Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


495 просмотров

Когда в ситкомах делают стартапы

Часто герои телесериалов придумывают «беспроигрышные» идеи для бизнеса

фото: shutterstock.com

Часто герои телесериалов вроде «Сайнфелд» или «Я люблю Люси» придумывают «беспроигрышные» идеи для бизнеса. Реальные эксперты рассказали нам, что пошло не так и что нужно делать, чтобы эти идеи заработали.

Слышали ли вы когда-нибудь об этих замечательных бизнес-идеях? Они просто бесподобные.

К примеру, ресторан, в котором посетитель может приготовить свою собственную пиццу. Или гаджет, который сделает любую работу на кухне. Или пинетки для кошек.

Возможно, эти идеи вдруг показались вам знакомыми, потому что вы когда-то видели их по телевизору, ведь быстрое обогащение – это один из излюбленных элементов телевизионной комедии. Такие персонажи, как Ральф Крамден, Гомер Симпсон и Космо Крамер, постоянно выдумывают вполне работоспособные, как им кажется, идеи, однако все они заканчиваются провалом.

«Идея о том, что из "грязи всегда можно выбиться в князи" – это мощный и основополагающий элемент американской культуры», – говорит Роберт Томпсон, профессор телевидения и популярной культуры в Сиракузском университете Нью-Йорка.

Но были бы эти идеи обречены на провал в реальности, а не просто в ситкомах? Или все же это были хорошие идеи, просто испорченные по закону комедийного жанра?

Чтобы выяснить это, мы пересмотрели наиболее запоминающиеся телевизионные идеи для бизнеса и попросили двух экспертов по стартапам объяснить, почему эти идеи не сработали, хотя могло быть наоборот.

«Сайнфелд»: приготовим собственную пиццу

Идея: Космо Крамер устраивает мозговой штурм и у него рождается идея открыть ресторан, где посетители сами будут готовить себе пиццу. Он связывается со своим партнером Поппи, и кажется, что все идет хорошо. Затем сооснователи ссорятся из-за вопроса – ограничивать или нет виды начинки, которые могут использовать клиенты, и проект разваливается.

Анализ: Хизер Хартнетт, партнер нью-йоркского венчурного фонда Human Ventures считает, что сама идея вполне работоспособна. Сегодня некоторые рестораны и в самом деле предлагают пиццу в формате «сделай сам».

«В наши дни все четко настроено и персонализировано», – говорит она.

Однако когда людям разрешают кастомизировать продукт, необходима своеобразная дорожная карта, при помощи которой из разной начинки всегда бы получалась вкусная пицца. В противном случае клиенты могут сделать что-то непривлекательное и перестанут ходить в этот ресторан. Поппи это понял, а неуверенный в себе Крамер – нет.

«Друзья»: бизнес на «руках-близнецах»

Идея: когда Джоуи Триббиани встречает в казино дилера, чьи руки выглядят точно так же, как и его собственные руки, Джоуи решает, что это судьба. Он намерен создать шоу с «руками-близнецами», однако повышенное внимание раздражает дилера, и он просит охрану вывести Джоуи из казино.

Анализ: в этой ситуации на поверхности лежит основная проблема – комичное столкновение между потенциальным партнером, полным энтузиазма, и его визави, который не испытывает ни малейшего желания сотрудничать. Кроме того, сама идея узконишевая, что в конечном итоге будет тормозить развитие бизнеса и его трансформацию в жизнеспособное предприятие, считает Хартнетт.

«Зачастую основатели видят уникальное решение, и оно вполне может быть подходящим для небольшой аудитории, однако этого недостаточно для последующего масштабирования», – отмечает она.

«Симпсоны»: переработка жира

Идея: Гомер уговаривает Барта бросить школу и помочь ему с переработкой жира из ресторана. Затем они начинают воровать жир отовсюду и не достигают какого-либо успеха. В итоге их бизнес-модель рушится, когда они пытаются стащить жир со школьной кухни и устраивают «жировой потоп» на школьной дискотеке.

Анализ: по мнению Хартнетт, представленная идея достаточно привлекательна, поскольку многие компании стремятся повторно использовать образующиеся отходы. Однако Гомер не учел того, что поставки могут быть нестабильными, что и привело к неэтичным действиям.

«Люди верят в бренды, которые соответствуют их ценностям», – говорит она.

«В Филадельфии всегда солнечно»: кошачьи носочки

Идея: чтобы создать бренд для своего паба Paddy’s, друзья из сериала «В Филадельфии всегда солнечно» придумали пинетки для кошек и пытаются найти инвесторов для запуска производства. Они подписывают контракт, не ознакомившись с его условиями, и отказываются от прав на мерчендайзинг. В итоге продукт становится успешным, но они ничего от этого не получают.

Анализ: в целом идея очень удачная, считает Хартнетт, отмечая, что «люди тратят больше денег на домашних животных, чем на детей, и этот тренд только нарастает». Но команда совершает ошибку, присущую всем начинающим предпринимателям: они не читают то, что написано мелким шрифтом. При этом непонимание ключевых моментов заключаемой сделки может привести к печальным последствиям.

«Задержка в развитии»: микрорайон «Садден Валли»

Идея: управляющий семейной фирмой по торговле недвижимостью Майкл Блют строит микрорайон мечты. Однако расположен этот микрорайон в отдаленном месте, где нет автодорог, интернета и сотовой связи. Когда пузырь на рынке недвижимости лопается, дома остаются нераспроданными, и это приводит к большой семейной драме. Единственный выход из затруднительного положения оказывается достаточно сомнительным: брат Майкла продает дома людям, освободившимся из тюрьмы за преступления сексуального характера, которые должны жить далеко от школ.

Анализ: без тщательного планирования большие возможности в сфере недвижимости могут обернуться серьезным финансовым бременем, говорит консультант по малому бизнесу Эллен Рор из города Роджерсвилл, штат Миссури.

«Им нужен был простой бизнес-план, чтобы они сами могли убедиться в том, что их видение, миссия и цели согласуются между собой. Кроме того, они должны были лучше оценить местный рынок недвижимости», – говорит она.

Также, по словам эксперта, совместный бизнес с членами семьи или близкими друзьями в сложные моменты может преподнести неприятные сюрпризы.

«Новобрачные»: удобный помощник домохозяйки

Идея: на складе своего друга Ральф Крамден находит кухонный гаджет, который способен открывать консервные банки, откупоривать пробки и удалять сердцевину у яблок. Будучи уверенным в том, что сможет хорошо заработать, Ральф приобретает две тысячи таких «помощников домохозяек». Однако некачественный кухонный инструмент начинает разваливаться еще до того, как Ральфу и Эду Нортону удается снять свой провальный рекламный ролик, где Ральф выступает в роли шеф-повара будущего и забивает «последний гвоздь в крышку гроба» этого проекта.

Анализ: Ральф должен был внимательно изучить гаджет «Удобный помощник домохозяек» до того, как ввязался в это дело. Плохое качество может повлиять на продажи даже самого полезного гаджета, впрочем, как и стихийный маркетинг и плохая реклама, говорит Хартнетт. В наши дни Ральф столкнулся бы еще с одной проблемой: сегодня потребители заинтересованы в аутсорсинге кухонных хлопот, например, предпочитая покупать готовые наборы еды.

«Приготовление полуфабрикатов происходит где-то в другом месте и делает это кто-то другой», – отмечает эксперт.

«Спасенные звонком»: браслеты «Дружба навеки»

Идея: в рамках школьных уроков по экономике Зак Моррис совместно со своими друзьями Джесси, Слейтером и Келли основывает компанию по производству браслетов для друзей «Дружба навеки». Как только проект достигает успеха, Зак превращается во властного босса. В итоге Джесси и другие ребята пытаются запустить новый бизнес по продаже головных повязок Buddy Bands и выбить Зака из бизнеса. Однако еще до окончания уроков по экономике Buddy Bands также прекращает свою деятельность, поскольку учащиеся увидели, что ее носит директор школы, и посчитали, что этот аксессуар «не крутой».

Анализ: если руководство не ценит мнение своих ведущих сотрудников, в компании может начаться текучка, говорит Эллен Рор. «Если вы злоупотребите положением «босса», вы потеряете свою команду», – отмечает она. Кроме того, компании должны иметь маркетинговую стратегию, которая будет развиваться по мере роста клиентской базы, добавляет Рор. Хороший план – найти способ снова убедить клиентов в лице подростков в том, что головные повязки все еще в моде, хотя их и носит один из «отстойных» взрослых.

«Я люблю Люси»: старинный рецепт соуса для салата от тети Марты

Идея: Люси и Этель занимаются бизнесом по продаже соуса для салатов по рецепту тети Люси – Марты. Они рекламируют продукт на телевидении – точно так же, как это делал Ральф Крамден – и зрители начинают размещать заказы. Когда Фред (супруг Этель) выясняет, что они теряют деньги на каждой банке стоимостью 40 центов, парочка пытается найти способ не выполнять новые заказы. В конце концов они, чтобы не потерять деньги и выполнить оставшиеся заказы, приклеивают свои этикетки на соус, купленный в магазине. И объявляют о прекращении своей деятельности.

Анализ: девушки пытались конкурировать с крупными компаниями по цене вместо того, чтобы предложить нечто необычное по более высокой стоимости, говорит Эллен Рор. «Если вы не можете развивать бизнес за счет масштабирования, то вы наверняка сможете быть бутиковым бизнесом, взимая высокую цену и предоставляя услуги и продукты премиального качества». Также Люси и Этель допустили ошибку, не отслеживая производственные затраты, и это вынудило их использовать неэтичные методы ведения бизнеса, чтобы остаться на плаву, добавляет эксперт

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


518 просмотров

Казахстанские ремесленники засматриваются на опыт узбекских коллег

Поможет ли он им

Фото: Shutterstock

Пока местные власти Мангистауской области ставят перед собой задачу создать из Актау «казахстанскую Анталию» и к 2025 году увеличить обслуживание туристов до 700 тысяч человек в год, приезжающие на Каспийское побережье в память об отдыхе увозят с собой сувениры Made in China. С какими проблемами сталкиваются казахстанские ремесленники и как обстоят дела в сопредельных государствах, выяснял «Курсив».

Казахстан

Не секрет, что Мангистауская область имеет огромные возможности для привлечения туристов из разных стран. Немало в Мангистауской области умельцев, которые занимаются изготовлением изделий в национальном стиле из войлока, сувениров из ракушек и художественных миниатюр на камушках с Каспийского побережья. Но проблема в том, что продавать свою продукцию мастерам негде. Прилавки торговых центров завалены дешевыми сувенирами из Китая. В регионе нет ни одного центра ремесел, куда могли бы прийти туристы, посмотреть, как создается та или иная уникальная вещь в казахском национальном стиле, приобрести ее, пройти мас­тер-класс по ее изготовлению. 

«Это миллионы тенге, которые могли бы зарабатывать и область, и страна. Но их нет, и они не появятся, если не оказать поддержку ремесленникам», – отметила в комментариях «Курсиву» соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области» Диана Ботаева. 

В Мангистауской области проживают всего четыре женщины (во всем Казахстане их чуть больше десятка), которые могут изготавливать казахские юрты от начала до конца по древним технологиям. Одна из них – Ауес Сагинаева. Она возглавляет Ассоциацию ремесленников Мангыстауской области и вот уже два года бьется с местными властями за помещение, где можно было бы создать центр ремесел. 

«Сейчас те мастера, что живут и работают в Мангистау, не могут выйти на рынок в масштабах области или города, так как изготавливают свои изделия в квартирах или подсобных помещениях. Иностранные туристы просят отвезти их в центр, где они могли бы приобрести национальные сувениры, но у нас такого нет», – рассказывает Ауес Сагинаева, отмечая, что для реализации своих изделий у местных мастеров есть редкие возможности – во время ярмарок и выставок. 

По мнению г-жи Сагинаевой, у ремесленников должно быть одно постоянное место для работы и презентации их продукции. 

В свою очередь Диана Ботаева отмечает, что ремесленники нуждаются в господдержке на всех уровнях, а не только на местном. 

«В прошлом году обращались к акиму города о необходимости содействия в поиске места. Нам ответили, что подходящего здания в черте города нет. Вопрос был поднят и на одной из встреч с акимом области. Но у нас только любят кричать о традициях.Сейчас рынок нашей страны перенасыщен китайской сувенирной продукцией, изделиями из Кыргызстана и Узбекистана. В некоторых странах смогли принять программы по поддержке национальных ремесел, у нас пока этого нет», – говорит соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области». 

Узбекистан 

У южного соседа РК с поддержкой ремесленников дела обстоят гораздо лучше. В Узбекистане, как, впрочем, и в Казахстане, существует Республиканская ассоциация ремесленников «Хунарманд», число ее членов превысило уже 30 тыс. 

Как отмечает пресс-секретарь ассоциации Нилуфар Хотамова, указом президента «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников» им предоставлены беспрецедентные льготы и преференции, всего их около 40. 

«Они освобождены от налогов на доходы, получаемые от реализации изделий. Кроме того, при аренде объектов госсобственности ремесленники платят только 50% от установленной ставки, также им предоставляются в аренду места в исторических и культурных объектах по всей стране, где они свободно могут продавать свою продукцию», – сказала в комментариях «Курсиву» Нилуфар Хотамова. 

Рекламировать свою продукцию узбекистанские ремесленники могут по льготным расценкам, экспортировать напрямую, за иностранную валюту, а выручка от продажи продукции в рамках участия в зарубежных выставках в Узбекистане не считается экспортной выручкой и не облагается налогом. В крупных исторических городах этой страны созданы центры ремесленничества, где располагаются магазины и мастерские, – здесь можно посмотреть, как изготавливаются изделия, принять участие в мастер-классах и приобрести понравившиеся работы. 

«Что касается продукции из Китая, то она не конкурент местной продукции. Такие товары в основном доминируют лишь в сегменте религиозных сувениров, например четки, коврики», – добавила Нилуфар Хотамова.

Кыргызстан 

После развала СССР ремесленники оказались невостребованными. Кое-какие предприятия все же появились, самые крупные из них работают исключительно по заказам Европы. Но в большинстве своем мастера изготовляют национальные изделия в основном на дому. 

«Льгот никаких для них нет, запад перестал давать гранты на ремесленничество. Сейчас наблюдается некоторое затишье, меньше стало как самих ремесленников, так и их продукции», – рассказала «Курсиву» руководитель ОО «Кыргызское наследие и союз ремесленников» Алмажан Мамбетова.

По ее мнению, главными причинами такой ситуации стало повышение цен на сырье, высокая стоимость аренды мастерских и отсутствие поддержки от государства. 

«Шерсть очень дорогая. Практически все сырье мы экспортируем в Китай. Собственного производства шелка в стране нет. Ремесленникам нужны мастерские, а они многим не по карману. В Бишкеке, к примеру, аренда 1 кв. м такого помещения стоит от 300 сомов, что эквивалентно 1700 тенге. Это очень дорого для нас», – отметила Алмажан Мамбетова. 

Также, по ее словам, ремесленникам нужны договоры с соседними странами, от которых они получают сырье, для того чтобы для них оно было дешевле в разы.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций