Перейти к основному содержанию

В Восточном Казахстане наладили производство мороженого из кумыса

История семейного бизнеса

Фото: Shutterstock

Глубокая переработка кумыса, производство и реализация мороженого станет новым звеном в развитии семейного бизнеса предпринимателя Серикказы Нурсеита. Его сын Айдын Серикказин придумал как можно еще использовать традиционный молочный продукт с помощью добавок из ягод, орехов и фруктов.

Есть идея!

Идею по изготовлению особого мороженого Айдын Серикказин почерпнул, просматривая видеоролики в интернете. Предприниматели из соседнего Кыргызстана давно используют национальный молочный напиток для изготовления самых разных видов кисломолочной продукции. А вот в Казахстане кумыс пока употребляют в основном только как целебный и прохладительный напиток.

«В Кыргызстане мороженое делают не только из кумыса, но и из шубата. Но в Восточном Казахстане верблюды не водятся, а вот кумыс, особенно изготовленный в Абайском районе, высоко ценится во всей республике. Я предложил отцу открыть свое дело по производству мороженого из нашего сырья», – рассказал «Курсиву» Айдын Серикказин.

Сырьем обеспечены

В селе Карауыл Абайского района на подворье Серикказы Нурсеита выращивается шесть голов дойных лошадей. В сутки животновод получает от 35 до 40 литров кумыса. 

По словам Айдына Серикказина, для того, чтобы сделать мороженое, нужно использовать только свежий кумыс. Более крепкий молочный напиток уже непригоден. 

«Того количества кумыса, которое дает наше небольшое хозяйство, на первом этапе вполне достаточно для приготовления мороженого. Я несколько месяцев разрабатывал рецептуру, пробуя разные добавки: дыню, клубнику, банан, малину и другие ягоды и фрукты. В ближайшие дни подаю документы на товарную экспертизу, чтобы получить сертификат качества продукции. Кроме того, планирую запатентовать свою рецептуру и получить авторские права», – поделился своими планами начинающий предприниматель.

От блендера к фрезеру

Свои эксперименты с рецептурой продукции Айдын Серикказин проводил на кухне своего дома. Небольшие партии готового товара переносил в ручной сумке-холодильнике. 

Однако для того, чтобы выпускать мороженое хотя бы малыми партиями для его реализации в точках продаж и супермаркетах Семея, предпринимателю необходимо специальное оборудование: фрезер и витрина-холодильник. Их стоимость на рынке торгового оборудования составляет 370 тыс. и 135 тыс. тенге соответственно. Средства на проект он намерен получить, выиграв грант у государства по одной из программ поддержки предпринимательских инициатив молодежи ВКО. 

Главное – сбыт

Свою продукцию стартапер намерен реализовывать в одном из супермаркетов Семея. Сейчас он ведет переговоры с администрацией торгового центра. И как только будет получен на руки сертификат качества, первые стаканчики с фирменным мороженым поступят в продажу.

Предприниматель предполагает, что стоимость одной порции составит 300 тенге (стаканчик объемом 250 мл). Пластиковые ложечки и бумажную упаковку Айдын Серикказин заказывает в Алматы, где они стоят соответственно по 5 и 10 тенге за штуку.

В будущем производитель планирует открыть сеть киосков по продаже мороженого, а также подписать договоры о поставке товара с рядом торговых сетей Семея. По его расчетам, уже в первые месяцы реализации проекта он сможет зарабатывать до 80 тыс. тенге в месяц. 

В перспективе Айдын Серикказин мечтает открыть музей мороженого – наподобие того, что уже действует в США.
 

banner_wsj.gif

Как в Казахстане заработать на цветах

Делится личным опытом сооснователь магазина Ayala flowers

Фото: Офелия Жакаева

Первые деньги на цветочном рынке я заработала 14 февраля 2015 года, открыв онлайн-магазин буквально накануне – продажи цветов в интернете тогда были новинкой, дневной доход составил 7 тысяч тенге. Хороший стимул для студентки со стипендией в 20 тысяч. К 8 марта я подготовилась более основательно, заработала 100 тысяч тенге и укрепилась в желании развивать бизнес дальше.

В то время, по моим подсчетам, через интернет продавалось около 4% цветов. Я понимала, что эта доля будет расти и стала изучать стратегии лидеров онлайн-продаж одежды и доставки еды. Было очевидно, что их преимущество построено на тщательном ведении клиентской базы и внимании к бизнес-процессам.

Скоро я пришла к выводу о важности сочетания онлайн- и офлайн-инструментов. Открыла физический магазин, он стал складом и местом встречи с клиентами, впервые обратившимися ко мне за букетом. Если качество цветов и обслуживания их устраивало, в последующем они оформляли заказы через интернет-магазин.

Параллельно я инвестировала в развитие технологий для упрощения ведения бизнеса. Специальных решений для рынка цветов тогда не было и меня увлекла идея стать первопроходцем, а потом на основе созданных технологий развивать франшизу.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax2.JPGФото: Офелия Жакаева

Должна признаться, что до сих пор не осмеливаюсь подсчитать итоговую сумму, потраченную на эту идею. Я пробовала разные модели взаимодействия с разработчиками, но внедрить цифровизацию в том виде, в каком я ее себе представляла, пока еще не удалось. Хотя на исходе второго года разработок я в значительной степени разгрузила себя от операционной работы – бизнес работал уже автономно, без моего активного участия. 

В декабре 2018 года по личным причинам я оставила бизнес в Алматы и переехала в столицу. В соцсетях о переезде сообщила в канун 14 февраля 2019 года и была удивлена реакции: среди моих подписчиков оказалось много жителей Нур-Султана – они следили за моей работой в Алматы и были уверены, что теперь я буду развивать такой же бизнес и в столице. Так я стала знакомиться со столичным рынком цветов и уже к мартовскому празднику вместе с сестрой запустила новый онлайн-магазин цветов.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax3.JPGФото: Офелия Жакаева

За год работы в Нур-Султане заметила, что участники цветочного рынка, по сравнению со своими коллегами из Алматы, здесь более открыты и дружелюбны – охотнее делятся опытом, информацией о товаре. Второе отличие касается покупателей – люди менее привередливы и быстрее принимают решения, на согласование букета уходит меньше времени. Особенность цветочного онлайн-бизнеса в том, что клиенты могут выбрать и оценить букет только по фотографии. Собрав букет с учетом предпочтений клиента, я отправляю фото заказчику. В 95% случаев жителей столицы все устраивает и только в 5% случаев надо немного менять состав или упаковку букета.

С оптовыми поставщиками дела обстоят не очень хорошо – в столице их явно не хватает, часто приходится сталкиваться с дефицитом цветов. Еще одно отличие рынка Алматы и Нур-Султана продиктовано погодой. В столице зимой букеты дополнительно упаковывают в специальную обертку, чтобы защитить от холода, это увеличивает временные и финансовые затраты. И еще, по моим наблюдениям, в Алматы цветы дарят чаще.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png