Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Как в Караганде наладить собственное производство аттракционов

История Владимира Книттеля

Иллюстрация: Shutterstock

В сфере развлечений Владимир Книттель работает 20 лет. Начинал с нуля, сейчас владеет небольшим производством. «Курсиву» он рассказал, почему выбрал именно этот бизнес и с какими трудностями ему приходится сталкиваться.

В начале была «Рогатка»

Предпринимательская деятельность Владимира Книттеля началась в 90-х годах прошлого века, на которые из-за развала Советского Союза пришелся экономический кризис. Прежде чем попасть в сферу развлечений, он успел попробовать себя в разных направлениях – от продажи живых цветов до предоставления услуг фотографа. 

«В 1999 году мы (тогда я работал со старой командой, которая в основном состояла из моих однокурсников) купили в Европе первый аттракцион. Это был «Sling shot», или, говоря по-простому, «Рогатка». За несколько секунд он подбрасывает капсулу с двумя людьми на высоту 20-го этажа. И установили его на берегу Адриатики, в Хорватии. Он до сих пор там и стоит. До этого момента в сфере развлечений никто из нас не работал. Но мы быстро завели новые контакты», – вспоминает бизнесмен. 

Спустя 5 лет г-н Книттель вместе с единомышленниками выпустил первый аттракцион. Им стал «Bungee», иначе его называют «Кузнечик» или «Трамплин», представляющий собой батут на резинках. По сравнению с другими он достаточно прост в изготовлении. 

Победа надежды над разумом

«В 2013 году старая команда распалась, и с новыми партнерами решили открыть новое предприятие. Изначально основные производственные мощности планировали разместить в Темиртау (отсюда и название). С дислокацией не сложилось, но название прижилось», – продолжает он. 

Впрочем, свое производство бизнесмен предпочитает называть базой, а не заводом. Все оно пока умещается в одном просторном боксе, где собираются отдельные части будущих аттракционов. Отсюда получают заказы до восьми смежных предприятий.   

«Мы не можем понаставить станки и ждать, будет работа или нет. Нам проще скооперироваться с кем-то, у кого эти станки уже есть. Недавно наш заказ выполняла деревообрабатывающая компания, которая не знала, что изготовленная ею деталь превратится в бушприт для корабля», – поясняет Владимир Книттель. 

По его словам, в развлекательном бизнесе доход зависит от множества факторов, даже от погоды. Потому что нередко заказчики рассчитываются постепенно, по мере окупаемости аттракциона. 

«Изготовление аттракциона обходится очень дорого. И мы не имеем большую маржу. То, что мы делаем, это, по сути, победа надежды над разумом», – считает предприниматель.

С пулей в голове

С момента открытия своей фирмы г-н Книттель продал 20 аттракционов. Для производства одного требуется от полутора до восьми месяцев в зависимости от уровня сложности. По его словам, за два года можно отбить и «толковый парк развлечений, и толковый аттракцион».

«Хотя мы изготавливаем аттракционы для Астаны, Алматы, Шымкента и Караганды, наш основной рынок сбыта – это Россия. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с производителями других стран: Германии, Австрии, Италии и даже Бразилии. Являемся здесь их официальными представителями», – говорит Владимир Книттель. 

С его точки зрения, для работы в аттракционном бизнесе не обойтись без чувства здорового авантюризма. 

«Однажды итальянский компаньон спросил, как я оказался в этой сфере. У него все понятно. Он – четвертое поколение в семье.  Я ответил: «Знаешь, Даниэль, чтобы этим бизнесом заниматься, нужна пуля в голове». Он от этого сравнения подпрыгнул, и говорит: «Точно». Итальянцы такие, импульсивные», – улыбается бизнесмен. 

Несмотря на это, г-н Книттель считает открытие производства по выпуску аттракционов отличной идеей для стартапа. 

«Наше дело, как и любое другое, держится на хороших специалистах. Заниматься аттракционным бизнесом может каждый при наличии знаний, стартового капитала и рынков сбыта. Любой проект в данной области, если составлен с умом, обречен на успех», – полагает он. 

От болта до редуктора 

По словам бизнесмена, большинство запчастей на аттракционы производятся за рубежом. 

«Детали в основном импортные, завозятся из Европы. Штифты повышенной прочности у нас нигде не производят. Они такие маленькие, но без них ничего нельзя сделать. В аттракционах неответственных узлов нет. Это одинаково касается как обычного болта, так и редуктора, который весит несколько тонн», – поясняет Владимир Книттель. 

Но самым безопасным аттракционом он считает батут «Bungee». 

«Как показывает практика, ЧП на аттракционах в 80% случаев происходят по вине оператора и владельца, в оставшихся 20% – по вине родителей, которые переоценивают возможности своих детей. Поэтому неудивительно, что количество детей, получивших травмы на надувных батутах в Караганде, исчисляется сотнями. Один ребенок скатился с горки кубарем, столкнулся с другим ребенком. Отделались шишками – уже хорошо, ведь это дети! Но если говорить о недавнем трагическом случае, когда из-за опрокидывания батута погиб мальчик, – это просто невообразимый ужас!» – утверждает предприниматель. 

На большом воздушном шаре 

Предприятие не только работает по готовым чертежам, образцам и эскизам, но и продуцирует собственные идеи. Вот только «Монгольфьер», который должен был стать первым отечественным аттракционом, все еще остается на бумаге.  

Он представляет собой воздушный шар на вертикальной опоре, который может подниматься на высоту до 45 м. И в зависимости от конфигураций вращаться вокруг своей оси. Производитель рекомендует размещать его на живописной местности, чтобы сверху открывался красивый вид. Как вариант – на крыше небоскреба. 

«Нигде в мире такого нет. Мы его представляли на двух выставках в Барселоне и Алматы. Многие просят показать образец. Но мы не обладаем такой возможностью ввиду больших затрат на изготовление. Его стоимость в минимальной комплектации составляет $50 тыс.», – говорит собеседник. 

Владимир Книттель не озвучил конкретных планов на будущее. Так как в большей мере они зависят не от него самого, а от партнеров по бизнесу и покупателей. Однако он надеется, что намерения правительства по увеличению доли туристической отрасли в структуре ВВП до 8% к 2025 году, помогут воплотиться его самым амбициозным проектам, которые по-настоящему удивят иностранных туристов. 


342 просмотра

Казахстанские ремесленники засматриваются на опыт узбекских коллег

Поможет ли он им

Фото: Shutterstock

Пока местные власти Мангистауской области ставят перед собой задачу создать из Актау «казахстанскую Анталию» и к 2025 году увеличить обслуживание туристов до 700 тысяч человек в год, приезжающие на Каспийское побережье в память об отдыхе увозят с собой сувениры Made in China. С какими проблемами сталкиваются казахстанские ремесленники и как обстоят дела в сопредельных государствах, выяснял «Курсив».

Казахстан

Не секрет, что Мангистауская область имеет огромные возможности для привлечения туристов из разных стран. Немало в Мангистауской области умельцев, которые занимаются изготовлением изделий в национальном стиле из войлока, сувениров из ракушек и художественных миниатюр на камушках с Каспийского побережья. Но проблема в том, что продавать свою продукцию мастерам негде. Прилавки торговых центров завалены дешевыми сувенирами из Китая. В регионе нет ни одного центра ремесел, куда могли бы прийти туристы, посмотреть, как создается та или иная уникальная вещь в казахском национальном стиле, приобрести ее, пройти мас­тер-класс по ее изготовлению. 

«Это миллионы тенге, которые могли бы зарабатывать и область, и страна. Но их нет, и они не появятся, если не оказать поддержку ремесленникам», – отметила в комментариях «Курсиву» соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области» Диана Ботаева. 

В Мангистауской области проживают всего четыре женщины (во всем Казахстане их чуть больше десятка), которые могут изготавливать казахские юрты от начала до конца по древним технологиям. Одна из них – Ауес Сагинаева. Она возглавляет Ассоциацию ремесленников Мангыстауской области и вот уже два года бьется с местными властями за помещение, где можно было бы создать центр ремесел. 

«Сейчас те мастера, что живут и работают в Мангистау, не могут выйти на рынок в масштабах области или города, так как изготавливают свои изделия в квартирах или подсобных помещениях. Иностранные туристы просят отвезти их в центр, где они могли бы приобрести национальные сувениры, но у нас такого нет», – рассказывает Ауес Сагинаева, отмечая, что для реализации своих изделий у местных мастеров есть редкие возможности – во время ярмарок и выставок. 

По мнению г-жи Сагинаевой, у ремесленников должно быть одно постоянное место для работы и презентации их продукции. 

В свою очередь Диана Ботаева отмечает, что ремесленники нуждаются в господдержке на всех уровнях, а не только на местном. 

«В прошлом году обращались к акиму города о необходимости содействия в поиске места. Нам ответили, что подходящего здания в черте города нет. Вопрос был поднят и на одной из встреч с акимом области. Но у нас только любят кричать о традициях.Сейчас рынок нашей страны перенасыщен китайской сувенирной продукцией, изделиями из Кыргызстана и Узбекистана. В некоторых странах смогли принять программы по поддержке национальных ремесел, у нас пока этого нет», – говорит соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области». 

Узбекистан 

У южного соседа РК с поддержкой ремесленников дела обстоят гораздо лучше. В Узбекистане, как, впрочем, и в Казахстане, существует Республиканская ассоциация ремесленников «Хунарманд», число ее членов превысило уже 30 тыс. 

Как отмечает пресс-секретарь ассоциации Нилуфар Хотамова, указом президента «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников» им предоставлены беспрецедентные льготы и преференции, всего их около 40. 

«Они освобождены от налогов на доходы, получаемые от реализации изделий. Кроме того, при аренде объектов госсобственности ремесленники платят только 50% от установленной ставки, также им предоставляются в аренду места в исторических и культурных объектах по всей стране, где они свободно могут продавать свою продукцию», – сказала в комментариях «Курсиву» Нилуфар Хотамова. 

Рекламировать свою продукцию узбекистанские ремесленники могут по льготным расценкам, экспортировать напрямую, за иностранную валюту, а выручка от продажи продукции в рамках участия в зарубежных выставках в Узбекистане не считается экспортной выручкой и не облагается налогом. В крупных исторических городах этой страны созданы центры ремесленничества, где располагаются магазины и мастерские, – здесь можно посмотреть, как изготавливаются изделия, принять участие в мастер-классах и приобрести понравившиеся работы. 

«Что касается продукции из Китая, то она не конкурент местной продукции. Такие товары в основном доминируют лишь в сегменте религиозных сувениров, например четки, коврики», – добавила Нилуфар Хотамова.

Кыргызстан 

После развала СССР ремесленники оказались невостребованными. Кое-какие предприятия все же появились, самые крупные из них работают исключительно по заказам Европы. Но в большинстве своем мастера изготовляют национальные изделия в основном на дому. 

«Льгот никаких для них нет, запад перестал давать гранты на ремесленничество. Сейчас наблюдается некоторое затишье, меньше стало как самих ремесленников, так и их продукции», – рассказала «Курсиву» руководитель ОО «Кыргызское наследие и союз ремесленников» Алмажан Мамбетова.

По ее мнению, главными причинами такой ситуации стало повышение цен на сырье, высокая стоимость аренды мастерских и отсутствие поддержки от государства. 

«Шерсть очень дорогая. Практически все сырье мы экспортируем в Китай. Собственного производства шелка в стране нет. Ремесленникам нужны мастерские, а они многим не по карману. В Бишкеке, к примеру, аренда 1 кв. м такого помещения стоит от 300 сомов, что эквивалентно 1700 тенге. Это очень дорого для нас», – отметила Алмажан Мамбетова. 

Также, по ее словам, ремесленникам нужны договоры с соседними странами, от которых они получают сырье, для того чтобы для них оно было дешевле в разы.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций