Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Как в Казахстане купить подержанный автобус и получать ежегодно $2 млн

Кейс от Вадима Синкевича из Атырау

Фото: Shutterstock.com

Предприниматель Вадим Синкевич на этапе бизнес-старта поставил на кон все, что у него было. В особо трудные времена, когда в успех не верил никто, продолжал неотступно свое дело. Сегодня компания, которую он возглавляет, является единственным официальным междугородным перевозчиком в Атырауской области, а ежегодный оборот компании составляет $2 миллиона. О том, как складывалась эта история бизнес-­успеха, предприниматель рассказал «Курсиву». 

Идея и подержанный автобус

Впервые заняться пассажирскими перевозками бизнесмен решил в 2005 году. Тогда вблизи от Атырау развернулось строительство нефтегазоперерабатывающего завода «Болашак», на котором, по прогнозам оператора, реализующего проект, планировалось задействовать до 16 тыс. специалистов. А это ежедневная перевахтовка и доставка рабочих на строительную площадку из города и обратно.

Тогда Вадим Синкевич загорелся идеей приобретения автобуса, чтобы сдать его в аренду для перевозки рабочих. Впрочем, на зарплату охранника в 60 тыс. тенге, которую в то время получал будущий предприниматель, особо было не разогнаться. Не было ни денег, ни опыта в организации пассажирских перевозок. Но было огромное желание заниматься своим делом.

«Пришлось заложить квартиру и взять $27 тыс. в кредит. На тот момент это все, что у меня было. На эти средства приобрел подержанный 10-летний автобус», – вспоминает в беседе с корреспондентом «Курсива» Вадим Синкевич, отмечая, что в то время рынок автобусов в Казахстане предлагал подержанные немецкие и южнокорейские автобусы со сроком эксплуатации 10–20 лет. 

«Но оказалось, что вместо успешного бизнеса и легкой прибыли пришла череда трудностей. Рынок запчастей на такие автобусы оказался не развит, специалистов для ремонта в городе было не найти. Приходилось через газетные объявления искать фирмы в Алматы и через них заказывать необходимые детали. Автобус больше простаивал на ремонте, чем был на ходу, вместо прибыли начались бесконечные траты», – говорит Вадим Синкевич.

Чтобы ремонтировать автобус и расплачиваться по кредиту, начинающий бизнесмен переселился со своей семьей в небольшую квартиру родителей. Свою квартиру сдали в аренду, зарплата главы молодой семьи и вырученные деньги с аренды квартиры полностью уходили на покрытие кредита и ремонт транспортного средства. Жить приходилось на зарплату супруги, которая в то время работала медсестрой.

«Первые полгода «собственного дела» показались настоящим адом. Но затем автобус начал приносить прибыль. За год мне удалось полностью погасить банковский заем. Когда я завел разговор о необходимости приобрести еще один автобус, родные откровенно покрутили у виска. Но я все же взял новый кредит и новый автобус, чуть позже я приобрел и третий», – вспоминает Вадим Синкевич.

Дело пусть медленно, но верно пошло в гору. Большую поддержку, как признается бизнесмен, в то время оказали родители.

«Мама – бухгалтер, отец – механик, у нас образовалось сплоченное трио на базе моего ИП», – говорит теперь уже успешный предприниматель.

Дальше – больше

Уже в 2008 году было открыто первое ТОО.

«Я всегда делал ставку на качество. В то время как другие автобусники старались взять транспорт подешевле и пускать прибыль на личные блага, я урезал свои хотелки и вкладывал по максимуму в дело. В итоге рынок взял свое. Более качественные и комфортабельные автобусы начали пользоваться большим спросом, а транспорт моих конкурентов со временем стал никому не нужен. Многие были вынуждены закрыть этот бизнес», – говорит Синкевич.

В 2013 году местные власти объявили конкурс на обслуживание междугородного маршрута Атырау – Уральск. Предприниматель признается, что стать официальным перевозчиком было делом серьезным и ответственным, но он решил принять участие в конкурсе. Для этого пришлось искать базу, набирать штат сотрудников, подготовить ряд необходимых документов.

«Огромную кипу документов, которые готовят целые отделы, я готовил в одиночку на кухне дома», – признается предприниматель. Победу в конкурсе одержало его ТОО «ЛаВаТранс».

По словам Синкевича, в то время междугородные перевозки работали по нехитрой системе: предприниматели, которые получали маршрут в обслуживание на пять лет, не делали ровным счетом никаких вложений, привлекая сторонние автобусы. Водители автобусов, которые чаще всего находились у них в аренде, попросту выплачивали определенный процент владельцу маршрута за возможность работать.

«Когда же я серьезно занялся обновлением собственного автопарка с целью вытеснить старые арендованные автобусы и поднять уровень обслуживания пассажиров в собственной компании, появились недовольные. Было давление на разных уровнях, но мы выстояли», – говорит бизнесмен.

Сегодня предприятие, возглавляемое им, обслуживает три маршрута: Атырау – Уральск, Атырау – Кульсары, Атырау – Бейнеу и является единственным официальным междугородным перевозчиком в Атырауской области. В штате компании трудятся 97 человек, а ежедневно пассажиров обслуживают 14 новых автобусов.

В доверительном управлении у ТОО «ЛаВаТранс» находятся и два автовокзала – в областном центре и в городе Кульсары Жылыойского района. Получение автовокзалов в доверительное управление помогло перевозчику наладить онлайн-продажу проездных билетов, ввести оформление электронных билетов и создать комфортные условия для пассажиров. Также были налажены курьерские перевозки между ближайшими городами с пунктами выдачи корреспонденции непосредственно на автовокзалах.

Сговорчивые китайцы 

Когда бизнесмен всерьез задумался об обновлении автопарка, выбор пал на китайского производителя.

«Я изучил предложения ряда компаний, пообщался с владельцами автобусов и пришел к выводу, что не стоит переплачивать за бренд. К примеру, средняя стоимость лидеров среди китайских производителей в два раза ниже, чем у известных европейских производителей, а в характеристиках «китайцы» ни в чем не уступают «европейцам». Некоторые наши автобусы намотали уже по миллиону километров, а серьезных поломок не было», – делится бизнесмен. 

По мнению предпринимателя, работать с Китаем оказалось комфортно – производитель изготавливает автобусы, ориентируясь на пожелания заказчика, за свой счет привозит их в Казахстан, осуществляет техподдержку не только во время гарантийного срока, но и по его истечении.

Особенности лизинга

Пять новых автобусов предприниматель приобрел в мае 2015 года в лизинг через фонд «Даму» с субсидированием государством процентной ставки. Сумма займа оказалась для предпринимателя фантастической – более $700 тыс.

«Когда решил заказывать еще три новых автобуса, курс тенге вовсю скакал, и было неизвестно, насколько подорожает доллар за пару месяцев, пока завод собирает заказанные автобусы. Ведь договор заключен, предоплата внесена, соскочить в случае невыгодой конечной цены не получится», – говорит Вадим Синкевич.

В ходе этой покупки предпринимателю удалось договориться с лизинговой компанией – в целях подстраховки от падения нацвалюты перевести тенге в доллары на время ожидания автобусов от производителя. Таким образом удалось избежать дополнительных убытков.

«Следующие свои приобретения делал уже за свой счет, потому что работать с лизинговыми компаниями стало невыгодно, условия изменились, и, к сожалению, не в сторону бизнеса», – считает Синкевич. 

Сегодня под его руководством функционируют три компании в разных сферах бизнеса, включая пассажирские перевозки, обслуживание спецтехники и общественное питание. О своих планах бизнесмен предпочитает не распространяться, считая, что лучше молча делать, чем мечтать.


3519 просмотров

Почему американцы не будут есть сыр из актюбинского молока

Как проиграть конкуренту, потерять миллионы, но подняться и стать успешным бизнесменом

Фото: Shutterstock

Громко заявив о себе несколько лет назад, хромтауская компания «Агрофирма «Тау» на время исчезла с поля зрения. Однако сейчас предприятие не только восстановило позиции, но и пытается вытеснить российскую кисломолочную продукцию с казахстанского рынка. Как проиграть конкуренту, потерять миллионы, но подняться и стать успешным бизнесменом.

Изучить изнутри 

Экономист по образованию Мирболат Агдаутов успел поработать в одном из отечественных банков. В 2003 году судьба занесла его в крупный холдинг, где он прошел карьеру от рядового сотрудника до генерального директора. Было время и на развитие своего бизнеса – занимался оптовой реализацией сухого молока – белорусского, башкирского, киргизского. «Почему киргизское? Оно по составу белка даже лучше белорусского. Все оттого, что трава у них хорошая», – говорит предприниматель. 

Чтобы лучше освоить молочный рынок, Мирболат решил изучить процесс изнутри. А тут как раз и предложение поступило: поработать в Костанайской области. В 2012 году он, оставив бизнес и пост гендиректора, поехал в поселок Карабалык. 

«Это был новый проект развития мясного животноводства. Привезли из Австралии 3 тыс. голов КРС. К слову, сейчас их 25 тыс. Использовали передовые технологии. Была там и небольшая ферма молочного животноводства», – рассказал Мирболат Агдаутов. 
В течение двух лет он изучал это направление: помимо отечественных предприятий, перенимал опыт в Германии, Австрии, Беларуси, Украине и России. 

Начали и проиграли

В конце 2014 года Мирболат вернулся в Актобе. Заинтересовало предложение о покупке молочного завода в Хромтау (около 90 км от Актобе), построенного еще в 1992 году компанией «Казхром». В 2011 году предприятие было законсервировано. Борьба за «лакомый кусок» длилась почти год. Только вот стоило ли? 

«Мы выкупили кота в мешке. Завод три года стоял на консервации. Мы полностью поменяли коммуникации. Приведение объекта в надлежащий вид заняло несколько месяцев и потребовало десятков миллионов тенге. Если бы мы знали, что нас ждет, наверное, не купили бы», – признается Мирболат.

Помимо ремонта, требовалось и дополнительное оборудование. Вместе с другом и партнером по бизнесу Сергеем Палиевым Агдаутов вложил собственные средства – 120 млн тенге. Но и этого оказалось мало. Тогда пришлось взять в кредит через фонд «Даму» еще 85 млн тенге. 
Первая продукция из Хромтау начала поступать на полки актюбинских супермаркетов в октябре 2015 года. Кефир, варенец, снежок, сметана, творог, масло. Сырье привозили молоковозом из райцентра в Актюбинской области – это в 200 км от завода.

«Мы не рассматривали производство молока в промышленном масштабе, там нужна технология по ультрапастеризации. Такое оборудование стоит миллионы долларов. У нас имеется Pure-Pak, но срок хранения такого молока не больше трех суток. Попытались выйти на рынок, однако возврата было много», – вспоминает Мирболат. 

Против производителя играло и несоблюдение температурного режима со стороны реализаторов. Именно поэтому о выпуске молока большими партиями пришлось забыть. 

Актюбинцы благосклонно приняли продукцию отечественного производителя, но через полгода начались проблемы. Подвело устаревшее оборудование. Когда попробовали запустить предприятие на производственную мощность, механизмы стали ломаться. Перебои сказались на качестве продукции – сметана скисала, кефир получался жидким.

Лето 2016 года стало настоящим адом для молодой компании, которая не выдержала конкуренцию с региональными лидерами. Это был глубокий нокдаун – убытки исчислялись десятками миллионов тенге. Предприятие оказалось на грани закрытия.

Спасительная сметана

Но, как рассказывает Мирболат Агдаутов, взвесив все за и против, предприниматели все же остались на рынке. Но нужно было менять подход. Решение оказалось простым: сузить деятельность до одного продукта. Выбор пал на сметану. Предприниматели снова влезли в кредиты и вложили в дело 30 млн тенге. На эти деньги приобрели оборудование: емкости и упаковочные линии для сметаны. 

«Практически вся сметана к нам завозится из России. На тот момент из Кабардино-Балкарии поступало 60–80 т сметаны в неделю. Мы сделали упор на пластиковые ведра, увеличив граммаж, – поясняет собеседник «Курсива».

Если российская сметана реализовалась в «стаканчиках» массой до 500 гр, то местную предприниматели предложили потребителям покупать от 1 кг. Большим семьям выгоднее брать ведерко, чем несколько стаканчиков. Как показало время, упор на сметану и вытянул бизнес. Сейчас хромтауский завод выпускает сметану в таре от 400 гр до 10 кг.

Особенности рынка

Но упаковку поменять мало. Три месяца Сергей и Мирболат практически жили в лаборатории завода: подбирали ингредиенты, рецептуру, закваску. Все это время продукции компании на полках не было. Предприниматели решили сделать ставку на термостатную технологию. Суть ее заключается в том, что сметана заквашивается сама в термостатной комнате при температуре 45 градусов. Но зато не нужны загустители. 
По словам предпринимателей, потребовался почти год, чтобы потребитель привык к местной сметане. Многих пугала сыворотка, выделяемая на поверхности продукта. 

Позже, когда предприятие встало на ноги, на полках актюбинских магазинов снова появились кефир, творог, масло и варенец от хромтауской агрофирмы. А с прошлого года линейка продукции пополнилась йогуртами и творожной массой. Питьевая кефирная группа нашла своего потребителя не только в Актобе, но и в других городах Казахстана. 

Впрочем, выходить на экспорт предприниматели не торопятся, полагая, что проверяющие ведомства соседнего государства найдут массу причин, чтобы не допустить казахстанские продукты на полки магазинов РФ. 

На российский рынок Мирболат Агдаутов пытался пробиться год, но не вышло. 

«Защита российского бизнеса мощная. А вот у нас защиты нет никакой. Поэтому и дешевого импорта из Воронежа, Астрахани, Волгограда, Самары много. Актюбинским оптовикам легче привести из Нальчика (около 2 тыс. км от Актобе) фуры сметаны и творога», – говорит Мирболат Агдаутов. 

Американский пример

На днях он вернулся из США, где перенимал опыт зарубежных коллег. Поездка состоялась благодаря программе деловой стажировки Special American Business Internship Training Program (SABIT), которая действует с 1990 года. Ее основная цель – содействие экономической реструктуризации стран бывшего СССР. 

Тема стажировки этого года – «Переработка и упаковка молочной продукции в США». Отбор от Казахстана прошли двое: Мирболат Агдаутов из Актюбинской области и Бакыт Аркабаев из Талдыкоргана. Предприниматели побывали на тренингах в Вашингтоне, а потом поехали в «молочную столицу» США город Мэдисон. 

«Их система выверена годами: в каждом штате свои законы для фермеров. И это правильно, ведь никто лучше их самих не знает, как надо работать в сельском хозяйстве. У нас же в эту отрасль вмешиваются все», – рассуждает Мирболат. 

Отметили казахстанцы и различия между европейскими и американскими фермерами. Если в Европе 99% ферм относятся к семейным (от 60 до 400 голов скота), то в США все иначе.

«В Европе развит рынок сервиса: оказание услуг в ветеринарии, посеве и уборке кормов. В Америке многие делают все сами. В США поддерживают своего производителя. Финансируют на длительные сроки под 1% годовых. Фермеры объединяются в ассоциации и трудятся, ни на кого не надеясь. Также американцы уделяют большое внимание науке. Поэтому корова в Мэдисоне дает 15 тыс. литров молока в год, а корова в Мартуке – всего лишь 2,5 тыс. литров. Рентабельность животноводства практически нулевая. И это общемировая тенденция. Те фермеры, кто хочет «выжить», ставят перерабатывающее производство», – делится увиденным Мирболат. 

По его словам, для США характерно сыроделание: 92% «молочки» уходит в сыры, остальное – на йогурты и молоко. «Сыропригодного молока не то что в Актюбинском регионе нет, в стране его мало. Сыр, сделанный из нашего низкосортного молока, американцы есть не станут», – уверен собеседник издания. 

Для качественного молока, по мнению директора агрофирмы, нужны современные фермы. Идея с «двумя коровами» отбросит отечественное сельское хозяйство на десятки лет назад.

«Мир отходит от личного по­дворья. Коровы у нас не породистые, дают второсортное молоко, из которого не сделать нормальную сметану или сыр. Чтобы это изменить, нужно заниматься наукой. В Актобе ничего этого нет, поэтому и качество молока никудышнее», – считает бизнесмен. 

Второй момент – санитария. Если на фермах и заводах имеются соответствующие сертификаты, то частникам никто их не выдает. Соответственно, риск заболеть от молока или айрана «с рук» возрастает в разы. Да и налогов такие дельцы не платят. 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций