Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2070 просмотров

Как в Казахстане открыть рыбный ресторан

История Руслана Абишева

Фото: Из открытых источников

Владелец ресторанов La Barca Fish&Wine, &meat и кофеен Big Apple Руслан Абишев поделился историей создания рыбного ресторана La Barca.

«Мотивация работает либо от любви, либо от нужды. Это заставляет выйти из зоны комфорта и предпринимать какие-то действия», – убежден Руслан Абишев, владелец ресторана. La Barca – не первый его бизнес.

В 2000-х он успешно работал в строительстве, а к сфере питания пришел через кальянные – это направление деятельности бизнесмен выбрал во время кризиса строительной отрасли. Однако и кальянный бизнес г-н Абишев в определенный момент счел не слишком перспективным для дальнейшего развития.

«Кальянный бизнес разросся, возникла большая конкуренция, пришло понимание, что он может сложиться как карточный домик», – вспоминает он. Поскольку кальяны были одной из дополнительных услуг в ресторанах приятеля, у предпринимателя была возможность познакомиться с некоторыми нюансами ресторанного бизнеса. «Я видел проблемы, нехватку каких-то продуктов, недостатки в сервисной стороне», – говорит он. Но вместо создания своего ресторана Руслан Абишев начал с поставок продуктов в чужие.

Свежий улов

Первую партию продуктов он привез по просьбе друзей. Успешный опыт подтолкнул к идее создать компанию по импорту свежей продукции для ресторанов. Подобные компании на рынке уже существовали, но цены предлагали крайне завышенные.

«Мы подсчитали реальную стоимость, сделали запросы в заведения. Я поехал в Дубаи, привез продукты. И мы их с горем пополам растаможили», – вспоминает Руслан Абишев.

Проблема с растаможкой возникла из-за недостатка опыта – привоз пришелся на праздничные дни, когда таможня фактически не работала, а рыба – продукт скоропортящийся, охлажденный товар может храниться максимум четыре дня. Сложностей добавил и тот факт, что компаний, которые занимаются поставкой товаров категории fresh, в том числе свежей рыбы, – немного, и нюансы таких поставок известны не всем.

«После этого мы досконально изучили все законодательство, подготовили разрешение на импорт категории fresh и начали работать», – говорит Абишев. Так появилась Ocean Fresh – компания по импорту охлажденных морепродуктов для ресторанов.

Поставки поначалу были небольшими – буквально по паре коробок для знакомых. Постепенно стали появляться регулярные запросы от частных лиц и заведений HoReCa. С Ocean Fresh стали работать Esentai Gourmet и известные сети ресторанов – к этому моменту объемы поставок выросли до нескольких тонн.

Заказы поступали со всего Казахстана, но из-за специфики хранения продукции и довольно сложной логистической системы РК рыба и морепродукты поставлялись только в заведения Алматы.

«Поскольку мы обладали продуктом, хотелось его еще и использовать. После мониторинга мы увидели, что на рынке фактически нет рыбного ресторана», – объясняет Руслан Абишев логику создания La Barca Fish & Wine.

Из пекарни в ресторан

На месте La Barca должна была появиться пекарня-кофейня – именно под эту бизнес-идею супруга Руслана Абишева подбирала помещение. Началось проектирование пекарни, но сбыться проекту оказалось не суждено – друзья отговорили супругов Абишевых от такого формата. Уже имеющийся бизнес подталкивал к концепции рыбного ресторана, первоначально – в формате шоу-рума для дегустации продукции Ocean Fresh. Общие инвестиции в проект La Barca составили $150 тыс., хотя порой бизнесмену удавалось
сэкономить – благодаря тем, кто на ресторанном рынке удержаться не смог. «Мы покупали и новые тарелки, и вилки, и б/у товары из закрывшихся ресторанов по совершенно бросовым ценам», – делится Руслан Абишев. К примеру, на столах ресторана можно увидеть роскошные французские мельхиоровые солонки и перечницы, выкупленные в буквальном смысле за копейки – по 120 тенге – у ресторана «Бородино».

С небес на землю

Ресторан открылся в 2014 году. Первые месяцы работы La Barca получились успешными – новый рыбный ресторан пользовался популярностью у любителей морских деликатесов, но эффект новизны пропал, и интерес клиентов к формату снизился. Бизнесмен признает, что ошибок было сделано немало: «Не были просчитаны ни цены, ни средние чеки, ни количество посадочных мест. Фактически не было никакой аналитики, и к новому году мы прикатились к выручке в 60 тыс. в день».

В этот стрессовый для бизнеса период полностью пересматривается подход к работе ресторана. «В результате мы решили уменьшить порцию и цену и сделать блюда более доступными. Мы до сих пор сохраняем этот принцип, следуя идее «справедливая цена за справедливый продукт». Для нас теперь это закон», – рассказывает ресторатор. В результате такой трансформации и цены на блюда, и сами порции стали меньше примерно на 50%. В числе других антикризисных мер был поиск более дешевых продуктов без потери качества. У ресторана поменялись не только поставщики, но и курс развития в целом – в La Barca пересмотрели ассортимент продуктов и приняли решение использовать рыбу и морепродукты не только премиального сегмента. Так в меню появились блюда из дорады и даже зайсанского судака.

В поиске рыбы

Руслан Абишев продал свою долю в Ocean Fresh, и сегодня это лишь один из примерно 20 поставщиков ресторана. «Мы работаем с компаниями, которые занимаются оптовой продажей. В большей степени это импортная продукция: из Турции, Франции, Греции, Мальдив и даже Австралии и США. Но мы не ограничиваемся только ею, к примеру, мы также закупаем у зайсанских поставщиков щуку», – делится ресторатор. Средний чек в La Barca Fish & Wine составляет от 10 до 15 тыс. тенге на человека. Безусловно, есть и очень дорогие позиции, к примеру, французская рыба или лобстеры – но приблизительно такую же цену клиент отдаст за такой деликатес и в европейском ресторанчике.

Руслан Абишев отмечает, что казахстанская продукция потенциально могла бы расширить ассортимент ресторана. «Все блюда, которые есть в наших меню, достаточно конкурентные. Самое популярное из них, пожалуй, соте из морепродуктов. Но мы сами себя мотивируем противопоставить что-то этому блюду. Это заставляет нас творить и развиваться», – говорит он. По словам предпринимателя, ему было бы интересно иметь в наличии каспийского рака, поскольку морской рак очень сильно отличается от озерного или пресноводного как вкусом, так и видом. Помимо этого, привлекательна и каспийская рыба – к примеру, судак, кефаль и даже бычок, который мог бы стать частью меню пивного ресторана. Концепция интересного пивного формата у бизнесмена уже есть.


488 просмотров

Казахстанские ремесленники засматриваются на опыт узбекских коллег

Поможет ли он им

Фото: Shutterstock

Пока местные власти Мангистауской области ставят перед собой задачу создать из Актау «казахстанскую Анталию» и к 2025 году увеличить обслуживание туристов до 700 тысяч человек в год, приезжающие на Каспийское побережье в память об отдыхе увозят с собой сувениры Made in China. С какими проблемами сталкиваются казахстанские ремесленники и как обстоят дела в сопредельных государствах, выяснял «Курсив».

Казахстан

Не секрет, что Мангистауская область имеет огромные возможности для привлечения туристов из разных стран. Немало в Мангистауской области умельцев, которые занимаются изготовлением изделий в национальном стиле из войлока, сувениров из ракушек и художественных миниатюр на камушках с Каспийского побережья. Но проблема в том, что продавать свою продукцию мастерам негде. Прилавки торговых центров завалены дешевыми сувенирами из Китая. В регионе нет ни одного центра ремесел, куда могли бы прийти туристы, посмотреть, как создается та или иная уникальная вещь в казахском национальном стиле, приобрести ее, пройти мас­тер-класс по ее изготовлению. 

«Это миллионы тенге, которые могли бы зарабатывать и область, и страна. Но их нет, и они не появятся, если не оказать поддержку ремесленникам», – отметила в комментариях «Курсиву» соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области» Диана Ботаева. 

В Мангистауской области проживают всего четыре женщины (во всем Казахстане их чуть больше десятка), которые могут изготавливать казахские юрты от начала до конца по древним технологиям. Одна из них – Ауес Сагинаева. Она возглавляет Ассоциацию ремесленников Мангыстауской области и вот уже два года бьется с местными властями за помещение, где можно было бы создать центр ремесел. 

«Сейчас те мастера, что живут и работают в Мангистау, не могут выйти на рынок в масштабах области или города, так как изготавливают свои изделия в квартирах или подсобных помещениях. Иностранные туристы просят отвезти их в центр, где они могли бы приобрести национальные сувениры, но у нас такого нет», – рассказывает Ауес Сагинаева, отмечая, что для реализации своих изделий у местных мастеров есть редкие возможности – во время ярмарок и выставок. 

По мнению г-жи Сагинаевой, у ремесленников должно быть одно постоянное место для работы и презентации их продукции. 

В свою очередь Диана Ботаева отмечает, что ремесленники нуждаются в господдержке на всех уровнях, а не только на местном. 

«В прошлом году обращались к акиму города о необходимости содействия в поиске места. Нам ответили, что подходящего здания в черте города нет. Вопрос был поднят и на одной из встреч с акимом области. Но у нас только любят кричать о традициях.Сейчас рынок нашей страны перенасыщен китайской сувенирной продукцией, изделиями из Кыргызстана и Узбекистана. В некоторых странах смогли принять программы по поддержке национальных ремесел, у нас пока этого нет», – говорит соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области». 

Узбекистан 

У южного соседа РК с поддержкой ремесленников дела обстоят гораздо лучше. В Узбекистане, как, впрочем, и в Казахстане, существует Республиканская ассоциация ремесленников «Хунарманд», число ее членов превысило уже 30 тыс. 

Как отмечает пресс-секретарь ассоциации Нилуфар Хотамова, указом президента «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников» им предоставлены беспрецедентные льготы и преференции, всего их около 40. 

«Они освобождены от налогов на доходы, получаемые от реализации изделий. Кроме того, при аренде объектов госсобственности ремесленники платят только 50% от установленной ставки, также им предоставляются в аренду места в исторических и культурных объектах по всей стране, где они свободно могут продавать свою продукцию», – сказала в комментариях «Курсиву» Нилуфар Хотамова. 

Рекламировать свою продукцию узбекистанские ремесленники могут по льготным расценкам, экспортировать напрямую, за иностранную валюту, а выручка от продажи продукции в рамках участия в зарубежных выставках в Узбекистане не считается экспортной выручкой и не облагается налогом. В крупных исторических городах этой страны созданы центры ремесленничества, где располагаются магазины и мастерские, – здесь можно посмотреть, как изготавливаются изделия, принять участие в мастер-классах и приобрести понравившиеся работы. 

«Что касается продукции из Китая, то она не конкурент местной продукции. Такие товары в основном доминируют лишь в сегменте религиозных сувениров, например четки, коврики», – добавила Нилуфар Хотамова.

Кыргызстан 

После развала СССР ремесленники оказались невостребованными. Кое-какие предприятия все же появились, самые крупные из них работают исключительно по заказам Европы. Но в большинстве своем мастера изготовляют национальные изделия в основном на дому. 

«Льгот никаких для них нет, запад перестал давать гранты на ремесленничество. Сейчас наблюдается некоторое затишье, меньше стало как самих ремесленников, так и их продукции», – рассказала «Курсиву» руководитель ОО «Кыргызское наследие и союз ремесленников» Алмажан Мамбетова.

По ее мнению, главными причинами такой ситуации стало повышение цен на сырье, высокая стоимость аренды мастерских и отсутствие поддержки от государства. 

«Шерсть очень дорогая. Практически все сырье мы экспортируем в Китай. Собственного производства шелка в стране нет. Ремесленникам нужны мастерские, а они многим не по карману. В Бишкеке, к примеру, аренда 1 кв. м такого помещения стоит от 300 сомов, что эквивалентно 1700 тенге. Это очень дорого для нас», – отметила Алмажан Мамбетова. 

Также, по ее словам, ремесленникам нужны договоры с соседними странами, от которых они получают сырье, для того чтобы для них оно было дешевле в разы.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций