Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


587 просмотров

Когда в ситкомах делают стартапы

Часто герои телесериалов придумывают «беспроигрышные» идеи для бизнеса

фото: shutterstock.com

Часто герои телесериалов вроде «Сайнфелд» или «Я люблю Люси» придумывают «беспроигрышные» идеи для бизнеса. Реальные эксперты рассказали нам, что пошло не так и что нужно делать, чтобы эти идеи заработали.

Слышали ли вы когда-нибудь об этих замечательных бизнес-идеях? Они просто бесподобные.

К примеру, ресторан, в котором посетитель может приготовить свою собственную пиццу. Или гаджет, который сделает любую работу на кухне. Или пинетки для кошек.

Возможно, эти идеи вдруг показались вам знакомыми, потому что вы когда-то видели их по телевизору, ведь быстрое обогащение – это один из излюбленных элементов телевизионной комедии. Такие персонажи, как Ральф Крамден, Гомер Симпсон и Космо Крамер, постоянно выдумывают вполне работоспособные, как им кажется, идеи, однако все они заканчиваются провалом.

«Идея о том, что из "грязи всегда можно выбиться в князи" – это мощный и основополагающий элемент американской культуры», – говорит Роберт Томпсон, профессор телевидения и популярной культуры в Сиракузском университете Нью-Йорка.

Но были бы эти идеи обречены на провал в реальности, а не просто в ситкомах? Или все же это были хорошие идеи, просто испорченные по закону комедийного жанра?

Чтобы выяснить это, мы пересмотрели наиболее запоминающиеся телевизионные идеи для бизнеса и попросили двух экспертов по стартапам объяснить, почему эти идеи не сработали, хотя могло быть наоборот.

«Сайнфелд»: приготовим собственную пиццу

Идея: Космо Крамер устраивает мозговой штурм и у него рождается идея открыть ресторан, где посетители сами будут готовить себе пиццу. Он связывается со своим партнером Поппи, и кажется, что все идет хорошо. Затем сооснователи ссорятся из-за вопроса – ограничивать или нет виды начинки, которые могут использовать клиенты, и проект разваливается.

Анализ: Хизер Хартнетт, партнер нью-йоркского венчурного фонда Human Ventures считает, что сама идея вполне работоспособна. Сегодня некоторые рестораны и в самом деле предлагают пиццу в формате «сделай сам».

«В наши дни все четко настроено и персонализировано», – говорит она.

Однако когда людям разрешают кастомизировать продукт, необходима своеобразная дорожная карта, при помощи которой из разной начинки всегда бы получалась вкусная пицца. В противном случае клиенты могут сделать что-то непривлекательное и перестанут ходить в этот ресторан. Поппи это понял, а неуверенный в себе Крамер – нет.

«Друзья»: бизнес на «руках-близнецах»

Идея: когда Джоуи Триббиани встречает в казино дилера, чьи руки выглядят точно так же, как и его собственные руки, Джоуи решает, что это судьба. Он намерен создать шоу с «руками-близнецами», однако повышенное внимание раздражает дилера, и он просит охрану вывести Джоуи из казино.

Анализ: в этой ситуации на поверхности лежит основная проблема – комичное столкновение между потенциальным партнером, полным энтузиазма, и его визави, который не испытывает ни малейшего желания сотрудничать. Кроме того, сама идея узконишевая, что в конечном итоге будет тормозить развитие бизнеса и его трансформацию в жизнеспособное предприятие, считает Хартнетт.

«Зачастую основатели видят уникальное решение, и оно вполне может быть подходящим для небольшой аудитории, однако этого недостаточно для последующего масштабирования», – отмечает она.

«Симпсоны»: переработка жира

Идея: Гомер уговаривает Барта бросить школу и помочь ему с переработкой жира из ресторана. Затем они начинают воровать жир отовсюду и не достигают какого-либо успеха. В итоге их бизнес-модель рушится, когда они пытаются стащить жир со школьной кухни и устраивают «жировой потоп» на школьной дискотеке.

Анализ: по мнению Хартнетт, представленная идея достаточно привлекательна, поскольку многие компании стремятся повторно использовать образующиеся отходы. Однако Гомер не учел того, что поставки могут быть нестабильными, что и привело к неэтичным действиям.

«Люди верят в бренды, которые соответствуют их ценностям», – говорит она.

«В Филадельфии всегда солнечно»: кошачьи носочки

Идея: чтобы создать бренд для своего паба Paddy’s, друзья из сериала «В Филадельфии всегда солнечно» придумали пинетки для кошек и пытаются найти инвесторов для запуска производства. Они подписывают контракт, не ознакомившись с его условиями, и отказываются от прав на мерчендайзинг. В итоге продукт становится успешным, но они ничего от этого не получают.

Анализ: в целом идея очень удачная, считает Хартнетт, отмечая, что «люди тратят больше денег на домашних животных, чем на детей, и этот тренд только нарастает». Но команда совершает ошибку, присущую всем начинающим предпринимателям: они не читают то, что написано мелким шрифтом. При этом непонимание ключевых моментов заключаемой сделки может привести к печальным последствиям.

«Задержка в развитии»: микрорайон «Садден Валли»

Идея: управляющий семейной фирмой по торговле недвижимостью Майкл Блют строит микрорайон мечты. Однако расположен этот микрорайон в отдаленном месте, где нет автодорог, интернета и сотовой связи. Когда пузырь на рынке недвижимости лопается, дома остаются нераспроданными, и это приводит к большой семейной драме. Единственный выход из затруднительного положения оказывается достаточно сомнительным: брат Майкла продает дома людям, освободившимся из тюрьмы за преступления сексуального характера, которые должны жить далеко от школ.

Анализ: без тщательного планирования большие возможности в сфере недвижимости могут обернуться серьезным финансовым бременем, говорит консультант по малому бизнесу Эллен Рор из города Роджерсвилл, штат Миссури.

«Им нужен был простой бизнес-план, чтобы они сами могли убедиться в том, что их видение, миссия и цели согласуются между собой. Кроме того, они должны были лучше оценить местный рынок недвижимости», – говорит она.

Также, по словам эксперта, совместный бизнес с членами семьи или близкими друзьями в сложные моменты может преподнести неприятные сюрпризы.

«Новобрачные»: удобный помощник домохозяйки

Идея: на складе своего друга Ральф Крамден находит кухонный гаджет, который способен открывать консервные банки, откупоривать пробки и удалять сердцевину у яблок. Будучи уверенным в том, что сможет хорошо заработать, Ральф приобретает две тысячи таких «помощников домохозяек». Однако некачественный кухонный инструмент начинает разваливаться еще до того, как Ральфу и Эду Нортону удается снять свой провальный рекламный ролик, где Ральф выступает в роли шеф-повара будущего и забивает «последний гвоздь в крышку гроба» этого проекта.

Анализ: Ральф должен был внимательно изучить гаджет «Удобный помощник домохозяек» до того, как ввязался в это дело. Плохое качество может повлиять на продажи даже самого полезного гаджета, впрочем, как и стихийный маркетинг и плохая реклама, говорит Хартнетт. В наши дни Ральф столкнулся бы еще с одной проблемой: сегодня потребители заинтересованы в аутсорсинге кухонных хлопот, например, предпочитая покупать готовые наборы еды.

«Приготовление полуфабрикатов происходит где-то в другом месте и делает это кто-то другой», – отмечает эксперт.

«Спасенные звонком»: браслеты «Дружба навеки»

Идея: в рамках школьных уроков по экономике Зак Моррис совместно со своими друзьями Джесси, Слейтером и Келли основывает компанию по производству браслетов для друзей «Дружба навеки». Как только проект достигает успеха, Зак превращается во властного босса. В итоге Джесси и другие ребята пытаются запустить новый бизнес по продаже головных повязок Buddy Bands и выбить Зака из бизнеса. Однако еще до окончания уроков по экономике Buddy Bands также прекращает свою деятельность, поскольку учащиеся увидели, что ее носит директор школы, и посчитали, что этот аксессуар «не крутой».

Анализ: если руководство не ценит мнение своих ведущих сотрудников, в компании может начаться текучка, говорит Эллен Рор. «Если вы злоупотребите положением «босса», вы потеряете свою команду», – отмечает она. Кроме того, компании должны иметь маркетинговую стратегию, которая будет развиваться по мере роста клиентской базы, добавляет Рор. Хороший план – найти способ снова убедить клиентов в лице подростков в том, что головные повязки все еще в моде, хотя их и носит один из «отстойных» взрослых.

«Я люблю Люси»: старинный рецепт соуса для салата от тети Марты

Идея: Люси и Этель занимаются бизнесом по продаже соуса для салатов по рецепту тети Люси – Марты. Они рекламируют продукт на телевидении – точно так же, как это делал Ральф Крамден – и зрители начинают размещать заказы. Когда Фред (супруг Этель) выясняет, что они теряют деньги на каждой банке стоимостью 40 центов, парочка пытается найти способ не выполнять новые заказы. В конце концов они, чтобы не потерять деньги и выполнить оставшиеся заказы, приклеивают свои этикетки на соус, купленный в магазине. И объявляют о прекращении своей деятельности.

Анализ: девушки пытались конкурировать с крупными компаниями по цене вместо того, чтобы предложить нечто необычное по более высокой стоимости, говорит Эллен Рор. «Если вы не можете развивать бизнес за счет масштабирования, то вы наверняка сможете быть бутиковым бизнесом, взимая высокую цену и предоставляя услуги и продукты премиального качества». Также Люси и Этель допустили ошибку, не отслеживая производственные затраты, и это вынудило их использовать неэтичные методы ведения бизнеса, чтобы остаться на плаву, добавляет эксперт

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


549 просмотров

Как заработать на бабочках в Шымкенте

Поток посетителей на такие выставки немаленький, а входные билеты - довольно дорогие для основной массы жителей

Фото: Shutterstock

В Шымкент стали часто приезжать выставки тропических бабочек. Администраторы не обсуждают финансовую составляющую своего бизнеса, предпочитая говорить лишь о самих бабочках и их особенностях. Насколько выгоден бизнес на бабочках, выяснял «Курсив».

Удовольствие на 5 минут

Очередная выставка разместилась в одном из крупнейших шымкентских торговых домов. Цена билета для взрослых – 1 400 тенге, для детей с трех лет – 1 200 тенге, для пенсионеров – 1 тыс. тенге. 

Внутри инсектария температура воздуха поддерживается на отметке 28 градусов, а влажность – не менее 75%. В зимнее время года тепло одетые люди могут выдержать такие условия недолго – от 5 до 15 минут. 

Таким образом, заплатив за вход примерно 5 тыс. тенге, семья из четырех человек проводит на экскурсии не более 10 минут. Внутри могут одновременно находиться до восьми человек. Основной наплыв посетителей в будние дни – по вечерам. Люди даже стоят в очереди, несмотря на стремительность экскурсий. В выходные дни работникам выставки и вовсе сидеть не приходится. Выставка работает с 10 утра до 10 вечера, без выходных и перерывов на обед.

Риск минимален

По словам администратора выставки Виталия Оспанова, живых бабочек из города в город приходится перевозить редко. 

«Мы заказываем бабочек в коконах, которые нам привозят каждые две недели. Особого ухода появившиеся на свет насекомые не требуют. Мы их кормим перезревшими апельсинами и бананами, а также готовим сладкий сироп. Бабочки едят раз в сутки», – говорит администратор.

За коконами вообще не требуется никакого ухода, их лишь надо при помощи клея, ваты и прищепок разместить на специальных веточках, где они проведут от двух до трех недель в неподвижном состоянии. Появившиеся на свет бабочки еще сутки сидят рядом со своими коконами, сушат крылья. В это время они не едят.

«Мы получаем по 100 коконов, треть из них погибает, – поясняет Виталий Оспанов. – Такая статистика присутствует везде, где соблюдаются условия содержания бабочек. У нас 15 видов этих насекомых. Выбираем всегда самых красивых, ярких, чтобы людям было интересно на них смотреть».

Отходов нет

Тропические бабочки живут по-разному: некоторые не более трех дней, другие – до полутора месяцев. Если выставка заканчивается, а живые бабочки все еще порхают по инсектарию, то их ловят, аккуратно складывают им крылышки, помещают в специальный бумажный конвертик, а затем укладывают в перфорированные коробочки. Затем слегка охлаждают, чтобы они потеряли свою активность, и перевозят в другой город. По словам Виталия Оспанова, везут бабочек не более 9–10 часов, именно такое время они спокойно выдерживают.

Между тем мертвые бабочки для организаторов выставок – тоже товар. Так как треть насекомых погибает еще в коконах, еще столько же – в первые дни жизни, таких бабочек предприниматели, не желающие терять доходы, продают. 

«Мы продаем их дизайнерам, которые могут сделать из насекомых красивые инсталляции. Стоят они от 500 тенге, но если кому-то нужно купить сразу несколько бабочек, конечно, уступаем», – рассказала «Курсиву» гид выставки Эльза Жилкишиева.

К слову, дизайнеры изготавливают не только инсталляции, но и бижутерию. К примеру, простые серьги из крыльев бабочек стоят свыше 2 тыс. тенге, с золотой окантовкой – около 20 тыс. тенге, кулоны – от 2700 тенге до 10 тыс. тенге.

Бизнес перспективный

Основными поставщиками коконов являются Филиппины, Коста-Рика, Малайзия. Самые дешевые – филиппинские: от $1,2 до 3,5. Самые дорогие – южноамериканские, их цена колеблется от $3,5 до 7 за кокон. Коконы продаются сетами по 100 штук, можно заказать и больше.

Непосредственно на фермах-производителях покупают крупные поставщики. Например, в Казахстан коконы привозят из Москвы. К сумме заказа прибавляются 500 рублей (3040 тенге) за отправку и тариф за услуги авиакомпании. Кроме этого, оформление ветеринарного сертификата на имя покупателя обойдется еще в 850 рублей, что эквивалентно 5168 тенге.

Для выведения бабочек из коконов нужны просторное помещение, специальный деревянный ящик с поперечно положенными бамбуковыми палочками и соответствующие температура и влажность. В Шымкенте увлажнители стоят от 9 тыс. тенге, обогреватели – от 7 тыс. тенге.

Бизнес на бабочках считается выгодным, но при условии, что налажен сбыт насекомых. Этот вид бизнеса в Казахстане фактически только начинается: первые фирмы появились в Алматы в прошлом году.

Кстати, проведение выставок – это только одна составляющая получения доходов. В настоящее время довольно быстро набирает обороты торговля живыми бабочками, стоимость которых начинается от 5500 тенге за штуку. Например, в последнее время пошла мода на салюты из бабочек, которые запускают на свадебных торжествах, юбилеях, корпоративах. 

Более скромные подарки с бабочками – букеты цветов в красивых прозрачных упаковках, на которых сидят одна-три живые тропические особи. Ввиду дороговизны обычно покупатели заказывают бабочек штучно.

21_11_240.gif

 
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций