Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2232 просмотра

Как владелец обувного киоска переиграл акима Павлодара в суде

История Багдата Байманкулова

Индивидуальному предпринимателю пришлось пройти две судебные инстанции в борьбе за клочок земли и собственное дело.

Квадратные метры под бизнес

В Павлодаре в суде закончилось разбирательство по спорной ситуации, возникшей между владельцем киоска по ремонту обуви и городским акиматом. Индивидуальный предприниматель Багдат Байманкулов в декабре 2015 года через аукцион получил на условиях аренды на три года несколько квадратов земли, чтобы начать там свой бизнес – ремонт обуви. В оживленном месте, рядом с одним из торговых центров, дело пошло – услуга стала востребованной. А сам мастер и его напарник наработали клиентскую базу. 

В августе 2018 года индивидуальный предприниматель обратился с заявлением на имя акима города Павлодара о предоставлении данного земельного участка в аренду еще на 10 лет, но получил отказ. Земельная комиссия выехала на место дислокации и сделала вывод, что участок занимает проход. В продлении аренды было отказано с формулировкой «в связи с ущербом общему пользованию». А в декабре прошлого года акимат выпустил соответствующее постановление со ссылкой на ряд статей Земельного кодекса. Правда, в чем именно выражен данный ущерб общему пользованию, в документе не указано. 

Как рассказал «Курсиву» Багдат Байманкулов, он не ожидал такого поворота событий, причем именно в тот момент, когда бизнес стал стабильным. Ведь он старался все сделать по закону.

«Возникла такая ситуация, что необходимо было кормить семью. Хотел, чтобы все было официально, чтобы не гоняли меня с одного места на другое. Поэтому работал легально. За землю пришлось выложить около 500 тыс. тенге, для этого пришлось залезть в долги», – рассказал он свою историю. 

По его словам, из трех лет аренды земельного участка два ушло на то, чтобы вернуть деньги, которые он брал взаймы. 

«На третий год я только вышел в ноль, и вдруг мне отказали в дальнейшей деятельности, – рассказал собеседник. – Да, меня предупреждали, что если в рамках корректировки плана города на данном участке будут производить какие-то изменения: строительство дороги, объектов и прочее, то меня попросят убрать киоск. Но все дорожные работы вокруг завершены, и никаких глобальных изменений не предвидится». 

К слову, владелец киоска за свой счет выложил тротуарной плиткой участок, на котором расположен павильон, чтобы тот вписывался в общий ансамбль благоустройства. 

За истиной – в суд

Бизнесмен обратился с иском в специализированный межрайонный экономический суд Павлодарской области. Он сообщил, что его киоск на самом деле не мешает пешеходам и автолюбителям. В качестве ответчиков в иске фигурировали аким Павлодара Ануар Кумпекеев и государственное учреждение «Отдел земельных отношений города Павлодара». 

В ходе разбирательства, чтобы понять, кто на самом деле прав, суду даже пришлось организовать выездное заседание. Его результат описан в материалах дела: «На испрашиваемом заявителем земельном участке не имеется прохода, киоск не находится на тротуаре, расположение земельного участка и площадь земельного участка, где размещен киоск, никаким образом не мешает движению людей, поскольку между киосками имеется проход». 

На основании этого и других доводов суд счел действия акимата необоснованными. Судья постановил признать незаконным постановление городской администрации в части отказа в предоставлении земельного участка для размещения и обслуживания киоска по ремонту обуви. 

«Обязать акима города Павлодара устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда», – говорится в решении суда первой инстанции. 

Апелляционная жалоба ответчиков на решение суда первой инстанции ситуацию не изменила. Теперь предпринимателю остается только дождаться, когда акимат отменит свое решение и продлит ему аренду. Правда, теперь Багдат Байманкулов сомневается, что все это будет сделано в указанные судом сроки:

«Сведущие в этих вопросах люди говорят, что мне еще придется немало побегать, чтобы получить заветный документ на продление аренды земли. Но я намерен идти до конца, для меня данный бизнес – это хлеб». 

Собирается ли акимат обращаться и в Верховный суд, пока неизвестно. 

Без земли – никуда

Как показывает практика, земельный вопрос остается наиболее актуальным в регионе. Его чаще всего озвучивают представители бизнеса в ходе регулярных встреч с акимом города Аунаром Кумпекеевым в рамках «Часа предпринимателя». 

К примеру, часовой мастер Юрий Кораблев, 20 лет отработавший в павильоне на одной точке, оказался в положении, когда ему отказали в продлении аренды земельного участка в связи с расширением улицы. Аким города Ануар Кумпекеев предложил ему подобрать другой участок.

А руководитель СПК «Мед Прииртышья» Сергей Трофимов не может добиться земельного участка под экотуризм. Причем не в городе, а на брошенных дачных участках. Воплотить мечту без помощи местных властей невозможно, так как проблема – в инвентаризации земель. Как отметил пчеловод, по закону должна быть создана комиссия, которая вправе провести эту самую инвентаризацию, а затем представить документы в суд.

«Суд признает, что земли не эксплуатируются по назначению, и их выставляют на тендер», – говорит Сергей Трофимов. 

Пока предпринимателя чиновники не услышали.


3733 просмотра

Почему американцы не будут есть сыр из актюбинского молока

Как проиграть конкуренту, потерять миллионы, но подняться и стать успешным бизнесменом

Фото: Shutterstock

Громко заявив о себе несколько лет назад, хромтауская компания «Агрофирма «Тау» на время исчезла с поля зрения. Однако сейчас предприятие не только восстановило позиции, но и пытается вытеснить российскую кисломолочную продукцию с казахстанского рынка. Как проиграть конкуренту, потерять миллионы, но подняться и стать успешным бизнесменом.

Изучить изнутри 

Экономист по образованию Мирболат Агдаутов успел поработать в одном из отечественных банков. В 2003 году судьба занесла его в крупный холдинг, где он прошел карьеру от рядового сотрудника до генерального директора. Было время и на развитие своего бизнеса – занимался оптовой реализацией сухого молока – белорусского, башкирского, киргизского. «Почему киргизское? Оно по составу белка даже лучше белорусского. Все оттого, что трава у них хорошая», – говорит предприниматель. 

Чтобы лучше освоить молочный рынок, Мирболат решил изучить процесс изнутри. А тут как раз и предложение поступило: поработать в Костанайской области. В 2012 году он, оставив бизнес и пост гендиректора, поехал в поселок Карабалык. 

«Это был новый проект развития мясного животноводства. Привезли из Австралии 3 тыс. голов КРС. К слову, сейчас их 25 тыс. Использовали передовые технологии. Была там и небольшая ферма молочного животноводства», – рассказал Мирболат Агдаутов. 
В течение двух лет он изучал это направление: помимо отечественных предприятий, перенимал опыт в Германии, Австрии, Беларуси, Украине и России. 

Начали и проиграли

В конце 2014 года Мирболат вернулся в Актобе. Заинтересовало предложение о покупке молочного завода в Хромтау (около 90 км от Актобе), построенного еще в 1992 году компанией «Казхром». В 2011 году предприятие было законсервировано. Борьба за «лакомый кусок» длилась почти год. Только вот стоило ли? 

«Мы выкупили кота в мешке. Завод три года стоял на консервации. Мы полностью поменяли коммуникации. Приведение объекта в надлежащий вид заняло несколько месяцев и потребовало десятков миллионов тенге. Если бы мы знали, что нас ждет, наверное, не купили бы», – признается Мирболат.

Помимо ремонта, требовалось и дополнительное оборудование. Вместе с другом и партнером по бизнесу Сергеем Палиевым Агдаутов вложил собственные средства – 120 млн тенге. Но и этого оказалось мало. Тогда пришлось взять в кредит через фонд «Даму» еще 85 млн тенге. 
Первая продукция из Хромтау начала поступать на полки актюбинских супермаркетов в октябре 2015 года. Кефир, варенец, снежок, сметана, творог, масло. Сырье привозили молоковозом из райцентра в Актюбинской области – это в 200 км от завода.

«Мы не рассматривали производство молока в промышленном масштабе, там нужна технология по ультрапастеризации. Такое оборудование стоит миллионы долларов. У нас имеется Pure-Pak, но срок хранения такого молока не больше трех суток. Попытались выйти на рынок, однако возврата было много», – вспоминает Мирболат. 

Против производителя играло и несоблюдение температурного режима со стороны реализаторов. Именно поэтому о выпуске молока большими партиями пришлось забыть. 

Актюбинцы благосклонно приняли продукцию отечественного производителя, но через полгода начались проблемы. Подвело устаревшее оборудование. Когда попробовали запустить предприятие на производственную мощность, механизмы стали ломаться. Перебои сказались на качестве продукции – сметана скисала, кефир получался жидким.

Лето 2016 года стало настоящим адом для молодой компании, которая не выдержала конкуренцию с региональными лидерами. Это был глубокий нокдаун – убытки исчислялись десятками миллионов тенге. Предприятие оказалось на грани закрытия.

Спасительная сметана

Но, как рассказывает Мирболат Агдаутов, взвесив все за и против, предприниматели все же остались на рынке. Но нужно было менять подход. Решение оказалось простым: сузить деятельность до одного продукта. Выбор пал на сметану. Предприниматели снова влезли в кредиты и вложили в дело 30 млн тенге. На эти деньги приобрели оборудование: емкости и упаковочные линии для сметаны. 

«Практически вся сметана к нам завозится из России. На тот момент из Кабардино-Балкарии поступало 60–80 т сметаны в неделю. Мы сделали упор на пластиковые ведра, увеличив граммаж, – поясняет собеседник «Курсива».

Если российская сметана реализовалась в «стаканчиках» массой до 500 гр, то местную предприниматели предложили потребителям покупать от 1 кг. Большим семьям выгоднее брать ведерко, чем несколько стаканчиков. Как показало время, упор на сметану и вытянул бизнес. Сейчас хромтауский завод выпускает сметану в таре от 400 гр до 10 кг.

Особенности рынка

Но упаковку поменять мало. Три месяца Сергей и Мирболат практически жили в лаборатории завода: подбирали ингредиенты, рецептуру, закваску. Все это время продукции компании на полках не было. Предприниматели решили сделать ставку на термостатную технологию. Суть ее заключается в том, что сметана заквашивается сама в термостатной комнате при температуре 45 градусов. Но зато не нужны загустители. 
По словам предпринимателей, потребовался почти год, чтобы потребитель привык к местной сметане. Многих пугала сыворотка, выделяемая на поверхности продукта. 

Позже, когда предприятие встало на ноги, на полках актюбинских магазинов снова появились кефир, творог, масло и варенец от хромтауской агрофирмы. А с прошлого года линейка продукции пополнилась йогуртами и творожной массой. Питьевая кефирная группа нашла своего потребителя не только в Актобе, но и в других городах Казахстана. 

Впрочем, выходить на экспорт предприниматели не торопятся, полагая, что проверяющие ведомства соседнего государства найдут массу причин, чтобы не допустить казахстанские продукты на полки магазинов РФ. 

На российский рынок Мирболат Агдаутов пытался пробиться год, но не вышло. 

«Защита российского бизнеса мощная. А вот у нас защиты нет никакой. Поэтому и дешевого импорта из Воронежа, Астрахани, Волгограда, Самары много. Актюбинским оптовикам легче привести из Нальчика (около 2 тыс. км от Актобе) фуры сметаны и творога», – говорит Мирболат Агдаутов. 

Американский пример

На днях он вернулся из США, где перенимал опыт зарубежных коллег. Поездка состоялась благодаря программе деловой стажировки Special American Business Internship Training Program (SABIT), которая действует с 1990 года. Ее основная цель – содействие экономической реструктуризации стран бывшего СССР. 

Тема стажировки этого года – «Переработка и упаковка молочной продукции в США». Отбор от Казахстана прошли двое: Мирболат Агдаутов из Актюбинской области и Бакыт Аркабаев из Талдыкоргана. Предприниматели побывали на тренингах в Вашингтоне, а потом поехали в «молочную столицу» США город Мэдисон. 

«Их система выверена годами: в каждом штате свои законы для фермеров. И это правильно, ведь никто лучше их самих не знает, как надо работать в сельском хозяйстве. У нас же в эту отрасль вмешиваются все», – рассуждает Мирболат. 

Отметили казахстанцы и различия между европейскими и американскими фермерами. Если в Европе 99% ферм относятся к семейным (от 60 до 400 голов скота), то в США все иначе.

«В Европе развит рынок сервиса: оказание услуг в ветеринарии, посеве и уборке кормов. В Америке многие делают все сами. В США поддерживают своего производителя. Финансируют на длительные сроки под 1% годовых. Фермеры объединяются в ассоциации и трудятся, ни на кого не надеясь. Также американцы уделяют большое внимание науке. Поэтому корова в Мэдисоне дает 15 тыс. литров молока в год, а корова в Мартуке – всего лишь 2,5 тыс. литров. Рентабельность животноводства практически нулевая. И это общемировая тенденция. Те фермеры, кто хочет «выжить», ставят перерабатывающее производство», – делится увиденным Мирболат. 

По его словам, для США характерно сыроделание: 92% «молочки» уходит в сыры, остальное – на йогурты и молоко. «Сыропригодного молока не то что в Актюбинском регионе нет, в стране его мало. Сыр, сделанный из нашего низкосортного молока, американцы есть не станут», – уверен собеседник издания. 

Для качественного молока, по мнению директора агрофирмы, нужны современные фермы. Идея с «двумя коровами» отбросит отечественное сельское хозяйство на десятки лет назад.

«Мир отходит от личного по­дворья. Коровы у нас не породистые, дают второсортное молоко, из которого не сделать нормальную сметану или сыр. Чтобы это изменить, нужно заниматься наукой. В Актобе ничего этого нет, поэтому и качество молока никудышнее», – считает бизнесмен. 

Второй момент – санитария. Если на фермах и заводах имеются соответствующие сертификаты, то частникам никто их не выдает. Соответственно, риск заболеть от молока или айрана «с рук» возрастает в разы. Да и налогов такие дельцы не платят. 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций