Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


4185 просмотров

Почему бизнесмены вместо кафе и ресторанов открывают детские сады

История Багдат Майлыбаевой

Почему бизнесмены вместо кафе и ресторанов открывают детские сады

Таразская предпринимательница Багдат Майлыбаева последние четыре года посвятила себя детсадовскому бизнесу. Как утверждает бизнесвумен, проблем в этом секторе немало, но самое главное – не стоит ждать больших заработков.

46-летняя предпринимательница из Тараза Багдат Майлыбаева собственным делом занимается с 24 лет. К 40 годам она стала известной в регионе бизнесвумен, создавшей зону отдыха, детский летний лагерь и ресторан. Однако в 2015 году неожиданно для всех предпринимательница перестроила свой ресторан в детский сад.

«Меня тогда многие не поняли, даже говорили: «Багдат, как ты могла, ведь ресторан тебе приносил такую прибыль!» А я и сейчас толком не могу объяснить это свое решение. Просто так получилось, что я забеременела, а разница между моей старшей дочерью и младшим сыном 20 лет. Аллах подарил мне такую возможность. И чтобы как-то отблагодарить его, я решила открыть детский сад», – поделилась с «Курсивом» Багдат Майлыбаева.

Чтобы перестроить ресторан, она взяла в банке $500 тыс. Когда пришло время набирать сотрудников, был объявлен конкурс. По словам бизнес-леди,проводили его совместно с местным акиматом, в рамках проходящей в тот момент «Ярмарки вакансий».

«Тогда к нам на конкурс пришли 100 женщин, некоторые принесли с собой презентации. Разумеется, сотрудники акимата делали выбор в пользу кандидатов, имеющих стаж и категорию. Но я руководствовалась иными критериями.  Понимаете, если женщине за 40 лет, то у нее обязательно есть семья, дети, муж. Она от своих детей устала, а здесь надо смотреть за 20–25 малышами. Как она может за всеми уследить?», – считает г-жа Майлыбаева.

Ее детский сад, рассчитанный на 300 мест, открыл двери в июле 2015 года и начал работать в рамках государственно-частного партнерства. Первое время здесь воспитывались всего 14 детей. Бизнесвумен вспоминает, что тогда ей было трудно, но надежда на то, что бизнес пойдет, все же жила.

Когда начала работать с детсадом, как законопослушный предприниматель она зарегистрировалась в налоговом органе. И уже через некоторое время нужно было выплатить налог в 2 млн тенге. Таких средств у бизнес-леди не было, так как детсад прибыли еще не приносил.

«Я не знала, что делать, и тут мне на глаза попалась газета со статьей, в которой говорилось, что бизнесмены, работающие по программе ГЧП, освобождаются от НДС. У меня сразу возник вопрос, почему мне ни в отделе образования, ни в налоговом управлении этого не объяснили. Но когда я к ним обратилась, от налога нас освободили», – вспоминает собеседница.

По ее мнению, не все бизнесмены, решившиеся прийти в сферу дошкольного образования, в полной мере осознают всю меру ответственности.

«Когда объявили программу государственно-частного партнерства, многие предприниматели решили в ее рамках открыть детские сады. Однако надежда заработать на этом бизнесе часто разбивается о реалии. Они таковы, что с первого момента нужно быть готовым работать в убыток», – говорит предпринимательница.

Г-жа Майлыбаева отмечает, что часто желающий открыть детский сад руководствуется только желанием заработать, и это главная ошибка.

«Он думает,вот я перестрою по ГЧП свой коттедж в детский сад на 50 детей. За каждого ребенка государство выплачивает 27 тыс. тенге, с родителей я возьму 16 тыс. Получается 43 * 50 – более 2 млн тенге в месяц. Кажется, что этого достаточно. Но когда начинается работа, то столько проблем возникает. Детей нужно правильно кормить, персоналу выплачивать заработную плату, оплачивать коммунальные счета», – подчеркнула бизнесвумен.

По ее словам, на первых порах после открытия частного детского сада штат часто получается большой и уже через два-три месяца учредитель детского сада начинает думать, как сократить расходы.

«В бизнесе законы сложные: на первом месте стоят деньги. С детьми это правило не работает. Здесь необходимо руководствоваться любовью к детям, работать для них и строить дело, исходя из их интересов. Когда мы открыли детский сад, поверите, год не получали прибыли!Для выплаты заработной платы пришлось взять кредит», – говорит Багдат Майлыбаева.

По ее словам, заработная плата воспитателя в детсаду составляет 87–90 тыс. тенге в зависимости от нагрузки. Труд няни оценивается в 50 тыс. тенге со всеми вычетами. Работа не из легких, и найти хороших сотрудников на такую заработную плату трудно.

При этом оплата за нахождение ребенка в учреждении не менялась с 2015 года и составляет 16 тыс. тенге в месяц, как отмечает г-жа Майлыбаева, а расходы на ребенка в детском саду стали значительно выше.В затраты, которые несет предприниматель, включено питание, оплата труда сотрудников, приобретение методических материалов, наглядных пособий, игрушек.

«У нас игрушки в группах находятся для того, чтобы дети с ними играли, поэтому покупать приходится их регулярно. И мы не берем с родителей деньги на эти цели, а также на проведение утренников. Все костюмы на праздники шьем сами. Исключением может стать только новогодний утренник, где ребенку костюм выбирают родители», – отметила Багдат Майлыбаева.

Питание в детском саду пятиразовое. Стоимость питания детей в настоящее время утверждена на уровне 10 тыс. тенге в месяц. Багдат Майлыбаева утверждает, что на эти цели они тратят 12 тыс. тенге. Она говорит, что не может рисковать, исключать из меню некоторые продукты или уменьшать порции, так как это может привести к оттоку детей.

«Если вдруг кто-то скажет, что у нас плохо кормят, то это распространится по Таразу молниеносно. «Сарафанное радио» в городе никто не отменял», – пояснила собеседница.

Несмотря на все трудности, она намерена расширяться. Сейчас начато строительство еще одного корпуса на 200 мест. Причину предпринимательница объясняет просто: желающих привести своих детей к ним много, а мест на всех не хватает.


342 просмотра

Казахстанские ремесленники засматриваются на опыт узбекских коллег

Поможет ли он им

Фото: Shutterstock

Пока местные власти Мангистауской области ставят перед собой задачу создать из Актау «казахстанскую Анталию» и к 2025 году увеличить обслуживание туристов до 700 тысяч человек в год, приезжающие на Каспийское побережье в память об отдыхе увозят с собой сувениры Made in China. С какими проблемами сталкиваются казахстанские ремесленники и как обстоят дела в сопредельных государствах, выяснял «Курсив».

Казахстан

Не секрет, что Мангистауская область имеет огромные возможности для привлечения туристов из разных стран. Немало в Мангистауской области умельцев, которые занимаются изготовлением изделий в национальном стиле из войлока, сувениров из ракушек и художественных миниатюр на камушках с Каспийского побережья. Но проблема в том, что продавать свою продукцию мастерам негде. Прилавки торговых центров завалены дешевыми сувенирами из Китая. В регионе нет ни одного центра ремесел, куда могли бы прийти туристы, посмотреть, как создается та или иная уникальная вещь в казахском национальном стиле, приобрести ее, пройти мас­тер-класс по ее изготовлению. 

«Это миллионы тенге, которые могли бы зарабатывать и область, и страна. Но их нет, и они не появятся, если не оказать поддержку ремесленникам», – отметила в комментариях «Курсиву» соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области» Диана Ботаева. 

В Мангистауской области проживают всего четыре женщины (во всем Казахстане их чуть больше десятка), которые могут изготавливать казахские юрты от начала до конца по древним технологиям. Одна из них – Ауес Сагинаева. Она возглавляет Ассоциацию ремесленников Мангыстауской области и вот уже два года бьется с местными властями за помещение, где можно было бы создать центр ремесел. 

«Сейчас те мастера, что живут и работают в Мангистау, не могут выйти на рынок в масштабах области или города, так как изготавливают свои изделия в квартирах или подсобных помещениях. Иностранные туристы просят отвезти их в центр, где они могли бы приобрести национальные сувениры, но у нас такого нет», – рассказывает Ауес Сагинаева, отмечая, что для реализации своих изделий у местных мастеров есть редкие возможности – во время ярмарок и выставок. 

По мнению г-жи Сагинаевой, у ремесленников должно быть одно постоянное место для работы и презентации их продукции. 

В свою очередь Диана Ботаева отмечает, что ремесленники нуждаются в господдержке на всех уровнях, а не только на местном. 

«В прошлом году обращались к акиму города о необходимости содействия в поиске места. Нам ответили, что подходящего здания в черте города нет. Вопрос был поднят и на одной из встреч с акимом области. Но у нас только любят кричать о традициях.Сейчас рынок нашей страны перенасыщен китайской сувенирной продукцией, изделиями из Кыргызстана и Узбекистана. В некоторых странах смогли принять программы по поддержке национальных ремесел, у нас пока этого нет», – говорит соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области». 

Узбекистан 

У южного соседа РК с поддержкой ремесленников дела обстоят гораздо лучше. В Узбекистане, как, впрочем, и в Казахстане, существует Республиканская ассоциация ремесленников «Хунарманд», число ее членов превысило уже 30 тыс. 

Как отмечает пресс-секретарь ассоциации Нилуфар Хотамова, указом президента «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников» им предоставлены беспрецедентные льготы и преференции, всего их около 40. 

«Они освобождены от налогов на доходы, получаемые от реализации изделий. Кроме того, при аренде объектов госсобственности ремесленники платят только 50% от установленной ставки, также им предоставляются в аренду места в исторических и культурных объектах по всей стране, где они свободно могут продавать свою продукцию», – сказала в комментариях «Курсиву» Нилуфар Хотамова. 

Рекламировать свою продукцию узбекистанские ремесленники могут по льготным расценкам, экспортировать напрямую, за иностранную валюту, а выручка от продажи продукции в рамках участия в зарубежных выставках в Узбекистане не считается экспортной выручкой и не облагается налогом. В крупных исторических городах этой страны созданы центры ремесленничества, где располагаются магазины и мастерские, – здесь можно посмотреть, как изготавливаются изделия, принять участие в мастер-классах и приобрести понравившиеся работы. 

«Что касается продукции из Китая, то она не конкурент местной продукции. Такие товары в основном доминируют лишь в сегменте религиозных сувениров, например четки, коврики», – добавила Нилуфар Хотамова.

Кыргызстан 

После развала СССР ремесленники оказались невостребованными. Кое-какие предприятия все же появились, самые крупные из них работают исключительно по заказам Европы. Но в большинстве своем мастера изготовляют национальные изделия в основном на дому. 

«Льгот никаких для них нет, запад перестал давать гранты на ремесленничество. Сейчас наблюдается некоторое затишье, меньше стало как самих ремесленников, так и их продукции», – рассказала «Курсиву» руководитель ОО «Кыргызское наследие и союз ремесленников» Алмажан Мамбетова.

По ее мнению, главными причинами такой ситуации стало повышение цен на сырье, высокая стоимость аренды мастерских и отсутствие поддержки от государства. 

«Шерсть очень дорогая. Практически все сырье мы экспортируем в Китай. Собственного производства шелка в стране нет. Ремесленникам нужны мастерские, а они многим не по карману. В Бишкеке, к примеру, аренда 1 кв. м такого помещения стоит от 300 сомов, что эквивалентно 1700 тенге. Это очень дорого для нас», – отметила Алмажан Мамбетова. 

Также, по ее словам, ремесленникам нужны договоры с соседними странами, от которых они получают сырье, для того чтобы для них оно было дешевле в разы.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций