Перейти к основному содержанию
70755 просмотров

Как в Казахстане купить подержанный автобус и получать ежегодно $2 млн

Кейс от Вадима Синкевича из Атырау

Фото: Shutterstock.com

Предприниматель Вадим Синкевич на этапе бизнес-старта поставил на кон все, что у него было. В особо трудные времена, когда в успех не верил никто, продолжал неотступно свое дело. Сегодня компания, которую он возглавляет, является единственным официальным междугородным перевозчиком в Атырауской области, а ежегодный оборот компании составляет $2 миллиона. О том, как складывалась эта история бизнес-­успеха, предприниматель рассказал «Курсиву». 

Идея и подержанный автобус

Впервые заняться пассажирскими перевозками бизнесмен решил в 2005 году. Тогда вблизи от Атырау развернулось строительство нефтегазоперерабатывающего завода «Болашак», на котором, по прогнозам оператора, реализующего проект, планировалось задействовать до 16 тыс. специалистов. А это ежедневная перевахтовка и доставка рабочих на строительную площадку из города и обратно.

Тогда Вадим Синкевич загорелся идеей приобретения автобуса, чтобы сдать его в аренду для перевозки рабочих. Впрочем, на зарплату охранника в 60 тыс. тенге, которую в то время получал будущий предприниматель, особо было не разогнаться. Не было ни денег, ни опыта в организации пассажирских перевозок. Но было огромное желание заниматься своим делом.

«Пришлось заложить квартиру и взять $27 тыс. в кредит. На тот момент это все, что у меня было. На эти средства приобрел подержанный 10-летний автобус», – вспоминает в беседе с корреспондентом «Курсива» Вадим Синкевич, отмечая, что в то время рынок автобусов в Казахстане предлагал подержанные немецкие и южнокорейские автобусы со сроком эксплуатации 10–20 лет. 

«Но оказалось, что вместо успешного бизнеса и легкой прибыли пришла череда трудностей. Рынок запчастей на такие автобусы оказался не развит, специалистов для ремонта в городе было не найти. Приходилось через газетные объявления искать фирмы в Алматы и через них заказывать необходимые детали. Автобус больше простаивал на ремонте, чем был на ходу, вместо прибыли начались бесконечные траты», – говорит Вадим Синкевич.

Чтобы ремонтировать автобус и расплачиваться по кредиту, начинающий бизнесмен переселился со своей семьей в небольшую квартиру родителей. Свою квартиру сдали в аренду, зарплата главы молодой семьи и вырученные деньги с аренды квартиры полностью уходили на покрытие кредита и ремонт транспортного средства. Жить приходилось на зарплату супруги, которая в то время работала медсестрой.

«Первые полгода «собственного дела» показались настоящим адом. Но затем автобус начал приносить прибыль. За год мне удалось полностью погасить банковский заем. Когда я завел разговор о необходимости приобрести еще один автобус, родные откровенно покрутили у виска. Но я все же взял новый кредит и новый автобус, чуть позже я приобрел и третий», – вспоминает Вадим Синкевич.

Дело пусть медленно, но верно пошло в гору. Большую поддержку, как признается бизнесмен, в то время оказали родители.

«Мама – бухгалтер, отец – механик, у нас образовалось сплоченное трио на базе моего ИП», – говорит теперь уже успешный предприниматель.

Дальше – больше

Уже в 2008 году было открыто первое ТОО.

«Я всегда делал ставку на качество. В то время как другие автобусники старались взять транспорт подешевле и пускать прибыль на личные блага, я урезал свои хотелки и вкладывал по максимуму в дело. В итоге рынок взял свое. Более качественные и комфортабельные автобусы начали пользоваться большим спросом, а транспорт моих конкурентов со временем стал никому не нужен. Многие были вынуждены закрыть этот бизнес», – говорит Синкевич.

В 2013 году местные власти объявили конкурс на обслуживание междугородного маршрута Атырау – Уральск. Предприниматель признается, что стать официальным перевозчиком было делом серьезным и ответственным, но он решил принять участие в конкурсе. Для этого пришлось искать базу, набирать штат сотрудников, подготовить ряд необходимых документов.

«Огромную кипу документов, которые готовят целые отделы, я готовил в одиночку на кухне дома», – признается предприниматель. Победу в конкурсе одержало его ТОО «ЛаВаТранс».

По словам Синкевича, в то время междугородные перевозки работали по нехитрой системе: предприниматели, которые получали маршрут в обслуживание на пять лет, не делали ровным счетом никаких вложений, привлекая сторонние автобусы. Водители автобусов, которые чаще всего находились у них в аренде, попросту выплачивали определенный процент владельцу маршрута за возможность работать.

«Когда же я серьезно занялся обновлением собственного автопарка с целью вытеснить старые арендованные автобусы и поднять уровень обслуживания пассажиров в собственной компании, появились недовольные. Было давление на разных уровнях, но мы выстояли», – говорит бизнесмен.

Сегодня предприятие, возглавляемое им, обслуживает три маршрута: Атырау – Уральск, Атырау – Кульсары, Атырау – Бейнеу и является единственным официальным междугородным перевозчиком в Атырауской области. В штате компании трудятся 97 человек, а ежедневно пассажиров обслуживают 14 новых автобусов.

В доверительном управлении у ТОО «ЛаВаТранс» находятся и два автовокзала – в областном центре и в городе Кульсары Жылыойского района. Получение автовокзалов в доверительное управление помогло перевозчику наладить онлайн-продажу проездных билетов, ввести оформление электронных билетов и создать комфортные условия для пассажиров. Также были налажены курьерские перевозки между ближайшими городами с пунктами выдачи корреспонденции непосредственно на автовокзалах.

Сговорчивые китайцы 

Когда бизнесмен всерьез задумался об обновлении автопарка, выбор пал на китайского производителя.

«Я изучил предложения ряда компаний, пообщался с владельцами автобусов и пришел к выводу, что не стоит переплачивать за бренд. К примеру, средняя стоимость лидеров среди китайских производителей в два раза ниже, чем у известных европейских производителей, а в характеристиках «китайцы» ни в чем не уступают «европейцам». Некоторые наши автобусы намотали уже по миллиону километров, а серьезных поломок не было», – делится бизнесмен. 

По мнению предпринимателя, работать с Китаем оказалось комфортно – производитель изготавливает автобусы, ориентируясь на пожелания заказчика, за свой счет привозит их в Казахстан, осуществляет техподдержку не только во время гарантийного срока, но и по его истечении.

Особенности лизинга

Пять новых автобусов предприниматель приобрел в мае 2015 года в лизинг через фонд «Даму» с субсидированием государством процентной ставки. Сумма займа оказалась для предпринимателя фантастической – более $700 тыс.

«Когда решил заказывать еще три новых автобуса, курс тенге вовсю скакал, и было неизвестно, насколько подорожает доллар за пару месяцев, пока завод собирает заказанные автобусы. Ведь договор заключен, предоплата внесена, соскочить в случае невыгодой конечной цены не получится», – говорит Вадим Синкевич.

В ходе этой покупки предпринимателю удалось договориться с лизинговой компанией – в целях подстраховки от падения нацвалюты перевести тенге в доллары на время ожидания автобусов от производителя. Таким образом удалось избежать дополнительных убытков.

«Следующие свои приобретения делал уже за свой счет, потому что работать с лизинговыми компаниями стало невыгодно, условия изменились, и, к сожалению, не в сторону бизнеса», – считает Синкевич. 

Сегодня под его руководством функционируют три компании в разных сферах бизнеса, включая пассажирские перевозки, обслуживание спецтехники и общественное питание. О своих планах бизнесмен предпочитает не распространяться, считая, что лучше молча делать, чем мечтать.

banner_wsj.gif

2023 просмотра

Как в Казахстане заработать на цветах

Делится личным опытом сооснователь магазина Ayala flowers

Фото: Офелия Жакаева

Первые деньги на цветочном рынке я заработала 14 февраля 2015 года, открыв онлайн-магазин буквально накануне – продажи цветов в интернете тогда были новинкой, дневной доход составил 7 тысяч тенге. Хороший стимул для студентки со стипендией в 20 тысяч. К 8 марта я подготовилась более основательно, заработала 100 тысяч тенге и укрепилась в желании развивать бизнес дальше.

В то время, по моим подсчетам, через интернет продавалось около 4% цветов. Я понимала, что эта доля будет расти и стала изучать стратегии лидеров онлайн-продаж одежды и доставки еды. Было очевидно, что их преимущество построено на тщательном ведении клиентской базы и внимании к бизнес-процессам.

Скоро я пришла к выводу о важности сочетания онлайн- и офлайн-инструментов. Открыла физический магазин, он стал складом и местом встречи с клиентами, впервые обратившимися ко мне за букетом. Если качество цветов и обслуживания их устраивало, в последующем они оформляли заказы через интернет-магазин.

Параллельно я инвестировала в развитие технологий для упрощения ведения бизнеса. Специальных решений для рынка цветов тогда не было и меня увлекла идея стать первопроходцем, а потом на основе созданных технологий развивать франшизу.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax2.JPGФото: Офелия Жакаева

Должна признаться, что до сих пор не осмеливаюсь подсчитать итоговую сумму, потраченную на эту идею. Я пробовала разные модели взаимодействия с разработчиками, но внедрить цифровизацию в том виде, в каком я ее себе представляла, пока еще не удалось. Хотя на исходе второго года разработок я в значительной степени разгрузила себя от операционной работы – бизнес работал уже автономно, без моего активного участия. 

В декабре 2018 года по личным причинам я оставила бизнес в Алматы и переехала в столицу. В соцсетях о переезде сообщила в канун 14 февраля 2019 года и была удивлена реакции: среди моих подписчиков оказалось много жителей Нур-Султана – они следили за моей работой в Алматы и были уверены, что теперь я буду развивать такой же бизнес и в столице. Так я стала знакомиться со столичным рынком цветов и уже к мартовскому празднику вместе с сестрой запустила новый онлайн-магазин цветов.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax3.JPGФото: Офелия Жакаева

За год работы в Нур-Султане заметила, что участники цветочного рынка, по сравнению со своими коллегами из Алматы, здесь более открыты и дружелюбны – охотнее делятся опытом, информацией о товаре. Второе отличие касается покупателей – люди менее привередливы и быстрее принимают решения, на согласование букета уходит меньше времени. Особенность цветочного онлайн-бизнеса в том, что клиенты могут выбрать и оценить букет только по фотографии. Собрав букет с учетом предпочтений клиента, я отправляю фото заказчику. В 95% случаев жителей столицы все устраивает и только в 5% случаев надо немного менять состав или упаковку букета.

С оптовыми поставщиками дела обстоят не очень хорошо – в столице их явно не хватает, часто приходится сталкиваться с дефицитом цветов. Еще одно отличие рынка Алматы и Нур-Султана продиктовано погодой. В столице зимой букеты дополнительно упаковывают в специальную обертку, чтобы защитить от холода, это увеличивает временные и финансовые затраты. И еще, по моим наблюдениям, в Алматы цветы дарят чаще.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png