990 просмотров

Сколько стоит подготовить ребенка к учебному году

О чем говорят казахстанские производители, выяснил «Курсив»

фото: shutterstock.com

Объединившиеся в ассоциацию кызылординские цеха и ателье начали централизованно шить форму для начальных классов местных школ. Между тем региональный рынок школьной формы и спецодежды на 90% занимает импорт.

Социальный проект

В Кызылорде стали централизованно шить форму для начальных классов местных школ. Как сообщила «Курсиву» руководитель городского отдела образования Меруерт Абдыкаликова, социальный проект единой школьной формы для начальных классов реализуется в рамках поддержки местного предпринимательства. Пока в нем участвуют 33 из 54 школ областного центра. Проект начали с пошива формы для первоклассников. В этом году ожидается порядка 9,5 тыс. детей. По данным руководителя Ассоциации легкой промышленности региона Динмухамеда Абизова, общими усилиями его швейного цеха «Dalatex» и 15 мини-ателье города на сегодня были пошиты около 3 тыс. комплектов школьной формы. В каждый комплект входят пиджак, жилет, брюки или юбка со светоотражающими лентами.

«Сначала планировалось шить форму для начальных классов, с 1-го по 4-й. Всего около 40 тыс. комплектов, но мощностей моего предприятия пока недостаточно (в конце этого года для этого планируется закуп дополнительного оборудования на 20-25 млн тенге. – Прим. «Курсива»). Поэтому сейчас шьем только для первоклашек. К 1 сентября 2019 года планируем сшить около 3,5 тыс. комплектов», – рассказал «Курсиву» Динмухамед Абизов.

Для того чтобы форму шили предприятия Кызылорды, все мини-ателье объединили в ассоциацию легкой промышленности. Участвуя в проекте, каждое предприятие получает раскроенную ткань, пуговицы, нитки. Но, как подчеркнул собеседник, по ценам получился не коммерческий, а больше социальный проект. «Мы продаем форму не дороже 10 тыс. тенге, – пояснил он. – Проект не окупается, если честно. Однако важно, что мини-ателье заняты работой и зарабатывают деньги, к примеру, полмиллиона-миллион тенге. Сейчас некоторые родители требуют форму из ткани качеством выше. Специально для них запустили вторую линию из другой ткани по цене 12 тыс. тенге».

Предприниматель рассказал, что проект зародился при прежнем акиме области Крымбеке Кушербаеве. По мнению экс-руководителя региона, единая школьная форма нужна, чтобы дети из социально уязвимых слоев не выделялись на первом этапе своей жизни в школе.

«Это главная идеологическая направленность единой формы. После окончания 4-го класса дети могут одеваться, как хотят», – отметил спикер.

Откуда форма на рынке?

По словам Динмухамеда Абизова, сшить 9,5 тыс. комплектов предпринимателям несложно. Вопрос в том, купят ли все это родители школьников? К слову, объем заказа в 40 тыс. комплектов формы оценивается примерно в 500 млн тенге. Этого достаточно, чтобы обеспечить рабочими местами десятки человек в городе.

Но опасения местных предпринимателей понять можно. Ведь сегодня представители ассоциации не занимают даже 10% рынка школьной формы в регионе. По словам г-на Абизова, большую часть школьной одежды на рынок Южного Казахстана завозят из Узбекистана и Кыргызстана. Самый дешевый комплект из двух вещей стоит 10 тыс. тенге. Изучая рынок, глава ассоциации выяснил, что в республике мало кто шьет школьную форму. Шить ее нерентабельно, выгоднее завозить из-за рубежа. Причина – высокие ввозные пошлины на текстиль и налоги.

«Сегодня рынок школьной формы в Казахстане – это в основном импорт из-за рубежа. Например, из Узбекистана, где создают все условия для развития легкой промышленности. У них текстиль на $300 тыс. облагается пошлиной на $3 тыс., а в Казахстане $75 тыс. Поэтому нам невыгодно снижать цены на форму, иначе не будет отдачи», – сетует собеседник.

Нелегкие проблемы легпрома

Кроме того, в бывшей столице легкой промышленности, которой Кызылорда была в советские годы, сегодня нелегко найти опытных швей.

«Увы, с кадрами были проблемы. Мы искали технологов, моделистов. Сейчас мы сами взращиваем кадры. К примеру, одного технолога мы отправили в Москву, на учебу. Она представитель старшего поколения, еще советской закалки», – рассказывает Динмухамед Абизов.

Еще одна проблема – сырье. Для пошива продукции приходится закупать ткань за рубежом.

«Это нормальная практика. К примеру, в Узбекистане есть заводы, где производят ткани или красят ее. Вместе с тем у них отменили пошлину на ввоз тканей. И таких предприятий у них несколько. Будь у нас 10-15 мелких цехов по пошиву сорочек в регионе, регулярно дающих объем, мы бы обратились к производителю тканей с просьбой снизить цены, выпустить ткань определенной расцветки. Увы, но сегодня производство тканей нерентабельно, если не выполняешь госзаказ», – отметил спикер.

Как и школьная форма, нерентабельным является и пошив сорочек.

«Можно начать пошив костюмов, но из-за высоких пошлин и НДС я не могу конкурировать с импортными вещами. Были планы шить спортивные брюки. Увы, дешевле открыть производство в Узбекистане или заниматься импортом готовой продукции», – сетует предприниматель.

По его мнению, в целом для развития легкой промышленности нужны объемы, отмена пошлин на ввоз текстиля и освобождение от налогов на три года. Тогда, как считает глава ассоциации, Казахстан сможет конкурировать с другими странами, например, с тем же Узбекистаном.

banner_wsj.gif

Производитель тканевых подгузников Nappy Lady не поспевает за спросом

На фоне пандемии прибыль компании выросла втрое

Фото: Nappy Lady

Когда около 10 лет назад Венди Ричардс возглавила компанию The Nappy Lady, это оказалось идеальным бизнесом для занятой матери. Продавая тканевые подгузники для экологически сознательных британских родителей, ее небольшая компания заняла целую рыночную нишу.

За последние три недели этот нишевый продукт стал популярным. Встревоженные дефицитом одноразовых подгузников в супермаркетах, родители устроили такой большой наплыв на сайт компании, что это вынудило Nappy Lady работать чуть ли не круглые сутки.

«Я работаю по 15-18 часов в сутки. Мне невыносима мысль о том, что я не могу помочь мамочкам, которые звонят мне по телефону», – рассказывает в интервью 40-летняя предпринимательница.

За вторую неделю марта дневная выручка компании выросла более чем втрое до £19 тыс. ($23 тыс.) в день.

Недавно Ричардс откликнулась на мольбы отчаявшихся мам, которые не смогли достать для своих новорожденных одноразовые подгузники. Она поделилась с этими застигнутыми врасплох матерями советами о том, как сделать подгузники из слюнявчиков.

«Раньше так делали только настоящие хиппи», – отмечает Ричардс, у которой самой трое детей.

Однако этот тренд начал набирать обороты еще до того, как пандемия коронавируса изменила привычный способ потребления, работы и жизни в целом.

Всплеск интереса к тканевым подгузникам произошел после финансового кризиса, когда вынужденные экономить родители стали отдавать предпочтение многоразовым изделиям. Позже клиентская база Nappy Lady выросла за счет родителей, обеспокоенных ролью одноразовых подгузников в загрязнении окружающей среды пластиком. Однако наплыв покупателей в марте оказался просто беспрецедентным.

«Все дело в родителях, которые не могут купить одноразовые подгузники и отчаянно ищут другие варианты, поскольку карантин, вероятно, закончится не скоро», – говорит Ричардс.

Правительство Великобритании серьезно ужесточило меры, направленные на обеспечение самоизоляции граждан, из-за чего люди в панике смели товары с полок супермаркетов.

Некоторые из давних клиентов Ричардс, которых она сама описывает как «убежденных защитников природы», покупают только те подгузники, которые не содержат синтетические материалы или материалы животного происхождения. Однако большинство новых клиентов ищут лишь доступную альтернативу одноразовым подгузникам.

«За последние две недели я не слышала ничего такого, – говорит Ричардс, имея в виду этические соображения. – Никого не волнует, изготовлен ли наш товар из органического хлопка или нет, люди просто хотят купить для своих детей недорогие подгузники».

По мере поступления новых заказов Ричардс разработала недорогой комплект «от рождения до горшка», состоящий из самых дешевых тканевых подгузников: по сути это квадратные куски из плотной хлопковой ткани, которые складывают особым образом, закрепляют при помощи резиновых зажимов и накрывают водонепроницаемой пленкой. Набор из 24 подгузников стоит £100 ($123). Для сравнения, стоимость самого дорогого набора составляет порядка £450 ($553): в него входят уже готовые премиальные тканевые подгузники с красивыми рисунками.

Ричардс уже практически опустошила свой обычно полностью забитый склад, где хранятся запасы товара на 6-8 недель вперед. По ее словам, пополнить эти запасы будет не просто, поскольку многие ее поставщики – это лишь небольшие предприятия. К примеру, один из таких поставщиков под названием Easy Peasy – это «просто женщина из Оксфорда, которая шьет на дому». Добавляет сложностей и то, что Ричардс реорганизовала работу на маленьком складе таким образом, чтобы сотрудникам не пришлось находиться в тесном контакте между собой.

Девять сотрудников ее склада, также все женщины с детьми, в основном работают с 9:00 до 14:30, чтобы успевать отвозить своих детей в школу и забирать их обратно домой. Теперь же в целях защиты здоровья сотрудников на складе остался только один человек, сама Ричардс работает из дома, курируя все вопросы через FaceTime. Большая часть остальных сотрудниц Nappy Lady сейчас занимается консультированием, помогая клиентам выбрать нужную «систему подгузников», а также решая возникающие вопросы.

В прошлую субботу Ричардс провела в Facebook 90-минутный мастер-класс для молодых родителей на тему того, как использовать тканевые подгузники. Видео посмотрело около 500 человек, после чего последовал поток заказов, который Nappy Lady пришлось ограничить, когда их число перевалило за 200. Единственная работница на складе упаковывала и рассылала заказы в течение трех последующих дней.

Теперь Nappy Lady ежедневно принимает только 80 заказов, хотя даже с этим есть проблемы: как-то вечером Ричардс открыла сайт для приема заказов, и всего через семь минут их количество достигло 120.

«Мы не хотим перегружать сотрудницу склада, ведь если она заболеет или будет вынуждена самоизолироваться, то мы подведем клиентов, а мы бы этого очень не хотели», – говорит она.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg