Перейти к основному содержанию

13595 просмотров

Как казахстанец вернулся домой из Германии и открыл бизнес

Вадим Годун нашел заброшенное здание общепита и решил создать кафе

Фото: Shutterstock

Житель поселка Луганск Павлодарской области открыл кафе, куда поесть и отдохнуть приезжают обитатели всей округи. Прожив год в Германии, Вадим Годун по семейным обстоятельствам в 2017 году вернулся на родину. Спустя время у мужчины вновь появился шанс уехать за границу, но он решил остаться дома и попытаться реализовать свою мечту – открыть свое дело.

Возвращаться к прежней работе водителем в местном акимате Вадим Годун не хотел. Продумывал разные варианты бизнеса, а тут на глаза попалось заброшенное здание общепита, которое уже 12 лет как было закрыто. 

«Его за зарослями даже сложно было увидеть.  Прикинул возможности, отдачу и решил открыть свое кафе. Тем более ни в родном селе, ни в близлежащих населенных пунктах ничего подобного нет», – говорит предприниматель.

Хлопотное это дело – кредит

Для начала выкупил здание за полтора миллиона тенге. Вся прошлая осень ушла на ремонт, приобретение оборудования. Общие затраты составили 12,5 млн тенге, из них 6,5 млн тенге – собственные средства. Остальные деньги смог получить, отучившись по программе «Бастау Бизнес». По словам спикера, за месяц учебы он освоил основные азы предпринимательства, защитил свой проект и получил кредит на 6 лет под 5% годовых. 

«Залогом стали само здание кафе и частный дом. С последним помогла родная тетя, предоставившая свое жилье», – рассказал собеседник. 

Что касается кредита, то, как рассказал предприниматель, в год он проводит три основных платежа. Первый – по процентам, это около 150 тыс. тенге в год, сумма второго, небольшого, платежа –  90 тыс. тенге и третьего, основного, – порядка 700 тыс. тенге. На оформление льготного займа ушло больше месяца напряженной работы.

«Бегал буквально с утра до вечера, собирал различные документы. Попотеть пришлось. Хлопотное это дело – кредит получить», – говорит сельский бизнесмен.

Работников, а их пять человек, набрал из местных, но поиск хорошего повара занял время. В результате в соседнем селе Богдановка нашел повара и кондитера в одном лице – Анастасию Руди. Средняя зарплата у сотрудников – 80 тыс. тенге. 

Если говорить о коммунальных затратах, то основная доля в них приходится на электричество – ведь здесь работают электроплита и кондиционер. В месяц средний счет составляет 20 тыс. тенге. Но владелец кафе считает, что посетителям должно быть комфортно. 

Основные продукты – мясо свинины и говядины – около 100 кг Вадим Годун приобретает у родителей, которые держат подворье. Так и дешевле, да и деньги в семье остаются. Яйца, молоко – деревенские. А вот мясо птицы сотрудники заведения приобретают в областном центре. 

Бизнес без компромиссов не бывает

Чтобы привлечь посетителей, в кафе готовы на любые компромиссы. Например, если собирается большая компания, а здесь 40 посадочных мест, то соглашаются приготовить блюда из мяса заказчика, а также разрешается приносить свое спиртное. 

Разработано два меню: ежедневное и банкетное. Стоимость одного большого блюда бешбармака составляет 7,5 тыс. тенге. Для сравнения: в городском кафе оно обходится в 12 тыс. тенге. 

Средний чек на человека – 2500-3000 тенге. За эти деньги можно отведать горячие блюда и заказать спиртное. Бизнес-ланч стоит от 800 до 1200 тенге. 

«Самое сложное в сфере обслуживания – найти общий язык с клиентами. Люди разные приходят. Даже за дресс-код приходится бороться. Впрочем, сегодня публика в основной своей массе это уже понимает», – признается предприниматель. 

Вложенные средства начинающий бизнесмен предполагает «отбить» за 2-3 года. И это реальный срок. Уже сегодня места в кафе бронируют в группе в WhatsApp, в скором времени появится и своя страница в Instagram. 

«Стараемся угодить каждому клиенту. На детские праздники приглашаем аниматоров из Павлодара, если этого хочет клиент», – говорит Вадим Годун.

Предприниматель уже строит планы на перспективу. Так, к следующему летнему сезону он хочет оборудовать на своей территории летнюю террасу – площадь позволяет. В планах организовать доставку горячего питания в местную школу, если администрация будет в этом заинтересована. Тем более что во время перемены ребятня часто наведывается в кафе на перекус. А еще предприниматель задумал организовать развлекательный центр не только для детей, но и взрослых. Например, пейнтбольную площадку.  Многие сельчане ездят за этими развлечениями в город. Есть над чем подумать. Тем более что он для этих целей уже приобрел в аренду на девять лет земельный участок в половину гектара.

1957 просмотров

Как запустить производство кожаных изделий в Караганде

Кейс от Александра Ермакова

Фото из архива Александра Ермакова

Предприниматель Александр Ермаков работает с кожей более шести лет. Сегодня его заказчиками являются крупные международные компании, имеющие представительства в Казахстане. Мастер намерен развивать свое дело и дальше, чтобы начать конкурировать с безымянными европейскими брендами.

Вначале был чехол

Увлечение Александра Ермакова трансформировалось в бизнес постепенно, по мере роста количества заказов. Сейчас на небольшом производстве, умещающемся на 30 кв. м, работают шесть человек.

«В 2013 году я искал кожаный чехол для планшета в магазинах. Ничего подходящего не нашел, поэтому сшил его сам из старой куртки. Мне понравился сам процесс и то, что получилось. Я стал интересоваться пошивом кожаных изделий: смотрел видео на YouTube, набивал руку, искал материал. И уже спустя три года наладил продажу вещей через Facebook. Вскоре получил заказ от отеля Ritz-Carlton Astana на изготовление кожаных папок для апартаментов. Таким образом, в 2018 году я окончательно оставил прочие приносившие доход занятия, сконцентрировавшись на своем новом увлечении», – рассказывает предприниматель.

Изначально он шил на заказ галантерею, сейчас в фокусе – сумки среднего класса, которые стоят от 40 до 80 тыс. тенге.

«Мы не конкурируем с китайскими производителями. Это бесполезно. В самом дорогом люксе нам делать тоже нечего, потому что там свои игроки. Поэтому мы стремимся в средний сегмент, как европейские безымянные бренды, которых довольно много. Какой-нибудь небожитель типа Hermes работает с лучшими материалами. Но 80% стоимости изделия – это имя. Причем невозможно купить дорогую сумку сразу. Сначала нужно приехать в Париж, заполнить заявку, потом вызовут на собеседование и потом решат, будут они вам шить свои знаменитые Kelly или Birkin», – делится Александр Ермаков.

Фото к коже (7).JPG

Нешуточные контракты

Первое оборудование Александр приобрел в 2016 году. Прямострочная швейная машина с прямым продвижением обошлась предпринимателю всего в 50 тыс. тенге, поскольку не была новой – в магазине подобный образец стоит в шесть раз дороже. Годом позже в его мастерской появились еще две машины – колонковая и брусовочная общей стоимостью 230 тыс. тенге, также уже находившиеся в использовании. Деньги на приобретение сырья он занимал у знакомых.

Поскольку ценник на кожаные изделия, производимые компанией Александра, достаточно высок для местного потребителя, она чаще сотрудничает с покупателями из Алматы и Нур-Султана, реже – из Европы, России и Узбекистана.

«Основной доход нам приносит сотрудничество с международными компаниями: Pernod Ricard, Ritz-Carlton, St. Regis, от которых поступают крупные заказы на изготовление сумок и аксессуаров. Нас выбирают, потому что мы всегда делаем бесплатный образец и лично общаемся с клиентом», – говорит предприниматель.

Сырье для готовой продукции предприятие импортирует из РФ. Оттуда поступает как российская кожа, так и итальянская, которую соседняя страна закупает в больших объемах, а затем перепродает.

«Из Казахстана вывозится огромное количество сырья, однако кожевенные заводы стонут, что недозагружены. Шкуры КРС за копейки закупают Турция и Китай, которые потом продают нам готовые изделия с многократной накруткой», – поясняет бизнесмен.

По его словам, квадратный дециметр кожи обходится от 20 до 100 рублей (курс рубля на 16 декабря 2019 года – 6,16 тенге – «Курсив»). Для сумки среднего размера необходимо 100 кв. дм, или 1 кв. м. Себестоимость готового изделия с учетом фурнитуры – 30 тыс. тенге, не считая логистику, налоги, труд.

Мечты о «штурме»

Александр утверждает: «кожаный» бизнес вряд ли можно назвать самым прибыльным занятием. Большую часть выручки съедают расходы на сырье, фурнитуру, логистику, производство картонной упаковки, которое пока находится на аутсорсинге.

В то же время карагандинское предприятие за практически идентичную продукцию может предложить гораздо меньшую цену, чем мелкие западные конкуренты.

«Если самая дорогая наша сумка стоит 200 евро, то сумка такого же типа где-нибудь в Средней Европе будет стоить 500. Мы дешевы, и в этом для нас кроются определенные перспективы, как для Китая, который в свое время тоже был дешевым. Чтобы поставлять продукцию в Европу, нужно копить деньги на участие в выставках, где можно найти ритейлеров. Например, выступление на выставке в Милане обойдется как минимум в 20 тыс. евро. Но соваться туда сейчас глупо – нет нужных объемов производства. В этом смысле нам было бы интересно побывать в Варшаве, поездка куда обошлась бы в два раза дешевле. Штурм нового рынка – это всегда затраты», – отметил предприниматель.

Пока у Александра и его семьи нет возможности отправиться за рубеж, так как денежный поток зависит от непрерывности производственного процесса. Однако он не теряет надежды, что рано или поздно его планы осуществятся.

Фото к коже (2).jpg

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance