1158 просмотров

Может ли в Казахстане художник стать успешным бизнесменом?

«Курсив» выяснил, может ли сегодня написание пейзажей и портретов приносить достойные заработки

От 7 до 100 тысяч тенге стоят картины петропавловских мастеров кисти. Цена отражает не только художественную ценность изделий, но и материальные затраты. Краски и холсты сейчас не дешевы. «Курсив» выяснял, может ли сегодня написание пейзажей и портретов приносить достойные заработки.

Что и за сколько

Казахстанские агрегаторы объявлений демонстрируют, что цены на художественные работы петропавловских мастеров сильно разнятся. Минимальная стоимость картины – 7 тыс. тенге. Такая работа, как правило, выполнена акриловыми красками на холсте, установленном в подрамник. 

Хороший набор разных цветов акрила стоит, согласно информации с сайта satu.kz, более 5 тыс. тенге. Обычные подрамники с холстом можно приобрести за 2 тыс. тенге. Без холста – от 800 тенге за штуку. Картины размером 45 на 55 см и 40 на 60 см авторы оценивают в диапазоне от 14 до 16 тыс. тенге. Встречаются варианты по цене от 70 до 80 тыс. тенге. Максимальная же стоимость за композицию по Петропавловску, если верить объявлениям, составляет 100 тыс. тенге. 

А если автор использует масло, то это тоже достаточно затратный материал. Один тюбик масляной краски стоит от 600 до 1 тыс. тенге и больше. Наборы могут достигать в цене и 70 тыс. тенге, а то и выше.

Художники больше не бедные?

Зарабатывать на рисунках можно, считает автор из Петропавловска Станислав Алерт. Главное – умение себя показать. 

«Помимо работ на заказ стабильным источником доходов может стать сотрудничество с дизайнерскими агентствами. Еще больше возможностей авторам предоставляет интернет. Особенно мастерам, помимо кисти и красок освоившим графический дизайн. Такие навыки востребованы. Они нужны, к примеру, для разработки внешнего вида веб-сайтов, рекламных баннеров, фирменного стиля, обложек для печатных изданий, интерфейсов компьютерных игр», – рассказал «Курсиву» художник.

На специализированных платформах работодатели предлагают живописцам в среднем от $200 до $3 тыс. в месяц. Кроме того, в интернете есть множество онлайн-аукционов, проинформировал спикер. Зарабатывают они на процентах с продажи работ. Правда, некоторые платформы берут до 50% от стоимости реализуемого арт-объекта. Зато авторские права на большинстве ресурсов остаются за художником.

На сайте российской интернет-галереи gogetart.art размещен калькулятор оценки картин. Так, к примеру, если художник потратил на материалы 10 тыс. тенге, написал портрет на полотне размером 55 на 65 см, при этом не имеет художественного образования и опыта участия в выставках, то его работа будет оценена в сумму выше 30 тыс. тенге. Но, при наличии диплома и относительной известности среди коллег по цеху, ту же самую картину ресурс оценивает почти в 100 тыс. тенге. Значительно увеличить в стоимости результат собственного творчества может автор, чьи полотна были когда-то выкуплены в частные коллекции. 

Подобная онлайн-галерея имеется и в казахстанском сегменте интернета. На портале art-auction.kz размещены произведения мастеров любых жанров. Ценовой диапазон представленных на ресурсе полотен начинается от 18 тыс. тенге и доходит до полумиллиона.  

В приоритете – уличный арт

Станислав Алерт сегодня один из самых востребованных художников в Петропавловске. Начинал с граффити, прежде чем пару лет назад взялся за ремесло более обстоятельно. Он стал расписывать стены и фасады, а также писать портреты на заказ. Последнее направление сейчас в большей мере востребовано среди студентов. Например, в качестве подарков для близких. Потому, имея такую клиентскую базу, расценки приходится ставить небольшие – от 7 тыс. тенге. Для многих молодых мастеров, как считает спикер, такой заработок вполне приемлем. 

«Столь небольшая стоимость продиктована тем, что подрамники и холсты я делаю самостоятельно. Моя позиция такова – чем больше картин, тем лучше. В месяц удавалось продать максимально пять-шесть работ. Но в последнее время портреты у меня не в приоритете. Стало сложно добыть некоторые расходные материалы, которыми пользовался ранее. Например, полотна. Готовые в специализированных магазинах стоят достаточно дорого», – отмечает художник.    

А вот роспись стен и фасадов он считает более перспективной. Заказчиками выступают предприятия и кооперативы собственников квартир. Стоимость, опять же, варьируется в зависимости от сложности и затраченных материалов. Также нужно учитывать время – на создание одного стрит-арта может уйти от нескольких дней до пары недель.

«На стенах проще определять размеры рисунка и удобнее писать в принципе. Закладываю в цену расходные материалы, которых уходит очень много, поскольку масштабы совершенно другие. Колеровка цветов, стоимость красок – все это входит в итоговую стоимость. Но есть и другие факторы, которые могут повысить или снизить конечную цену. Например, в одном из кафе за работу запросил всего 25 тыс. тенге. Потому что трудиться было комфортно, как со стеной, так и с самими заказчиками», – рассказал Станислав Алерт.
 

banner_wsj.gif

Производитель тканевых подгузников Nappy Lady не поспевает за спросом

На фоне пандемии прибыль компании выросла втрое

Фото: Nappy Lady

Когда около 10 лет назад Венди Ричардс возглавила компанию The Nappy Lady, это оказалось идеальным бизнесом для занятой матери. Продавая тканевые подгузники для экологически сознательных британских родителей, ее небольшая компания заняла целую рыночную нишу.

За последние три недели этот нишевый продукт стал популярным. Встревоженные дефицитом одноразовых подгузников в супермаркетах, родители устроили такой большой наплыв на сайт компании, что это вынудило Nappy Lady работать чуть ли не круглые сутки.

«Я работаю по 15-18 часов в сутки. Мне невыносима мысль о том, что я не могу помочь мамочкам, которые звонят мне по телефону», – рассказывает в интервью 40-летняя предпринимательница.

За вторую неделю марта дневная выручка компании выросла более чем втрое до £19 тыс. ($23 тыс.) в день.

Недавно Ричардс откликнулась на мольбы отчаявшихся мам, которые не смогли достать для своих новорожденных одноразовые подгузники. Она поделилась с этими застигнутыми врасплох матерями советами о том, как сделать подгузники из слюнявчиков.

«Раньше так делали только настоящие хиппи», – отмечает Ричардс, у которой самой трое детей.

Однако этот тренд начал набирать обороты еще до того, как пандемия коронавируса изменила привычный способ потребления, работы и жизни в целом.

Всплеск интереса к тканевым подгузникам произошел после финансового кризиса, когда вынужденные экономить родители стали отдавать предпочтение многоразовым изделиям. Позже клиентская база Nappy Lady выросла за счет родителей, обеспокоенных ролью одноразовых подгузников в загрязнении окружающей среды пластиком. Однако наплыв покупателей в марте оказался просто беспрецедентным.

«Все дело в родителях, которые не могут купить одноразовые подгузники и отчаянно ищут другие варианты, поскольку карантин, вероятно, закончится не скоро», – говорит Ричардс.

Правительство Великобритании серьезно ужесточило меры, направленные на обеспечение самоизоляции граждан, из-за чего люди в панике смели товары с полок супермаркетов.

Некоторые из давних клиентов Ричардс, которых она сама описывает как «убежденных защитников природы», покупают только те подгузники, которые не содержат синтетические материалы или материалы животного происхождения. Однако большинство новых клиентов ищут лишь доступную альтернативу одноразовым подгузникам.

«За последние две недели я не слышала ничего такого, – говорит Ричардс, имея в виду этические соображения. – Никого не волнует, изготовлен ли наш товар из органического хлопка или нет, люди просто хотят купить для своих детей недорогие подгузники».

По мере поступления новых заказов Ричардс разработала недорогой комплект «от рождения до горшка», состоящий из самых дешевых тканевых подгузников: по сути это квадратные куски из плотной хлопковой ткани, которые складывают особым образом, закрепляют при помощи резиновых зажимов и накрывают водонепроницаемой пленкой. Набор из 24 подгузников стоит £100 ($123). Для сравнения, стоимость самого дорогого набора составляет порядка £450 ($553): в него входят уже готовые премиальные тканевые подгузники с красивыми рисунками.

Ричардс уже практически опустошила свой обычно полностью забитый склад, где хранятся запасы товара на 6-8 недель вперед. По ее словам, пополнить эти запасы будет не просто, поскольку многие ее поставщики – это лишь небольшие предприятия. К примеру, один из таких поставщиков под названием Easy Peasy – это «просто женщина из Оксфорда, которая шьет на дому». Добавляет сложностей и то, что Ричардс реорганизовала работу на маленьком складе таким образом, чтобы сотрудникам не пришлось находиться в тесном контакте между собой.

Девять сотрудников ее склада, также все женщины с детьми, в основном работают с 9:00 до 14:30, чтобы успевать отвозить своих детей в школу и забирать их обратно домой. Теперь же в целях защиты здоровья сотрудников на складе остался только один человек, сама Ричардс работает из дома, курируя все вопросы через FaceTime. Большая часть остальных сотрудниц Nappy Lady сейчас занимается консультированием, помогая клиентам выбрать нужную «систему подгузников», а также решая возникающие вопросы.

В прошлую субботу Ричардс провела в Facebook 90-минутный мастер-класс для молодых родителей на тему того, как использовать тканевые подгузники. Видео посмотрело около 500 человек, после чего последовал поток заказов, который Nappy Lady пришлось ограничить, когда их число перевалило за 200. Единственная работница на складе упаковывала и рассылала заказы в течение трех последующих дней.

Теперь Nappy Lady ежедневно принимает только 80 заказов, хотя даже с этим есть проблемы: как-то вечером Ричардс открыла сайт для приема заказов, и всего через семь минут их количество достигло 120.

«Мы не хотим перегружать сотрудницу склада, ведь если она заболеет или будет вынуждена самоизолироваться, то мы подведем клиентов, а мы бы этого очень не хотели», – говорит она.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg