Как безработному казахстанцу открыть свой бизнес

История Бейбута Асанбаева

Фото: Shutterstock

CashMaster – компания, от которой на 70% зависит рынок платежных терминалов в Казахстане и Кыргызстане. Оборудование – собственного производства CashMaster. Здесь делают все – от резки металла для корпусов до сборки и настройки конечного продукта. 

Бейбут Асанбаев, основатель компании, говорит, что мог упустить все возможности, если бы в свое время его не уволили без объяснения причин с поста преуспевающего наемного менеджера крупной компании. В тот момент ему было 37 лет.

«Мне повезло, меня вовремя уволили», – иронично заметил г-н Асанбаев в начале нашей беседы. 

История CashMaster: от поставщика до производителя

Поиск своего места на рынке привел Бейбута Асанбаева в представительство российской компании, которая была монопольным поставщиком платежных терминалов по всему СНГ. Со временем предприниматель понял, что потребности Казахстана в кэш-машинах серьезны и выгодно было бы локализовать весь процесс – от сборки до внедрения.

Компания CashMaster была создана в 2009 году. Первое время занимались перепродажей все того же российского оборудования, но параллельно вели переговоры с производителями из Италии, США о прямых поставках оборудования под сборку. К примеру, завод отправлял в Казахстан терминалы без купюроприемников, их работники CashMaster устанавливали сами. 

Постепенно был открыт полноценный сборочный цех. Компания значительно расширила ассортимент закупаемых деталей (сейчас это 15 поставщиков из Китая, США и Европы) и стала специализироваться на полной сборке оборудования. 

Несколько лет спустя Бейбут Асанбаев построил собственный завод в пригороде Алматы, вложив в строительство $1 млн. Здесь организован полный цикл производства платежных терминалов – изготовление и покраска корпусов, сборка и установка на готовые терминалы материнских плат, процессоров, купюроприемников и экранов. Компания не занимается лишь разработкой программного обеспечения для терминалов, используя операционную систему Qiwi. 

Популярность конвертируется в деньги

Первыми заказчиками CashMaster были небольшие компании. Перелом наступил в 2013 году, когда был заключен договор с Kaspi Bank. CashMaster изготовила для филиальной сети заказчика 5 тыс. терминалов. Сейчас среди корпоративных клиентов казахстанского производителя терминалов – «Казахтелеком», Народный Банк, Евразийский Банк, Форте Банк. 

Крупным зарубежным рынком для CashMaster стал Кыргызстан, ежегодно туда отправляется около 2 тыс. платежных терминалов для операторов связи и банков. Небольшие объемы производятся для Малайзии, ОАЭ и Вьетнама. Сегодня 80% продаж приходится на Казахстан, 15% – на Кыргызстан и 5% – на все остальные направления. 

За все время компания изготовила и продала около 40 тыс. терминалов средней стоимостью 250 тыс. тенге. Конечная цена каждой модели зависит от требований заказчика. Банки, например, предпочитают банкоматы с американской «начинкой» – за $500–600. Заказчики с более скромными запросами удовлетворяются комплектующими попроще, примерно за $200. 

Как завод конкурирует со своими клиентами

Интересно, что в общей структуре прибыли компании доход от бизнеса по производству и продаже терминалов занимает 25%. Основной доход генерирует собственная сеть платежных терминалов. 2700 точек обслуживания расположены в Алматы и Алматинской области, Астане, Караганде, Семипалатинске, Талдыкоргане, Кордае. По оценке Бейбута Асанбаева, его сеть занимает примерно 15% рынка. Точные данные о доходе CashMaster он не раскрывает, но для понимания порядка цифр отметил, что только по одному из направлений бизнеса в прошлом году компания выплатила 182 млн тенге налогов.

В планах казахстанского предпринимателя – приобретение доли китайского завода, производящего купюроприемники, и расширение действующего производства.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg