Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1979 просмотров

Как открыть свадебный салон в Алматы и прогореть

История провала красивой идеи

фото: shutterstock.com

Только хорошего вкуса мало, чтобы создать успешный свадебный салон. История провала красивой идеи собственного бизнеса – в материале «Курсива».

Открыть свадебный салон алматинка Асель (предпринимательница просила не упоминать ее фамилию) решила после разговора с подругой – владелицей небольшой, но вполне успешной сети салонов в Бишкеке. На запуск салона в Алматы необходимо было около $50 тыс., эту сумму согласился инвестировать супруг Асель. Как финансист, он рассчитал: при хорошо налаженном потоке клиентов можно получать чистую прибыль в размере тех же $50 тыс. в год.

Асель провела маркетинговое мини-исследование – опросила знакомых незамужних девушек. Она пыталась понять, в какой ценовой категории работать, какие модели пользуются спросом, а также что невесты предпочитают: покупку или прокат. Оказалось, что аренда свадебных и вечерних платьев, которая пользуется большим спросом в Кыргызстане, далеко не так востребована в Алматы – всем опрошенным крайне не понравилась идея взять наряд для торжества в аренду. А дальнейшая практика не только подтвердила результаты опроса, но и показала, что в Алматы сам факт того, что салон практикует прокат, подрывал репутацию бизнеса.

Начинающая бизнесвумен заказала свадебные платья в Турции, Китае и Украине и занялась поиском помещения для салона. Выбор пал на большую и светлую студию в 110 квадратных метров в верхней части Алматы. После ремонта и декорирования интерьера вывеска свадебного салона была помещена на фасад, нанят продавец, салон – открыт.

Не так прост маркетинг, как его…

Просто так, проходя мимо, клиенты в салон свадебных платьев не зайдут. Салону нужен сайт с каталогом платьев, бумажный аналог этого каталога, а значит, нужны качественные фотографии. Fashion-сьемка – удовольствие недешевое: модели, фотограф, визажист стоят денег. Не каждый фотограф – профи в съемке свадебных нарядов, не каждая высокая и красивая девушка удачно выходит на снимках. Асель торопилась, для нее за два дня были отсняты сто платьев, и результат оказался не столь блестящим, как рассчитывала владелица салона.

После того как каталог и буклеты были сверстаны и отпечатаны, встал вопрос, где и как их раздавать. Первым делом Асель объехала полсотни известных ресторанов с большими банкетными залами. Она рассчитывала на кросс-маркетинг и обещала, что после покупки ее консультанты как бы невзначай будут спрашивать невест, нашли ли они ресторан, визажиста, тамаду, фотографа, и если нет, то станут предлагать услуги партнера. Кросс-маркетинг – хороший инструмент продвижения, но работает лишь в случае добросовестного исполнения обязательств обеими сторонами. Пользы от буклетов или визиток, которые просто лежат где-то на ресепшене, практически нет.

Владелица салона также отправила промоутеров раздавать рекламные проспекты у входа в загсы. Идея неплохая, но дорогостоящая – день промоутера стоит 5 тыс. тенге, а ЦОНов в Алматы, где и принимают документы, – 17. За неделю работы этот канал сгенерировал лишь одну продажу, даже не покрыв издержки. В списке неудачных вариантов продвижения была и выставка, участие в которой стоило почти 300 тыс. тенге. Организаторы обещали собрать в одном месте тысячу невест, но Асель не увидела и сотни. Ни одной продажи на выставке не случилось.

Параллельно владелица бизнеса «прокачивала» салон в сети. Как только Асель начала размещать рекламу в Google, стало ясно, что отрасль весьма конкурентная. Об этом свидетельствовала цена объявления, которая выходила при запросе «свадебный салон», «свадьба» и прочее. Для минимизации расходов пришлось подбирать другие, так называемые низкочастотные запросы. На контекстную рекламу предпринимательница выделила $100 в месяц. Соцсети для продвижения она тоже использовала, но, как показал опыт, они оказались перегреты еще сильнее «контекста».

Моя твоя не понимать

Можно настроить эффективную рекламную кампанию в интернете, иметь в ассортименте модели из последних коллекций и привлекательную цену на эти платья – и уничтожить все достижения обслуживанием. Поиск хорошего свадебного консультанта стал сверхзадачей для владелицы салона, ведь продажа здесь напрямую зависит от талантов и умений продавца. Свадебному консультанту необходимо быть очень тактичным, но при этом уметь настаивать на своем.

«Например, многие девушки с пышными формами хотят выглядеть на свадьбе «как принцесса». Желание распространенное, поэтому дизайнеры предлагают модель очень пышного платья, которая на сленге называется «кекс». Проблема в том, что такой фасон платьев идет стройным девушкам с осиной талией. Пышные девушки в них выглядят нелепо, не как принцессы, а как зефирки. А худые девушки, наоборот, просят утягивающие платья фасона «русалка», которые им категорически не идут. И все это нужно крайне тактично объяснять, показывать», – делится Асель.

Она добавляет: задача консультанта – не просто сбыть платье, а продать эмоцию. Покупательница должна уйти уверенной, что в купленном платье она самая красивая невеста в мире, и этой уверенностью она поделится с подругами.

Место под солнцем

Продажи магазинчика Асель росли, но не так стремительно, как планировалось. Подбив итоги октября, последнего месяца «сезона», предпринимательница поняла, что бизнес «болтается на грани рентабельности». Если же брать расходы в целом по году, предприятие и вовсе уходило в серьезный минус.

Для традиционного B2C локация имеет определяющее значение. Салон Асель находился в престижном районе, но не в проходном месте – его не было видно с улицы. Этот вопрос не давал покоя бизнесвумен, ей казалось, что это главная причина, почему продажи не растут. И тут позвонил представитель торгового центра, который вот-вот должен был открыться на другом конце города. Предполагалось, что новый ТЦ будет своего рода «свадебным гипермаркетом» и соберет всевозможных представителей свадебной индустрии. В одном месте можно будет купить кольца, платья, костюмы, заказать на прокат лимузин… Администрация ТЦ обещала сама генерировать трафик, инвестировать в интернет-продвижение и к тому же за первые три месяца аренды просила символическую цену. Асель соблазнилась этим предложением и поменяла локацию своего свадебного салона, второй раз вложившись в оформление бутика.

Новое местоположение оказалось неудачным. Администрация ТЦ так и не смогла обеспечить трафик – посетителей в магазине стало даже меньше, чем до переезда. А главное – изменился покупательский контингент. Оказалось, что платежеспособные клиентки не готовы ехать в ТЦ в микрорайоне, и все свадебные бутики здесь, по сути, конкурировали с барахолкой. Все до единого клиенты теперь требовали значительную скидку, угрожая уйти к соседям, даже если там платья хуже. Асель же изначально, при заказе товара, ориентировалась на категорию выше среднего.

Еще одна проблема, обнаруженная при переезде, – теперь Асель не могла рекламировать свой салон в интернете, поскольку таким образом она продвигала и конкурентов, которые за это не заплатили ни тенге.

«Гарантии, что привлеченный мной клиент не уйдет к соседям или вообще до меня дойдет, не было никакой», – вспоминает владелица свадебного салона.

Оценив масштаб возникших сложностей, она снова решила поменять локацию своего магазина – на этот раз помещение было выбрано на одной из центральных улиц Алматы. Еще один ремонт, снова раскрутка в интернете, поиск хорошего продавца… Салон Асель повторно вышел на текущую окупаемость, но, оценив общие финансовые показатели трех лет существования бизнеса, предпринимательница приняла волевое решение зафиксировать убытки и закрыть магазин.

Сегодня она говорит, что начинать такой бизнес имело смысл с 5 тыс. тенге на рекламу – просто чтобы оценить, насколько конкурентен рынок. Другой вариант – закончив первый сезон с убытком, стоило или отказаться от бизнеса, распродав остатки по минимальным ценам, или продолжить работу, но уже рассчитывая на медленный рост. Явная ошибка, которую предпринимательница сейчас признает, заключается в том, что она отнеслась к торговле свадебными платьями как к традиционному B2C, где локация имеет решающее значение. Но репутация свадебного салона создается годами, и ему лучше не переезжать с места на место – тогда подруги счастливых невест найдут салон даже спустя годы.


1902 просмотра

Актюбинец бросил геологию и стал зарабатывать на мармеладе

Он хочет накормить им всю страну

Фото: Shutterstock

Бывший актюбинский геолог наладил производство мармелада из натурального сока. Лакомство должно составить конкуренцию зарубежной продукции.

Мелкий бизнес частенько жалуется, что как-то выделиться среди нынешнего разнообразия товаров достаточно непросто. А вот актюбинскому предпринимателю сделать это удалось – его мармелад в яркой упаковке уже узнают на местном рынке. 

От нефтянки до сладостей

До апреля 2019 года жизнь Алексея Мирного делилась по месяцам. Вахтовик-геолог был в составе группы сопровождения бурения нефтяных скважин в Кызылорде. 30 дней работал в «поле», столько же времени проводил дома.

Свободное время использовал с пользой: после выезда на природу, где приводил мысли в порядок, возвращался домой и изучал предпринимательское дело. Весной у него созрел проект по выпуску мармелада. 

«Почему мармелад? Прежде, чем запускать производство, изучил рынок. В Казахстане мало компаний занимается выпуском мармелада. Львиная доля этой сладости завозится из России. Есть с содержанием сока, со вкусом фруктов, но из натурального сока я не встречал совсем. Так появилась идея производить качественную, натуральную и полезную продукцию», – поясняет Алексей. 

Сказано – сделано. Молодой человек оставил профессию геолога и открыл собственный бизнес. На свои средства, около 3 млн тенге, взял в аренду небольшое помещение в 40 кв. м, закупил оборудование. 

Поиски качественного сырья привели его в Кострому, именно оттуда начинающий предприниматель и решил закупать натуральные вишневый и яблочный соки.

«Искали поставщика из Казахстана, но не нашли. Но было бы неплохо, если бы стали работать с отечественным производителем. В России приобретаем и натуральный сахарозаменитель для диабетичесской продукции. Все остальное – казахстанское», – говорит Алексей. 

Самый трудный шаг

Начинать бизнес с нуля – не каждому под силу. Но молодой предприниматель решил самостоятельно исследовать осваиваемый им рынок: изучал специальную литературу, старался больше общаться с другими предпринимателями, дабы учесть их ошибки.

А в мае актюбинский мармелад появился на рынках города. Впрочем, некоторые проблемы у бизнесмена возникли со сбытом, к новому продукту владельцы магазинчиков отнеслись с недоверием.

«Сбыт продукции – один из самых сложных моментов. Каждый день объезжал магазины, встречался с их владельцами. Были отказы, но я не сдавался», – улыбается Алексей.

Упорство принесло плоды: за несколько месяцев предприниматель «наработал» своего клиента, теперь актюбинский мармелад можно найти и в крупных супермаркетах.

Угостим всю страну

Коллектив в компании небольшой – всего три человека, но очень сплоченный. Все делают быстро. Руководит процессом опытный актюбинский технолог, которого заинтересовала идея поднять с нуля производство.

«Сейчас мы выпускаем около 300 кг в месяц. С этого объема и начинали. Линейка продукции представлена мармеладом с вишневым и яблочным вкусами. Мы не производим продукцию на склад, срок годности мармелада три месяца, поэтому стараемся поставлять его всегда свежим», – заметил бизнесмен.

По его словам, спросом пользуется мармелад на основе натурального сахарозаменителя – для спортсменов и людей, страдающих диабетом. Вместо желатина здесь используется агар-агар. 

Уже в этом году Алексей планирует получить на свою продукцию сертификат халал. «Расширение необходимо. Сейчас работаем над тем, чтобы охватить близлежащие районы области. Пробуем выйти и в другие регионы. На днях отправили первую партию мармелада в Кызылорду. Также хотим выпускать конфеты – птичье молоко и суфле», – поделился планами с «Курсивом» Алексей Мирный.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций