736 просмотров

Когда в ситкомах делают стартапы

Часто герои телесериалов придумывают «беспроигрышные» идеи для бизнеса

фото: shutterstock.com

Часто герои телесериалов вроде «Сайнфелд» или «Я люблю Люси» придумывают «беспроигрышные» идеи для бизнеса. Реальные эксперты рассказали нам, что пошло не так и что нужно делать, чтобы эти идеи заработали.

Слышали ли вы когда-нибудь об этих замечательных бизнес-идеях? Они просто бесподобные.

К примеру, ресторан, в котором посетитель может приготовить свою собственную пиццу. Или гаджет, который сделает любую работу на кухне. Или пинетки для кошек.

Возможно, эти идеи вдруг показались вам знакомыми, потому что вы когда-то видели их по телевизору, ведь быстрое обогащение – это один из излюбленных элементов телевизионной комедии. Такие персонажи, как Ральф Крамден, Гомер Симпсон и Космо Крамер, постоянно выдумывают вполне работоспособные, как им кажется, идеи, однако все они заканчиваются провалом.

«Идея о том, что из "грязи всегда можно выбиться в князи" – это мощный и основополагающий элемент американской культуры», – говорит Роберт Томпсон, профессор телевидения и популярной культуры в Сиракузском университете Нью-Йорка.

Но были бы эти идеи обречены на провал в реальности, а не просто в ситкомах? Или все же это были хорошие идеи, просто испорченные по закону комедийного жанра?

Чтобы выяснить это, мы пересмотрели наиболее запоминающиеся телевизионные идеи для бизнеса и попросили двух экспертов по стартапам объяснить, почему эти идеи не сработали, хотя могло быть наоборот.

«Сайнфелд»: приготовим собственную пиццу

Идея: Космо Крамер устраивает мозговой штурм и у него рождается идея открыть ресторан, где посетители сами будут готовить себе пиццу. Он связывается со своим партнером Поппи, и кажется, что все идет хорошо. Затем сооснователи ссорятся из-за вопроса – ограничивать или нет виды начинки, которые могут использовать клиенты, и проект разваливается.

Анализ: Хизер Хартнетт, партнер нью-йоркского венчурного фонда Human Ventures считает, что сама идея вполне работоспособна. Сегодня некоторые рестораны и в самом деле предлагают пиццу в формате «сделай сам».

«В наши дни все четко настроено и персонализировано», – говорит она.

Однако когда людям разрешают кастомизировать продукт, необходима своеобразная дорожная карта, при помощи которой из разной начинки всегда бы получалась вкусная пицца. В противном случае клиенты могут сделать что-то непривлекательное и перестанут ходить в этот ресторан. Поппи это понял, а неуверенный в себе Крамер – нет.

«Друзья»: бизнес на «руках-близнецах»

Идея: когда Джоуи Триббиани встречает в казино дилера, чьи руки выглядят точно так же, как и его собственные руки, Джоуи решает, что это судьба. Он намерен создать шоу с «руками-близнецами», однако повышенное внимание раздражает дилера, и он просит охрану вывести Джоуи из казино.

Анализ: в этой ситуации на поверхности лежит основная проблема – комичное столкновение между потенциальным партнером, полным энтузиазма, и его визави, который не испытывает ни малейшего желания сотрудничать. Кроме того, сама идея узконишевая, что в конечном итоге будет тормозить развитие бизнеса и его трансформацию в жизнеспособное предприятие, считает Хартнетт.

«Зачастую основатели видят уникальное решение, и оно вполне может быть подходящим для небольшой аудитории, однако этого недостаточно для последующего масштабирования», – отмечает она.

«Симпсоны»: переработка жира

Идея: Гомер уговаривает Барта бросить школу и помочь ему с переработкой жира из ресторана. Затем они начинают воровать жир отовсюду и не достигают какого-либо успеха. В итоге их бизнес-модель рушится, когда они пытаются стащить жир со школьной кухни и устраивают «жировой потоп» на школьной дискотеке.

Анализ: по мнению Хартнетт, представленная идея достаточно привлекательна, поскольку многие компании стремятся повторно использовать образующиеся отходы. Однако Гомер не учел того, что поставки могут быть нестабильными, что и привело к неэтичным действиям.

«Люди верят в бренды, которые соответствуют их ценностям», – говорит она.

«В Филадельфии всегда солнечно»: кошачьи носочки

Идея: чтобы создать бренд для своего паба Paddy’s, друзья из сериала «В Филадельфии всегда солнечно» придумали пинетки для кошек и пытаются найти инвесторов для запуска производства. Они подписывают контракт, не ознакомившись с его условиями, и отказываются от прав на мерчендайзинг. В итоге продукт становится успешным, но они ничего от этого не получают.

Анализ: в целом идея очень удачная, считает Хартнетт, отмечая, что «люди тратят больше денег на домашних животных, чем на детей, и этот тренд только нарастает». Но команда совершает ошибку, присущую всем начинающим предпринимателям: они не читают то, что написано мелким шрифтом. При этом непонимание ключевых моментов заключаемой сделки может привести к печальным последствиям.

«Задержка в развитии»: микрорайон «Садден Валли»

Идея: управляющий семейной фирмой по торговле недвижимостью Майкл Блют строит микрорайон мечты. Однако расположен этот микрорайон в отдаленном месте, где нет автодорог, интернета и сотовой связи. Когда пузырь на рынке недвижимости лопается, дома остаются нераспроданными, и это приводит к большой семейной драме. Единственный выход из затруднительного положения оказывается достаточно сомнительным: брат Майкла продает дома людям, освободившимся из тюрьмы за преступления сексуального характера, которые должны жить далеко от школ.

Анализ: без тщательного планирования большие возможности в сфере недвижимости могут обернуться серьезным финансовым бременем, говорит консультант по малому бизнесу Эллен Рор из города Роджерсвилл, штат Миссури.

«Им нужен был простой бизнес-план, чтобы они сами могли убедиться в том, что их видение, миссия и цели согласуются между собой. Кроме того, они должны были лучше оценить местный рынок недвижимости», – говорит она.

Также, по словам эксперта, совместный бизнес с членами семьи или близкими друзьями в сложные моменты может преподнести неприятные сюрпризы.

«Новобрачные»: удобный помощник домохозяйки

Идея: на складе своего друга Ральф Крамден находит кухонный гаджет, который способен открывать консервные банки, откупоривать пробки и удалять сердцевину у яблок. Будучи уверенным в том, что сможет хорошо заработать, Ральф приобретает две тысячи таких «помощников домохозяек». Однако некачественный кухонный инструмент начинает разваливаться еще до того, как Ральфу и Эду Нортону удается снять свой провальный рекламный ролик, где Ральф выступает в роли шеф-повара будущего и забивает «последний гвоздь в крышку гроба» этого проекта.

Анализ: Ральф должен был внимательно изучить гаджет «Удобный помощник домохозяек» до того, как ввязался в это дело. Плохое качество может повлиять на продажи даже самого полезного гаджета, впрочем, как и стихийный маркетинг и плохая реклама, говорит Хартнетт. В наши дни Ральф столкнулся бы еще с одной проблемой: сегодня потребители заинтересованы в аутсорсинге кухонных хлопот, например, предпочитая покупать готовые наборы еды.

«Приготовление полуфабрикатов происходит где-то в другом месте и делает это кто-то другой», – отмечает эксперт.

«Спасенные звонком»: браслеты «Дружба навеки»

Идея: в рамках школьных уроков по экономике Зак Моррис совместно со своими друзьями Джесси, Слейтером и Келли основывает компанию по производству браслетов для друзей «Дружба навеки». Как только проект достигает успеха, Зак превращается во властного босса. В итоге Джесси и другие ребята пытаются запустить новый бизнес по продаже головных повязок Buddy Bands и выбить Зака из бизнеса. Однако еще до окончания уроков по экономике Buddy Bands также прекращает свою деятельность, поскольку учащиеся увидели, что ее носит директор школы, и посчитали, что этот аксессуар «не крутой».

Анализ: если руководство не ценит мнение своих ведущих сотрудников, в компании может начаться текучка, говорит Эллен Рор. «Если вы злоупотребите положением «босса», вы потеряете свою команду», – отмечает она. Кроме того, компании должны иметь маркетинговую стратегию, которая будет развиваться по мере роста клиентской базы, добавляет Рор. Хороший план – найти способ снова убедить клиентов в лице подростков в том, что головные повязки все еще в моде, хотя их и носит один из «отстойных» взрослых.

«Я люблю Люси»: старинный рецепт соуса для салата от тети Марты

Идея: Люси и Этель занимаются бизнесом по продаже соуса для салатов по рецепту тети Люси – Марты. Они рекламируют продукт на телевидении – точно так же, как это делал Ральф Крамден – и зрители начинают размещать заказы. Когда Фред (супруг Этель) выясняет, что они теряют деньги на каждой банке стоимостью 40 центов, парочка пытается найти способ не выполнять новые заказы. В конце концов они, чтобы не потерять деньги и выполнить оставшиеся заказы, приклеивают свои этикетки на соус, купленный в магазине. И объявляют о прекращении своей деятельности.

Анализ: девушки пытались конкурировать с крупными компаниями по цене вместо того, чтобы предложить нечто необычное по более высокой стоимости, говорит Эллен Рор. «Если вы не можете развивать бизнес за счет масштабирования, то вы наверняка сможете быть бутиковым бизнесом, взимая высокую цену и предоставляя услуги и продукты премиального качества». Также Люси и Этель допустили ошибку, не отслеживая производственные затраты, и это вынудило их использовать неэтичные методы ведения бизнеса, чтобы остаться на плаву, добавляет эксперт

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

264 просмотра

Бизнес гибкий, как лапша

Три принципа, от которых основатель сети ресторанов быстрого питания Lanzhou Гульбану Майгарина отказалась по запросу рынка

Фото: Turar Rakhimberlin / Twitter

Казахстанский бренд Lanzhou запустил свой десятый ресторан быстрого питания. Lanzhou работает в формате лапшичных. Формат стал популярным за счет идеи, которая лежит в основе бизнеса, – предлагать свежую еду, которая выходит дешевле для клиента, чем если бы он самостоятельно готовил ее дома. Главное блюдо сети – ланьчжоуская лапша. Ее рецепт и саму идею открыть лапшичную Гульбану Майгарина, основатель сети, привезла из Китая.

Когда Гульбану Майгарина открывала бизнес (первый ресторан появился в 2018 году), она решила всегда следовать трем основным принципам: нет – замороженным продуктам и вредной еде, нет – доставке, нет – изменениям в рецепте – только прозрачный бульон, белая редька, перец чили, кинза и лапша. Однако Майгарина призналась, что по мере роста популярности и расширения бизнеса ей пришлось изменить своим принципам.

Почему Lanzhou занялся доставкой еды

Принципиальную позицию по вопросам доставки пошатнул кризис, вызванный карантином. Когда ввели ограничения на передвижения, было непонятно, как долго продлится пауза в работе.

«Я считала, что доставка для нас – это недопустимый сервис. Наш продукт вкусный, пока свежий и горячий», – говорит Гульбану Майгарина. Но сохранить персонал можно было, лишь организовав доставку еды клиентам домой. 

Первым партнером Lanzhou стал сервис доставки Glovo. Сотрудничество с ним помогло удержать бизнес на уровне окупаемости, хотя обороты упали в пять раз.

«Аудитория дает однозначную оценку: в ресторане еда вкуснее. С другой стороны, клиенты голосуют и за доставку: сейчас доставка генерирует 20% заказов. Значит, будем работать в этом направлении – договариваться с другими доставщиками и улучшать сервис», – говорит Майгарина.

Еще один вариант работы с дистанционными клиентами – организация обедов в офисах крупных компаний. Для организации этой услуги Lanzhou ищет рестораны-партнеры, чтобы обеспечить разнообразие меню.

«Если доставлять в офисы одну и ту же еду, людям надоест через три дня», – объясняет Майгарина. Допустить радикального пересмотра собственного меню Lanzhou не может. «Мы должны делать только то, что позволяет нам укладываться в дедлайн отдачи блюд. Дополнительная нагрузка на кухню снизит скорость приготовления, нам это невыгодно», – объясняет собеседница. 

Почему пришлось готовить картофель фри

Гульбану Майгарина признается, что два года сопротивлялась появлению в ресторане пиццы и фаст-фуда, точнее, картофеля фри, который готовится из замороженного картофеля.

Но просьбы клиентов, которые приходят в Lanzhou с детьми, возымели действие. Сначала рестораны стали предлагать три вида пиццы. А недавно Майгарина согласилась добавить в меню картофель фри. 

Рецепт можно изменить в зависимости от географии

Всего через полгода после открытия первого ресторана Lanzhou поступил запрос на покупку франшизы. Компания разработала франшизу, по которой работают уже четыре ресторана в Казахстане: в Нур-Султане, Усть-Каменогорске, Таразе и Атырау. После снятия ограничений, связанных с карантином, ожидается подписание договоров франшизы с шестью российскими ресторанными сетями, каждая из которых включает в себя от 6 до 35 заведений.

Формат франшизы подразумевает точное воссоздание образцовой модели. Однако по мере появления франшиз в разных городах Казахстана и открытия собственного заведения в России пришлось изменять «образцовый» рецепт лапши. Например, джусай, обязательный ингредиент лапши, не любят в Усть-Каменогорске и Атырау. Поэтому в этих городах данную приправу в ресторанах Lanzhou не используют.

Российские рестораторы, обсуждая покупку франшизы, оговаривают использование красного жгучего перца. В этой стране мало любителей острой еды, поэтому перец чили там собираются заменять неострым болгарским.

«В таких случаях нам важно сохранять общие принципы: скорость приготовления каждого блюда, его качество и вкус», – говорит Гульбану Майгарина.

После ослабления карантина рестораны Lanzhou восстановили уровень посещаемости за неделю. В среднем каждый ресторан сети обслуживает 1000 клиентов в день и продает 900 порций лапши, 450 порций лагмана и 600–700 штук мант. Средний чек – 1400 тенге, но можно пообедать и за 750 тенге.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg