Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3535 просмотров

Как заработать на верблюдах в Северном Казахстане

И получить на организацию такого бизнеса помощь государства

Фото: Shutterstock.com

В северной области страны экскурсионные туры на верблюжью ферму приобретают популярность. Эти животные для региона не экзотика, но таких больших хозяйств в области больше нет. Теперь его владелец получает прибыль не только от реализации продукции.

Специализирующееся на развитии внутреннего туризма экскурсионное бюро Костаная приглашает желающих посетить верблюжью ферму.

Руководитель туристической организации Валерий Гумиров рассказал «Курсиву», что давно считает такой тип экскурсий перспективным, но соратников найти не мог.

Между тем экскурсии на сельскохозяйственные предприятия – популярное развлечение, например, в Европе. В небольших хозяйствах можно не только любоваться игривыми кроликами, телятами, но и учиться варить сыр, собирать яйца, клубнику на полях. Фермы дарят приятные эмоции туристам, а они в свою очередь готовы платить за это. Взаимовыгодное сотрудничество.

«Мы разговаривали со многими сельхозформированиями области. Ведь есть, например, перепелиная фабрика, передовые животноводческие комплексы, но согласился принимать гостей лишь владелец верблюжьей фермы. Первый раз привезли группу осенью прошлого года. Людям понравилось. Теперь возим не только детей, но и взрослых. Экскурсии заказывают для своих сотрудников разные организации, фирмы», – рассказал Валерий Гумиров.

Цена тура – 5 тыс. тенге с человека. Она включает трансфер от областного центра и обратно, а также стоимость входных билетов, горячего чая, фото- и видеосъемку, сопровождение.

Было бы желание!

Конечно, без ответной инициативы владельца хозяйства реализовать идею было бы невозможно. Фермер Алмат Нурмаханов делом увлечен, с 2016 года трудится, чтобы в растениеводческом регионе оно прижилось. Опыт за плечами имеет – в Костанайскую область он вместе с семьей прибыл из Узбекистана, где также занимался животноводством.

Фермер получил в кредит 4 млн тенге в рамках госпрограммы под 4%. Закупил верблюдов и холодильное оборудование для хранения молока и шубата. Он рассчитывает, что здесь, в поселке Юбилейном, через несколько лет образуется небольшое, но крепкое хозяйство с производством молочных продуктов, мяса и шерсти.

«Мы специально приобрели молочных верблюдов, чтобы готовить шубат на продажу. Доим примерно 10 верблюдиц, они много молока не дают, всего один литр за дойку, но все, что собираем, идет на производство кисломолочного продукта. Стоимость одного литра – 900 тенге. Продается почти все. Сколько? Сказать точно не могу», – отметил бизнесмен.

Сейчас здесь с десяток верблюжат и более 20 взрослых особей. Стоимость последних, кстати, от полумиллиона тенге. Но зато содержание, по словам хозяина фермы, не очень затратное. Едят они немного, любят то, на что другие животные даже не посмотрят. Обожают, например, подсолнечную шелуху.

«Найти породистых верблюдов в Костанайской области удалось только в Тургае. Часть привез из Актюбинской области. Они нормально переносят нашу зиму, так что еще через два года мы сможем увеличить поголовье вдвое», – говорит Алмат Нурмаханов.

Свежим взглядом

На юге региона верблюдов разводили вполне успешно – в советские времена существовало несколько крупных хозяйств.

Но для нынешних учеников костанайских школ эти животные почти что чудо. Дети на ферме Алмата Нурмаханова частые гости. Впервые они могут подойти к двугорбым животным так близко, покормить их и даже покататься. Фермер не останавливает школьников. Он специально воспитывает животных так, чтобы они были в тесном контакте с людьми.

«Мы готовы принимать больше желающих. Сейчас у нас пока единственный верблюд обучен катанию. Но вот подрастает еще один. Я думаю, что он нам понадобится. Обычно в экскурсионной группе от 15 до 20 человек, но бывает и больше, все желают проехаться верхом. А верблюд, если ляжет, его уже не поднимешь, что срывает развлечение», – рассказал Алмат Нурмаханов.

Сумму дохода от экскурсионных туров собеседник не озвучил, отметив лишь, что деньги пока небольшие. Но туристы, добавляет он, формируют важную часть рынка сбыта шубата. И самое главное – они популяризируют верблюдоводство и эту ферму.


589 просмотров

Как сделать бизнес на травах и меде

Кейс от Андрея и Владимира Коротковых

Фото: Shutterstock.com

Трудно представить, что крупнейшее в Шымкенте фитопредприятие, производящее ежемесячно около 70 тыс. единиц продукции и имеющее годовой товарооборот свыше $1 млн, зародилось на кухне врачей Коротковых. 

Семейные истоки

Компания ТОО «PHYTO-APIPHARM» была создана в 2005 году. Но, как признался «Курсиву» один из трех ее учредителей, генеральный директор предприятия Владимир Коротков, на самом деле все началось гораздо раньше. 

«Мы уже четвертое или пятое поколение потомственной династии травников, – рассказал он. – Отец с детства усвоил знания и рецепты, передаваемые из поколения в поколение. А потом получил профессиональное образование: в 1993 году он окончил ТашМИ, став по специальности врачом-фитотерапевтом. Вместе с ним окончила этот вуз и мама – она фармацевт».

Получив диплом, Андрей Коротков взял патент и открыл кабинет фитотерапевта. В работе ему помогал сын Владимир. Вместе они ездили в горы, собирали и сушили травы, из которых делали экстракты для лечения пациентов. Сборы сушили на даче, хранили в гараже, а бальзамы из них готовили на домашней кухне. Спустя несколько лет Коротковы занялись пасекой. Так к арсеналу их лечебных средств прибавились продукты пчеловодства.

Запасной вариант

К 2005 году их натуральными продуктами и деятельностью заинтересовалась одна фитокомпания. Коротковы открыли ИП и занялись контрактным производством – начали выпускать продукцию под чужим брендом.

Разумеется, в домашних условиях выполнить большие объемы было невозможно. Поэтому взяли в аренду производственную аптеку. Впоследствии приобрели соседний участок с домом, перестроили в производственные цеха.

«Начального капитала у нас не было. Поэтому все, что зарабатывали, инвестировали в развитие производства. Сначала покупали б/ушное оборудование, потом стали закупать новое китайское, а когда появились возможности, – европейское», – рассказывает Владимир.

На первых порах выпускали по контракту по 120 бальзамов в месяц. Этого едва хватало на аренду помещения. Потом с ростом заказов и, соответственно, объемов – до 1 тыс. единиц продукции в месяц, вышли на самоокупаемость. 

Однако у компании-заказчика возникли финансовые сложности. Начали сотрудничать с другой. И история повторилась. До 2010 года шел динамичный рост производства, сделали капитальный ремонт, купили новое оборудование и дополнительное помещение. Но так как у партнеров начались финансовые проблемы, они возникли и у производителей. 

Зависимость контрактного производства от заказчиков собеседник назвал главной проблемой в становлении их бизнеса. С тех пор лично для себя он усвоил одно правило: никогда не ограничиваться одним заказчиком, партнером.

«Как минимум их должно быть два. Всегда должен быть запасной вариант. Чем больше диверсифицировано производство, тем больше источников дохода», – пояснил предприниматель.

Свое дело

Тогда же Коротковы решили, что им пора выпускать свою продукцию самостоятельно. В 2011 году они оформили ТОО, зарегистрировали свою торговую марку и начали делать свои фитотовары. 

«С 2011 по 2016 год у нас был если не бурный, то стабильный рост. Мы развивались, покупали новое оборудование, вышли на объемы в 10 тыс. единиц продукции в месяц. Но потом словно остановились: производить больше этого уровня не получалось. Стали задумываться, что нужно что-то делать с маркетингом. Пригласив специалистов, перестроили работу, начали внедрять MLM-аналитику. Разработали свою систему управления, которая работает онлайн: управление складом, взаимоотношения с офисами, онлайн-офисы, интернет-магазин», – рассказывает Владимир.

В итоге с 2017 года товарооборот компании увеличился в четыре раза. Параллельно было возобновлено контрактное производство. Сейчас здесь выпускают ежемесячно около 40 тыс. единиц собственной продукции и около 30 тыс. – контрактной. Ассортимент продукции представлен 37 наименованиями товаров, которые продаются не только в Казахстане, но и в России, и в Кыргызстане. 

Свыше 90% сырья – травы, пчелопродукты, минералы – отечественного происхождения. Из других стран покупают только эндемики – то, что не растет в Казахстане. 

Эффект расширения 

Не последнюю роль в успехе предприятия сыграло расширение его площади. В 2017 году компания решила приобрести отдельное помещение под офис. В рамках программы регионального финансирования предпринимателей «ONтүстік өнімдері», реализуемой фондом «Даму» и областным акиматом, предприятие получило льготный банковский кредит под 8,5%. 

На сегодняшний день производственные площади предприятия составляют в целом около 600 кв. м, не считая заготовительной базы за городом, где выращиваются некоторые растения, сушится, хранится и перерабатывается лекарственное сырье. 

Но предприниматели планируют приобрести еще один участок рядом для строительства складских помещений. Что касается общих планов развития компании, то, как отметил гендиректор, они предпочитают ставить не долгосрочные, а конкретные цели на каждый год. 

«Как минимум мы стремимся стать лучше, чем в прошлом году. Мы должны в первую очень быть конкурентоспособными с самими собой. Каждый год ставим цели по товарообороту, ассортименту, качеству. В этом году поставили цель увеличить общий товарооборот компании, достигший в 2018 году $1 млн, как минимум на 150 и максимум на 200%. План-минимум уже выполнен», – подчеркнул собеседник.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций