Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


7072 просмотра

Как в Казахстане заработать на кроликах

«Курсив» узнал, с чего следует начать

Фото: Shutterstock.com

Кролиководство промышленного масштаба по европейским технологиям в нашей стране ведется только в Восточном Казахстане. В год ферма по разведению кроликов села Казачье Уланского района поставляет в супермаркеты крупных городов республики более 15 тонн крольчатины. «Курсив» узнал, с какими сложностями пришлось столкнуться предпринимателю, взявшемуся за незнакомый вид бизнеса, и как казахстанцы приняли новый продукт.

Из финансиста – в кролиководы

Бизнес-историю Павла Чувилина из Восточного Казахстана нельзя назвать типичной. Три года назад специалист финансовой сферы, решивший открыть свое дело, выбрал кролиководство.

К новому делу Павел Чувилин подошел только с точки зрения успешности бизнес-идеи. Вначале он провел маркетинговое исследование, понял, что кролиководство имеет большой потенциал из-за роста потребления экологически чистых продуктов, ниша свободна, конкуренция низкая; выяснил, что компаний, которые продают крольчатину, в стране очень мало и большинство из них работают на уровне подсобных хозяйств.

Предприниматель подсчитал, чтобы вложенные, в том числе заемные, средства – а это более 100 млн тенге – через определенный срок вернулись со значительным приростом, к разведению кроликов необходимо подойти очень серьезно.

Вариант – поставить дешевые клетки в каком-нибудь крестьянском хозяйстве, запустить туда выкупленных в местных подворьях домашних кроликов – даже не рассматривался. Кроликоферму на 3 тыс. голов строили с нуля по европейской технологии интенсивного производства. К выбору участка для строительства фермер и его команда подошли, что называется, по науке: в учет принималось все – география территории, логистика, доступность ингредиентов для комбикорма, роза ветров. Хорошо продуваемую площадку нашли относительно недалеко от Усть-Каменогорска – в селе Казачье Уланского района. Построили ферму закрытого цикла, убойный цех, административный участок, установили холодильные камеры, системы микроклимата, цех по переработке комбикорма. Родительское стадо привезли из Италии. Мясная порода «калифорнийский кролик» была выбрана именно за ее высокопродуктивные качества.

«Успешность, масштабность этого бизнес-проекта возможны при условии, если удастся создать идеальные условия для кролика. А это значит, в помещении, где находятся животные, и зимой и летом нужно обеспечить стабильную температуру +20 градусов. Должна идеально работать система вентиляции, поэтому мы контролируем не только температуру и влажность, но и уровень аммиака. Имеет значение и количество света, и уровень шума. Кролики должны жить спокойной, размеренной жизнью, кушать, набирать в весе, размножаться», – рассказывает руководитель компании «Eco product» Павел Чувилин.

По собственному рецепту

Анализируя опыт крупнейших производств России, Павел понял, что один из самых важных факторов, который необходимо было соблюсти, – это правильное кормление. Не сеном и не зерном, а специальным сбалансированным гранулированным комбикормом, содержащим в себе 24 ингредиента. Тот факт, что такой уникальный корм, который в идеале должен быть у быстрорастущего кролика, нельзя было нигде купить, не остановил. Договорились с местным комбикормовым цехом о спецзаказе, корм стали готовить по своим рецептам. Некоторые ингредиенты приходится искать в России и везти за тысячи километров – например, свекловичный жом или кукурузный зародыш. Из травы желательно давать только клевер или люцерну.

Для системного управления производственными показателями используется технология искусственного осеменения. Это позволяет исключить все субъективные факторы, например, когда самка может не подпустить к себе крола. Поэтому окрол у всех самок происходит в один день. Контроль над процессом осеменения позволяет кролиководам доводить количество окролов до 7-8 в год (при размножении в естественной среде – 4 раза). Таким образом одна самка на ферме в год приносит до 70-80 крольчат.

Численность поголовья родительского стада в настоящее время приблизилась к 300. Количество животных для убоя в год превышает 10 тыс. особей (более 15 тонн крольчатины). Розничная стоимость килограмма мяса кролика  – 2 тыс. тенге.

«Когда система выстроена и работает, конечно, уже не так сложно. Мы соблюдали все формальности и создавали идеальные условия именно для того, чтобы получить хороший прирост веса. При таком раскладе за два с половиной месяца крольчонок уже достигает забойного веса тушки – 1,3-1,5 кг. Получается, на убой идут кролики-подростки, даже не достигшие полового созревания, поэтому мясо считается «молочным», – рассказывает Павел Чувилин.

Не все поняли

По мнению руководителя фирмы, отсутствие конкуренции – это большое преимущество и одновременно проклятие любого стартапа. Ведь путь еще никем не пройден и учиться приходится на своих ошибках. Как и добиваться внимания потребителя.

По словам Павла Чувилина, самой большой сложностью на первоначальном этапе построения системы продаж было преодоление недоверия со стороны торговой сети. К появлению нового для многих городских жителей продукта были не готовы и сами покупатели.

«Для нашей ментальности кролик – это не массовый продукт, поэтому люди сначала воспринимали его с большой осторожностью. Осложняло дело и то, что во многих городах супермаркеты уже имели опыт реализации кроликов, и он был негативным. Поэтому никто не хотел связываться с нами, несмотря на то, что качество продукции было отличным и кролик, что называется, был «с бумажкой». Мы преодолевали это недоверие постепенно, торгуя тушками самостоятельно прямо в торговых центрах. Когда продавцы увидели покупательский интерес, дело пошло», – вспоминает Павел.

В настоящее время, по его словам, замороженная продукция компании из Восточного Казахстана регулярно поступает в магазины Алматы, Нур-Султана, Караганды, Павлодара, других городов страны. В планах на ближайшую перспективу  увеличить производственные объемы в четыре раза и выйти на экспортные позиции на российский рынок.


1168 просмотров

Почему провалился проект коворкинга в нефтяной столице Казахстана

Кейс Ерика Шиныбекова

Фото: Shutterstock

Идея создания коллективного офиса пришла на рынок Казахстана в 2012 году, когда рабочие места нового формата впервые предложил проект Les Office в Алматы. Лидерами этой сферы вот уже на протяжении нескольких лет по праву остаются Алматы и Нур-Султан. В регионах же рабочие места с гибкими условиями представлены слабо. Нефтяная столица не стала исключением. Здесь попытка открыть коворкинг-центр не увенчалась успехом.

Ставки сделаны

Ерик Шиныбеков из Атырау признается: идея запустить коворкинг-центр в городе посетила его в 2015 году. Работая в иностранной компании, он часто бывал в командировках в других городах, и найти удобное рабочее место на несколько часов ему удавалось далеко не везде. Про­анализировав рынок, молодой человек понял, что в Атырау также нет места, где могли бы работать начинающие предприниматели, не снимая помещения под офис.

В то время коворкинг уже зашел в Казахстан, плотно обосновался в Алматы и Нур-Султане. Начали активно развиваться стартапы и фриланс. «Очевидно, что молодые люди – представители нового поколения – смотрят на свое рабочее место немного иначе. Для них главное – свобода, удобство, общение, а не скучный офис и рутинные будни. Опыт алматинцев в этой сфере меня буквально вдохновил, и идея открытия коворкинг-центра в Атырау, где нет офисных предложений такого формата, казалась беспроигрышной», – говорит Ерик.

Он поделился идеей с друзьями. Те поддержали, создали партнерское трио и начали совместно готовить воплощение задумки в жизнь. Для этого пришлось не раз съездить в Алматы и столицу, чтобы воочию увидеть, как все устроено в продвинутых коворкинг-центрах страны. Провели исследования по рынку недвижимости в Атырау.

«Рынок оказался довольно скудным. Арендная плата за небольшое офисное помещение в центре города – 60–80 тыс. тенге. Это при том, что чаще всего предприниматель или специалист, работающий самостоятельно, в офисе не сидит постоянно», – говорит Ерик Шиныбеков.

Вместе с тем, разрабатывая концепцию коворкинг-центра, во главу угла начинающие предприниматели ставили не извлечение прибыли, а организацию нетворкинг-пространства.

«Хотелось объединить специалистов разных сфер, чтобы они, приходя к нам, не только находили комфортное рабочее место, но и завязывали полезные знакомства, обменивались опытом. Ведь такое общение довольно часто выливается в новые стартапы. На фрилансеров, молодых специалистов, начинающих предпринимателей мы и сделали ставку», – рассуждает собеседник «Курсива».

Сказано – сделано

Одной из непростых задач оказалось найти помещение под организацию коворкинга. Функционирующие бизнес-центры в городе оказались забитыми под завязку. Но тут молодым людям повезло: знакомый достраивал трехэтажное здание под сдачу помещений в аренду. Третий этаж площадью 120 кв. м оказался в их распоряжении за ежемесячную арендную плату в 350 тыс. тенге.

«На ремонт нам тратиться не пришлось, так как в здании как раз велись отделочные работы. Нам осталось лишь согласовать со строительной бригадой отделку интерьера. Основные траты пришлись на покупку мебели», – рассказывает Ерик. По его словам, дизайн интерьера был полностью разработан ими самостоятельно с помощью бесплатной программы 3D-проектирования. За мебелью ездили в Самару.

В начале 2016 года первый и единственный коворкинг-центр в Атырау распахнул свои двери. В распоряжении посетителей была комфортная свободная рабочая зона, конференц-рум, услуги ресепшн, необходимая оргтехника, небольшая библиотека деловой литературы, кофе и печенье в неограниченном количестве.

«Час работы, к примеру, у нас стоил 300 тенге. А в целом мы разработали гибкую систему оплаты – за день, неделю, месяц и год; были разные пакеты в зависимости от потребностей клиентов», – рассказывает Ерик Шиныбеков.

Чтобы создать максимально удобные условия для клиентов, центр работал без выходных и перерывов, с раннего утра и до последнего клиента. А для привлечения потенциальных клиентов создатели коворкинг-центра предоставляли площадку для бизнес-тренеров с хорошей скидкой. Первые клиенты не заставили себя ждать. В основном это были специалисты IT-рынка, фрилансеры разных направлений.

Потенциальные клиенты из числа начинающих предпринимателей и специалистов из разных областей, на которых была сделана ставка, оказались не столь активны.

«Наш коворкинг-центр проработал четыре месяца. Конечно, мы не строили воздушных замков и предполагали, что выйти на чистую прибыль сможем при лучшем раскладе в течение года. Но и не рассчитали своих финансовых возможностей. Арендная плата за помещение сильно била по карману. И доходы, несмотря на то, что они росли каждый месяц, не перекрывали все расходы», – признается собеседник издания. Единственный коворкинг-центр в Атырау его основателям пришлось закрыть.

Работа над ошибками

Ни Ерик Шиныбеков, ни его партнеры не жалеют ни о потерянном времени, ни о вложенных в идею средствах, считая, что в этой работе был приобретен бесценный опыт.

«Все наши ошибки – как на ладони», – говорит Ерик Шиныбеков. Первая из них – квадратура помещения. Оказалось, что 120 кв. м для коворкинг-пространства – это очень мало. Ребята уверены, что чем больше площадь, тем больше клиентов можно привлечь, организовав для них рабочие зоны по разным потребностям. Минимальной площадью помещения для старта коворкинг-центра в масштабах небольшого города, по их мнению, могут стать 300–500 кв. м.

Второй ошибкой основатели коворкинг-центра в Атырау считают отсутствие финансовой подушки на время раскрутки и становления бизнеса. «Это нормальное явление, что, запуская бизнес, нужно время на раскрутку и становление. Никогда не бывает так, что предприниматель сразу же выходит на чистую прибыль. Поэтому нужно иметь финансовое подспорье на то время, пока ты работаешь в минус или в ноль», – рассуждает Ерик.

Еще один момент, к которому не были готовы начинающие предприниматели, – менталитет населения. Заинтересованных в доступном по оплате офисе было много, но большинство из них не желали делить рабочее пространство с незнакомыми людьми. «Люди звонили и просили предоставить им отдельные кабинеты, чего, к сожалению, мы, опять-таки не располагая большой площадью, сделать не могли», – говорит Ерик Шиныбеков.

В погоне за спросом

Одним из самых продвинутых в плане коворкинг-предложений городов был и остается на протяжении нескольких лет Алматы. Сегодня здесь функционирует 18 коворкинг-центров. В Нур-Султане их 13. Но если раньше коворкинги позиционировали себя больше как единое пространство для работы разных людей, сегодня они, пожалуй, переживают некую трансформацию, подстраиваясь под предпочтения своих клиентов.

Оказалось, что зона open space подходит далеко не всем. Поэтому проекты, ранее запускавшиеся как коворкинг, сегодня помимо свободных открытых рабочих зон предлагают своим клиентам приватные рабочие зоны, отдельные кабинеты на несколько рабочих мест и целые офисные блоки. По сути, сегодня это настоящие бизнес-центры, в которых место для себя может найти как свободный художник, так и серьезная бизнес-компания. Цена вопроса также отвечает возможностям разных клиентов: 500–600 тенге за час работы, 2,5–3 тыс. тенге в день, 50–150 тыс. в месяц. Для клиентов, настроенных задержаться в таких центрах на длительный срок, предлагается заключение договора на год.

По словам администратора альтернативного рабочего пространства Level 8 Гульсиры Амировой, несмотря на конкуренцию, рабочие зоны пользуются спросом. В среднем, по ее словам, посещаемость центра составляет 70–80%.

Даже учитывая небольшую долю коворкинг-предложений в Казахстане сегодня, эксперты едины во мнении: коворкинг – та ниша, которая сейчас переживает эпоху развития и становления.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций