Перейти к основному содержанию

836 просмотров

Сколько стоит подготовить ребенка к учебному году

О чем говорят казахстанские производители, выяснил «Курсив»

фото: shutterstock.com

Объединившиеся в ассоциацию кызылординские цеха и ателье начали централизованно шить форму для начальных классов местных школ. Между тем региональный рынок школьной формы и спецодежды на 90% занимает импорт.

Социальный проект

В Кызылорде стали централизованно шить форму для начальных классов местных школ. Как сообщила «Курсиву» руководитель городского отдела образования Меруерт Абдыкаликова, социальный проект единой школьной формы для начальных классов реализуется в рамках поддержки местного предпринимательства. Пока в нем участвуют 33 из 54 школ областного центра. Проект начали с пошива формы для первоклассников. В этом году ожидается порядка 9,5 тыс. детей. По данным руководителя Ассоциации легкой промышленности региона Динмухамеда Абизова, общими усилиями его швейного цеха «Dalatex» и 15 мини-ателье города на сегодня были пошиты около 3 тыс. комплектов школьной формы. В каждый комплект входят пиджак, жилет, брюки или юбка со светоотражающими лентами.

«Сначала планировалось шить форму для начальных классов, с 1-го по 4-й. Всего около 40 тыс. комплектов, но мощностей моего предприятия пока недостаточно (в конце этого года для этого планируется закуп дополнительного оборудования на 20-25 млн тенге. – Прим. «Курсива»). Поэтому сейчас шьем только для первоклашек. К 1 сентября 2019 года планируем сшить около 3,5 тыс. комплектов», – рассказал «Курсиву» Динмухамед Абизов.

Для того чтобы форму шили предприятия Кызылорды, все мини-ателье объединили в ассоциацию легкой промышленности. Участвуя в проекте, каждое предприятие получает раскроенную ткань, пуговицы, нитки. Но, как подчеркнул собеседник, по ценам получился не коммерческий, а больше социальный проект. «Мы продаем форму не дороже 10 тыс. тенге, – пояснил он. – Проект не окупается, если честно. Однако важно, что мини-ателье заняты работой и зарабатывают деньги, к примеру, полмиллиона-миллион тенге. Сейчас некоторые родители требуют форму из ткани качеством выше. Специально для них запустили вторую линию из другой ткани по цене 12 тыс. тенге».

Предприниматель рассказал, что проект зародился при прежнем акиме области Крымбеке Кушербаеве. По мнению экс-руководителя региона, единая школьная форма нужна, чтобы дети из социально уязвимых слоев не выделялись на первом этапе своей жизни в школе.

«Это главная идеологическая направленность единой формы. После окончания 4-го класса дети могут одеваться, как хотят», – отметил спикер.

Откуда форма на рынке?

По словам Динмухамеда Абизова, сшить 9,5 тыс. комплектов предпринимателям несложно. Вопрос в том, купят ли все это родители школьников? К слову, объем заказа в 40 тыс. комплектов формы оценивается примерно в 500 млн тенге. Этого достаточно, чтобы обеспечить рабочими местами десятки человек в городе.

Но опасения местных предпринимателей понять можно. Ведь сегодня представители ассоциации не занимают даже 10% рынка школьной формы в регионе. По словам г-на Абизова, большую часть школьной одежды на рынок Южного Казахстана завозят из Узбекистана и Кыргызстана. Самый дешевый комплект из двух вещей стоит 10 тыс. тенге. Изучая рынок, глава ассоциации выяснил, что в республике мало кто шьет школьную форму. Шить ее нерентабельно, выгоднее завозить из-за рубежа. Причина – высокие ввозные пошлины на текстиль и налоги.

«Сегодня рынок школьной формы в Казахстане – это в основном импорт из-за рубежа. Например, из Узбекистана, где создают все условия для развития легкой промышленности. У них текстиль на $300 тыс. облагается пошлиной на $3 тыс., а в Казахстане $75 тыс. Поэтому нам невыгодно снижать цены на форму, иначе не будет отдачи», – сетует собеседник.

Нелегкие проблемы легпрома

Кроме того, в бывшей столице легкой промышленности, которой Кызылорда была в советские годы, сегодня нелегко найти опытных швей.

«Увы, с кадрами были проблемы. Мы искали технологов, моделистов. Сейчас мы сами взращиваем кадры. К примеру, одного технолога мы отправили в Москву, на учебу. Она представитель старшего поколения, еще советской закалки», – рассказывает Динмухамед Абизов.

Еще одна проблема – сырье. Для пошива продукции приходится закупать ткань за рубежом.

«Это нормальная практика. К примеру, в Узбекистане есть заводы, где производят ткани или красят ее. Вместе с тем у них отменили пошлину на ввоз тканей. И таких предприятий у них несколько. Будь у нас 10-15 мелких цехов по пошиву сорочек в регионе, регулярно дающих объем, мы бы обратились к производителю тканей с просьбой снизить цены, выпустить ткань определенной расцветки. Увы, но сегодня производство тканей нерентабельно, если не выполняешь госзаказ», – отметил спикер.

Как и школьная форма, нерентабельным является и пошив сорочек.

«Можно начать пошив костюмов, но из-за высоких пошлин и НДС я не могу конкурировать с импортными вещами. Были планы шить спортивные брюки. Увы, дешевле открыть производство в Узбекистане или заниматься импортом готовой продукции», – сетует предприниматель.

По его мнению, в целом для развития легкой промышленности нужны объемы, отмена пошлин на ввоз текстиля и освобождение от налогов на три года. Тогда, как считает глава ассоциации, Казахстан сможет конкурировать с другими странами, например, с тем же Узбекистаном.

2035 просмотров

Как запустить производство кожаных изделий в Караганде

Кейс от Александра Ермакова

Фото из архива Александра Ермакова

Предприниматель Александр Ермаков работает с кожей более шести лет. Сегодня его заказчиками являются крупные международные компании, имеющие представительства в Казахстане. Мастер намерен развивать свое дело и дальше, чтобы начать конкурировать с безымянными европейскими брендами.

Вначале был чехол

Увлечение Александра Ермакова трансформировалось в бизнес постепенно, по мере роста количества заказов. Сейчас на небольшом производстве, умещающемся на 30 кв. м, работают шесть человек.

«В 2013 году я искал кожаный чехол для планшета в магазинах. Ничего подходящего не нашел, поэтому сшил его сам из старой куртки. Мне понравился сам процесс и то, что получилось. Я стал интересоваться пошивом кожаных изделий: смотрел видео на YouTube, набивал руку, искал материал. И уже спустя три года наладил продажу вещей через Facebook. Вскоре получил заказ от отеля Ritz-Carlton Astana на изготовление кожаных папок для апартаментов. Таким образом, в 2018 году я окончательно оставил прочие приносившие доход занятия, сконцентрировавшись на своем новом увлечении», – рассказывает предприниматель.

Изначально он шил на заказ галантерею, сейчас в фокусе – сумки среднего класса, которые стоят от 40 до 80 тыс. тенге.

«Мы не конкурируем с китайскими производителями. Это бесполезно. В самом дорогом люксе нам делать тоже нечего, потому что там свои игроки. Поэтому мы стремимся в средний сегмент, как европейские безымянные бренды, которых довольно много. Какой-нибудь небожитель типа Hermes работает с лучшими материалами. Но 80% стоимости изделия – это имя. Причем невозможно купить дорогую сумку сразу. Сначала нужно приехать в Париж, заполнить заявку, потом вызовут на собеседование и потом решат, будут они вам шить свои знаменитые Kelly или Birkin», – делится Александр Ермаков.

Фото к коже (7).JPG

Нешуточные контракты

Первое оборудование Александр приобрел в 2016 году. Прямострочная швейная машина с прямым продвижением обошлась предпринимателю всего в 50 тыс. тенге, поскольку не была новой – в магазине подобный образец стоит в шесть раз дороже. Годом позже в его мастерской появились еще две машины – колонковая и брусовочная общей стоимостью 230 тыс. тенге, также уже находившиеся в использовании. Деньги на приобретение сырья он занимал у знакомых.

Поскольку ценник на кожаные изделия, производимые компанией Александра, достаточно высок для местного потребителя, она чаще сотрудничает с покупателями из Алматы и Нур-Султана, реже – из Европы, России и Узбекистана.

«Основной доход нам приносит сотрудничество с международными компаниями: Pernod Ricard, Ritz-Carlton, St. Regis, от которых поступают крупные заказы на изготовление сумок и аксессуаров. Нас выбирают, потому что мы всегда делаем бесплатный образец и лично общаемся с клиентом», – говорит предприниматель.

Сырье для готовой продукции предприятие импортирует из РФ. Оттуда поступает как российская кожа, так и итальянская, которую соседняя страна закупает в больших объемах, а затем перепродает.

«Из Казахстана вывозится огромное количество сырья, однако кожевенные заводы стонут, что недозагружены. Шкуры КРС за копейки закупают Турция и Китай, которые потом продают нам готовые изделия с многократной накруткой», – поясняет бизнесмен.

По его словам, квадратный дециметр кожи обходится от 20 до 100 рублей (курс рубля на 16 декабря 2019 года – 6,16 тенге – «Курсив»). Для сумки среднего размера необходимо 100 кв. дм, или 1 кв. м. Себестоимость готового изделия с учетом фурнитуры – 30 тыс. тенге, не считая логистику, налоги, труд.

Мечты о «штурме»

Александр утверждает: «кожаный» бизнес вряд ли можно назвать самым прибыльным занятием. Большую часть выручки съедают расходы на сырье, фурнитуру, логистику, производство картонной упаковки, которое пока находится на аутсорсинге.

В то же время карагандинское предприятие за практически идентичную продукцию может предложить гораздо меньшую цену, чем мелкие западные конкуренты.

«Если самая дорогая наша сумка стоит 200 евро, то сумка такого же типа где-нибудь в Средней Европе будет стоить 500. Мы дешевы, и в этом для нас кроются определенные перспективы, как для Китая, который в свое время тоже был дешевым. Чтобы поставлять продукцию в Европу, нужно копить деньги на участие в выставках, где можно найти ритейлеров. Например, выступление на выставке в Милане обойдется как минимум в 20 тыс. евро. Но соваться туда сейчас глупо – нет нужных объемов производства. В этом смысле нам было бы интересно побывать в Варшаве, поездка куда обошлась бы в два раза дешевле. Штурм нового рынка – это всегда затраты», – отметил предприниматель.

Пока у Александра и его семьи нет возможности отправиться за рубеж, так как денежный поток зависит от непрерывности производственного процесса. Однако он не теряет надежды, что рано или поздно его планы осуществятся.

Фото к коже (2).jpg

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance