Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1256 просмотров

Как в Нур-Султане открыть полезный магазин у дома

Концепт новой торговой сети строится на стремлении научить клиента покупать полезное, а не дешевое

Фото: Shutterstock

«Салем, сосед» – название сети магазинов у дома, в которой пока только два магазина. Владельцы сети, сестры Насима и Нафиса Розиковы, бросили вызов схеме «стандартный набор недорогих товаров по максимально завышенным ценам» – хотя именно по ней работает большинство их конкурентов.

Розиковы наделили маленький бизнес высокой миссией – они популяризируют идею ответственного выбора и предлагают покупателю только те товары, которые прошли тщательную проверку качества. Магазин стал точкой притяжения для трех сообществ: покупателей, добросовестных производителей и собственно работников магазина.

Ниша для мелкого производителя

Первый магазин сети появился в ноябре прошлого года. Бренд никак не эксплуатирует модные приставки «био» и «эко», но цены на многие товары наводят на мысль, что в них есть «органическая премия». Сама Насима Розикова говорит, что продукты отбираются «с точки зрения здравого смысла». Здесь придирчивы к содержанию текста, напечатанного на этикетках самым мелким шрифтом. Соответствие этикетки реальному качеству проверяется непосредственно на производстве – поставщик должен показать весь процесс. Крупным компаниям такой подход неинтересен, в итоге на полках магазина очень мало широко известных брендов. Зато местные мелкие производители, выпускающие продукты узкого спроса, работать в таком формате, как правило, согласны.

«Курсив» связался с тремя поставщиками магазина. Производитель авторского шоколада Chocoplitka и руководители двух фермерских хозяйств – овощного Nac Agro и мясомолочного «Хуторок» – подтвердили, что заключению договора о поставках предшествовало тщательное изучение производственного цикла. 

Для соседей и не только

В открытие первой торговой точки сестры инвестировали 8 млн тенге – деньги были потрачены на торговое оборудование, ремонт помещения, форму персонала и первый закуп продуктов. Насима Розикова не готова раскрыть общие финансовые показатели, однако назвала текущую маржинальность проекта – 40%. 

Первыми покупателями магазина стали жители жилого комплекса, в котором расположился «Салем, сосед». В ЖК 190 квартир, 80% жильцов – постоянные клиенты. Еще одна группа покупателей – подписчики страницы магазина в Instagram. Это треть всей существующей на данный момент клиентской базы, и она растет вместе с увеличением аудитории страницы. Сейчас на нее подписаны 2500 человек. Охват, то есть число тех, кто стал клиентами магазина – 8%. Насима Розикова считает это хорошим результатом, обычный показатель конверсии для бизнес-страниц равен 2%.

«Люди подписываются на страницу, потому что считают, что она о здоровом образе жизни», – говорит совладелица сети магазинов.

Так о проекте становится известно далеко за пределами влияния обычного магазина у дома, и клиенты специально приезжают за продуктами, которые можно купить только здесь. 

Магазин как место для общения

Магазины должны быть частью системы ответственности за то, что они продают, считают сестры Розиковы. Например, в отношении продуктов для детей владелицы сети сразу заняли бескомпромиссную позицию – на полках нет привычных сладостей и газировок, их место заняли полезные аналоги из натуральных ингредиентов.

«Мы могли бы больше зарабатывать на шоколадках, – говорит Насима Розикова. – Зато у нас другая аудитория – ей интересны редкие товары, которые мало где продаются». 

Сотрудникам торгового зала приходится тратить много времени и усилий на разъяснение позиции магазина. Совладелица «Салем, сосед» уверяет – со временем удается переубедить даже самую консервативную часть покупателей. В помещении второго магазина сестры Розиковы организовали небольшое лекционное пространство.

«Мы развиваем магазин как комьюнити людей, разделяющих принципы в оценке экологических проблем, воспитания детей, проблем предпринимательства», – говорит Насима Розикова, добавляя, что еще на стадии бизнес-идеи они планировали развивать «Салем, сосед!» как сеть.

Владелицы нестандартного магазина у дома уверены – если у человека есть выбор, он выберет лучшее.

Три проблемы из будущего

Стратегия объединения усилий ритейлера и производителей особенно популярна в США. Здесь потребители поддерживают все местное – от футбольных команд до продуктов питания. Это помогает местным предпринимателям конкурировать с крупными компаниями. 

Один из классических примеров локально-ориентированной стратегии – сеть супермаркетов Whole Foods Market (WFM), куда входят более чем 450 супермаркетов в разных штатах. Два года назад эту сеть приобрел Amazon, сумма сделки превысила $14 млрд. Значительную долю ассортимента в каждой товарной категории WFM составляют локальные продукты. Ритейлер об этом сообщает и в рекламных кампаниях, и в табличках на кассах. 

Сеть тратит большое количество ресурсов на категорийное управление и работу с поставщиками. Найти таких поставщиков, управлять отношениями с ними очень непросто, ведь это не крупные компании с системным менеджментом, а часто обычные фермеры. 
Крупному ритейлеру сложно подстраиваться под особенности и потребительские привычки в разных регионах, сохраняя единую стратегию. Поэтому WFM – один из немногих примеров реализации локально-ориентированной стратегии.

В Калифорнии, например, люди гордятся своими винами и сырами, а в Колорадо стейками. Но для потребителя это будет все тот же WFM, хотя ассортимент от локации к локации может сильно отличаться.

В этой стратегии главная ценность основных рыночных групп в том, что клиент получает понятные ему свежие качественные продукты. Ритейлер создает вокруг себя целую экосистему очень лояльных поставщиков, готовых работать на гибких условиях оплаты. Производитель получает стабильный рынок сбыта, в других условиях недоступный небольшим компаниям и фермерским хозяйствам.

Какие сложности при реализации подобных стратегий могут испытывать наши ритейлеры? 

Первое – недостаток качественных производителей товаров в регионе в разных категориях. Невозможно сформировать ассортимент целого супермаркета вокруг одного продукта. Нужны нон-фуд категории, различные сервисы. Планируя бизнес, стоит сразу понять свой ассортимент свежих локальных товаров. 

Второе – сложность работы с большим количеством мелких поставщиков и производителей. Им придется помогать не только в контроле производства и качества товаров, но и в организации бизнес-процессов. 

Третье – риски розничного формата. Потребитель-покупатель еще только учится доверять местным производителям. Он ждет низких цен и не желает переплачивать за красивые стратегии и бизнес-модели. Ритейлер, который решит эту задачу, получит очень лояльную аудиторию покупателей.
 


1867 просмотров

Казахстанец открыл рыбный бизнес всего с $300 в кармане

История Руслана Сауранбаева

Фото: Rostislav Stefanek/Shutterstock

Имея начальный капитал в $300, таразский предприниматель сумел раскрутиться и построить крупное рыбное хозяйство. Используя воды реки Талас, жамбылский предприниматель Руслан Сауранбаев создал искусственный водоем для разведения карпов. В ближайшее время он планирует выращивать осетровых и африканского сома. Кроме того, уже развивает смежный бизнес – строит площадки для семейного отдыха с возможностью ловить рыбу и готовить блюда из нее у водоема. 

В марте этого года Руслан Сауранбаев запустил в свой искусственный водоем 11 тонн сеголеток – годовалых мальков карпа. Уже через пару месяцев – в октябре-ноябре – он намерен продать 60–70 тонн взрослых особей, при этом оставив для дальнейшего размножения и роста еще около 100 тонн. 

«Весной мальки были весом около 30 граммов, за полгода это уже 1–1,2-килограммовые рыбы. У меня уже есть оптовики, которые согласны забрать их по 500 тенге за килограмм – сами выловят, взвесят и увезут. Рыночная же цена карпа около 800 тенге за килограмм», – рассказал бизнесмен.

Отдавать ценный продукт по низкой цене он готов потому, что при продаже в розницу своими силами последуют затраты на открытие торговых точек, новые штатные единицы, лов, транспортные расходы. А это отвлечет его от дальнейших планов с большим заделом на будущее. 

Откуда стартовый капитал?

Около 10 лет назад Руслан купил земельный участок на окраине Тараза за $300 и построил на нем многоквартирное общежитие. После очередного подорожания недвижимости сумел его удачно продать. Потом помог взлет курса доллара. Уже с приличным состоянием он попробовал себя в логистике – купил два склада в Алматы, а когда дело не пошло, вернулся домой и решил открыть рыбное хозяйство. В общей сложности на это дело у предпринимателя ушло около 28 млн тенге.

«Посоветовавшись с супругой, мы решили построить водоем для разведения рыб на моей родине – на окраине села Жасоркен Жамбылского района. Взяли у государства в аренду около 6 га земли, заложили все свое имущество. И на полученные деньги, в прямом смысле слова на ровном месте, с помощью спецтехники стали рыть водоем. Два экскаватора, погрузчик и несколько грузовиков за два месяца сделали свое дело: габариты озера – 50 м на 350 м, глубина – от 3 до 6 м, с одной стороны водоема соорудили высокую дамбу», – рассказал «Курсиву» Руслан Сауранбаев. 

Многотысячное семейство в одном доме

Мальков карпа Руслан закупил в одном рыбном хозяйстве в городе Шардаре Туркестанской области. Помимо этого, он запустил в водоем и особей постарше, с расчетом на нерест и возобновление потомства. Бизнесмен уверен, что зарыбление обеспечено на будущие лет пять. Карп, по его словам, живет до 10 лет, при этом набирая вес до 10 килограммов.
«Прикармливаем дроблеными и размягченными паром кукурузой и ячменем, примерно по 15–20 килограммов в день. Вода ведь проточная, поэтому в водоеме много естественного корма. Плюс в живой воде рыба быстрее растет. Еще одно преимущество – это 70–80%-ная выживаемость мальков в такой теплой, с температурой около 20 градусов, воде. Оставшиеся после предстоящей продажи около 100 тонн рыбы будем откармливать. Конечно, у нас еще нет зимнего опыта, но я знаю, что на глубине в 6 метров вода даже зимой не сильно холодная. Рыба будет зимовать там», – поделился бизнесмен.  

«Перепись» населения

Предприниматель рассказал, что примерное количество рыбы высчитала приезжавшая для обследования группа рыбных инспекторов. Тестовый забор осуществлялся с помощью сетей разных размеров. По словам Руслана Сауранбаева, специалисты устанавливали их в разных местах, в определенное время, затем вынимали сети и взвешивали рыб. После чего было вычислено, сколько ее и какого возраста имеется в водоеме. 

«Мне сказали, что сейчас тут около 120–130 тонн. А через два месяца, по прогнозам, будет уже около 170 тонн. Кстати, с карпом могут спокойно уживаться сазан, амур, толстолобик. Может, в будущем запустим сюда и эти виды рыб», – говорит бизнесмен.

Руслан планирует построить рядом еще два водоема, но уже для осетровых и африканского сома. Он считает, что и эта рыба тоже будет очень востребована: 30-граммовый сом за три месяца набирает вес до 1–1,2 килограммов.

Планов громадье

Помимо сельхознаправления, предприниматель собирается открыть и полноценную зону отдыха с бассейном, юртами, производить молочные продукты – кумыс и шубат. Летняя терраса уже принимает гостей из областного центра. 

«Многие люди устали от ресторанов и кафе и хотят отдохнуть на свежем воздухе. Мы уже сдавали наше летнее кафе на 60 человек для проведения корпоративов, дней рождения, кудалыков. В будущем планируем создать условия, чтобы человек с семьей, детьми, заняв беседку с топчаном, мог порыбачить и тут же из пойманной рыбы сварить еду – кто уху, а кто – коктал. Все необходимые кухонные принадлежности будут в наличии», – поведал собеседник.

В шаговой близости от водоема уже возводится современный бассейн со всей инфраструктурой. Чуть дальше предполагается установить несколько юрт для любителей этноотдыха. Для этих целей были взяты 20 млн тенге в кредит в МФО «Атамекен-Тараз» на пять лет под 4% годовых. 

Как поделился предприниматель, он не отказался бы и от субсидий. Но, по словам Руслана Сауранбаева, помощь от государства предоставляется только тем рыбным хозяйствам, которые взяты в аренду у соответствующих госорганов. В долгосрочных планах бизнесмена – выкупить землю у государства в частную собственность после окончания аренды.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций