Перейти к основному содержанию
6165 просмотров

Как открыть семейный бизнес по производству мыла в Экибастузе

И что этому мешает

Фото:shutterstock

Талгат Эрекеев, житель Экибастуза, сделал ставку на производство хозяйственного мыла в промышленных объемах. И пока у него получается. Идея мыловарения не нова. Так что взяться за выпуск товара, которым заполонены магазины любого населенного пункта, было рискованно. Сыграть можно на качестве и цене.

Именно на это и делал ставку бизнесмен, который предложил сестре Базаргуль Адаевой и ее мужу Тимуру в прошлом году свою идею и расчеты. Решили рискнуть. 
Где взять необходимые средства на приобретение оборудования, аренду помещения, первоначальную закупку сырья? Как рассказала «Курсиву» Базаргуль Адаева, они пытались получить грант на три миллиона тенге.

«Таких желающих в Экибастузе набралось 27 человек, которые представили комиссии свои проекты. Мы тоже со своим бизнес-планом решили побороться за грант. Одобрение получил только один проект. Думаю, это не совсем справедливо», – говорит Базаргуль.  

В итоге было решено продать машину, добавили собственные сбережения. Таким образом, удалось собрать почти 5 млн тенге. На эти деньги приобрели необходимое оборудование в Туркестане: печь для плавки жира, варочные котлы, емкость для выплавки жира, машину для нарезки мыла, штамповочный аппарат. Там же Тимур Адаев, являющийся уже технологом предприятия, прошел обучение. Помещение под мини-завод взяли в аренду у частника. Набрали штат из пяти человек.
Следующий шаг – наладить поставки сырья. В основном это животный и растительный жиры. С последним вопрос решили достаточно просто: обошли местных производителей, использующих растительные масла для приготовления пищи. Правда, после того, как на использованное сырье появился спрос, местный бизнес установил на него свою цену – 60 тенге за литр.

По мнению предпринимательницы, которая в семейном бизнесе выполняет обязанности бухгалтера, офис-менеджера и PR-менеджера, предложенная цена, конечно, великовата, если учесть, что это отработанный товар. Что касается животного жира, то попытки договориться с крупным местным производителем потерпели фиаско. Возможно, на тот момент у него уже был свой потребитель. В результате сырье завозится из российского Омска. Даже с учетом логистики это оказалось дешевле, чем приобретать на месте. 

Мыться – всем

Несмотря на всевозможные новшества в бытовой химии, хозяйственное мыло остается востребованным. Потребитель есть всегда. Производство было запущено в январе текущего года с объемом в 30 тыс. кусков в месяц. Понимая, что розничная торговля на старте проекта необходимого толчка развитию бизнеса не даст, решено было делать ставку на крупных потребителей. Для этого необходимо участие в тендерах. 

А поскольку экибастузцы не единственные производители хозяйственного мыла в Казахстане, приходится конкурировать с коллегами из Караганды и Шымкента. Впрочем, по словам Базаргуль Адаевой, на этом рынке не так уж тесно. Начинающим бизнесменам удалось найти свою нишу: местные детские сады, больницы, исправительные учреждения. Товар потребителю доставляют самостоятельно, все объекты в черте города. Недавно заключили договор с компанией «Самрук-Казына» на поставку мыла одному из его подразделений. Правда, у тендеров есть и оборотная сторона. 

«Дело в том, что деньги за свою продукцию приходится ждать от 30 дней и больше. Вроде они есть, а при этом денег нет. Это один из главных минусов госзакупок. А вот если поставщик вдруг запоздает, пеня начисляется с первой минуты», – говорит предпринимательница. 

Предприятие планирует увеличить мощность производства до 100 тыс. кусков мыла в месяц. Для этого необходимо приобрести дополнительное оборудование –на этот раз придется взять кредит. Оформление необходимых документов заняло много времени, ведь финансовому органу необходим залог, а поскольку помещение арендованное, а имеющееся оборудование не столь дорогостоящее, пришлось приложить немало сил на получение одобрения банка. В ближайшее время надеются на подписание договора. В планах – выйти на местные супермаркеты, запустить производство жидкого мыла, а затем и «Белизны». 
 

banner_wsj.gif

Как в Казахстане заработать на цветах

Делится личным опытом сооснователь магазина Ayala flowers

Фото: Офелия Жакаева

Первые деньги на цветочном рынке я заработала 14 февраля 2015 года, открыв онлайн-магазин буквально накануне – продажи цветов в интернете тогда были новинкой, дневной доход составил 7 тысяч тенге. Хороший стимул для студентки со стипендией в 20 тысяч. К 8 марта я подготовилась более основательно, заработала 100 тысяч тенге и укрепилась в желании развивать бизнес дальше.

В то время, по моим подсчетам, через интернет продавалось около 4% цветов. Я понимала, что эта доля будет расти и стала изучать стратегии лидеров онлайн-продаж одежды и доставки еды. Было очевидно, что их преимущество построено на тщательном ведении клиентской базы и внимании к бизнес-процессам.

Скоро я пришла к выводу о важности сочетания онлайн- и офлайн-инструментов. Открыла физический магазин, он стал складом и местом встречи с клиентами, впервые обратившимися ко мне за букетом. Если качество цветов и обслуживания их устраивало, в последующем они оформляли заказы через интернет-магазин.

Параллельно я инвестировала в развитие технологий для упрощения ведения бизнеса. Специальных решений для рынка цветов тогда не было и меня увлекла идея стать первопроходцем, а потом на основе созданных технологий развивать франшизу.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax2.JPGФото: Офелия Жакаева

Должна признаться, что до сих пор не осмеливаюсь подсчитать итоговую сумму, потраченную на эту идею. Я пробовала разные модели взаимодействия с разработчиками, но внедрить цифровизацию в том виде, в каком я ее себе представляла, пока еще не удалось. Хотя на исходе второго года разработок я в значительной степени разгрузила себя от операционной работы – бизнес работал уже автономно, без моего активного участия. 

В декабре 2018 года по личным причинам я оставила бизнес в Алматы и переехала в столицу. В соцсетях о переезде сообщила в канун 14 февраля 2019 года и была удивлена реакции: среди моих подписчиков оказалось много жителей Нур-Султана – они следили за моей работой в Алматы и были уверены, что теперь я буду развивать такой же бизнес и в столице. Так я стала знакомиться со столичным рынком цветов и уже к мартовскому празднику вместе с сестрой запустила новый онлайн-магазин цветов.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax3.JPGФото: Офелия Жакаева

За год работы в Нур-Султане заметила, что участники цветочного рынка, по сравнению со своими коллегами из Алматы, здесь более открыты и дружелюбны – охотнее делятся опытом, информацией о товаре. Второе отличие касается покупателей – люди менее привередливы и быстрее принимают решения, на согласование букета уходит меньше времени. Особенность цветочного онлайн-бизнеса в том, что клиенты могут выбрать и оценить букет только по фотографии. Собрав букет с учетом предпочтений клиента, я отправляю фото заказчику. В 95% случаев жителей столицы все устраивает и только в 5% случаев надо немного менять состав или упаковку букета.

С оптовыми поставщиками дела обстоят не очень хорошо – в столице их явно не хватает, часто приходится сталкиваться с дефицитом цветов. Еще одно отличие рынка Алматы и Нур-Султана продиктовано погодой. В столице зимой букеты дополнительно упаковывают в специальную обертку, чтобы защитить от холода, это увеличивает временные и финансовые затраты. И еще, по моим наблюдениям, в Алматы цветы дарят чаще.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png