4180 просмотров
4180 просмотров

Как в Уральске раскрутить свое дело и продавать на него франшизу

Кейс от Асхата Рамазанова и Александра Керимова

Фото: Shutterstock

За шесть лет, что житель Уральска Асхат Рамазанов занят в бизнесе, он прошел путь от челнока до владельца шести магазинов одежды и франчайзера, под торговой маркой которого открыты еще четыре магазина в разных городах Казахстана. У бизнесмена есть свой, философский взгляд  на построение успешного бизнеса, которым он поделился с «Курсивом».

Свой первый магазин мужской одежды Асхат Рамазанов с другом Александром Керимовым открыли в 2013 году. Завозили вещи сначала из Алматы, позже – напрямую из Китая и Турции. Свой выбор предприниматели остановили на мужской одежде, считая, что знают потребности этого рынка. Первые два года начинающие предприниматели только перепродавали вещи – от кроссовок и футболок до классических костюмов.  А потом парни приняли решение отшивать модели одежды под собственным брендом Fiesta по тем лекалам и из тех материалов, которые им нравятся, на заказ. Сначала сотрудничали только со швейной фабрикой в городе Талгаре Алматинской области, потом с фабриками Китая и Турции. 

Без фанатизма не обошлось

Асхат Рамазанов признается, что по специальности он не модельер, а эколог. Но это не мешает ему придумывать новые модели мужской одежды, потому что, когда человек долгое время занимается продажей вещей, он уже приблизительно знает, чего хотят люди. Разрабатывая модели для пошива, по словам предпринимателя, главное – иметь вкус и смелость, чтобы реализовывать свои идеи. Первой моделью, которую шили по их заказам на фаб­рике в Талгаре, были толстовки с казахстанской символикой. На них был спрос. Акимат Уральска тогда закупил большую партию толстовок для молодежных организаций города. 

Спустя шесть лет 90% от всего ассортимента магазина шьется на заказ, исключение составляют лишь обувь и некоторые виды одежды. Потребность пошива одежды продиктовал рынок, отмечает бизнесмен. Ввозимые ранее товары из Китая и Турции не очень подходили казахстанцам: китайские модели маломерят, а турецкие лекала оказались большими, поэтому ребята решили, что стоит подгонять лекала под отечественного потребителя.

«Мы работали круглыми сутками. Без фанатизма не обошлось. Я первые три года работы вообще не отдыхал – ни в субботу, ни в воскресенье. Ради результата готов был выкладываться по полной. С утра до вечера думал, как улучшить сервис, как привлечь больше клиентов, как сделать так, чтобы люди после покупки возвращались к нам снова», – объясняет Асхат Рамазанов.

Большую помощь, признается он, им оказали соцсети, в частности «Инстаграм», где  они проводят для своих клиентов конкурсы, розыгрыши призов – рос интерес людей к их магазину, росли и продажи. И если пару лет назад фото вещей в соцсети выкладывали сами владельцы бизнеса, то теперь за них это делает целая команда профессионалов – фотог­рафов, копирайтеров. Только в Уральске в сети «Инстаграм» у них более 75,5 тыс. подписчиков, в других городах их число варьируется от 20 тыс. до 50 тыс.

Были и ошибки, и просчеты

Владелец магазина одежды объясняет, что продажи во многом зависят от стоимости изделий, поэтому они выбрали для своего магазина концепцию «доступная цена при хорошем качестве». И она сработала. 

В самом начале пути, по словам Асхата Рамазанова, было много ошибок: они завозили вещи, которые линяли при стирке, садились, быстро изнашивались. Не всегда они угадывали с лекалами – некоторые модели одежды, пошитые по их заказам, уральцы вообще не хотели покупать. 

Сейчас, как утверждает бизнесмен, они научились шить и закупать качественные вещи. При этом, открывая очередной магазин в новом городе, изучают особенности спроса своих клиентов. Так для себя молодые предприниматели сделали вывод, что в Атырау и Актау парни никогда не будут носить узкие джинсы, не пользуются спросом здесь и вещи ярких расцветок. В Алматы, наоборот, любят зауженные модели брюк, футболки с броским принтом. Уральск и Актобе в плане выбора одежды более свободны – здесь есть молодежь, которая носит супермодные вещи кислотных оттенков, но есть и ценители спокойных цветов и классических моделей.

Франчайзеры не денег ради

Четыре года назад торговой марке стало тесно в Уральске, и парни решились открыть магазины сначала в Аксае, затем в Атырау и Актау. В 2017 году подобный магазин открылся и в Алматы. А потом им поступило несколько предложений из разных городов продать франшизу на открытие магазина.

«Приходили клиенты, которые были проездом в Алматы, покупали вещи и говорили, что им нравится атмосфера магазина, обслуживание. Так мы решились на этот опыт – продавать франшизу на наш бренд», – рассказывает г-н Рамазанов.

Таким образом, магазины открылись сначала в Актобе, потом – в Костанае, Рудном, Павлодаре, Караганде, Усть-Каменогорске и в Кульсары.

Владелец магазина объясняет, что по договору торговой франшизы главное их условие – сохранение концепции торговой марки и оптовые закупки товара под одноименным брендом. Никаких первоначальных взносов за работу и роялти они не требуют. Зарабатывают лишь свои 15-20% от оптовых продаж товара своим франчайзи.

Рамазанов признает, что со временем им пришлось расторг­нуть договоры с франчайзи в Актобе, Караганде и Павлодаре – качество работы этих магазинов не соответствовало их концепции.

«Наше железное правило – высокий сервис в обслуживании клиентов, качественный контент в соцсетях об акциях, новых поступлениях. Нам важен имидж нашего магазина, хочется, чтобы бренд был известен в Казахстане, поэтому, если директора магазинов не работают по этим правилам, мы с ними не сотрудничаем», – лаконично объясняет он.

Сегодня в торговой сети работают 80 человек. На ближайшее время у Асхата Рамазанова есть планы открыть новый магазин в Нур-Султане – не по франшизе, а свой. Считает, что в столице много перспектив для заработка и нельзя их отдавать кому-то другому. Кроме того, они с Александром Керимовым начали осваивать новое для себя направление – строительство таунхаусов, также они намерены открыть свой плов-центр.

Бизнесмен откровенно говорит, что сейчас их доходы позволяют им с партнером жить, ни в чем себе не отказывая. Но для того, чтобы этого достичь, первые полгода работы они брали из кассы своего магазина всего по 50 тыс. тенге – на самое необходимое, еще полгода – по 100 тыс. тенге. Всю прибыль они вкладывали в закупку нового товара.

«Многие думают, что у предпринимателя должен быть талант. Я считаю, что это чушь. Успех любого бизнеса – это труд и только труд», – уверен Асхат Рамазанов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер