Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


859 просмотров

Кому аким Балхаша раздает гранты

И что нужно сделать, чтобы их получить

Барбершоп Шынгыса Даданбаева. Фото: webpress.kz

7 миллионов тенге выделили в этом году на так называемый грант акима Балхаша. Претендовать на выплаты могут молодые предприниматели – жители города до 29 лет.

В Балхаше местные власти активно взялись за развитие молодежного предпринимательства. В 2018 году у молодых бизнесменов появился дополнительный шанс открыть или развить свое дело, в городе начали выдавать безвозмездный грант акима Балхаша. Впрочем, местный мэр поддерживает молодых бизнесменов вовсе не за счет собственной благотворительности. Безвозмездные гранты выделяются из бюджета. Так, в прошлом году было выделено 3 млн тенге.

Претенденты на грант должны оформить ИП, придумать идею и составить бизнес-план, накопить на счету 10% от запрашиваемой суммы, а также предоставить справку о кредитной истории и, при наличии имущества, документ на собственность.

Кроме того, начинающий бизнесмен должен пройти обучение основам предпринимательства. Сделать это можно онлайн на сайте damu.kz. После курсов учащийся получает сертификат.

Заключительный и самый важный этап – защита проекта перед комиссией. В конкурсном жюри постоянный председатель, а остальные члены коллегии выбираются в зависимости от направления деятельности конкурсантов – образование, сельское хозяйство или услуги.

Впрочем, желающих оказалось совсем немного. Защищали свои проекты всего три человека. После коррективов гранты одобрили всем. 3 млн тенге отдали на открытие блинной и барбершопа и покупку оборудования для реабилитационного центра для людей с особыми потребностями.

Блинчики с маслицем

Когда начинающая предпринимательница Гульшат Байтокешова узнала о гранте акима, то сразу решила уйти в бизнес. Девушка не стала упускать шанс получить безвозмездные деньги и начала анализировать рынок в поисках ниши для открытия бизнеса. Свой выбор она остановила на объекте общепита. Решила открыть первую в городе блинную. Место искала проходимое. Выбрала участок в центре города, где рядом находятся несколько колледжей и общежитие студентов.

«От государства участок получить тяжело, нужно много времени и документов. Поэтому арендовала землю у частного лица. Ежемесячно плачу за участок 20 тыс. тенге» – рассказала начинающая бизнесвумен.

Защитить проект ей удалось только со второго раза. После внесения корректировок в план Гульшат Байтокешовой выдали грант в размере 1,2 млн тенге. На эти деньги предпринимательница купила и установила павильон, приобрела оборудование – плиту с духовкой, фритюрницу и электроблинницу. Наняла кондитера и помощника. Проводить электричество и воду пришлось уже за свой счет.

«Помимо основных затрат,есть много дополнительных. Чтобы провести электричество, ушло 20 тыс. тенге. Вода и канализация – это еще 35 тысяч тенге. Также много времени и сил уходит на сбор документов. Блинная открылась в апреле, и пока еще не получается получить доход. В месяц затраты составляют около 180 тыс. тенге, пока выходит все по нулям – доходы покрывают расходы», – поделилась Гульшат Байтокешова.

Жил да был брадобрей

А предприниматель Шынгыс Даданбаев уже вышел на получение прибыли. В конце прошлого года он получил грант и открыл первый в Балхаше барбершоп. От государства ему безвозмездно выдали 800 тыс. тенге, еще столько же пришлось вложить из собственных накоплений.

Помимо бюрократических проволочек, бизнесмен столкнулся с проблемами с персоналом.

«В Балхаше не было барбершопов, и, соответственно, нужных мастеров нет. Пришлось долго подбирать. В итоге я нашел двух парней и за свой счет отправил учиться. Они прошли полуторамесячное обучение в Нур-Султане, Караганде и Уральске и теперь отлично работают», – рассказал Шынгыс Даданбаев.

Помещение для барбершопа бизнесмен арендовал, 600 тыс. тенге из гранта ушли на покупку оборудования для двух мастеров, еще 200 тыс. тенге – на приобретение косметики. Свои средства пришлось потратить на ремонт и обустройство. Теперь в заведении можно не только привести себя в порядок, но и отдохнуть, выпить чаю и поиграть в приставку.

Барбершоп работает около полугода и уже вышел в прибыль. По проекту, как рассказал предприниматель, срок окупаемости ставили на девять месяцев, но вышли в плюс уже через пять.

«Мы не ожидали такого потока людей. В проекте закладывали, что один мастер в день будет обслуживать семь человек, двое – 14. Но у нас по 20–25 человек ежедневно, запись на день вперед. Впереди большие планы. Хочу до конца года открыть еще один барбершоп в Балхаше, в дальнейшей перспективе открытие франшизы», – поделился Шынгыс Даданбаев.

Спрос есть

В этом году грант акима увеличили вдвое – до 7 млн тенге, в честь Года молодежи. И число претендентов выросло, заявки подали уже девять человек. Но на защите проекта комиссия одобрила только четыре проекта на общую сумму в 3,5 млн тенге. Еще две работы отправили на доработку, а на остальную сумму снова объявили конкурс.

Среди одобренных проектов – бизнес Еркебулана Умекешова и Даны Умекешовой. 29-летний Еркебулан – инвалид с детства, и в бизнесе без помощи матери ему не обойтись. Чтобы развивать моторику, молодой человек начал заниматься вязанием. Хобби стало приносить доход, и семья задумалась об открытии своего цеха. Умекешовы обратились в НПП «Атамекен», там им помогли составить бизнес-план. На открытие цеха предприниматели запросили 1 млн тенге, но комиссия одобрила только 700 тыс. тенге.

«В проект внесли вязальную машину за 320 тыс. тенге, оверлок за 50 тыс. тенге, установочные и раскройные столы, стулья, стеллажи и витрина – это еще больше 100 тысяч. Расчеты брали по минимуму. Теперь ищем поставщиков. Сын будет руководителем, а я вязальщицей», – поделилась предпринимательница.

Разместится вязальный цех в комнате частного дома, где живет семья. Поэтому дополнительных затрат на аренду нет. Обязательное условие гранта – привлечение кадров. Поэтому после запуска цеха предприниматели наймут одного помощника.

«Спрос есть, в месяц вяжем около 15 носочков, два кардигана. Не успеваем, заказов много, поэтому решили купить вязальную машину и нанять помощника», – рассказывает Дана Умекешова.

Мотоблок для бизнеса

Грант в размере 620 тыс. тенге получил и Бауыржан Калибек. 25-летний парень представил на рассмотрение комиссии сельскохозяйственный проект. Он хочет приобрести мотоблок – разновидность малогабаритного трактора. Технику используют для посадки, пашни и сбора урожая.

«Когда я защищал проект, мне говорили, что это сезонный бизнес. Но это не так. На мотоблок приобретаются разные навесы, их можно использовать для скоса травы и даже уборки снега. У меня уже есть один такой мотоблок, с ним я выезжаю на заказы. Спрос высокий, особенно с весны по осень. Обслужить всех не успеваем, поэтому нужен второй мотоблок», – рассказывает Бауыржан Калибек.

Стоимость мотоблока около 300 тыс. тенге, еще столько же нужно на покупку навесов для разных типов работ. Технику бизнесмен будет приобретать в филиале российской фирмы, который находится в Караганде. Уже есть договоренность, и балхашец ждет только поступления денег.

«С мотоблоком можно выполнять разные работы, и стоимость, соответственно, разная. К примеру, вспахать одну сотку стоит 2 тыс. тенге, если участок большой, будет скидка, возьму по 1,5 тыс. тенге за сотку. Также есть скидки для пожилых людей и малообеспеченных семей. Теперь в планах у меня реализовать еще несколько проектов по сельскому хозяйству», – рассказал бизнесмен.

В 2019 году свои гранты получили предприниматели, планирующие заниматься косметологией и выращиванием грибов. Заявки на оставшиеся 3,5 млн тенге принимают до 15 июня.


1 просмотр

Как в Казахстане заработать на кроликах

«Курсив» узнал с чего следует начать

Фото: Shutterstock.com

Кролиководство промышленного масштаба по европейским технологиям в нашей стране ведется только в Восточном Казахстане. В год ферма по разведению кроликов села Казачье Уланского района поставляет в супермаркеты крупных городов республики более 15 тонн крольчатины. «Курсив» узнал, с какими сложностями пришлось столкнуться предпринимателю, взявшемуся за незнакомый вид бизнеса, и как казахстанцы приняли новый продукт.

Из финансиста – в кролиководы

Бизнес-историю Павла Чувилина из Восточного Казахстана нельзя назвать типичной. Три года назад специалист финансовой сферы, решивший открыть свое дело, выбрал кролиководство.

К новому делу Павел Чувилин подошел только с точки зрения успешности бизнес-идеи. Вначале он провел маркетинговое исследование, понял, что кролиководство имеет большой потенциал из-за роста потребления экологически чистых продуктов, ниша свободна, конкуренция низкая; выяснил, что компаний, которые продают крольчатину, в стране очень мало и большинство из них работают на уровне подсобных хозяйств.

Предприниматель подсчитал, чтобы вложенные, в том числе заемные, средства – а это более 100 млн тенге – через определенный срок вернулись со значительным приростом, к разведению кроликов необходимо подойти очень серьезно.

Вариант – поставить дешевые клетки в каком-нибудь крестьянском хозяйстве, запустить туда выкупленных в местных подворьях домашних кроликов – даже не рассматривался. Кроликоферму на 3 тыс. голов строили с нуля по европейской технологии интенсивного производства. К выбору участка для строительства фермер и его команда подошли, что называется, по науке: в учет принималось все – география территории, логистика, доступность ингредиентов для комбикорма, роза ветров. Хорошо продуваемую площадку нашли относительно недалеко от Усть-Каменогорска – в селе Казачье Уланского района. Построили ферму закрытого цикла, убойный цех, административный участок, установили холодильные камеры, системы микроклимата, цех по переработке комбикорма. Родительское стадо привезли из Италии. Мясная порода «калифорнийский кролик» была выбрана именно за ее высокопродуктивные качества.

«Успешность, масштабность этого бизнес-проекта возможны при условии, если удастся создать идеальные условия для кролика. А это значит, в помещении, где находятся животные, и зимой и летом нужно обеспечить стабильную температуру +20 градусов. Должна идеально работать система вентиляции, поэтому мы контролируем не только температуру и влажность, но и уровень аммиака. Имеет значение и количество света, и уровень шума. Кролики должны жить спокойной, размеренной жизнью, кушать, набирать в весе, размножаться», – рассказывает руководитель компании «Eco product» Павел Чувилин.

По собственному рецепту

Анализируя опыт крупнейших производств России, Павел понял, что один из самых важных факторов, который необходимо было соблюсти, – это правильное кормление. Не сеном и не зерном, а специальным сбалансированным гранулированным комбикормом, содержащим в себе 24 ингредиента. Тот факт, что такой уникальный корм, который в идеале должен быть у быстрорастущего кролика, нельзя было нигде купить, не остановил. Договорились с местным комбикормовым цехом о спецзаказе, корм стали готовить по своим рецептам. Некоторые ингредиенты приходится искать в России и везти за тысячи километров – например, свекловичный жом или кукурузный зародыш. Из травы желательно давать только клевер или люцерну.

Для системного управления производственными показателями используется технология искусственного осеменения. Это позволяет исключить все субъективные факторы, например, когда самка может не подпустить к себе крола. Поэтому окрол у всех самок происходит в один день. Контроль над процессом осеменения позволяет кролиководам доводить количество окролов до 7-8 в год (при размножении в естественной среде – 4 раза). Таким образом одна самка на ферме в год приносит до 70-80 крольчат.

Численность поголовья родительского стада в настоящее время приблизилась к 300. Количество животных для убоя в год превышает 10 тыс. особей (более 15 тонн крольчатины). Розничная стоимость килограмма мяса кролика  – 2 тыс. тенге.

«Когда система выстроена и работает, конечно, уже не так сложно. Мы соблюдали все формальности и создавали идеальные условия именно для того, чтобы получить хороший прирост веса. При таком раскладе за два с половиной месяца крольчонок уже достигает забойного веса тушки – 1,3-1,5 кг. Получается, на убой идут кролики-подростки, даже не достигшие полового созревания, поэтому мясо считается «молочным», – рассказывает Павел Чувилин.

Не все поняли

По мнению руководителя фирмы, отсутствие конкуренции – это большое преимущество и одновременно проклятие любого стартапа. Ведь путь еще никем не пройден и учиться приходится на своих ошибках. Как и добиваться внимания потребителя.

По словам Павла Чувилина, самой большой сложностью на первоначальном этапе построения системы продаж было преодоление недоверия со стороны торговой сети. К появлению нового для многих городских жителей продукта были не готовы и сами покупатели.

«Для нашей ментальности кролик – это не массовый продукт, поэтому люди сначала воспринимали его с большой осторожностью. Осложняло дело и то, что во многих городах супермаркеты уже имели опыт реализации кроликов, и он был негативным. Поэтому никто не хотел связываться с нами, несмотря на то, что качество продукции было отличным и кролик, что называется, был «с бумажкой». Мы преодолевали это недоверие постепенно, торгуя тушками самостоятельно прямо в торговых центрах. Когда продавцы увидели покупательский интерес, дело пошло», – вспоминает Павел.

В настоящее время, по его словам, замороженная продукция компании из Восточного Казахстана регулярно поступает в магазины Алматы, Нур-Султана, Караганды, Павлодара, других городов страны. В планах на ближайшую перспективу  увеличить производственные объемы в четыре раза и выйти на экспортные позиции на российский рынок.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций