Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Как открыть бизнес по доставке еды на несформированном рынке

И какие последствия могут ожидать стартапера

фото: shutterstock.com

Как работал первый алматинский бизнес по доставке продуктов и еды из ресторанов и почему закрылся. История Таира Балбаева, который предложил рынку услугу доставки, когда это еще не было массовым трендом.

Первая служба доставки продуктов Friday появилась в Алматы в 2002 году. Ее организовал предприниматель Таир Балбаев. Он арендовал под склады подвал бизнес-центра, расположенного в самом центре Алматы, на пересечении проспектов Абая и Достык. Вдоль стен помещения разместили стеллажи с продуктами, в центре зала посадили операторов, которые принимали звонки на легко запоминающийся телефонный номер... Но первое время по «легкому» номеру звонили крайне редко. Почему?

Как рекламировался стартап в эру «до интернета»

К первым расходам – на аренду (площадь помещения – 250 кв. м, стоимость аренды – $5 за «квадрат»; в ремонт помещения было вложено $5 тыс., их вычли из стоимости аренды) добавились затраты на маркетинговую активность. Доступ к интернету в начале двухтысячных был скорее редкостью, чем правилом, мобильного интернета не было совсем. Так что каталог продукции сделали традиционный для того времени – печатный.

«Этот ход был вынужденный, дорогой и, к сожалению, осознанно убыточный», – вспоминает Таир Балбаев.

Бумага не успевала оперативно отражать регулярно меняющиеся цены. Но другого инструмента, чтобы донести до рынка ценность услуги, не было. Печатный каталог Friday распространяли по салонам красоты и бизнес-центрам. Даже когда на местах оказалось 70% тиража, звонков не было.

«Я выбросил на ветер примерно $15 тысяч. Пришлось перейти на листовки и рекламу в листках супермаркетов», – констатирует г-н Балбаев.

Как уговорить клиента сделать покупку

Решая, как формировать ассортимент и как мотивировать покупателя, Балбаев с командой остановились на варианте различных типов корзин. Например, корзина выходного дня (хлеб, колбаса, яйца, соки), корзины для приема гостей и так далее. Такой подход позволял добиться минимальной солидарной скидки с премиум-товара, который включался в корзину.

Расчет был на психологию покупателя, который предложение оценивает по товарам-маркерам: хлеб, молоко, яйца. Маржа у этих продуктов обычно невысокая. Если ее еще немного снизить за счет маржи другого товара, то автоматически у покупателя возникает ощущение выгодной покупки – он не обращает внимания, что скидки касаются самых доступных товаров, перенося восприятие на корзину в целом. А премиальный товар в корзине позволяет продавцу не только компенсировать скидки с товаров-маркеров, но и заработать.

Идея создателей Friday была в том, чтобы переключить на себя поток платежеспособных людей и создать канал полуоптовой торговли с доставкой.

«Я хотел залезть в 30-процентную маржу супермаркетов, предлагал товар дешевле и без поездок по магазинам», – вспоминает Таир Балбаев.

Из оригинальных сборных предложений от Friday – накануне Нового года компания закупила елки оптом и продавала их в наборе с продуктами. «Новогодний» вариант оказался востребованным.

Время – деньги

Предприниматель выделяет главную проблему проекта – потеря времени, которого тогда уходило слишком много на сбор и доставку товара. Особенно критично это было с доставкой еды.

«Мы договорились с супермаркетом "Меркур" как с основным поставщиком товара, и я тренировал сборщиков по быстрому поиску и сбору товара по полкам супермаркета», – говорит Таир Балбаев (модель сбора товаров с полок супермаркетов активно используется службами доставки до сих пор, хотя появились и службы доставки с собственными складами, созданными именно под задачу быстрого сбора заказа – «Курсив»). Вторая по важности проблема – высокая себестоимость доставки, снизить ее не получалось. Friday пыталась сотрудничать с таксопарками, но это не помогло. Пришлось купить машины, и в службу такси обращались, только если заказов было слишком много.

Рестораны против доставки

Чтобы стимулировать клиента покупать больше, Friday ввела бесплатную доставку при заказе от 7 тыс. тенге. Стали доставлять готовую еду из ресторанов, главными заказчиками выступали крупные предприятия. На этом рынке у Friday был конкурент – «Дастархан», но он развозил только еду собственной сети ресторанов, причем стоимость развозки добавлялась к общему счету.

«Я предложил рынку доставку еды из любого ресторана города», – говорит Таир Балбаев.

Ресторанам это было в новинку, делиться прибылью они не хотели. Тогда Friday стал доставлять готовую еду бесплатно при условии достижения определенной стоимости заказов. Сразу сформировался пул постоянных корпоративных клиентов, проводящих торжества. Позже таким клиентам стала доступна услуга «еда в кредит». Это сработало и увеличило обороты.

«Мне пришлось договариваться и "перевешивать дебиторку" на поставщиков», – говорит Таир Балбаев.

Случались и эксцессы: иногда компания просто переезжала и «забывала» про долги. По словам предпринимателя, в первые четыре месяца ему удалось вывести операционную прибыль компании на уровень $5 тыс., дальше прибыль росла, но не стабильно. В итоге первый алматинский бизнес по доставке был закрыт.

«Я не смог превратить бизнес в системный, оптимизировать и упорядочить процессы в то время оказалось невозможным», – резюмирует Таир Балбаев, чья бизнес-идея явно опередила рынок.

1927 просмотров

Как запустить производство кожаных изделий в Караганде

Кейс от Александра Ермакова

Фото из архива Александра Ермакова

Предприниматель Александр Ермаков работает с кожей более шести лет. Сегодня его заказчиками являются крупные международные компании, имеющие представительства в Казахстане. Мастер намерен развивать свое дело и дальше, чтобы начать конкурировать с безымянными европейскими брендами.

Вначале был чехол

Увлечение Александра Ермакова трансформировалось в бизнес постепенно, по мере роста количества заказов. Сейчас на небольшом производстве, умещающемся на 30 кв. м, работают шесть человек.

«В 2013 году я искал кожаный чехол для планшета в магазинах. Ничего подходящего не нашел, поэтому сшил его сам из старой куртки. Мне понравился сам процесс и то, что получилось. Я стал интересоваться пошивом кожаных изделий: смотрел видео на YouTube, набивал руку, искал материал. И уже спустя три года наладил продажу вещей через Facebook. Вскоре получил заказ от отеля Ritz-Carlton Astana на изготовление кожаных папок для апартаментов. Таким образом, в 2018 году я окончательно оставил прочие приносившие доход занятия, сконцентрировавшись на своем новом увлечении», – рассказывает предприниматель.

Изначально он шил на заказ галантерею, сейчас в фокусе – сумки среднего класса, которые стоят от 40 до 80 тыс. тенге.

«Мы не конкурируем с китайскими производителями. Это бесполезно. В самом дорогом люксе нам делать тоже нечего, потому что там свои игроки. Поэтому мы стремимся в средний сегмент, как европейские безымянные бренды, которых довольно много. Какой-нибудь небожитель типа Hermes работает с лучшими материалами. Но 80% стоимости изделия – это имя. Причем невозможно купить дорогую сумку сразу. Сначала нужно приехать в Париж, заполнить заявку, потом вызовут на собеседование и потом решат, будут они вам шить свои знаменитые Kelly или Birkin», – делится Александр Ермаков.

Фото к коже (7).JPG

Нешуточные контракты

Первое оборудование Александр приобрел в 2016 году. Прямострочная швейная машина с прямым продвижением обошлась предпринимателю всего в 50 тыс. тенге, поскольку не была новой – в магазине подобный образец стоит в шесть раз дороже. Годом позже в его мастерской появились еще две машины – колонковая и брусовочная общей стоимостью 230 тыс. тенге, также уже находившиеся в использовании. Деньги на приобретение сырья он занимал у знакомых.

Поскольку ценник на кожаные изделия, производимые компанией Александра, достаточно высок для местного потребителя, она чаще сотрудничает с покупателями из Алматы и Нур-Султана, реже – из Европы, России и Узбекистана.

«Основной доход нам приносит сотрудничество с международными компаниями: Pernod Ricard, Ritz-Carlton, St. Regis, от которых поступают крупные заказы на изготовление сумок и аксессуаров. Нас выбирают, потому что мы всегда делаем бесплатный образец и лично общаемся с клиентом», – говорит предприниматель.

Сырье для готовой продукции предприятие импортирует из РФ. Оттуда поступает как российская кожа, так и итальянская, которую соседняя страна закупает в больших объемах, а затем перепродает.

«Из Казахстана вывозится огромное количество сырья, однако кожевенные заводы стонут, что недозагружены. Шкуры КРС за копейки закупают Турция и Китай, которые потом продают нам готовые изделия с многократной накруткой», – поясняет бизнесмен.

По его словам, квадратный дециметр кожи обходится от 20 до 100 рублей (курс рубля на 16 декабря 2019 года – 6,16 тенге – «Курсив»). Для сумки среднего размера необходимо 100 кв. дм, или 1 кв. м. Себестоимость готового изделия с учетом фурнитуры – 30 тыс. тенге, не считая логистику, налоги, труд.

Мечты о «штурме»

Александр утверждает: «кожаный» бизнес вряд ли можно назвать самым прибыльным занятием. Большую часть выручки съедают расходы на сырье, фурнитуру, логистику, производство картонной упаковки, которое пока находится на аутсорсинге.

В то же время карагандинское предприятие за практически идентичную продукцию может предложить гораздо меньшую цену, чем мелкие западные конкуренты.

«Если самая дорогая наша сумка стоит 200 евро, то сумка такого же типа где-нибудь в Средней Европе будет стоить 500. Мы дешевы, и в этом для нас кроются определенные перспективы, как для Китая, который в свое время тоже был дешевым. Чтобы поставлять продукцию в Европу, нужно копить деньги на участие в выставках, где можно найти ритейлеров. Например, выступление на выставке в Милане обойдется как минимум в 20 тыс. евро. Но соваться туда сейчас глупо – нет нужных объемов производства. В этом смысле нам было бы интересно побывать в Варшаве, поездка куда обошлась бы в два раза дешевле. Штурм нового рынка – это всегда затраты», – отметил предприниматель.

Пока у Александра и его семьи нет возможности отправиться за рубеж, так как денежный поток зависит от непрерывности производственного процесса. Однако он не теряет надежды, что рано или поздно его планы осуществятся.

Фото к коже (2).jpg

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance