Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2245 просмотров

Карагандинские стартаперы получили льготные кредиты на 574 млн тенге

Это почти половина от всех выданных бизнесменам в рамках господдержки кредитов

фото: shutterstock.com

Начинающие предприниматели Карагандинской области получили кредиты на общую сумму 574 миллиона тенге по программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы через фонд «Даму», передает корреспондент Kursiv.kz.

Новичкам – дорога

По информации карагандинского филиала фонда «Даму», с 2017 года банки второго уровня выдали предпринимателям 1,9 млрд тенге, в том числе 574 млн - стартаперам, чей бизнес только открывается либо существует всего несколько месяцев. Это более половины от всех одобренных кредитов – 111 из 204.

Условия программы позволяют предпринимателям в регионах получить в кредит максимум 16,4 млн тенге (6,5 тыс. МРП) сроком до пяти лет под 6% годовых. Это достаточно мало по сравнению с процентной ставкой, которую устанавливают банки при кредитовании клиентов за счет собственных средств, – 14-18%. Так как чаще всего проблемы у предпринимателей возникают при оценке залога банком, фонд «Даму» предоставляет гарантию в размере до 85% от суммы кредита.

Собственное участие и опыт в бизнесе при получении кредита необязательны. Чтобы банк выдал деньги по этой программе, необходимо наличие сертификата об окончании курсов «Бастау бизнес», которые проводит палата предпринимателей «Атамекен». Участниками программы могут стать как начинающие, так и действующие предприниматели. Однако главный акцент делается на новичках.

«Банки обязаны 20% от суммы, которую получают от фонда «Даму» в рамках этой программы, направлять на финансирование стартаперов. В этой части государство отрегулировало все таким образом, чтобы помогать именно им. Потому что любому банку выгодно выдавать деньги клиенту, которого он давно обслуживает», - рассуждает замдиректора карагандинского филиала фонда «Даму» Гульнара Суиндыкова.

От школы до СТО

За время существования программы в Карагандинской области накопилось немало положительных примеров ее реализации. Задействованные в самых разнообразных отраслях экономики, обычные люди при поддержке государства вдруг становились успешными бизнесменами.

«Жительница города Абай работала директором школы, имела стабильную зарплату, большой педагогический стаж. И вот пришла в банк, фонд. Не все у нее получилось гладко, но получилось. Она открыла развивающий центр для детей. И охватила сначала дошкольников, потом - младшеклассников. Сейчас хочет расшириться и вовлечь подростков, чтобы максимальный возраст детей составил 14-15 лет», - рассказывает Гульнара Суиндыкова.

Отсутствие отраслевых ограничений позволило предоставить поддержку широкому кругу начинающих предпринимателей. Открывая бизнес, большинство из них отдали предпочтение сфере обслуживания и торговле. Это перевозка грузов, разведка месторождений полезных ископаемых, предоставление косметологических услуг, небольшие магазины, кафе и СТО.

Впрочем, среди реализуемых проектов встречаются и не вполне обычные. Например, один из участников программы, несмотря на отдаленность от водоемов, производит алюминиевые катера и лодки, которые реализуют в другие регионы нашей страны и даже в ближнее зарубежье.

На связи

После выдачи кредитов взаимоотношения фонда с участниками программы продолжаются. Специалисты организации проводят постоянный мониторинг.

«Сначала мы смотрим, все ли предприниматель закупил, там ли где он собирался, по той ли цене, и вообще то ли, что собирался. Если он немного задерживается по времени, следующим этапом идет внеплановый мониторинг. Мы еще раз приходим и все проверяем. Когда он начинает работать, мы уже смотрим, насколько эффективно он работает», - поясняет Гульнара Суиндыкова.

По ее словам, пока проблем с возвращением денег государству не наблюдается. 

«К настоящему моменту программа реализуется всего полтора года. Все платят нормально, просрочек нет. Первый признак того, что что-то пошло не так, это появление просрочек. Треть срока по кредиту – это максимально возможный по программе льготный период, то есть предприниматели платят только проценты. Конечно, льготный период банки предоставляют в зависимости от проекта и не всем нужны такие длительные каникулы. Сейчас у тех, кто взял деньги в 2017 году и получил 1,5 года каникул, только начинается погашение основного долга. Те, у кого этот период был короче, уже выплачивают основной долг. Если дальше все пойдет так же гладко, как шло пока, то можно сказать что программа реализовывается успешно», - рассказывает Гульнара Суиндыкова.

Кто не рискует…

Как утверждает собеседница, любая предпринимательская идея сопряжена с риском. Новичкам следует понимать, что в случае провала - им придется лишиться залога, в роли которого зачастую выступает недвижимость. И еще в регрессном порядке выплачивать фонду «Даму» сумму, которую тот гарантировал банку в виде обеспечения по кредиту.

«Просто так вставать с дивана и бежать за кредитом не надо. Этого я никому не рекомендую. Кредит – дело ответственное. Да, государство поможет, но рисковать все-таки придется. Поэтому нужно все обдумать. В этом смысле очень хорошо, что перед предоставлением кредита на бесплатной основе специалисты НПП «Атамекен» проводят обучение и оказывают помощь в составлении бизнес-плана и, соответственно, расчете окупаемости проекта», - подчеркнула Гульнара Суиндыкова.

С ее точки зрения, залогом успешного бизнеса является наличие рынков сбыта и максимально возможная низкая себестоимость.

«Предпринимателю необходимо понимать, сколько он затратит на производство и на какой контингент рассчитана его продукция: это что-то дорогое, среднее или доступное каждому. В конечном итоге: разница между этими составляющими – его доход.  Мы не навязываем те или иные свободные ниши. Например, не так давно выгодным бизнесом считалась переработка круп. Но и там есть свои нюансы – хранение, сырье. Поэтому мы рекомендуем начинающим предпринимателям заниматься тем, что они умеют, и делают это с душой», - резюмировала замдиректора карагандинского филиала фонда «Даму».


3519 просмотров

Почему американцы не будут есть сыр из актюбинского молока

Как проиграть конкуренту, потерять миллионы, но подняться и стать успешным бизнесменом

Фото: Shutterstock

Громко заявив о себе несколько лет назад, хромтауская компания «Агрофирма «Тау» на время исчезла с поля зрения. Однако сейчас предприятие не только восстановило позиции, но и пытается вытеснить российскую кисломолочную продукцию с казахстанского рынка. Как проиграть конкуренту, потерять миллионы, но подняться и стать успешным бизнесменом.

Изучить изнутри 

Экономист по образованию Мирболат Агдаутов успел поработать в одном из отечественных банков. В 2003 году судьба занесла его в крупный холдинг, где он прошел карьеру от рядового сотрудника до генерального директора. Было время и на развитие своего бизнеса – занимался оптовой реализацией сухого молока – белорусского, башкирского, киргизского. «Почему киргизское? Оно по составу белка даже лучше белорусского. Все оттого, что трава у них хорошая», – говорит предприниматель. 

Чтобы лучше освоить молочный рынок, Мирболат решил изучить процесс изнутри. А тут как раз и предложение поступило: поработать в Костанайской области. В 2012 году он, оставив бизнес и пост гендиректора, поехал в поселок Карабалык. 

«Это был новый проект развития мясного животноводства. Привезли из Австралии 3 тыс. голов КРС. К слову, сейчас их 25 тыс. Использовали передовые технологии. Была там и небольшая ферма молочного животноводства», – рассказал Мирболат Агдаутов. 
В течение двух лет он изучал это направление: помимо отечественных предприятий, перенимал опыт в Германии, Австрии, Беларуси, Украине и России. 

Начали и проиграли

В конце 2014 года Мирболат вернулся в Актобе. Заинтересовало предложение о покупке молочного завода в Хромтау (около 90 км от Актобе), построенного еще в 1992 году компанией «Казхром». В 2011 году предприятие было законсервировано. Борьба за «лакомый кусок» длилась почти год. Только вот стоило ли? 

«Мы выкупили кота в мешке. Завод три года стоял на консервации. Мы полностью поменяли коммуникации. Приведение объекта в надлежащий вид заняло несколько месяцев и потребовало десятков миллионов тенге. Если бы мы знали, что нас ждет, наверное, не купили бы», – признается Мирболат.

Помимо ремонта, требовалось и дополнительное оборудование. Вместе с другом и партнером по бизнесу Сергеем Палиевым Агдаутов вложил собственные средства – 120 млн тенге. Но и этого оказалось мало. Тогда пришлось взять в кредит через фонд «Даму» еще 85 млн тенге. 
Первая продукция из Хромтау начала поступать на полки актюбинских супермаркетов в октябре 2015 года. Кефир, варенец, снежок, сметана, творог, масло. Сырье привозили молоковозом из райцентра в Актюбинской области – это в 200 км от завода.

«Мы не рассматривали производство молока в промышленном масштабе, там нужна технология по ультрапастеризации. Такое оборудование стоит миллионы долларов. У нас имеется Pure-Pak, но срок хранения такого молока не больше трех суток. Попытались выйти на рынок, однако возврата было много», – вспоминает Мирболат. 

Против производителя играло и несоблюдение температурного режима со стороны реализаторов. Именно поэтому о выпуске молока большими партиями пришлось забыть. 

Актюбинцы благосклонно приняли продукцию отечественного производителя, но через полгода начались проблемы. Подвело устаревшее оборудование. Когда попробовали запустить предприятие на производственную мощность, механизмы стали ломаться. Перебои сказались на качестве продукции – сметана скисала, кефир получался жидким.

Лето 2016 года стало настоящим адом для молодой компании, которая не выдержала конкуренцию с региональными лидерами. Это был глубокий нокдаун – убытки исчислялись десятками миллионов тенге. Предприятие оказалось на грани закрытия.

Спасительная сметана

Но, как рассказывает Мирболат Агдаутов, взвесив все за и против, предприниматели все же остались на рынке. Но нужно было менять подход. Решение оказалось простым: сузить деятельность до одного продукта. Выбор пал на сметану. Предприниматели снова влезли в кредиты и вложили в дело 30 млн тенге. На эти деньги приобрели оборудование: емкости и упаковочные линии для сметаны. 

«Практически вся сметана к нам завозится из России. На тот момент из Кабардино-Балкарии поступало 60–80 т сметаны в неделю. Мы сделали упор на пластиковые ведра, увеличив граммаж, – поясняет собеседник «Курсива».

Если российская сметана реализовалась в «стаканчиках» массой до 500 гр, то местную предприниматели предложили потребителям покупать от 1 кг. Большим семьям выгоднее брать ведерко, чем несколько стаканчиков. Как показало время, упор на сметану и вытянул бизнес. Сейчас хромтауский завод выпускает сметану в таре от 400 гр до 10 кг.

Особенности рынка

Но упаковку поменять мало. Три месяца Сергей и Мирболат практически жили в лаборатории завода: подбирали ингредиенты, рецептуру, закваску. Все это время продукции компании на полках не было. Предприниматели решили сделать ставку на термостатную технологию. Суть ее заключается в том, что сметана заквашивается сама в термостатной комнате при температуре 45 градусов. Но зато не нужны загустители. 
По словам предпринимателей, потребовался почти год, чтобы потребитель привык к местной сметане. Многих пугала сыворотка, выделяемая на поверхности продукта. 

Позже, когда предприятие встало на ноги, на полках актюбинских магазинов снова появились кефир, творог, масло и варенец от хромтауской агрофирмы. А с прошлого года линейка продукции пополнилась йогуртами и творожной массой. Питьевая кефирная группа нашла своего потребителя не только в Актобе, но и в других городах Казахстана. 

Впрочем, выходить на экспорт предприниматели не торопятся, полагая, что проверяющие ведомства соседнего государства найдут массу причин, чтобы не допустить казахстанские продукты на полки магазинов РФ. 

На российский рынок Мирболат Агдаутов пытался пробиться год, но не вышло. 

«Защита российского бизнеса мощная. А вот у нас защиты нет никакой. Поэтому и дешевого импорта из Воронежа, Астрахани, Волгограда, Самары много. Актюбинским оптовикам легче привести из Нальчика (около 2 тыс. км от Актобе) фуры сметаны и творога», – говорит Мирболат Агдаутов. 

Американский пример

На днях он вернулся из США, где перенимал опыт зарубежных коллег. Поездка состоялась благодаря программе деловой стажировки Special American Business Internship Training Program (SABIT), которая действует с 1990 года. Ее основная цель – содействие экономической реструктуризации стран бывшего СССР. 

Тема стажировки этого года – «Переработка и упаковка молочной продукции в США». Отбор от Казахстана прошли двое: Мирболат Агдаутов из Актюбинской области и Бакыт Аркабаев из Талдыкоргана. Предприниматели побывали на тренингах в Вашингтоне, а потом поехали в «молочную столицу» США город Мэдисон. 

«Их система выверена годами: в каждом штате свои законы для фермеров. И это правильно, ведь никто лучше их самих не знает, как надо работать в сельском хозяйстве. У нас же в эту отрасль вмешиваются все», – рассуждает Мирболат. 

Отметили казахстанцы и различия между европейскими и американскими фермерами. Если в Европе 99% ферм относятся к семейным (от 60 до 400 голов скота), то в США все иначе.

«В Европе развит рынок сервиса: оказание услуг в ветеринарии, посеве и уборке кормов. В Америке многие делают все сами. В США поддерживают своего производителя. Финансируют на длительные сроки под 1% годовых. Фермеры объединяются в ассоциации и трудятся, ни на кого не надеясь. Также американцы уделяют большое внимание науке. Поэтому корова в Мэдисоне дает 15 тыс. литров молока в год, а корова в Мартуке – всего лишь 2,5 тыс. литров. Рентабельность животноводства практически нулевая. И это общемировая тенденция. Те фермеры, кто хочет «выжить», ставят перерабатывающее производство», – делится увиденным Мирболат. 

По его словам, для США характерно сыроделание: 92% «молочки» уходит в сыры, остальное – на йогурты и молоко. «Сыропригодного молока не то что в Актюбинском регионе нет, в стране его мало. Сыр, сделанный из нашего низкосортного молока, американцы есть не станут», – уверен собеседник издания. 

Для качественного молока, по мнению директора агрофирмы, нужны современные фермы. Идея с «двумя коровами» отбросит отечественное сельское хозяйство на десятки лет назад.

«Мир отходит от личного по­дворья. Коровы у нас не породистые, дают второсортное молоко, из которого не сделать нормальную сметану или сыр. Чтобы это изменить, нужно заниматься наукой. В Актобе ничего этого нет, поэтому и качество молока никудышнее», – считает бизнесмен. 

Второй момент – санитария. Если на фермах и заводах имеются соответствующие сертификаты, то частникам никто их не выдает. Соответственно, риск заболеть от молока или айрана «с рук» возрастает в разы. Да и налогов такие дельцы не платят. 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций