Как марокканец учит костанайских отельеров вести дела

История Закария Тамни

Как марокканец учит костанайских отельеров вести дела

Казахстанским отелям и кафе не хватает квалифицированных поваров, горничных и официантов. И все потому, что такую работу серьезной не считают. Из-за чего и невысок сервис при обслуживании клиентов. Об этом «Курсиву» рассказал опытный отельер и ресторатор Закария Тамни. Он приехал в Костанай в рамках проекта «Старшие сеньоры».

От нашего стола – вашему

Закария Тамни участвует в качестве наставника в государственном проекте «Старшие сеньоры», организованном в рамках «Дорожной карты бизнеса – 2020». По программе зарубежные эксперты оказывают консультативную помощь казахстанским предприятиям, осуществляющим свою деятельность в приоритетных секторах экономики. Оплату расходов по перелету и услуг иностранных менеджеров берет на себя республиканский бюджет.

Закария Тамни родом из Касабланки, вырос в Марокко, учился в Калифорнии, а сейчас живет в Нур-Султане. В 16 лет впервые сам встал за ресепшен-стойку отеля. Сегодня он магистр делового администрирования в области гостиничного менеджмента. До получения этого звания успел поработать в отелях Саудовской Аравии и ОАЭ. Уже 8 лет он активно работает в Казахстане. В его списке отели в столице и Алматы: Rixos Hotel Almatу, «Лесная сказка». В прошлом году эксперт приезжал в качестве консультанта в костанайский развлекательный комплекс, в этом году две недели он будет помогать загородному дому отдыха «Золотой фазан».

«Я знаком уже с особенностями казахстанского гостиничного бизнеса, поэтому работаем во всех направлениях. В первую очередь стремимся улучшить качество сервиса, увеличить доход владельцев, поставить на рельсы бизнес и разработать стратегии развития», – рассказал «Курсиву» Закария Тамни.

К нам приехал ревизор

Собеседник подчеркивает, что ревизии и, при необходимости, конструктивной критике подвергается все: от обслуживания до сложных внутренних бизнес-процессов.

Программа консультирования включает в себя не только работу эксперта непосредственно на предприятии. Специалист формирует пакет практических рекомендаций на будущее, разработанных на основе анализа проблем предприятия. А их, как правило, немало.

Закария Тамни уже сделал вывод о катастрофической нехватке в Костанае квалифицированных и желающих достичь верха мастерства кадров: поваров, горничных, официантов. Люди не хотят работать в этой сфере долго. И это в основном студенты из районов, то есть временщики, что не позволяет создать крепкую и постоянную команду.

«Иногда даже бывает, что нет связи между персоналом и клиентом. Не улыбается тот же администратор, официант. А ведь это крайне важно: гость должен видеть, что ему рады. Моя задача – научить персонал правильно работать, четко распределив обязанности между членами команды. Должна быть дисциплина», – отметил специалист.

Директор гостиничного комплекса «Золотой фазан» Галина Шнайдер не скрывает, что такая проблема есть, но решить ее пока не удается. Специалистов с дипломами практически нет, а остальные, в основном студенты, проходят «транзитом».

«К нам идут молодые люди, но только для подработки. Они считают, что быть официантом непрестижно, рассматривают эту работу как перевалочный пункт. Вот и получается, что обучим новичка, а он через время уходит», – рассказывает «Курсиву» директор гостиничного комплекса.

А хозяйство у нее хлопотное, при этом удачно расположенное – на объездном участке через Костанай международной трассы Екатеринбург – Алматы. Здесь обустроены ресторан, бани, гостиница, домики для отдыха, трудятся больше 50 человек. Уже несколько лет здесь работают альтернативные источники энергии: солнечные батареи, ветроэлектростанция Болотова. Запустили здесь и свою теплицу. Теперь зелень выращивают с помощью гидропонных установок. Такой набор приятно удивил приезжего специалиста.

«Это замечательное место. Я еще мало с подобным работал, но уже подсчитал, куда можно направить сэкономленные на коммунальных услугах деньги. Я думаю, что акцент при развитии этого гостиничного комплекса нужно делать на семейном отдыхе. Здесь и сейчас этим занимаются: есть детские площадки, игровые, зимой из развлечений – горка, но требуется расширение спектра услуг. И, конечно, обучение персонала. Инструкторы должны отвечать не только за то, чтобы ребенку было весело на батуте, но и за безопасность», – делится мыслями Закария Тамни.

Одним из перспективных направлений для бизнесменов он назвал и этнотуризм. Уже сейчас руководство комплекса возводит юрты. Они будут мазанные – из глины и соломы.

«Как мне сказали, из-за этого в них будет тепло зимой и прохладно летом. Всем этим можно привлечь сюда немало клиентов, но не забываем: гостю должно понравиться так, чтобы он захотел вернуться», – говорит иностранный консультант.

Закария Тамни понимает, что за 14 дней не успеет создать для предприятия профессиональную команду, но уверен, что сможет дать дельные советы по оптимизации процессов, правильному распределению ресурсов и средств, наращиванию доходов.

Кстати, в этом году в Костанайской области было подано 12 заявок на участие в проекте «Старшие сеньоры». Помимо Закарии Тамни в Костанае с аналогичной миссией сейчас находится французский повар Клод Менар, который обучает своих коллег в местном ресторане. Развиваться намерены и другие субъекты ресторанного и гостиничного бизнеса

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg