Кому аким Балхаша раздает гранты

И что нужно сделать, чтобы их получить

Барбершоп Шынгыса Даданбаева. Фото: webpress.kz

7 миллионов тенге выделили в этом году на так называемый грант акима Балхаша. Претендовать на выплаты могут молодые предприниматели – жители города до 29 лет.

В Балхаше местные власти активно взялись за развитие молодежного предпринимательства. В 2018 году у молодых бизнесменов появился дополнительный шанс открыть или развить свое дело, в городе начали выдавать безвозмездный грант акима Балхаша. Впрочем, местный мэр поддерживает молодых бизнесменов вовсе не за счет собственной благотворительности. Безвозмездные гранты выделяются из бюджета. Так, в прошлом году было выделено 3 млн тенге.

Претенденты на грант должны оформить ИП, придумать идею и составить бизнес-план, накопить на счету 10% от запрашиваемой суммы, а также предоставить справку о кредитной истории и, при наличии имущества, документ на собственность.

Кроме того, начинающий бизнесмен должен пройти обучение основам предпринимательства. Сделать это можно онлайн на сайте damu.kz. После курсов учащийся получает сертификат.

Заключительный и самый важный этап – защита проекта перед комиссией. В конкурсном жюри постоянный председатель, а остальные члены коллегии выбираются в зависимости от направления деятельности конкурсантов – образование, сельское хозяйство или услуги.

Впрочем, желающих оказалось совсем немного. Защищали свои проекты всего три человека. После коррективов гранты одобрили всем. 3 млн тенге отдали на открытие блинной и барбершопа и покупку оборудования для реабилитационного центра для людей с особыми потребностями.

Блинчики с маслицем

Когда начинающая предпринимательница Гульшат Байтокешова узнала о гранте акима, то сразу решила уйти в бизнес. Девушка не стала упускать шанс получить безвозмездные деньги и начала анализировать рынок в поисках ниши для открытия бизнеса. Свой выбор она остановила на объекте общепита. Решила открыть первую в городе блинную. Место искала проходимое. Выбрала участок в центре города, где рядом находятся несколько колледжей и общежитие студентов.

«От государства участок получить тяжело, нужно много времени и документов. Поэтому арендовала землю у частного лица. Ежемесячно плачу за участок 20 тыс. тенге» – рассказала начинающая бизнесвумен.

Защитить проект ей удалось только со второго раза. После внесения корректировок в план Гульшат Байтокешовой выдали грант в размере 1,2 млн тенге. На эти деньги предпринимательница купила и установила павильон, приобрела оборудование – плиту с духовкой, фритюрницу и электроблинницу. Наняла кондитера и помощника. Проводить электричество и воду пришлось уже за свой счет.

«Помимо основных затрат,есть много дополнительных. Чтобы провести электричество, ушло 20 тыс. тенге. Вода и канализация – это еще 35 тысяч тенге. Также много времени и сил уходит на сбор документов. Блинная открылась в апреле, и пока еще не получается получить доход. В месяц затраты составляют около 180 тыс. тенге, пока выходит все по нулям – доходы покрывают расходы», – поделилась Гульшат Байтокешова.

Жил да был брадобрей

А предприниматель Шынгыс Даданбаев уже вышел на получение прибыли. В конце прошлого года он получил грант и открыл первый в Балхаше барбершоп. От государства ему безвозмездно выдали 800 тыс. тенге, еще столько же пришлось вложить из собственных накоплений.

Помимо бюрократических проволочек, бизнесмен столкнулся с проблемами с персоналом.

«В Балхаше не было барбершопов, и, соответственно, нужных мастеров нет. Пришлось долго подбирать. В итоге я нашел двух парней и за свой счет отправил учиться. Они прошли полуторамесячное обучение в Нур-Султане, Караганде и Уральске и теперь отлично работают», – рассказал Шынгыс Даданбаев.

Помещение для барбершопа бизнесмен арендовал, 600 тыс. тенге из гранта ушли на покупку оборудования для двух мастеров, еще 200 тыс. тенге – на приобретение косметики. Свои средства пришлось потратить на ремонт и обустройство. Теперь в заведении можно не только привести себя в порядок, но и отдохнуть, выпить чаю и поиграть в приставку.

Барбершоп работает около полугода и уже вышел в прибыль. По проекту, как рассказал предприниматель, срок окупаемости ставили на девять месяцев, но вышли в плюс уже через пять.

«Мы не ожидали такого потока людей. В проекте закладывали, что один мастер в день будет обслуживать семь человек, двое – 14. Но у нас по 20–25 человек ежедневно, запись на день вперед. Впереди большие планы. Хочу до конца года открыть еще один барбершоп в Балхаше, в дальнейшей перспективе открытие франшизы», – поделился Шынгыс Даданбаев.

Спрос есть

В этом году грант акима увеличили вдвое – до 7 млн тенге, в честь Года молодежи. И число претендентов выросло, заявки подали уже девять человек. Но на защите проекта комиссия одобрила только четыре проекта на общую сумму в 3,5 млн тенге. Еще две работы отправили на доработку, а на остальную сумму снова объявили конкурс.

Среди одобренных проектов – бизнес Еркебулана Умекешова и Даны Умекешовой. 29-летний Еркебулан – инвалид с детства, и в бизнесе без помощи матери ему не обойтись. Чтобы развивать моторику, молодой человек начал заниматься вязанием. Хобби стало приносить доход, и семья задумалась об открытии своего цеха. Умекешовы обратились в НПП «Атамекен», там им помогли составить бизнес-план. На открытие цеха предприниматели запросили 1 млн тенге, но комиссия одобрила только 700 тыс. тенге.

«В проект внесли вязальную машину за 320 тыс. тенге, оверлок за 50 тыс. тенге, установочные и раскройные столы, стулья, стеллажи и витрина – это еще больше 100 тысяч. Расчеты брали по минимуму. Теперь ищем поставщиков. Сын будет руководителем, а я вязальщицей», – поделилась предпринимательница.

Разместится вязальный цех в комнате частного дома, где живет семья. Поэтому дополнительных затрат на аренду нет. Обязательное условие гранта – привлечение кадров. Поэтому после запуска цеха предприниматели наймут одного помощника.

«Спрос есть, в месяц вяжем около 15 носочков, два кардигана. Не успеваем, заказов много, поэтому решили купить вязальную машину и нанять помощника», – рассказывает Дана Умекешова.

Мотоблок для бизнеса

Грант в размере 620 тыс. тенге получил и Бауыржан Калибек. 25-летний парень представил на рассмотрение комиссии сельскохозяйственный проект. Он хочет приобрести мотоблок – разновидность малогабаритного трактора. Технику используют для посадки, пашни и сбора урожая.

«Когда я защищал проект, мне говорили, что это сезонный бизнес. Но это не так. На мотоблок приобретаются разные навесы, их можно использовать для скоса травы и даже уборки снега. У меня уже есть один такой мотоблок, с ним я выезжаю на заказы. Спрос высокий, особенно с весны по осень. Обслужить всех не успеваем, поэтому нужен второй мотоблок», – рассказывает Бауыржан Калибек.

Стоимость мотоблока около 300 тыс. тенге, еще столько же нужно на покупку навесов для разных типов работ. Технику бизнесмен будет приобретать в филиале российской фирмы, который находится в Караганде. Уже есть договоренность, и балхашец ждет только поступления денег.

«С мотоблоком можно выполнять разные работы, и стоимость, соответственно, разная. К примеру, вспахать одну сотку стоит 2 тыс. тенге, если участок большой, будет скидка, возьму по 1,5 тыс. тенге за сотку. Также есть скидки для пожилых людей и малообеспеченных семей. Теперь в планах у меня реализовать еще несколько проектов по сельскому хозяйству», – рассказал бизнесмен.

В 2019 году свои гранты получили предприниматели, планирующие заниматься косметологией и выращиванием грибов. Заявки на оставшиеся 3,5 млн тенге принимают до 15 июня.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg