Как в Караганде открыть свое дело за 500 тысяч тенге

И увеличить свой доход в 10 раз

Фото: Shutterstock

Семья дизайнеров запустила в Караганде цех по изготовлению багета и интерьерных картин. За семь лет они увеличили свой доход почти в 10 раз. Предприниматели рассказали «Курсиву», как из перекупщиков стать производителями и что помогает им конкурировать с Китаем.

Бывший балхашец Иван Тисс и карагандинка Инна Тисс – дизайнеры компьютерной графики. Семь лет назад молодые люди объединились, создав не только семью, но и общее дело. Вначале это был отдел продаж интерьерных картин и рамок, но уже спустя два-три месяца супруги пришли к выводу, что нужно открывать собственное производство багета и картин.

«Поняли, что это жизненно важная необходимость, иначе тяжело выжить на рынке. И пока были в качестве перекупщиков, успели наладить контакты. Это, конечно, помогло дальше двигаться», – рассказывает предприниматель Иван Тисс.

На закупку первых станков, пилы и резаков, аренду помещения, по словам бизнесмена, потребовалось около 500 тыс. тенге. Остальное оборудование – сбивочные станки и гильотины – супруги закупали по мере поступления средств.

Запустить новый цех помогли оптовики – те самые перекупщики, с которыми предприниматели начинали свое дело. Первые вложения, по словам Ивана, окупились за четыре-пять месяцев. Свой доход предприниматель называть отказался – коммерческая тайна, отметил лишь, что по сравнению с первым годом работы их доход вырос примерно в 10 раз. 

В этом году цех переехал в помещение побольше. В штате сейчас четыре человека. В день они могут изготавливать до 30 картин и около 100 рамок. В ассортименте более 40 видов багета.

«Производство багета – сфера достаточно эксклюзивная. Когда мы начинали, многие друзья от меня узнавали, что это такое. Сейчас, конечно, больше на рынке такой продукции, но мы свою нишу заняли», – рассказывает Иван Тисс. 

Среди индивидуальных заказчиков, по его словам, популярны портреты на холстах в стилях поп-арт, digital art, постеры и панно. В среднем цена на портрет – 10 тыс. тенге. По словам Инны Тисс, в работе с такими заказчиками есть свои нюансы. 

«Людям очень трудно угодить, особенно если речь идет о портретном изображении. Часто много раз приходится переделывать, чтобы заказчик утвердил результат», – рассказывает Инна.

Новое направление бизнеса, которое совсем недавно начала развивать семейная пара, – это производство интерьерных эксклюзивных зеркал. Отражательное стекло мастера обрамляют в багеты по индивидуальному эскизу заказчика.

Интерьерные картины, зеркала и багеты, которые производит цех семьи Тисс, реализуются оптом. За семь лет расширился рынок сбыта. Если раньше предприниматели работали только на Караганду, то сейчас отправляют свою продукцию в разные города Казахстана. 

«Основную аудиторию оптовиков мы знаем, она очень узкая. С ней мы работаем посредством звонков и личных встреч. Для привлечения индивидуальных заказчиков используем инстаграм. Мы поняли, что лучше выходить сразу на заказчика, без посредников. Это выгоднее для обеих сторон», – рассказывает предприниматель.

Конкуренция, по словам Ивана, в этом бизнесе большая. Много подобной продукции – готовых рамок и картин – завозят из Китая. Оставаться на плаву и даже наращивать обороты помогает расширение ассортимента и улучшение качества продукции, а значит, и финансовые вложения. 

«Чтобы выходить на новый уровень качества и количества, всегда нужен новый станок, который режет лучше, быстрее, точнее. Поэтому мы постоянно докупаем оборудование. Как только окупается одно, тут же меняем другое. Мы сейчас делаем акцент на изготовление качественной эксклюзивной продукции, которая долго будет украшать дом и ничего с ней не произойдет», – говорит предприниматель.

В планах семьи в будущем открыть отдельную точку продаж собственной продукции. Семейная пара даже разработала проект и нашла подходящую площадку в одном из торговых центров Караганды, но арендная плата, которую запросили владельцы, оказалась слишком высокой. Супруги решили пока расширять имеющийся ассортимент и улучшать качество. 

«Непрерывное самосовершенствование – это главное правило бизнеса. И нужно много работать, очень много. На первых порах надо быть готовым посвящать своему делу 24 часа в сутки», – отмечают бизнесмены.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg