Перейти к основному содержанию

2994 просмотра

Электросамокаты: молодо-зелено

Предприниматели боятся открывать бизнес из-за менталитета и вандализма

Фото: Shutterstock

Аренду электросамокатов в Алматы обещали запустить в текущем июле. Анонсирована модель проката: стационарная, как Almaty Bike. Примерная стоимость услуги – 25 тенге в минуту + 100 тенге за разблокировку... При этом есть все основания полагать, что никакого проката не будет. Почему?

Вандализм – главная характеристика рынка проката

«Этот велосипед невозможно украсть, присвоить и разобрать на запчасти, так как они привязаны через маячок к системе GPS», – так заявляли авторы идеи проката китайских велосипедов Ofo, заходя на рынок Алматы в прошлом году. 

В конце летнего сезона они даже не стали называть цифру потерь – по сути, разворованным оказался весь велопарк.

Та же судьба постигла смельчаков, решившихся в прошлом году открыть пункты проката электросамокатов. 

Предприниматель Жандос Сейит рассказал «Курсиву», что весь его парк электросамокатов был разворован в течение лета. Аренда едва позволила вернуть затраченные на покупку техники средства. «Похитители находили и выламывали GPS-трекер», – поделился г-н Сейит. На память о проекте у него остались удостоверения личности, которые он брал в залог, возможно, даже и не принадлежавшие угонщикам. 

Куда собрался ехать Ozim Scooters

Месяц назад Асылбек Есенов, директор компании Ozim Scooters, заявил: «В июле мы планируем разместить в Алматы 35 станций с 300 электросамокатами, оборудованными антивандальной защитой и GPS-трекерами». 

Серьезность этих намерений вызывает сомнения – у компании нет не только сайта, но и приложения, через которое они планировали организовать связь с клиентами. 

Но главное основание для сомнений – вряд ли такой бизнес в РК найдет реального инвестора. «Взлететь» в Казахстане стартап по прокату электросамокатов не может по той же причине, по какой не поехал Ofo – вандализм рынка. Это фактор распугал всех инвесторов, которые еще в прошлом году к идее кикшеринга были вполне благосклонны. 

Как Arba растеряла всех инвесторов

В 2018 году в Алматы появился стартап Arba. Его создатель Лазиз Назаров сразу оговорился, что не планирует развивать свой бизнес в Казахстане. Здесь нет качественной инфраструктуры, но главное препятствие – менталитет населения, особенности которого ярко иллюстрировала история Ofo. Зато г-н Назаров предложил инвесторам интересный ход: запустить и отработать модель кикшеринга в Алматы, ожидаемо пожертвовав при этом партией самокатов, а полноценно запуститься в странах Европы и Юго-Восточной Азии.

Arba планировалась без станций, как система доступа к свободным самокатам в любой точке города. Свободный транспорт должен был указываться на карте в мобильном приложении, активация планировалась с помощью QR-кода. Стоимость поездки: 150 тенге разблокировка + 35 тенге за минуту пользования.

На случай попытки угона предусмотрена тройная защита: включение сигнализации, блокировка двигателя самоката и GPS-трекер, который укажет местонахождение самоката на карте. Лазиз Назаров рассказывает, что разработке блокировки двигателя посвятил особенно много времени, требуя у производителей специальную прошивку, которая без специального кода делает электросамокат нефункциональным.

Преимуществом Arba перед конкурентами должен был стать ремонт самокатов, который компания собиралась проводить самостоятельно. Проведенный стартапером анализ показал, что техобслуживание – слабое звено крупных сетей проката, и они предпочитают передавать эту задачу на аутсорс.

По словам Лазиза Назарова, в прошлом году приложение Arba было полностью готово, налажена надежная связь между ним и сервером. Интерес инвесторов к проекту предприниматель охарактеризовал как высокий. Оставалось вложить $20 тыс. в приобретение 35 самокатов, запустить шеринг на ограниченной территории и отработать управление самокатами через приложение. В этот самый момент рынок послал негативный сигнал инвесторам через Ofo... и пока все перспективные планы развития кикшеринга в мире можно строить без учета Казахстана.

699 просмотров

Как зарабатывают на новогодних праздниках в казахстанской глубинке

За несколько декабрьских дней event-агентства могут получить месячный доход

Фото: Pixabay

Они создают настроение и ощущение чего-то волшебного – ведущие, аниматоры, дизайнеры и декораторы.  Новый год для них – горячая пора, к которой начинают готовиться за несколько месяцев.  Сколько и на чем зарабатывают event-агентства, выяснял «Курсив».

Усиленный режим  

В Караганде существуют несколько десятков event-агентств. Одни специализируются на проведении масштабных шоу, другие - на детских праздниках, третьи – на самых разнообразных мероприятиях. Объединяет их то, что под Новый год все они переходят на усиленный режим. Именно в этот период времени у них появляется возможность заработать за несколько дней больше, чем за некоторые месяцы.   

Агентство «Happy Holiday» предлагает корпоративным клиентам праздник под ключ - специалисты возьмут на себя оформление, устроят фотозоны, встретят гостей, найдут ведущего, обеспечат музыкальное сопровождение и шоу-программу. В зависимости от насыщенности вечера стоить это будет от 500 тыс. тенге до 2- 3 млн, не включая оплату аренды ресторана. 

«Сейчас корпоративов под ключ стало меньше, потому что каждый ресторан предлагает свою программу. Мы уже работаем непосредственно с заведением. Естественно, каждый год стараемся предложить что-то новое для гостей. В этом году, например, у нас появились зеркальные люди, которые встречают гостей», - рассказывает директор агентства Ирина Хмырова.  

Для детей продавцы праздника устраивают отдельные программы. За 90 тыс. тенге непоседливую публику от полутора до трех часов будет развлекать двухметровый йети Миго и его сородичи. Мастер-классы, сладкая вата и аквагрим в случае их необходимости составят для родителей дополнительные расходы. Программа с Эльзой из «Холодного сердца», бумажным шоу, мыльными пузырями, флешмобом и фотографом обойдется заказчикам в 80-120 тыс. тенге. Вариант новогодней программы для возраста «2+» с Дедом Морозом, Снегурочкой и Фиксиками оценивается в 38 тыс. тенге.

Цены небольшого города 

Ведущая праздников из Балхаша Татьяна Ледовская говорит, что в маленьком городе масштабы и цены на праздник меньше. Однако размер заработков в предновогодние дни может сравниться по величине только с порой выпускных.  У самой ведущей уже расписаны 10 дней до Нового года, в некоторые из них она ведет сразу два корпоратива.  В среднем за каждый Татьяна получит 50 тыс. тенге.   

Стоимость детского праздника зависит от количества гостей и самой программы. Так называемый «квартирник» для одного-двух детей на 15 минут с экспресс-поздравлением от Деда Мороза или Снегурочки обойдется родителям в 10 тыс. тенге. От 30 минут до часа - 15-20 тыс. тенге.  В преддверии Нового года – 30 и 31 декабря - тарифы могут вырасти вдвое.  На детском празднике с большой аудиторией можно за вечер заработать от 25 до 50 тыс. тенге. Доход будет зависеть от количества детей, если вход на праздник по билетам, которые, обычно продают по 3,5 тыс. тенге.  

«Стоимость программы зависит от ее насыщенности. Одна цена, если Снегурочка спела вместе с детворой, другая, если придут еще персонажи, для которых специально шили костюмы. В среднем наряд обходится в 50-100 тыс. тенге и больше. Также стоимость программы зависит от того, насколько затратные в нее включены шоу - silver-show, бумажная дискотека, неоновое шоу», - дополнила г-жа Ледовская.

Удивить масштабом  

Дизайн-студия «Виола» специализируется на оформлении интерьеров крупных торговых центров, организаций, частных домов, ресторанов.  

В начале декабря компания украшала к Новому году один из крупных торговых центров Караганды. По словам директора студии Анастасии Луневой, к таким проектам ее команда готовится за два-три месяца, поскольку результаты трудов должны удивить своим масштабом.  

На этот раз главным украшением холла стала 14–метровая елка.  Материалы для новогоднего дерева и украшения привезли из Китая и Алматы. Часть декора изготовили по специальному заказу в Караганде.  На монтаж праздничной конструкции, в которой были задействованы 20 человек – альпинисты, дизайнеры-декораторы и их помощники - ушло четыре дня. Стоимость проекта Анастасия огласить не смогла, но пояснила, что речь идет о большой сумме. Не назвала она и размер среднего чека, так как стоимость услуг каждый раз рассчитывается индивидуально в зависимости от потребностей заказчика. 

«Кто – то хочет лакшери, кто-то - подешевле. У нас нет как такового прайса. Даже небольшой отдел можно украсить и на 50, и на 100, и на 500 тыс. тенге», - заключила собеседница.  

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif