Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


610 просмотров

Может ли в Казахстане художник стать успешным бизнесменом?

«Курсив» выяснил, может ли сегодня написание пейзажей и портретов приносить достойные заработки

От 7 до 100 тысяч тенге стоят картины петропавловских мастеров кисти. Цена отражает не только художественную ценность изделий, но и материальные затраты. Краски и холсты сейчас не дешевы. «Курсив» выяснял, может ли сегодня написание пейзажей и портретов приносить достойные заработки.

Что и за сколько

Казахстанские агрегаторы объявлений демонстрируют, что цены на художественные работы петропавловских мастеров сильно разнятся. Минимальная стоимость картины – 7 тыс. тенге. Такая работа, как правило, выполнена акриловыми красками на холсте, установленном в подрамник. 

Хороший набор разных цветов акрила стоит, согласно информации с сайта satu.kz, более 5 тыс. тенге. Обычные подрамники с холстом можно приобрести за 2 тыс. тенге. Без холста – от 800 тенге за штуку. Картины размером 45 на 55 см и 40 на 60 см авторы оценивают в диапазоне от 14 до 16 тыс. тенге. Встречаются варианты по цене от 70 до 80 тыс. тенге. Максимальная же стоимость за композицию по Петропавловску, если верить объявлениям, составляет 100 тыс. тенге. 

А если автор использует масло, то это тоже достаточно затратный материал. Один тюбик масляной краски стоит от 600 до 1 тыс. тенге и больше. Наборы могут достигать в цене и 70 тыс. тенге, а то и выше.

Художники больше не бедные?

Зарабатывать на рисунках можно, считает автор из Петропавловска Станислав Алерт. Главное – умение себя показать. 

«Помимо работ на заказ стабильным источником доходов может стать сотрудничество с дизайнерскими агентствами. Еще больше возможностей авторам предоставляет интернет. Особенно мастерам, помимо кисти и красок освоившим графический дизайн. Такие навыки востребованы. Они нужны, к примеру, для разработки внешнего вида веб-сайтов, рекламных баннеров, фирменного стиля, обложек для печатных изданий, интерфейсов компьютерных игр», – рассказал «Курсиву» художник.

На специализированных платформах работодатели предлагают живописцам в среднем от $200 до $3 тыс. в месяц. Кроме того, в интернете есть множество онлайн-аукционов, проинформировал спикер. Зарабатывают они на процентах с продажи работ. Правда, некоторые платформы берут до 50% от стоимости реализуемого арт-объекта. Зато авторские права на большинстве ресурсов остаются за художником.

На сайте российской интернет-галереи gogetart.art размещен калькулятор оценки картин. Так, к примеру, если художник потратил на материалы 10 тыс. тенге, написал портрет на полотне размером 55 на 65 см, при этом не имеет художественного образования и опыта участия в выставках, то его работа будет оценена в сумму выше 30 тыс. тенге. Но, при наличии диплома и относительной известности среди коллег по цеху, ту же самую картину ресурс оценивает почти в 100 тыс. тенге. Значительно увеличить в стоимости результат собственного творчества может автор, чьи полотна были когда-то выкуплены в частные коллекции. 

Подобная онлайн-галерея имеется и в казахстанском сегменте интернета. На портале art-auction.kz размещены произведения мастеров любых жанров. Ценовой диапазон представленных на ресурсе полотен начинается от 18 тыс. тенге и доходит до полумиллиона.  

В приоритете – уличный арт

Станислав Алерт сегодня один из самых востребованных художников в Петропавловске. Начинал с граффити, прежде чем пару лет назад взялся за ремесло более обстоятельно. Он стал расписывать стены и фасады, а также писать портреты на заказ. Последнее направление сейчас в большей мере востребовано среди студентов. Например, в качестве подарков для близких. Потому, имея такую клиентскую базу, расценки приходится ставить небольшие – от 7 тыс. тенге. Для многих молодых мастеров, как считает спикер, такой заработок вполне приемлем. 

«Столь небольшая стоимость продиктована тем, что подрамники и холсты я делаю самостоятельно. Моя позиция такова – чем больше картин, тем лучше. В месяц удавалось продать максимально пять-шесть работ. Но в последнее время портреты у меня не в приоритете. Стало сложно добыть некоторые расходные материалы, которыми пользовался ранее. Например, полотна. Готовые в специализированных магазинах стоят достаточно дорого», – отмечает художник.    

А вот роспись стен и фасадов он считает более перспективной. Заказчиками выступают предприятия и кооперативы собственников квартир. Стоимость, опять же, варьируется в зависимости от сложности и затраченных материалов. Также нужно учитывать время – на создание одного стрит-арта может уйти от нескольких дней до пары недель.

«На стенах проще определять размеры рисунка и удобнее писать в принципе. Закладываю в цену расходные материалы, которых уходит очень много, поскольку масштабы совершенно другие. Колеровка цветов, стоимость красок – все это входит в итоговую стоимость. Но есть и другие факторы, которые могут повысить или снизить конечную цену. Например, в одном из кафе за работу запросил всего 25 тыс. тенге. Потому что трудиться было комфортно, как со стеной, так и с самими заказчиками», – рассказал Станислав Алерт.
 


518 просмотров

Казахстанские ремесленники засматриваются на опыт узбекских коллег

Поможет ли он им

Фото: Shutterstock

Пока местные власти Мангистауской области ставят перед собой задачу создать из Актау «казахстанскую Анталию» и к 2025 году увеличить обслуживание туристов до 700 тысяч человек в год, приезжающие на Каспийское побережье в память об отдыхе увозят с собой сувениры Made in China. С какими проблемами сталкиваются казахстанские ремесленники и как обстоят дела в сопредельных государствах, выяснял «Курсив».

Казахстан

Не секрет, что Мангистауская область имеет огромные возможности для привлечения туристов из разных стран. Немало в Мангистауской области умельцев, которые занимаются изготовлением изделий в национальном стиле из войлока, сувениров из ракушек и художественных миниатюр на камушках с Каспийского побережья. Но проблема в том, что продавать свою продукцию мастерам негде. Прилавки торговых центров завалены дешевыми сувенирами из Китая. В регионе нет ни одного центра ремесел, куда могли бы прийти туристы, посмотреть, как создается та или иная уникальная вещь в казахском национальном стиле, приобрести ее, пройти мас­тер-класс по ее изготовлению. 

«Это миллионы тенге, которые могли бы зарабатывать и область, и страна. Но их нет, и они не появятся, если не оказать поддержку ремесленникам», – отметила в комментариях «Курсиву» соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области» Диана Ботаева. 

В Мангистауской области проживают всего четыре женщины (во всем Казахстане их чуть больше десятка), которые могут изготавливать казахские юрты от начала до конца по древним технологиям. Одна из них – Ауес Сагинаева. Она возглавляет Ассоциацию ремесленников Мангыстауской области и вот уже два года бьется с местными властями за помещение, где можно было бы создать центр ремесел. 

«Сейчас те мастера, что живут и работают в Мангистау, не могут выйти на рынок в масштабах области или города, так как изготавливают свои изделия в квартирах или подсобных помещениях. Иностранные туристы просят отвезти их в центр, где они могли бы приобрести национальные сувениры, но у нас такого нет», – рассказывает Ауес Сагинаева, отмечая, что для реализации своих изделий у местных мастеров есть редкие возможности – во время ярмарок и выставок. 

По мнению г-жи Сагинаевой, у ремесленников должно быть одно постоянное место для работы и презентации их продукции. 

В свою очередь Диана Ботаева отмечает, что ремесленники нуждаются в господдержке на всех уровнях, а не только на местном. 

«В прошлом году обращались к акиму города о необходимости содействия в поиске места. Нам ответили, что подходящего здания в черте города нет. Вопрос был поднят и на одной из встреч с акимом области. Но у нас только любят кричать о традициях.Сейчас рынок нашей страны перенасыщен китайской сувенирной продукцией, изделиями из Кыргызстана и Узбекистана. В некоторых странах смогли принять программы по поддержке национальных ремесел, у нас пока этого нет», – говорит соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области». 

Узбекистан 

У южного соседа РК с поддержкой ремесленников дела обстоят гораздо лучше. В Узбекистане, как, впрочем, и в Казахстане, существует Республиканская ассоциация ремесленников «Хунарманд», число ее членов превысило уже 30 тыс. 

Как отмечает пресс-секретарь ассоциации Нилуфар Хотамова, указом президента «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников» им предоставлены беспрецедентные льготы и преференции, всего их около 40. 

«Они освобождены от налогов на доходы, получаемые от реализации изделий. Кроме того, при аренде объектов госсобственности ремесленники платят только 50% от установленной ставки, также им предоставляются в аренду места в исторических и культурных объектах по всей стране, где они свободно могут продавать свою продукцию», – сказала в комментариях «Курсиву» Нилуфар Хотамова. 

Рекламировать свою продукцию узбекистанские ремесленники могут по льготным расценкам, экспортировать напрямую, за иностранную валюту, а выручка от продажи продукции в рамках участия в зарубежных выставках в Узбекистане не считается экспортной выручкой и не облагается налогом. В крупных исторических городах этой страны созданы центры ремесленничества, где располагаются магазины и мастерские, – здесь можно посмотреть, как изготавливаются изделия, принять участие в мастер-классах и приобрести понравившиеся работы. 

«Что касается продукции из Китая, то она не конкурент местной продукции. Такие товары в основном доминируют лишь в сегменте религиозных сувениров, например четки, коврики», – добавила Нилуфар Хотамова.

Кыргызстан 

После развала СССР ремесленники оказались невостребованными. Кое-какие предприятия все же появились, самые крупные из них работают исключительно по заказам Европы. Но в большинстве своем мастера изготовляют национальные изделия в основном на дому. 

«Льгот никаких для них нет, запад перестал давать гранты на ремесленничество. Сейчас наблюдается некоторое затишье, меньше стало как самих ремесленников, так и их продукции», – рассказала «Курсиву» руководитель ОО «Кыргызское наследие и союз ремесленников» Алмажан Мамбетова.

По ее мнению, главными причинами такой ситуации стало повышение цен на сырье, высокая стоимость аренды мастерских и отсутствие поддержки от государства. 

«Шерсть очень дорогая. Практически все сырье мы экспортируем в Китай. Собственного производства шелка в стране нет. Ремесленникам нужны мастерские, а они многим не по карману. В Бишкеке, к примеру, аренда 1 кв. м такого помещения стоит от 300 сомов, что эквивалентно 1700 тенге. Это очень дорого для нас», – отметила Алмажан Мамбетова. 

Также, по ее словам, ремесленникам нужны договоры с соседними странами, от которых они получают сырье, для того чтобы для них оно было дешевле в разы.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций