Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


6725 просмотров

Казахстанцы придумали соцсеть и собрали $8 млн

Им помог искусственный интеллект

Фото: Shutterstock.com

Идея инвестиционной и образовательной бизнес-платформы для активных участников крипторынка и фанатов технологии блокчейн позволила созданному казахстанцами проекту Taklimakan Network привлечь миллионы долларов через ICO. Проект практически реализован – правда, в процессе функцио­нал соцсети расширился под интересы более широкой аудитории, нежели профессионалы криптосообщества. Уже сейчас на Taklimakan Network наравне с блогами о финансах и экономике (и не только крипто) пользователи ведут блоги о кино и здоровье. Авторы популярного контента получают вознаграждение от платформы.

Проект на новом рынке

Идеолог Taklimakan – казахстанец Рашид Юсупов. У него бэк не программиста, а трейдера – более 10 лет опыта торговли на фондовой и валютной биржах. Нельзя сказать, что крипторынок сразу привлек внимание Юсупова. Скорее наоборот: поначалу он счел его очередным пузырем, но после более вдумчивого изу­чения технологии блокчейн и идеи децентрализации мнение изменил. Несколько лет Юсупов поработал на рынке как трейдер, инвестируя в разные ICO, затем решил провести свое:

«ICO нас завлек не тем, что легко можно собрать много денег, а тем, что можно быстро привлечь минимально необходимые инвестиции для воплощения идеи и реализовать ее в кратчайшие сроки. Лично я всегда хотел создать какой-нибудь IT-проект».

Проект Юсупов хотел создать, во-первых, с использованием технологии блокчейн, во-вторых, глобальный. Платформа Taklimakan Network изначально предполагалась как сообщество экспертов и должна была связать ведущих криптоаналитиков и опытных криптоинвесторов с новичками. 

Ваш выход

В большинстве случае все, что предлагает команда на этапе ICO, – это идея. У команды есть сайт-визитка и обещания идею реализовать. Те, кто верит в идею, инвестируют без всяких границ и правил (здесь не нужен допуск, как, например, на фондовый рынок). Демократичность подхода очень быстро привлекла на рынок мошенников-скамеров, которые стали предлагать удивительные идеи, использовать мощные маркетинговые ходы, привлекать деньги и испаряться. Скам-проекты, признает Юсупов, «дискредитировали идею децентрализации и ослабили интерес к участию в проектах у простых людей». 

У Taklimakan Network тоже были идея, лэндинг, white paper (документ, который в деталях описывает идею проекта, технические характеристики и разъясняет, почему в него следует инвестировать) и публикации в профильных СМИ. Под эти активы команда привлекла первые $2 млн от дубайских бизнес-ангелов. Еще миллион с лишним собрали на pre-sale. На ICO Taklimakan получил $5 млн. В целом проект привлек более $8 млн.

«Этап привлечения денег продолжался девять месяцев, и только после этого мы принялись за разработку. В том, что мы поддались хайпу ICO и акцентировали внимание на проведении самого ICO, была наша ошибка. Нужно было уже в тот момент разрабатывать саму платформу – деньги позволяли», – говорит сейчас CEO Taklimakan Network.

По словам Юсупова, ICO дало команде большой практический опыт и научило разбираться, кто есть кто на рынке, потому что мошенничеством здесь занимаются не только скамеры:

«Сейчас таких случаев меньше, а в прошлом и позапрошлом году было так: если ты обращаешься к пиар-агентству или разработчикам, то тебе подсовывают другой прайс, в 2–3 раза дороже по сравнению с тем, если бы ты пришел из традиционного IT-бизнеса. Раз ты блокчейн-проект, вот тебе другие расценки». 

Есть продукт 

Taklimakan Network уже существует в бета-версии.

«Версия 1.0 – полнофункциональная платформа со всеми нашими идеями, они уже воплощены в жизнь, но еще будут апгрейдиться на протяжении нескольких лет», – делится Юсупов.

Пока команда работала над проектом, он из соцсети для профессионалов криптосообщества трансформировался в социальную сеть нового поколения – эти изменения были продиктованы ситуацией на крипторынке.

«Если следовать начальной идее и не реагировать на рынок, на людей и их запросы, ты останешься ни с чем и твой продукт никому будет не нужен», – резонно замечает Юсупов.

Taklimakan Network – это по-прежнему бизнес-платформа с необходимыми инструментами для тех, кто интересуется криптоиндустрией. Те, кому тема не интересна, могут использовать Taklimakan как обычную соцсеть, поскольку весь функционал традиционных социальных сетей здесь тоже представлен. Основной принцип платформы – ее пользователи могут делиться контентом на платной основе (и этот контент совсем не обязательно должен быть связан с крипторынком), получая вознаграждение от сообщества в криптовалюте. 

В перспективе на платформе появятся маркетплейс с аукционной системой и биржа фрилансеров. Продавать и покупать товары, так же как и продавать и покупать навыки специалистов, пользователи будут исключительно за криптовалюту.

«Мы можем подключить оплату и фиатными деньгами, и электронными кошельками, но это наша принципиальная позиция – развивать криптовалюту», – заявляют в Taklimakan Network.

Расчеты будут проходить в ТАN’ах – токенах криптовалюты, выпущенной на платформе Ethereum.

«Бизнес-модель построена вокруг токена, – рассказывает Юсупов о стратегии развития. – У многих проектов ограниченная эмиссия, они выпустили, и больше все – ни плюс, ни минус. У других проектов, как у эфириума, неограниченная эмиссия. У нас стратегия сжигания токенов. 99% прибыли мы будем получать в токенах. Мы все оплаты принимаем в своем токене. И из своей же прибыли более 50% периодически будем сжигать. Первоначальная эмиссия составляла миллиард токенов, и мы уже сожгли 17%. На очереди еще 5%. В перспективе будет сожжено до 90%, то есть оставим 100 млн токенов. Соответственно, это вызовет дефицит на рынке – монета будет расти органически, и это помимо того, что с увеличением числа пользователей платформы спрос будет расти».

По оценкам последних инвесторов Тaklimakan Network, текущая капитализация компании – $10 млн. Платформа уже сейчас доступна пользователям на 15 языках. Маркетинговая кампания по продвижению новой соцсети еще не стартовала, так что восемь с лишним тысяч пользователей проекта – это в основном токен-холдеры. 

Свои люди

Taklimakan Network имеет сингапурскую прописку, хотя его соучредители из Казахстана и Дубая.

«Если проект позиционирует себя как казахстанский или российский, то нередко встречает негативное отношение: к проектам из СНГ инвесторы относятся с опасением, как к скамерам. А когда говоришь, что проект сингапурский, тогда другое отношение и от инвесторов, и от фондов, и от токен-холдеров, и от партнеров», – констатирует Юсупов.

На роуд-шоу перед ICO проект презентовали по всему миру: в Гонконге, Малайзии, Дубае, Великобритании, Швейцарии, Южной Корее, но не в странах СНГ – рынок неплатежеспособный, плюс лояльность отечественного пользователя отечественному же продукту завоевать сложнее, чем «забугорному». 

Проявиться на казахстанском рынке команда проекта собиралась позже, но дело решил случай. Местному СМИ были нужны экспертные комментарии по рынку криптовалюты применительно к РК, и журналисты попросили российское пиар-агентство помочь с поиском эксперта. Россияне в свою очередь обратились к Taklimakan Network: мол, вы же знаете ситуацию в Казахстане.

«После того как нас назвали российскими экспертами, мы поняли, что пора заявить о своем существовании и в РК», – смеется Юсупов.
 


1549 просмотров

Как в Казахстане заработать на кроликах

«Курсив» узнал с чего следует начать

Фото: Shutterstock.com

Кролиководство промышленного масштаба по европейским технологиям в нашей стране ведется только в Восточном Казахстане. В год ферма по разведению кроликов села Казачье Уланского района поставляет в супермаркеты крупных городов республики более 15 тонн крольчатины. «Курсив» узнал, с какими сложностями пришлось столкнуться предпринимателю, взявшемуся за незнакомый вид бизнеса, и как казахстанцы приняли новый продукт.

Из финансиста – в кролиководы

Бизнес-историю Павла Чувилина из Восточного Казахстана нельзя назвать типичной. Три года назад специалист финансовой сферы, решивший открыть свое дело, выбрал кролиководство.

К новому делу Павел Чувилин подошел только с точки зрения успешности бизнес-идеи. Вначале он провел маркетинговое исследование, понял, что кролиководство имеет большой потенциал из-за роста потребления экологически чистых продуктов, ниша свободна, конкуренция низкая; выяснил, что компаний, которые продают крольчатину, в стране очень мало и большинство из них работают на уровне подсобных хозяйств.

Предприниматель подсчитал, чтобы вложенные, в том числе заемные, средства – а это более 100 млн тенге – через определенный срок вернулись со значительным приростом, к разведению кроликов необходимо подойти очень серьезно.

Вариант – поставить дешевые клетки в каком-нибудь крестьянском хозяйстве, запустить туда выкупленных в местных подворьях домашних кроликов – даже не рассматривался. Кроликоферму на 3 тыс. голов строили с нуля по европейской технологии интенсивного производства. К выбору участка для строительства фермер и его команда подошли, что называется, по науке: в учет принималось все – география территории, логистика, доступность ингредиентов для комбикорма, роза ветров. Хорошо продуваемую площадку нашли относительно недалеко от Усть-Каменогорска – в селе Казачье Уланского района. Построили ферму закрытого цикла, убойный цех, административный участок, установили холодильные камеры, системы микроклимата, цех по переработке комбикорма. Родительское стадо привезли из Италии. Мясная порода «калифорнийский кролик» была выбрана именно за ее высокопродуктивные качества.

«Успешность, масштабность этого бизнес-проекта возможны при условии, если удастся создать идеальные условия для кролика. А это значит, в помещении, где находятся животные, и зимой и летом нужно обеспечить стабильную температуру +20 градусов. Должна идеально работать система вентиляции, поэтому мы контролируем не только температуру и влажность, но и уровень аммиака. Имеет значение и количество света, и уровень шума. Кролики должны жить спокойной, размеренной жизнью, кушать, набирать в весе, размножаться», – рассказывает руководитель компании «Eco product» Павел Чувилин.

По собственному рецепту

Анализируя опыт крупнейших производств России, Павел понял, что один из самых важных факторов, который необходимо было соблюсти, – это правильное кормление. Не сеном и не зерном, а специальным сбалансированным гранулированным комбикормом, содержащим в себе 24 ингредиента. Тот факт, что такой уникальный корм, который в идеале должен быть у быстрорастущего кролика, нельзя было нигде купить, не остановил. Договорились с местным комбикормовым цехом о спецзаказе, корм стали готовить по своим рецептам. Некоторые ингредиенты приходится искать в России и везти за тысячи километров – например, свекловичный жом или кукурузный зародыш. Из травы желательно давать только клевер или люцерну.

Для системного управления производственными показателями используется технология искусственного осеменения. Это позволяет исключить все субъективные факторы, например, когда самка может не подпустить к себе крола. Поэтому окрол у всех самок происходит в один день. Контроль над процессом осеменения позволяет кролиководам доводить количество окролов до 7-8 в год (при размножении в естественной среде – 4 раза). Таким образом одна самка на ферме в год приносит до 70-80 крольчат.

Численность поголовья родительского стада в настоящее время приблизилась к 300. Количество животных для убоя в год превышает 10 тыс. особей (более 15 тонн крольчатины). Розничная стоимость килограмма мяса кролика  – 2 тыс. тенге.

«Когда система выстроена и работает, конечно, уже не так сложно. Мы соблюдали все формальности и создавали идеальные условия именно для того, чтобы получить хороший прирост веса. При таком раскладе за два с половиной месяца крольчонок уже достигает забойного веса тушки – 1,3-1,5 кг. Получается, на убой идут кролики-подростки, даже не достигшие полового созревания, поэтому мясо считается «молочным», – рассказывает Павел Чувилин.

Не все поняли

По мнению руководителя фирмы, отсутствие конкуренции – это большое преимущество и одновременно проклятие любого стартапа. Ведь путь еще никем не пройден и учиться приходится на своих ошибках. Как и добиваться внимания потребителя.

По словам Павла Чувилина, самой большой сложностью на первоначальном этапе построения системы продаж было преодоление недоверия со стороны торговой сети. К появлению нового для многих городских жителей продукта были не готовы и сами покупатели.

«Для нашей ментальности кролик – это не массовый продукт, поэтому люди сначала воспринимали его с большой осторожностью. Осложняло дело и то, что во многих городах супермаркеты уже имели опыт реализации кроликов, и он был негативным. Поэтому никто не хотел связываться с нами, несмотря на то, что качество продукции было отличным и кролик, что называется, был «с бумажкой». Мы преодолевали это недоверие постепенно, торгуя тушками самостоятельно прямо в торговых центрах. Когда продавцы увидели покупательский интерес, дело пошло», – вспоминает Павел.

В настоящее время, по его словам, замороженная продукция компании из Восточного Казахстана регулярно поступает в магазины Алматы, Нур-Султана, Караганды, Павлодара, других городов страны. В планах на ближайшую перспективу  увеличить производственные объемы в четыре раза и выйти на экспортные позиции на российский рынок.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций