Как открыть бизнес в Аксу и не прогореть

История Рината Тинибекова

Фото: Shutterstock

Языковая школа, кафе, компьютерный клуб – вот далеко не полный перечень объектов бизнеса, который выстроил начинающий предприниматель из Аксу на собственные средства.

Do you speak English?

У выпускника престижного Назарбаев Университета сегодня в небольшом городе Аксу Павлодарской области в работе три небольших разноплановых бизнеса. Есть и еще несколько идей. Принципу разделения вложений он следует давно. И понимает, что главное даже не деньги, а время на то, чтобы они начали приносить доход.

По окончании вуза Ринат Тинибеков поработал недолго в столице, понял, что госслужба не его призвание, и вернулся домой. К государству за получением начального капитала решил не обращаться. Первый стартап построил на том, что хорошо умеет, – начал обучать желающих английскому языку. Годы в лучшем вузе страны даром не прошли. А поскольку хороших преподавателей найти сложно, его курсы стали весьма популярными. Аудитория разная: от школьников, решивших подтянуть язык, до женщин, отправляющихся в путешествие и желающих изъясняться по-английски, пусть и на простейшем уровне. 

Молодой человек с выбором дела не ошибся. Люди к нему идут, но начинающий предприниматель решил не жадничать, набирая большое количество учащихся. Во-первых, работал один. Во-вторых, только обучение в малых группах дает реальный результат. 

«Я пытался набрать себе помощников, но, к сожалению, специалистов с хорошим уровнем знания языка не нашел», – признался «Курсиву» Ринат Тинибеков.

Для открытия курсов больших затрат не потребовалось: несколько учебных столов и стульев, доска. Помещение было свое, так что даже на аренду не пришлось тратиться. 

Затем параллельно со своими курсами на пару с приятелем решил организовать кафе. Партнеры взяли в аренду помещение, набрали минимальный штат. Вышло, по мнению Рината, неплохо: практически через месяц работы, неожиданно для себя, вышли в ноль. Затем был спад, и опять выправили ситуацию. Но точку общепита пришлось все же продать. По словам молодого человека, делу такого рода необходимо отдаваться полностью, во всяком случае на первых порах. Да и напарник решил из бизнеса уйти. Кафе, к слову, и сегодня успешно работает. Для Рината Тинибекова это стало хорошим опытом в плане того, что отношения необходимо не только выстраивать, но и прописывать на бумаге. Чтобы не было потом «сюрпризов».

Давайте поиграем

Вскоре молодой человек решил открыть компьютерный клуб с игровыми приставками. Заведение вполне легальное и соответствует всем нормативным актам: никаких азартных игр, только спорт, стратегии, приключения. 

Вместе с компаньоном взяли в аренду помещение. В моногороде Аксу средняя цена аренды составляет 50–70 тыс. тенге в зависимости от площади. Но спустя время партнер пожелал работать самостоятельно, в другом направлении. Ринат выкупил его долю. Управление таким клубом – занятие нехлопотное, приносит прибыль, конкуренции большой нет. 

По словам предпринимателя, каждое новое дело дает опыт. 

«На ту пору я понял, что на самом деле найти деньги несложно. Причем это не обязательно должен быть банк. Главное – это идея для нового дела, а тех, кто готов в нее вложиться, оказывается достаточно. Но тут важно еще на этом берегу прописать все условия сделки, вклад каждого участника проекта, чтобы потом не возникало форс-мажора», – говорит спикер.

Покатаемся!

Полученную прибыль от двух предыдущих дел Ринат Тинибеков решил пустить в новое дело – открыл прокат велосипедов, мини-мотоциклов, скутеров, электросамокатов. Сегодня его парк состоит из 22 единиц техники. На это потребовалось 2 млн тенге. Всей суммы у молодого человека не было, но тут деньги неожиданного предложил одноклассник, обосновавшийся в столице и решивший присмотреться к бизнесу. Вложенные средства, по мнению предпринимателя, должны за сезон окупиться. Тем более что место выбрал на набережной города, куда жители приходят погулять семьями, а развлечений здесь практически нет. Так что выиграли обе стороны. 

Что касается конкуренции, а он не единственный, кто в городе занимается велопрокатом, то она как-то обошла предпринимателя. Дело в том, что другие бизнесмены облюбовали парк развлечений, так что набережная осталась не охваченной. И здесь сработал принцип «оказаться в нужное время в нужном месте».

Велосипед, как и любая техника, может ломаться. Чтобы обезопасить себя от возможных убытков, был разработан прейскурант цен для устранения разного рода поломок. Например, можно наехать на гвоздь или осколок стекла, проколов шину. Клиент либо вносит оговоренную сумму, либо ремонтирует сам. Некоторые клиенты предпочитают самостоятельно доставлять технику на шиномонтаж.

Предусмотрел предприниматель и условия для семейного отдыха. Например, приобрел съемные детские сиденья, которые крепятся к велосипеду, и это уже успели оценить молодые родители. Бывают ситуации, когда горожане сами подсказывают, чего еще им не хватает. Например, нужно больше детских велосипедов. 

Чтобы бизнес не был сезонным, молодой человек планирует зимой предлагать горожанам на прокат «ватрушки» для катания с горок. Присмотрел и небольшие снегоходы по 100 тыс. тенге, что очень кстати, ведь здесь зима дольше лета. 

В ближайших планах у Рината Тинибекова открытие киоска по продаже мороженого, напитков, хот-догов. Проект есть, теперь дело за компаньоном.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg