Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


60538 просмотров

Как в Казахстане купить подержанный автобус и получать ежегодно $2 млн

Кейс от Вадима Синкевича из Атырау

Фото: Shutterstock.com

Предприниматель Вадим Синкевич на этапе бизнес-старта поставил на кон все, что у него было. В особо трудные времена, когда в успех не верил никто, продолжал неотступно свое дело. Сегодня компания, которую он возглавляет, является единственным официальным междугородным перевозчиком в Атырауской области, а ежегодный оборот компании составляет $2 миллиона. О том, как складывалась эта история бизнес-­успеха, предприниматель рассказал «Курсиву». 

Идея и подержанный автобус

Впервые заняться пассажирскими перевозками бизнесмен решил в 2005 году. Тогда вблизи от Атырау развернулось строительство нефтегазоперерабатывающего завода «Болашак», на котором, по прогнозам оператора, реализующего проект, планировалось задействовать до 16 тыс. специалистов. А это ежедневная перевахтовка и доставка рабочих на строительную площадку из города и обратно.

Тогда Вадим Синкевич загорелся идеей приобретения автобуса, чтобы сдать его в аренду для перевозки рабочих. Впрочем, на зарплату охранника в 60 тыс. тенге, которую в то время получал будущий предприниматель, особо было не разогнаться. Не было ни денег, ни опыта в организации пассажирских перевозок. Но было огромное желание заниматься своим делом.

«Пришлось заложить квартиру и взять $27 тыс. в кредит. На тот момент это все, что у меня было. На эти средства приобрел подержанный 10-летний автобус», – вспоминает в беседе с корреспондентом «Курсива» Вадим Синкевич, отмечая, что в то время рынок автобусов в Казахстане предлагал подержанные немецкие и южнокорейские автобусы со сроком эксплуатации 10–20 лет. 

«Но оказалось, что вместо успешного бизнеса и легкой прибыли пришла череда трудностей. Рынок запчастей на такие автобусы оказался не развит, специалистов для ремонта в городе было не найти. Приходилось через газетные объявления искать фирмы в Алматы и через них заказывать необходимые детали. Автобус больше простаивал на ремонте, чем был на ходу, вместо прибыли начались бесконечные траты», – говорит Вадим Синкевич.

Чтобы ремонтировать автобус и расплачиваться по кредиту, начинающий бизнесмен переселился со своей семьей в небольшую квартиру родителей. Свою квартиру сдали в аренду, зарплата главы молодой семьи и вырученные деньги с аренды квартиры полностью уходили на покрытие кредита и ремонт транспортного средства. Жить приходилось на зарплату супруги, которая в то время работала медсестрой.

«Первые полгода «собственного дела» показались настоящим адом. Но затем автобус начал приносить прибыль. За год мне удалось полностью погасить банковский заем. Когда я завел разговор о необходимости приобрести еще один автобус, родные откровенно покрутили у виска. Но я все же взял новый кредит и новый автобус, чуть позже я приобрел и третий», – вспоминает Вадим Синкевич.

Дело пусть медленно, но верно пошло в гору. Большую поддержку, как признается бизнесмен, в то время оказали родители.

«Мама – бухгалтер, отец – механик, у нас образовалось сплоченное трио на базе моего ИП», – говорит теперь уже успешный предприниматель.

Дальше – больше

Уже в 2008 году было открыто первое ТОО.

«Я всегда делал ставку на качество. В то время как другие автобусники старались взять транспорт подешевле и пускать прибыль на личные блага, я урезал свои хотелки и вкладывал по максимуму в дело. В итоге рынок взял свое. Более качественные и комфортабельные автобусы начали пользоваться большим спросом, а транспорт моих конкурентов со временем стал никому не нужен. Многие были вынуждены закрыть этот бизнес», – говорит Синкевич.

В 2013 году местные власти объявили конкурс на обслуживание междугородного маршрута Атырау – Уральск. Предприниматель признается, что стать официальным перевозчиком было делом серьезным и ответственным, но он решил принять участие в конкурсе. Для этого пришлось искать базу, набирать штат сотрудников, подготовить ряд необходимых документов.

«Огромную кипу документов, которые готовят целые отделы, я готовил в одиночку на кухне дома», – признается предприниматель. Победу в конкурсе одержало его ТОО «ЛаВаТранс».

По словам Синкевича, в то время междугородные перевозки работали по нехитрой системе: предприниматели, которые получали маршрут в обслуживание на пять лет, не делали ровным счетом никаких вложений, привлекая сторонние автобусы. Водители автобусов, которые чаще всего находились у них в аренде, попросту выплачивали определенный процент владельцу маршрута за возможность работать.

«Когда же я серьезно занялся обновлением собственного автопарка с целью вытеснить старые арендованные автобусы и поднять уровень обслуживания пассажиров в собственной компании, появились недовольные. Было давление на разных уровнях, но мы выстояли», – говорит бизнесмен.

Сегодня предприятие, возглавляемое им, обслуживает три маршрута: Атырау – Уральск, Атырау – Кульсары, Атырау – Бейнеу и является единственным официальным междугородным перевозчиком в Атырауской области. В штате компании трудятся 97 человек, а ежедневно пассажиров обслуживают 14 новых автобусов.

В доверительном управлении у ТОО «ЛаВаТранс» находятся и два автовокзала – в областном центре и в городе Кульсары Жылыойского района. Получение автовокзалов в доверительное управление помогло перевозчику наладить онлайн-продажу проездных билетов, ввести оформление электронных билетов и создать комфортные условия для пассажиров. Также были налажены курьерские перевозки между ближайшими городами с пунктами выдачи корреспонденции непосредственно на автовокзалах.

Сговорчивые китайцы 

Когда бизнесмен всерьез задумался об обновлении автопарка, выбор пал на китайского производителя.

«Я изучил предложения ряда компаний, пообщался с владельцами автобусов и пришел к выводу, что не стоит переплачивать за бренд. К примеру, средняя стоимость лидеров среди китайских производителей в два раза ниже, чем у известных европейских производителей, а в характеристиках «китайцы» ни в чем не уступают «европейцам». Некоторые наши автобусы намотали уже по миллиону километров, а серьезных поломок не было», – делится бизнесмен. 

По мнению предпринимателя, работать с Китаем оказалось комфортно – производитель изготавливает автобусы, ориентируясь на пожелания заказчика, за свой счет привозит их в Казахстан, осуществляет техподдержку не только во время гарантийного срока, но и по его истечении.

Особенности лизинга

Пять новых автобусов предприниматель приобрел в мае 2015 года в лизинг через фонд «Даму» с субсидированием государством процентной ставки. Сумма займа оказалась для предпринимателя фантастической – более $700 тыс.

«Когда решил заказывать еще три новых автобуса, курс тенге вовсю скакал, и было неизвестно, насколько подорожает доллар за пару месяцев, пока завод собирает заказанные автобусы. Ведь договор заключен, предоплата внесена, соскочить в случае невыгодой конечной цены не получится», – говорит Вадим Синкевич.

В ходе этой покупки предпринимателю удалось договориться с лизинговой компанией – в целях подстраховки от падения нацвалюты перевести тенге в доллары на время ожидания автобусов от производителя. Таким образом удалось избежать дополнительных убытков.

«Следующие свои приобретения делал уже за свой счет, потому что работать с лизинговыми компаниями стало невыгодно, условия изменились, и, к сожалению, не в сторону бизнеса», – считает Синкевич. 

Сегодня под его руководством функционируют три компании в разных сферах бизнеса, включая пассажирские перевозки, обслуживание спецтехники и общественное питание. О своих планах бизнесмен предпочитает не распространяться, считая, что лучше молча делать, чем мечтать.


1532 просмотра

Что тормозит бизнес в моногородах Казахстана

История Алии Уалиевой

Фото: Shutterstock.com

Приезд наставника из Турции в рамках проекта «Старшие сеньоры» помог предпринимательнице из моногорода понять, почему малый бизнес за рубежом чувствует себя комфортнее, чем в Казахстане.

Алтайские страсти для сеньора

По программе «Старшие сеньоры», организованной в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020», зарубежные эксперты оказывают консультативную помощь казахстанским предприятиям, осуществ­ляющим свою деятельность в приоритетных секторах экономики. Оплату расходов по перелету и услугам иностранных менеджеров берет на себя республиканский бюджет. Расходы, связанные с пребыванием сеньора внутри страны, берет на себя предприниматель, принимающий гостя. По информации участника проекта Алии Уалиевой, ее предприятию 10-дневное обучение обошлось в 155 тыс. тенге.

Ранее «Курсив» писал об оте­льере и рестораторе из Марокко, который рассказал нашему изданию, почему казахстанским отелям и кафе не хватает квалифицированных кадров. Сегодня на помощь казахстанской предпринимательнице пришел эксперт из Турции Кемал Энес, специализирующийся на гостиничном и ресторанном бизнесе. В течение 10 дней он обучал коллектив ресторана. В мастер-класс, который он дал в Алтае, вошли уроки турецкой кухни, сервировки, хранения продуктов, привлечения клиентов. Результатом занятий стали семь новых блюд в меню и перезагрузка всей работы заведения.

«В Турции знают толк в работе с клиентами. Каждого обхаживают, как единственного. Кемал посоветовал делать посетителям небольшие подарки – комплименты от шеф-повара. Показал, как красиво сервировать и подавать блюда. Сказал, впечатление посетителей зависит и от того, как поставишь тарелку на стол», – рассказывает хозяйка ресторана Алия Уалиева.

Вначале, по ее словам, эксперт провел ревизию на кухне. По его рекомендации традиционное для Казахстана мясное меню было дополнено овощными вторыми блюдами, которые любят в Турции.

В плюс рестораторам Алтая сеньор поставил микс европейской и азиатской кухни. Посоветовал и дальше параллельно развивать оба направления. А вот устаревшее кухонное оборудование повергло гостя в шок.

«Он не мог понять, почему у нас такая несовременная техника, хотя мы открылись недавно. Говорит, у них каждый новичок в бизнесе оборудует свою кухню или цех новинками рынка, так как это залог конкурентоспособности», – делится предпринимательница.

Она вспоминает, что похожие мысли высказывали и супруги Сёрен и Ута Шарнвебер, которые приезжали в Алтай в качестве экспертов по госпрограмме в прошлом году. Им тоже было сложно понять, почему у малого бизнеса в Казахстане не хватает средств на модернизацию.

Бараний рог кредитования

Алия Уалиева занимается бизнесом в Алтае уже более 20 лет. Оставшись без работы в 90-х, бывшая медсестра встала за прилавок на рынке. Позднее взяла кредит и открыла магазин мясной продукции.

Со временем в организованном ею ТОО занялись переработкой мяса: начали выпускать натуральные колбасы, национальные мясные блюда, пельмени, сертифицировали свою продукцию, вышли на госзаказ. В прошлом году активы организации пополнились и небольшим летним рестораном, состоящим из нескольких беседок, оформленных в восточном стиле.

По словам предпринимательницы, на всех этапах становления бизнеса проблема дефицита средств для развития ее предприятия была основной. Несмотря на систему господдержки, в малых городах продолжают сталкиваться с проблемами кредитования.

«У нас много планов и есть желание развиваться, купить новое оборудование, но кредитная политика банков не позволяет этого сделать. Мы постоянно подтверждаем звание лидера отрасли, стабильно платим налоги, но финансирование раз за разом выбиваем с боем», – отмечает ресторатор.

Около пяти лет назад ее компания по программе развития моногородов оформила кредит в 10 млн тенге, воспользовавшись инструментом субсидирования процентной ставки. Заявку в БВУ, несмотря на идеальную кредитную историю, рассматривали около восьми месяцев.

«Госпожа, вот вам деньги»

Позднее Уалиевы взяли еще один кредит в 10 млн тенге, но сроком всего на 12 месяцев. Предпринимательница вспоминает, что этот год был тяжелым, в месяц приходилось отдавать около миллиона. В один из них, чтобы вовремя дать зарплату сотрудникам, которых сегодня в фирме около 30, хозяйка бизнеса просрочила на несколько дней платеж. После этого ей еще не одобрили ни одного кредита.

«Много беседовали с приезжавшими к нам сеньорами на тему кредитования. И в Германии, и в Турции на развитие бизнеса можно взять деньги всего под несколько процентов. В отличие от нашей страны за рубежом с предпринимателей требуют минимальный пакет документов и для каждого составляют индивидуальный график платежей», – рассказывает Уалиева.

Особо впечатлило бизнес-леди, что за рубежом предусмотрены каникулы для заемщиков. Причем, как рассказали приезжие эксперты, срок отсрочки по платежам определяет сам предприниматель, учитывая положение своей фирмы.

«У них говорят: «Госпожа, вот вам деньги, скажите, пожалуйста, когда вам удобно будет их отдать». И никто не стоит над душой. Не сможешь отдать – твои проблемы, ты просто обанкротишься. Это правильный подход», – считает Алия.

По ее мнению, в отечественных банках необходимо менять отношение к малому бизнесу. Кредиторам должно быть достаточно выписок из налоговой и ЦОНа, которые подтвердят наличие залога и платежеспособность клиента. Жительница Алтая уверена, что при таком раскладе малый бизнес давно бы получил финансирование на новые проекты и модернизацию предприятий, что в свою очередь повлияло бы на рост числа рабочих мест и налоговых платежей, поступающих в казну.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций