Перейти к основному содержанию
3226 просмотров

Как в Караганде успешно открыть кофейню с нуля

И получить 10 млн тенге на расширение собственного дела

фото: shutterstock.com

В Караганде молодые владельцы новой кофейни собираются открыть еще одно заведение. Деньги на выгодных условиях они получили по государственной программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы, передает корреспондент Kursiv.kz.

Изменить мир кофе

26-летний предприниматель Дмитрий Кориков в кофейном бизнесе уже пятый год. Будучи физиком с неоконченным образованием и профессиональным бариста, он вместе с другом-поваром Ильей Шкадюком открыл кофейню «Мятный фермер». Успешному проекту, который существует почти два года, предшествовало несколько баров в торговых центрах и точек «кофе на вынос», где начинающие предприниматели тренировались вести свое дело.

20190712_162954.jpg

Дмитрий Кориков признается, что всегда был одержим идеей изменить мир кофе. Однако, чтобы ее воплотить, ему пришлось изменить и свои первоначальные представления.

«Торговый центр развеял мифы о бизнесе. Изначально я думал, что в туда точно пойдет много людей. Это было ошибкой. Поэтому я стал думать о себестоимости продукта и понимать, как зарабатывать на кофе, какие сорта кофе предпочитают клиенты», - вспоминает предприниматель.

Мысль о создании собственной кофейни Дмитрию и его друзьям пришла в 2017 году. К тому моменту сформировалась собственная команда единомышленников. Однако стройка затянулась: вместо двух месяцев продлилась полгода. В бюджет тоже не уложились. На деле денег ушло примерно в два раза больше, чем планировали потратить - около 15 млн тенге. Вся сумма была взята в кредит в разных банках и на тех членов команды и их родственников, кому давали кредиты. 

«У нас не было своего имущества, нам естественно отказывали. Я брал кредиты на своих родителей, партнер - на своих, на друзей брали. Было очень много долгов», - не скрывает бизнесмен.

Тем не менее, по словам Дмитрия, бизнес себя окупил спустя чуть больше года. Заведение стало популярным среди горожан. Сюда они приходят, чтобы насладиться терпким вкусом кофе, а также принять участие в мастер-классах и тренингах, которые проводят различные организации.

«Мы решили, что надо делать нечто особенное, что в нашей кофейне будет много разных сортов, что к нам можно будет прийти и выбрать не просто капучино или латте, а капучино, например, на соевом молоке. Сейчас у нас порядка 10 сортов кофе. Кислый, горький, сладкий - выбрать напиток на любой вкус поможет бариста. У нас контактная стойка, нет официантов. Благодаря этому нам удается поддерживать особенную атмосферу», - делится Дмитрий.

Проект на выгодных условиях

В 2019 году друзья решили расширить бизнес и сделать «коктейльный проект» с кофе. Команда, в которой трое выступают на чемпионатах бариста, оказалась готова. От знакомых они узнали, что взять кредит по государственной программе можно на более выгодных условиях.  Наличие имущества и действующего бизнеса облегчало задачу, но все же оказалось трудно найти банк, который согласился бы выдать нужную сумму.

«Мою квартиру оценили в 7 миллионов тенге, и все банки, в которых я был, сказали, что выдадут только 70% от стоимости жилья. Меня это не устроило», - отмечает Дмитрий Кориков.

В итоге выдать нужную сумму в размере 10 млн тенге все же согласился «Сбербанк». Через фонд «Даму» кредит оформили на 5 лет под 6% годовых. До этого момента молодым предпринимателям приходилось брать займы под 12-15%.

«Мне понравилось, что банку интересен сам проект, помимо того, что они хотят заработать. Все было понятно: государство выделяет через фонд деньги банку, он работает», - говорит собеседник.

По его словам, на сбор пакета документов ушло три месяца, что достаточно долго. 

«Возможно, это именно мне это все так сложно далось: не люблю работать с документами. Зато с фондом «Даму» все было достаточно быстро и четко. Я рассказал свою идею, мне помогли с бизнес-планом, мы прошлись по цифрам, все обсудили. Они понимают, что есть сроки, что никто тебя никто не будет ждать», - утверждает Дмитрий.

Новое заведение будет называться «Взял на компоте». Его меню будет в основном состоять из коктейлей на натуральных ингредиентах. Пока предприниматели размышляют дорабатывают список блюд, в арендуемом помещении площадью 140 кв. м идет ремонт. Через месяц планируется открытие. 

«Мы хотим стать для наших гостей друзьями.Надеемся предложить им что-то новое. Иногда, чтобы делать новое достаточно делать простое, но чуть лучше, чем другие», - пояснил бизнесмен.

Напоследок совладелец действующей кофейни поделился несколькими секретами, которые будут полезны начинающим предпринимателям.

«Прежде чем начать свое дело, нужно составить подробный бизнес-план, на что нужны деньги.  По программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства этому научат бесплатно. И никогда не следует оплачивать работу строителей полностью до ее окончания.  Проверено на личном опыте: это расслабляет людей» - добавил Дмитрий Кориков.

banner_wsj.gif

1957 просмотров

Как в Казахстане заработать на цветах

Делится личным опытом сооснователь магазина Ayala flowers

Фото: Офелия Жакаева

Первые деньги на цветочном рынке я заработала 14 февраля 2015 года, открыв онлайн-магазин буквально накануне – продажи цветов в интернете тогда были новинкой, дневной доход составил 7 тысяч тенге. Хороший стимул для студентки со стипендией в 20 тысяч. К 8 марта я подготовилась более основательно, заработала 100 тысяч тенге и укрепилась в желании развивать бизнес дальше.

В то время, по моим подсчетам, через интернет продавалось около 4% цветов. Я понимала, что эта доля будет расти и стала изучать стратегии лидеров онлайн-продаж одежды и доставки еды. Было очевидно, что их преимущество построено на тщательном ведении клиентской базы и внимании к бизнес-процессам.

Скоро я пришла к выводу о важности сочетания онлайн- и офлайн-инструментов. Открыла физический магазин, он стал складом и местом встречи с клиентами, впервые обратившимися ко мне за букетом. Если качество цветов и обслуживания их устраивало, в последующем они оформляли заказы через интернет-магазин.

Параллельно я инвестировала в развитие технологий для упрощения ведения бизнеса. Специальных решений для рынка цветов тогда не было и меня увлекла идея стать первопроходцем, а потом на основе созданных технологий развивать франшизу.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax2.JPGФото: Офелия Жакаева

Должна признаться, что до сих пор не осмеливаюсь подсчитать итоговую сумму, потраченную на эту идею. Я пробовала разные модели взаимодействия с разработчиками, но внедрить цифровизацию в том виде, в каком я ее себе представляла, пока еще не удалось. Хотя на исходе второго года разработок я в значительной степени разгрузила себя от операционной работы – бизнес работал уже автономно, без моего активного участия. 

В декабре 2018 года по личным причинам я оставила бизнес в Алматы и переехала в столицу. В соцсетях о переезде сообщила в канун 14 февраля 2019 года и была удивлена реакции: среди моих подписчиков оказалось много жителей Нур-Султана – они следили за моей работой в Алматы и были уверены, что теперь я буду развивать такой же бизнес и в столице. Так я стала знакомиться со столичным рынком цветов и уже к мартовскому празднику вместе с сестрой запустила новый онлайн-магазин цветов.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax3.JPGФото: Офелия Жакаева

За год работы в Нур-Султане заметила, что участники цветочного рынка, по сравнению со своими коллегами из Алматы, здесь более открыты и дружелюбны – охотнее делятся опытом, информацией о товаре. Второе отличие касается покупателей – люди менее привередливы и быстрее принимают решения, на согласование букета уходит меньше времени. Особенность цветочного онлайн-бизнеса в том, что клиенты могут выбрать и оценить букет только по фотографии. Собрав букет с учетом предпочтений клиента, я отправляю фото заказчику. В 95% случаев жителей столицы все устраивает и только в 5% случаев надо немного менять состав или упаковку букета.

С оптовыми поставщиками дела обстоят не очень хорошо – в столице их явно не хватает, часто приходится сталкиваться с дефицитом цветов. Еще одно отличие рынка Алматы и Нур-Султана продиктовано погодой. В столице зимой букеты дополнительно упаковывают в специальную обертку, чтобы защитить от холода, это увеличивает временные и финансовые затраты. И еще, по моим наблюдениям, в Алматы цветы дарят чаще.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png