратим гораздо больше. Я не считаю, что консервировать местные овощи и фрукты – невыгодно. Просто я первая стала заниматься этим, и конкурентов в области у меня пока нет», – рассуждает предпринимательница.

Запасов продукции, как она уверяет, после нового года на складе уже не остается. Все продают на рынках и ярмарках. В планах – открыть постоянные лавки в Актау и Жанаозене. В среднем двухлитровая банка консервированных огурцов и помидоров из села Курык стоит 400–500 тенге. Себестоимость ее в два раза ниже. 

«На привозные консервированные овощи цена почти такая же, но неизвестно, как долго и где они хранились. Цена на нашу продукцию – экономически оправдана. Того дохода, который мы получаем, хватает и на зарплату сотрудникам, и на коммунальные расходы, и на вложения в бизнес», – рассказывает Гульжамал Бекбауова. 

Местное – не значит лучшее

А молодые предприниматели Кадырбек Кобланов и Чингис Калелов, которые всего месяц назад открыли в Актау пока первое и единственное в регионе предприятие по нарезке и вакуумной упаковке овощей, уверены, что на местной продукции работать никогда не будут. Бизнесмены предпочитают корнеплоды из Беларуси и России. 

«Мы заказываем вагонами. Даже с учетом транспортных расходов получается дешевле. Более того, по вкусу и качеству местные овощи, выращенные на песках Мангистау, сильно уступают тому же картофелю, который был выращен на черноземе», – считает Чингис Калелов. 

За первый месяц работы нового цеха уже было переработано и упаковано 25 тонн овощей, продукция разлетелась быстро. Сейчас ассортимент предприятия насчитывает 14 наименований. Это четыре сорта картофеля, морковь, капуста, свекла, лук и чеснок, а также готовые наборы для борща. 

«Наши покупатели – это рестораны, кафе быстрого питания, мы заключили договоры и с крупными торговыми центрами. Здесь клиенты – в основном те, кто хочет сэкономить время на приготовлении еды», – объясняет предприниматель. 

Одна вакуумная упаковка овощей весит в среднем 500 гр, а ее конечная цена 220–260 тенге. При этом себестоимость готовой продукции ниже цены реализации почти в два раза. К примеру, сейчас в Актау цена за 1 кг картофеля на рынке достигает 190–220 тенге. 

«Многие считают, что это невыгодно, ведь дешевле по логике купить обычный картофель. Но, когда вы принесете этот килограмм домой, вы несколько подпорченных картофелин выбросите, почистите его, в итоге вес составит около 650 гр. А тут у потребителя уже почищенный, отборный картофель, который нужно просто приготовить, не тратя времени на чистку и резку», – говорит Чингис Калелов. 

Чистка и рубка овощей производится по немецкой технологии, при этом ручной труд здесь исключен. Все оборудование бизнесмены приобретали на собственные средства. Обошлось оно в 3 млн тенге. 

«Пока дохода мы не увидели, так как работаем всего месяц, но бизнес этот очень прибыльный. Тем более конкурентов у нас нет», – утверждает бизнесмен. Уже осенью предприниматели планируют покорять рынки Алматы – здесь также будет открыт цех. 

Сыры на дорогом молоке 

Третий год жительница Актау Индира Дусенбаева занимается сыроварением. Сыры изготавливает дома, но на днях выиграла грант и уже в сентябре будет работать в собственном цехе на новом оборудовании. Сейчас объемы небольшие – всего 50–80 кг в месяц, а в новом цехе планируется выпускать до 200 кг сыров. К слову, эта сыроварня станет первой в области. 

«Сейчас я делаю 15 видов сыров – это и твердые, и мягкие сорта, остатков у меня никогда не бывает, продаю их через социальные сети, также сдаю в магазин фермерских продуктов, заказывают постоянно и несколько ресторанов», – говорит Индира Дусенбаева.

В месяц она перерабатывает почти 400 л молока. Его покупает в одном из фермерских хозяйств области. За литр молока отдает летом 300, а зимой 400 тенге. 

«Молоко дорогое по сравнению с другими регионами. Когда я была на выставке в Нур-Султане, то общалась с теми, кто также занимается сыроварением, так они покупают молоко по 50–100 тенге, и естественно, у них сыры в два раза дешевле, чем мои», – отмечает бизнесвумен. 

Предпринимательница установила цену за 1 кг сыра – 5 тыс. тенге. Его изготовление стоит, в среднем, 2,5–3 тыс. тенге. 

«Себестоимость у сыров разная. Например, моцарелла и чечел много теряют в весе, а брынза, наоборот. Но я не могу работать себе в убыток, тем более на таком дорогом молоке. Что-либо конкретно сказать о прибыли можно будет после того, как я начну работать в цехе и делать большие объемы», – добавляет Индира Дусенбаева.

В планах у бизнесвумен – расширить ассортимент, например, изготавливать сыры с плесенью, а также твердый сыр из верблюжьего молока. 

Нужна конкуренция 

Заместитель руководителя областного управления предпринимательства и торговли Мухамеджан Кобеген считает, что у таких небольших предприятий, которые занимаются обработкой продукции с фермерских и подсобных хозяйств, есть будущее. 

«Растениеводство в силу разных причин у нас отстает. Поэтому, если фермеров, которые будут выращивать овощи, тепличных хозяйств, станет больше, то увеличится конкуренция, снизятся цены. Тогда появятся и предприниматели, готовые освоить нишу по переработке этой продукции. Пока, к сожалению, таких – единицы на всю область», – сказал в интервью «Курсиву» Мухамеджан Кобеген.
 


3366 просмотров

Почему американцы не будут есть сыр из актюбинского молока

Как проиграть конкуренту, потерять миллионы, но подняться и стать успешным бизнесменом

Фото: Shutterstock

Громко заявив о себе несколько лет назад, хромтауская компания «Агрофирма «Тау» на время исчезла с поля зрения. Однако сейчас предприятие не только восстановило позиции, но и пытается вытеснить российскую кисломолочную продукцию с казахстанского рынка. Как проиграть конкуренту, потерять миллионы, но подняться и стать успешным бизнесменом.

Изучить изнутри 

Экономист по образованию Мирболат Агдаутов успел поработать в одном из отечественных банков. В 2003 году судьба занесла его в крупный холдинг, где он прошел карьеру от рядового сотрудника до генерального директора. Было время и на развитие своего бизнеса – занимался оптовой реализацией сухого молока – белорусского, башкирского, киргизского. «Почему киргизское? Оно по составу белка даже лучше белорусского. Все оттого, что трава у них хорошая», – говорит предприниматель. 

Чтобы лучше освоить молочный рынок, Мирболат решил изучить процесс изнутри. А тут как раз и предложение поступило: поработать в Костанайской области. В 2012 году он, оставив бизнес и пост гендиректора, поехал в поселок Карабалык. 

«Это был новый проект развития мясного животноводства. Привезли из Австралии 3 тыс. голов КРС. К слову, сейчас их 25 тыс. Использовали передовые технологии. Была там и небольшая ферма молочного животноводства», – рассказал Мирболат Агдаутов. 
В течение двух лет он изучал это направление: помимо отечественных предприятий, перенимал опыт в Германии, Австрии, Беларуси, Украине и России. 

Начали и проиграли

В конце 2014 года Мирболат вернулся в Актобе. Заинтересовало предложение о покупке молочного завода в Хромтау (около 90 км от Актобе), построенного еще в 1992 году компанией «Казхром». В 2011 году предприятие было законсервировано. Борьба за «лакомый кусок» длилась почти год. Только вот стоило ли? 

«Мы выкупили кота в мешке. Завод три года стоял на консервации. Мы полностью поменяли коммуникации. Приведение объекта в надлежащий вид заняло несколько месяцев и потребовало десятков миллионов тенге. Если бы мы знали, что нас ждет, наверное, не купили бы», – признается Мирболат.

Помимо ремонта, требовалось и дополнительное оборудование. Вместе с другом и партнером по бизнесу Сергеем Палиевым Агдаутов вложил собственные средства – 120 млн тенге. Но и этого оказалось мало. Тогда пришлось взять в кредит через фонд «Даму» еще 85 млн тенге. 
Первая продукция из Хромтау начала поступать на полки актюбинских супермаркетов в октябре 2015 года. Кефир, варенец, снежок, сметана, творог, масло. Сырье привозили молоковозом из райцентра в Актюбинской области – это в 200 км от завода.

«Мы не рассматривали производство молока в промышленном масштабе, там нужна технология по ультрапастеризации. Такое оборудование стоит миллионы долларов. У нас имеется Pure-Pak, но срок хранения такого молока не больше трех суток. Попытались выйти на рынок, однако возврата было много», – вспоминает Мирболат. 

Против производителя играло и несоблюдение температурного режима со стороны реализаторов. Именно поэтому о выпуске молока большими партиями пришлось забыть. 

Актюбинцы благосклонно приняли продукцию отечественного производителя, но через полгода начались проблемы. Подвело устаревшее оборудование. Когда попробовали запустить предприятие на производственную мощность, механизмы стали ломаться. Перебои сказались на качестве продукции – сметана скисала, кефир получался жидким.

Лето 2016 года стало настоящим адом для молодой компании, которая не выдержала конкуренцию с региональными лидерами. Это был глубокий нокдаун – убытки исчислялись десятками миллионов тенге. Предприятие оказалось на грани закрытия.

Спасительная сметана

Но, как рассказывает Мирболат Агдаутов, взвесив все за и против, предприниматели все же остались на рынке. Но нужно было менять подход. Решение оказалось простым: сузить деятельность до одного продукта. Выбор пал на сметану. Предприниматели снова влезли в кредиты и вложили в дело 30 млн тенге. На эти деньги приобрели оборудование: емкости и упаковочные линии для сметаны. 

«Практически вся сметана к нам завозится из России. На тот момент из Кабардино-Балкарии поступало 60–80 т сметаны в неделю. Мы сделали упор на пластиковые ведра, увеличив граммаж, – поясняет собеседник «Курсива».

Если российская сметана реализовалась в «стаканчиках» массой до 500 гр, то местную предприниматели предложили потребителям покупать от 1 кг. Большим семьям выгоднее брать ведерко, чем несколько стаканчиков. Как показало время, упор на сметану и вытянул бизнес. Сейчас хромтауский завод выпускает сметану в таре от 400 гр до 10 кг.

Особенности рынка

Но упаковку поменять мало. Три месяца Сергей и Мирболат практически жили в лаборатории завода: подбирали ингредиенты, рецептуру, закваску. Все это время продукции компании на полках не было. Предприниматели решили сделать ставку на термостатную технологию. Суть ее заключается в том, что сметана заквашивается сама в термостатной комнате при температуре 45 градусов. Но зато не нужны загустители. 
По словам предпринимателей, потребовался почти год, чтобы потребитель привык к местной сметане. Многих пугала сыворотка, выделяемая на поверхности продукта. 

Позже, когда предприятие встало на ноги, на полках актюбинских магазинов снова появились кефир, творог, масло и варенец от хромтауской агрофирмы. А с прошлого года линейка продукции пополнилась йогуртами и творожной массой. Питьевая кефирная группа нашла своего потребителя не только в Актобе, но и в других городах Казахстана. 

Впрочем, выходить на экспорт предприниматели не торопятся, полагая, что проверяющие ведомства соседнего государства найдут массу причин, чтобы не допустить казахстанские продукты на полки магазинов РФ. 

На российский рынок Мирболат Агдаутов пытался пробиться год, но не вышло. 

«Защита российского бизнеса мощная. А вот у нас защиты нет никакой. Поэтому и дешевого импорта из Воронежа, Астрахани, Волгограда, Самары много. Актюбинским оптовикам легче привести из Нальчика (около 2 тыс. км от Актобе) фуры сметаны и творога», – говорит Мирболат Агдаутов. 

Американский пример

На днях он вернулся из США, где перенимал опыт зарубежных коллег. Поездка состоялась благодаря программе деловой стажировки Special American Business Internship Training Program (SABIT), которая действует с 1990 года. Ее основная цель – содействие экономической реструктуризации стран бывшего СССР. 

Тема стажировки этого года – «Переработка и упаковка молочной продукции в США». Отбор от Казахстана прошли двое: Мирболат Агдаутов из Актюбинской области и Бакыт Аркабаев из Талдыкоргана. Предприниматели побывали на тренингах в Вашингтоне, а потом поехали в «молочную столицу» США город Мэдисон. 

«Их система выверена годами: в каждом штате свои законы для фермеров. И это правильно, ведь никто лучше их самих не знает, как надо работать в сельском хозяйстве. У нас же в эту отрасль вмешиваются все», – рассуждает Мирболат. 

Отметили казахстанцы и различия между европейскими и американскими фермерами. Если в Европе 99% ферм относятся к семейным (от 60 до 400 голов скота), то в США все иначе.

«В Европе развит рынок сервиса: оказание услуг в ветеринарии, посеве и уборке кормов. В Америке многие делают все сами. В США поддерживают своего производителя. Финансируют на длительные сроки под 1% годовых. Фермеры объединяются в ассоциации и трудятся, ни на кого не надеясь. Также американцы уделяют большое внимание науке. Поэтому корова в Мэдисоне дает 15 тыс. литров молока в год, а корова в Мартуке – всего лишь 2,5 тыс. литров. Рентабельность животноводства практически нулевая. И это общемировая тенденция. Те фермеры, кто хочет «выжить», ставят перерабатывающее производство», – делится увиденным Мирболат. 

По его словам, для США характерно сыроделание: 92% «молочки» уходит в сыры, остальное – на йогурты и молоко. «Сыропригодного молока не то что в Актюбинском регионе нет, в стране его мало. Сыр, сделанный из нашего низкосортного молока, американцы есть не станут», – уверен собеседник издания. 

Для качественного молока, по мнению директора агрофирмы, нужны современные фермы. Идея с «двумя коровами» отбросит отечественное сельское хозяйство на десятки лет назад.

«Мир отходит от личного по­дворья. Коровы у нас не породистые, дают второсортное молоко, из которого не сделать нормальную сметану или сыр. Чтобы это изменить, нужно заниматься наукой. В Актобе ничего этого нет, поэтому и качество молока никудышнее», – считает бизнесмен. 

Второй момент – санитария. Если на фермах и заводах имеются соответствующие сертификаты, то частникам никто их не выдает. Соответственно, риск заболеть от молока или айрана «с рук» возрастает в разы. Да и налогов такие дельцы не платят. 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций