Как открыть верфь в степях Казахстана

И хорошо на этом заработать

Фото: Дмитрий Кузмичев

У карагандинского предпринимателя, производящего катера и лодки, не оказалось конкурентов в бизнесе. О том, почему Александр Дворянчиков решил заняться столь необычным для степного края делом, он рассказал «Курсиву».

Алюминиевые катера и лодки ТОО «Карагандинская верфь малого судостроения» выпускает с 2013 года. Тогда предприятие производило только одну модель плавсредств. Сегодня их количество возросло до 250. 

В чем выигрыш?

По словам директора ТОО Александра Дворянчикова, большая часть лодок и катеров изготавливаются по его собственным проектам. Соответственно, аналогов они не имеют. 

Еще одним выигрышным моментом для предпринимателя стало отсутствие конкуренции в регионе. Карагандинская компания оказалась единственным предприятием, которое здесь работает в данном направлении.

«Даже по республике среди судостроителей наблюдается небольшая конкуренция. Да и спрос растет. Из казахстанцев к нам обращаются в основном жители Алматинской области, северного и восточного регионов. Остальные покупатели из Российской Федерации, которых привлекает стоимость нашей продукции», – рассказывает Александр Дворянчиков.

По его словам, цена одного плавучего средства колеблется от 250 тыс. до 25 млн тенге. Но, как отмечает предприниматель, настоящего рыбака или любителя моря это не останавливает. На каждую продукцию находится свой хозяин. 

Все дело в швах

Немаловажен для покупателей и материал, из которого производится средство. Сварщики этого предприятия работают только с алюминием. Хотя этот материал один из самых дорогих, не скрывает Александр Дворянчиков.

«Есть на нашем рынке и пластиковые лодки и даже катера, но они непрочные. Пластик долго сохнет, может прогнить изнутри, а если налететь на косу, так вообще разобьется. Поэтому мы решили производить средства из алюминия», –  объясняет судостроитель.

Но даже в этом случае есть свои нюансы. Так, к примеру, существуют те же алюминиевые лодки или катера, которые производятся на клепках. Они сгодятся лишь для передвижения по реке или небольшому озеру. А вот безопасность на море обеспечит только цельносварное средство, утверждает предприниматель. 

Сырье бизнесмен привозит из Европы. В Казахстане его нет. Есть оно в России, но по словам Александра Дворянчикова, их специалисты производят алюминий в небольшом раскрое (3-4 метра) и обмазывают маслом. А карагандинские судостроители предпочитают 6-метровый раскрой для 5-метрового катера.

«В таком случае мы обходимся без швов. Это значит, на лодке или катере не будет опасности, что не будет повреждений, которые обычно появляются на швах», – говорит предприниматель.

Самое главное, в работе сварщика – это раскройные станки, которые бывают лазерные, плазменные и абразивные. Какой именно приобретает судостроитель, зависит от его бюджета.

Есть профессионалы – есть и спрос

«Наше предприятие, как и любой другой бизнес, требует постоянного вложения финансов. Оборудование модернизируется, разработки совершенствуются, к тому же персоналу надо постоянно повышать квалификацию. Когда только начиналось судостроение, то оказалось, что ни один специалист с дипломом не знает, как варить плавсредства. Пришлось ехать учиться в Россию», –  рассказывает Александр Дворянчиков.

Сегодня в ТОО уже работают профессиональные судостроители, которые выпускают плавучие средства от 3 до 14 метров в длину. Это и одноместные лодки, и большие катера, которые могут быть либо пассажирскими, либо грузовыми.

По словам Александра Дворянчикова, небольшие судна пользуются спросом у охотников. Поэтому чаще всего уезжают на восток Казахстана или таежные регионы России.

Катера предпочитают люди, ценящие прогулки по озерам и даже морям. Но чаще всего их заказывают организации – департаменты ЧС, водолазные службы.

Как сказал предприниматель, сегодня предприятие занимается модернизацией существующих моделей, но уже в скором будущем здесь будут выпускать корабли, потому что есть спрос. А значит,  будет и предложение, уверен степной судостроитель.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg