Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1092 просмотра

Как открыть бизнес по доставке еды на несформированном рынке

И какие последствия могут ожидать стартапера

фото: shutterstock.com

Как работал первый алматинский бизнес по доставке продуктов и еды из ресторанов и почему закрылся. История Таира Балбаева, который предложил рынку услугу доставки, когда это еще не было массовым трендом.

Первая служба доставки продуктов Friday появилась в Алматы в 2002 году. Ее организовал предприниматель Таир Балбаев. Он арендовал под склады подвал бизнес-центра, расположенного в самом центре Алматы, на пересечении проспектов Абая и Достык. Вдоль стен помещения разместили стеллажи с продуктами, в центре зала посадили операторов, которые принимали звонки на легко запоминающийся телефонный номер... Но первое время по «легкому» номеру звонили крайне редко. Почему?

Как рекламировался стартап в эру «до интернета»

К первым расходам – на аренду (площадь помещения – 250 кв. м, стоимость аренды – $5 за «квадрат»; в ремонт помещения было вложено $5 тыс., их вычли из стоимости аренды) добавились затраты на маркетинговую активность. Доступ к интернету в начале двухтысячных был скорее редкостью, чем правилом, мобильного интернета не было совсем. Так что каталог продукции сделали традиционный для того времени – печатный.

«Этот ход был вынужденный, дорогой и, к сожалению, осознанно убыточный», – вспоминает Таир Балбаев.

Бумага не успевала оперативно отражать регулярно меняющиеся цены. Но другого инструмента, чтобы донести до рынка ценность услуги, не было. Печатный каталог Friday распространяли по салонам красоты и бизнес-центрам. Даже когда на местах оказалось 70% тиража, звонков не было.

«Я выбросил на ветер примерно $15 тысяч. Пришлось перейти на листовки и рекламу в листках супермаркетов», – констатирует г-н Балбаев.

Как уговорить клиента сделать покупку

Решая, как формировать ассортимент и как мотивировать покупателя, Балбаев с командой остановились на варианте различных типов корзин. Например, корзина выходного дня (хлеб, колбаса, яйца, соки), корзины для приема гостей и так далее. Такой подход позволял добиться минимальной солидарной скидки с премиум-товара, который включался в корзину.

Расчет был на психологию покупателя, который предложение оценивает по товарам-маркерам: хлеб, молоко, яйца. Маржа у этих продуктов обычно невысокая. Если ее еще немного снизить за счет маржи другого товара, то автоматически у покупателя возникает ощущение выгодной покупки – он не обращает внимания, что скидки касаются самых доступных товаров, перенося восприятие на корзину в целом. А премиальный товар в корзине позволяет продавцу не только компенсировать скидки с товаров-маркеров, но и заработать.

Идея создателей Friday была в том, чтобы переключить на себя поток платежеспособных людей и создать канал полуоптовой торговли с доставкой.

«Я хотел залезть в 30-процентную маржу супермаркетов, предлагал товар дешевле и без поездок по магазинам», – вспоминает Таир Балбаев.

Из оригинальных сборных предложений от Friday – накануне Нового года компания закупила елки оптом и продавала их в наборе с продуктами. «Новогодний» вариант оказался востребованным.

Время – деньги

Предприниматель выделяет главную проблему проекта – потеря времени, которого тогда уходило слишком много на сбор и доставку товара. Особенно критично это было с доставкой еды.

«Мы договорились с супермаркетом "Меркур" как с основным поставщиком товара, и я тренировал сборщиков по быстрому поиску и сбору товара по полкам супермаркета», – говорит Таир Балбаев (модель сбора товаров с полок супермаркетов активно используется службами доставки до сих пор, хотя появились и службы доставки с собственными складами, созданными именно под задачу быстрого сбора заказа – «Курсив»). Вторая по важности проблема – высокая себестоимость доставки, снизить ее не получалось. Friday пыталась сотрудничать с таксопарками, но это не помогло. Пришлось купить машины, и в службу такси обращались, только если заказов было слишком много.

Рестораны против доставки

Чтобы стимулировать клиента покупать больше, Friday ввела бесплатную доставку при заказе от 7 тыс. тенге. Стали доставлять готовую еду из ресторанов, главными заказчиками выступали крупные предприятия. На этом рынке у Friday был конкурент – «Дастархан», но он развозил только еду собственной сети ресторанов, причем стоимость развозки добавлялась к общему счету.

«Я предложил рынку доставку еды из любого ресторана города», – говорит Таир Балбаев.

Ресторанам это было в новинку, делиться прибылью они не хотели. Тогда Friday стал доставлять готовую еду бесплатно при условии достижения определенной стоимости заказов. Сразу сформировался пул постоянных корпоративных клиентов, проводящих торжества. Позже таким клиентам стала доступна услуга «еда в кредит». Это сработало и увеличило обороты.

«Мне пришлось договариваться и "перевешивать дебиторку" на поставщиков», – говорит Таир Балбаев.

Случались и эксцессы: иногда компания просто переезжала и «забывала» про долги. По словам предпринимателя, в первые четыре месяца ему удалось вывести операционную прибыль компании на уровень $5 тыс., дальше прибыль росла, но не стабильно. В итоге первый алматинский бизнес по доставке был закрыт.

«Я не смог превратить бизнес в системный, оптимизировать и упорядочить процессы в то время оказалось невозможным», – резюмирует Таир Балбаев, чья бизнес-идея явно опередила рынок.


1168 просмотров

Почему провалился проект коворкинга в нефтяной столице Казахстана

Кейс Ерика Шиныбекова

Фото: Shutterstock

Идея создания коллективного офиса пришла на рынок Казахстана в 2012 году, когда рабочие места нового формата впервые предложил проект Les Office в Алматы. Лидерами этой сферы вот уже на протяжении нескольких лет по праву остаются Алматы и Нур-Султан. В регионах же рабочие места с гибкими условиями представлены слабо. Нефтяная столица не стала исключением. Здесь попытка открыть коворкинг-центр не увенчалась успехом.

Ставки сделаны

Ерик Шиныбеков из Атырау признается: идея запустить коворкинг-центр в городе посетила его в 2015 году. Работая в иностранной компании, он часто бывал в командировках в других городах, и найти удобное рабочее место на несколько часов ему удавалось далеко не везде. Про­анализировав рынок, молодой человек понял, что в Атырау также нет места, где могли бы работать начинающие предприниматели, не снимая помещения под офис.

В то время коворкинг уже зашел в Казахстан, плотно обосновался в Алматы и Нур-Султане. Начали активно развиваться стартапы и фриланс. «Очевидно, что молодые люди – представители нового поколения – смотрят на свое рабочее место немного иначе. Для них главное – свобода, удобство, общение, а не скучный офис и рутинные будни. Опыт алматинцев в этой сфере меня буквально вдохновил, и идея открытия коворкинг-центра в Атырау, где нет офисных предложений такого формата, казалась беспроигрышной», – говорит Ерик.

Он поделился идеей с друзьями. Те поддержали, создали партнерское трио и начали совместно готовить воплощение задумки в жизнь. Для этого пришлось не раз съездить в Алматы и столицу, чтобы воочию увидеть, как все устроено в продвинутых коворкинг-центрах страны. Провели исследования по рынку недвижимости в Атырау.

«Рынок оказался довольно скудным. Арендная плата за небольшое офисное помещение в центре города – 60–80 тыс. тенге. Это при том, что чаще всего предприниматель или специалист, работающий самостоятельно, в офисе не сидит постоянно», – говорит Ерик Шиныбеков.

Вместе с тем, разрабатывая концепцию коворкинг-центра, во главу угла начинающие предприниматели ставили не извлечение прибыли, а организацию нетворкинг-пространства.

«Хотелось объединить специалистов разных сфер, чтобы они, приходя к нам, не только находили комфортное рабочее место, но и завязывали полезные знакомства, обменивались опытом. Ведь такое общение довольно часто выливается в новые стартапы. На фрилансеров, молодых специалистов, начинающих предпринимателей мы и сделали ставку», – рассуждает собеседник «Курсива».

Сказано – сделано

Одной из непростых задач оказалось найти помещение под организацию коворкинга. Функционирующие бизнес-центры в городе оказались забитыми под завязку. Но тут молодым людям повезло: знакомый достраивал трехэтажное здание под сдачу помещений в аренду. Третий этаж площадью 120 кв. м оказался в их распоряжении за ежемесячную арендную плату в 350 тыс. тенге.

«На ремонт нам тратиться не пришлось, так как в здании как раз велись отделочные работы. Нам осталось лишь согласовать со строительной бригадой отделку интерьера. Основные траты пришлись на покупку мебели», – рассказывает Ерик. По его словам, дизайн интерьера был полностью разработан ими самостоятельно с помощью бесплатной программы 3D-проектирования. За мебелью ездили в Самару.

В начале 2016 года первый и единственный коворкинг-центр в Атырау распахнул свои двери. В распоряжении посетителей была комфортная свободная рабочая зона, конференц-рум, услуги ресепшн, необходимая оргтехника, небольшая библиотека деловой литературы, кофе и печенье в неограниченном количестве.

«Час работы, к примеру, у нас стоил 300 тенге. А в целом мы разработали гибкую систему оплаты – за день, неделю, месяц и год; были разные пакеты в зависимости от потребностей клиентов», – рассказывает Ерик Шиныбеков.

Чтобы создать максимально удобные условия для клиентов, центр работал без выходных и перерывов, с раннего утра и до последнего клиента. А для привлечения потенциальных клиентов создатели коворкинг-центра предоставляли площадку для бизнес-тренеров с хорошей скидкой. Первые клиенты не заставили себя ждать. В основном это были специалисты IT-рынка, фрилансеры разных направлений.

Потенциальные клиенты из числа начинающих предпринимателей и специалистов из разных областей, на которых была сделана ставка, оказались не столь активны.

«Наш коворкинг-центр проработал четыре месяца. Конечно, мы не строили воздушных замков и предполагали, что выйти на чистую прибыль сможем при лучшем раскладе в течение года. Но и не рассчитали своих финансовых возможностей. Арендная плата за помещение сильно била по карману. И доходы, несмотря на то, что они росли каждый месяц, не перекрывали все расходы», – признается собеседник издания. Единственный коворкинг-центр в Атырау его основателям пришлось закрыть.

Работа над ошибками

Ни Ерик Шиныбеков, ни его партнеры не жалеют ни о потерянном времени, ни о вложенных в идею средствах, считая, что в этой работе был приобретен бесценный опыт.

«Все наши ошибки – как на ладони», – говорит Ерик Шиныбеков. Первая из них – квадратура помещения. Оказалось, что 120 кв. м для коворкинг-пространства – это очень мало. Ребята уверены, что чем больше площадь, тем больше клиентов можно привлечь, организовав для них рабочие зоны по разным потребностям. Минимальной площадью помещения для старта коворкинг-центра в масштабах небольшого города, по их мнению, могут стать 300–500 кв. м.

Второй ошибкой основатели коворкинг-центра в Атырау считают отсутствие финансовой подушки на время раскрутки и становления бизнеса. «Это нормальное явление, что, запуская бизнес, нужно время на раскрутку и становление. Никогда не бывает так, что предприниматель сразу же выходит на чистую прибыль. Поэтому нужно иметь финансовое подспорье на то время, пока ты работаешь в минус или в ноль», – рассуждает Ерик.

Еще один момент, к которому не были готовы начинающие предприниматели, – менталитет населения. Заинтересованных в доступном по оплате офисе было много, но большинство из них не желали делить рабочее пространство с незнакомыми людьми. «Люди звонили и просили предоставить им отдельные кабинеты, чего, к сожалению, мы, опять-таки не располагая большой площадью, сделать не могли», – говорит Ерик Шиныбеков.

В погоне за спросом

Одним из самых продвинутых в плане коворкинг-предложений городов был и остается на протяжении нескольких лет Алматы. Сегодня здесь функционирует 18 коворкинг-центров. В Нур-Султане их 13. Но если раньше коворкинги позиционировали себя больше как единое пространство для работы разных людей, сегодня они, пожалуй, переживают некую трансформацию, подстраиваясь под предпочтения своих клиентов.

Оказалось, что зона open space подходит далеко не всем. Поэтому проекты, ранее запускавшиеся как коворкинг, сегодня помимо свободных открытых рабочих зон предлагают своим клиентам приватные рабочие зоны, отдельные кабинеты на несколько рабочих мест и целые офисные блоки. По сути, сегодня это настоящие бизнес-центры, в которых место для себя может найти как свободный художник, так и серьезная бизнес-компания. Цена вопроса также отвечает возможностям разных клиентов: 500–600 тенге за час работы, 2,5–3 тыс. тенге в день, 50–150 тыс. в месяц. Для клиентов, настроенных задержаться в таких центрах на длительный срок, предлагается заключение договора на год.

По словам администратора альтернативного рабочего пространства Level 8 Гульсиры Амировой, несмотря на конкуренцию, рабочие зоны пользуются спросом. В среднем, по ее словам, посещаемость центра составляет 70–80%.

Даже учитывая небольшую долю коворкинг-предложений в Казахстане сегодня, эксперты едины во мнении: коворкинг – та ниша, которая сейчас переживает эпоху развития и становления.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций