Перейти к основному содержанию
5170 просмотров

Что стало с одним из самых перспективных казахстанских стартапов

История Дамели Мектепбаевой

Фото: Shutterstock

Один из самых ожидаемых и перспективных казахстанских стартапов забуксовал, потому что в Казахстане невозможно провести полноценную медицинскую экспертизу.

HOOP – это кольцо, которое предупреждает человека о венерических заболеваниях. Самые распространенные инфекционные заболевания взрослого человека передаются именно половым путем. Ежегодно заболевает более полумиллиона человек, 75% из них не узнают об этом вовремя. 

Принцип работы HOOP прост и изящен: технологическое кольцо надевается на большой палец. Нажатие на кнопку запускает процесс анализа: электрический микроимпульс обезболивает участок кожи, происходит забор крови. Она поступает в специальные каналы, где вступает в реакцию с помещенными там антителами. Вся эта «лаборатория» помещается в маленьком съемном картридже, который вставляется в кольцо перед использованием. Результат передается на приложение смартфона. 

Это один из самых интересных и ожидаемых в мире проектов из сферы медицины. HOOP неоднократно занимал первые места на международных конкурсах стартапов. Он начался в Казахстане с идеи Да­мель Мектепбаевой, но здесь же и застрял. 

Дамель Мектепбаева – талантливый ученый, мечтающий работать над фундаментальными научными задачами. Отправившись после медицинского института по программе «Болашак» в США, она выбрала изучение биотехнологий – и попала в закрытый институт NASA. Здесь она «заболела» проектами, которые меняют мир. 

Ранняя диагностика заболеваний – актуальное направление в мире медицинских стартапов. Сколько людей откладывают визит к врачу только потому, что это связано с необходимостью сдавать неудобные анализы? Можно ли упростить процесс и более того – делать это дома? С поиска ответов на эти вопросы и начался стартап HOOP.

В США вокруг Дамель Мектепбаевой сложилась команда единомышленников. Работа проводилась на премиальные, которые стартап выигрывал на международных конкурсах по всему миру. От первого прототипа размером со смартфон до кольца, оснащенного микросхемами, прошло два года. Проект дошел до этапа проведения клинических испытаний, рынок ожидал поступления первых партий HOOP в 2016 году.

В это самое время учебная программа Дамель Мектепбаевой в США подошла концу, ей нужно было возвращаться – болашаковцы должны отработать в Казахстане пять лет. Однако на родине основатель перспективного медицинского стартапа столкнулась с двумя проблемами.

Первая – рынок не стремится вкладываться в технологические проекты. Вторая – в РК невозможно провести полноценные лабораторные исследования нужного масштаба и качества. 

Значит ли это, что проект умер? Дамель Мектепбаева считает, что потеряно не все. Как настоящий ученый, она оптимист.

banner_wsj.gif

2013 просмотров

Как в Казахстане заработать на цветах

Делится личным опытом сооснователь магазина Ayala flowers

Фото: Офелия Жакаева

Первые деньги на цветочном рынке я заработала 14 февраля 2015 года, открыв онлайн-магазин буквально накануне – продажи цветов в интернете тогда были новинкой, дневной доход составил 7 тысяч тенге. Хороший стимул для студентки со стипендией в 20 тысяч. К 8 марта я подготовилась более основательно, заработала 100 тысяч тенге и укрепилась в желании развивать бизнес дальше.

В то время, по моим подсчетам, через интернет продавалось около 4% цветов. Я понимала, что эта доля будет расти и стала изучать стратегии лидеров онлайн-продаж одежды и доставки еды. Было очевидно, что их преимущество построено на тщательном ведении клиентской базы и внимании к бизнес-процессам.

Скоро я пришла к выводу о важности сочетания онлайн- и офлайн-инструментов. Открыла физический магазин, он стал складом и местом встречи с клиентами, впервые обратившимися ко мне за букетом. Если качество цветов и обслуживания их устраивало, в последующем они оформляли заказы через интернет-магазин.

Параллельно я инвестировала в развитие технологий для упрощения ведения бизнеса. Специальных решений для рынка цветов тогда не было и меня увлекла идея стать первопроходцем, а потом на основе созданных технологий развивать франшизу.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax2.JPGФото: Офелия Жакаева

Должна признаться, что до сих пор не осмеливаюсь подсчитать итоговую сумму, потраченную на эту идею. Я пробовала разные модели взаимодействия с разработчиками, но внедрить цифровизацию в том виде, в каком я ее себе представляла, пока еще не удалось. Хотя на исходе второго года разработок я в значительной степени разгрузила себя от операционной работы – бизнес работал уже автономно, без моего активного участия. 

В декабре 2018 года по личным причинам я оставила бизнес в Алматы и переехала в столицу. В соцсетях о переезде сообщила в канун 14 февраля 2019 года и была удивлена реакции: среди моих подписчиков оказалось много жителей Нур-Султана – они следили за моей работой в Алматы и были уверены, что теперь я буду развивать такой же бизнес и в столице. Так я стала знакомиться со столичным рынком цветов и уже к мартовскому празднику вместе с сестрой запустила новый онлайн-магазин цветов.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax3.JPGФото: Офелия Жакаева

За год работы в Нур-Султане заметила, что участники цветочного рынка, по сравнению со своими коллегами из Алматы, здесь более открыты и дружелюбны – охотнее делятся опытом, информацией о товаре. Второе отличие касается покупателей – люди менее привередливы и быстрее принимают решения, на согласование букета уходит меньше времени. Особенность цветочного онлайн-бизнеса в том, что клиенты могут выбрать и оценить букет только по фотографии. Собрав букет с учетом предпочтений клиента, я отправляю фото заказчику. В 95% случаев жителей столицы все устраивает и только в 5% случаев надо немного менять состав или упаковку букета.

С оптовыми поставщиками дела обстоят не очень хорошо – в столице их явно не хватает, часто приходится сталкиваться с дефицитом цветов. Еще одно отличие рынка Алматы и Нур-Султана продиктовано погодой. В столице зимой букеты дополнительно упаковывают в специальную обертку, чтобы защитить от холода, это увеличивает временные и финансовые затраты. И еще, по моим наблюдениям, в Алматы цветы дарят чаще.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png