Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1476 просмотров

Как в Алматы открыть полезный магазин у дома

Концепт новой торговой сети строится на стремлении научить клиента покупать полезное, а не дешевое

Фото: Shutterstock

«Салем, сосед» – название сети магазинов у дома, в которой пока только два магазина. Владельцы сети, сестры Насима и Нафиса Розиковы, бросили вызов схеме «стандартный набор недорогих товаров по максимально завышенным ценам» – хотя именно по ней работает большинство их конкурентов.

Розиковы наделили маленький бизнес высокой миссией – они популяризируют идею ответственного выбора и предлагают покупателю только те товары, которые прошли тщательную проверку качества. Магазин стал точкой притяжения для трех сообществ: покупателей, добросовестных производителей и собственно работников магазина.

Ниша для мелкого производителя

Первый магазин сети появился в ноябре прошлого года. Бренд никак не эксплуатирует модные приставки «био» и «эко», но цены на многие товары наводят на мысль, что в них есть «органическая премия». Сама Насима Розикова говорит, что продукты отбираются «с точки зрения здравого смысла». Здесь придирчивы к содержанию текста, напечатанного на этикетках самым мелким шрифтом. Соответствие этикетки реальному качеству проверяется непосредственно на производстве – поставщик должен показать весь процесс. Крупным компаниям такой подход неинтересен, в итоге на полках магазина очень мало широко известных брендов. Зато местные мелкие производители, выпускающие продукты узкого спроса, работать в таком формате, как правило, согласны.

«Курсив» связался с тремя поставщиками магазина. Производитель авторского шоколада Chocoplitka и руководители двух фермерских хозяйств – овощного Nac Agro и мясомолочного «Хуторок» – подтвердили, что заключению договора о поставках предшествовало тщательное изучение производственного цикла. 

Для соседей и не только

В открытие первой торговой точки сестры инвестировали 8 млн тенге – деньги были потрачены на торговое оборудование, ремонт помещения, форму персонала и первый закуп продуктов. Насима Розикова не готова раскрыть общие финансовые показатели, однако назвала текущую маржинальность проекта – 40%. 

Первыми покупателями магазина стали жители жилого комплекса, в котором расположился «Салем, сосед». В ЖК 190 квартир, 80% жильцов – постоянные клиенты. Еще одна группа покупателей – подписчики страницы магазина в Instagram. Это треть всей существующей на данный момент клиентской базы, и она растет вместе с увеличением аудитории страницы. Сейчас на нее подписаны 2500 человек. Охват, то есть число тех, кто стал клиентами магазина – 8%. Насима Розикова считает это хорошим результатом, обычный показатель конверсии для бизнес-страниц равен 2%.

«Люди подписываются на страницу, потому что считают, что она о здоровом образе жизни», – говорит совладелица сети магазинов.

Так о проекте становится известно далеко за пределами влияния обычного магазина у дома, и клиенты специально приезжают за продуктами, которые можно купить только здесь. 

Магазин как место для общения

Магазины должны быть частью системы ответственности за то, что они продают, считают сестры Розиковы. Например, в отношении продуктов для детей владелицы сети сразу заняли бескомпромиссную позицию – на полках нет привычных сладостей и газировок, их место заняли полезные аналоги из натуральных ингредиентов.

«Мы могли бы больше зарабатывать на шоколадках, – говорит Насима Розикова. – Зато у нас другая аудитория – ей интересны редкие товары, которые мало где продаются». 

Сотрудникам торгового зала приходится тратить много времени и усилий на разъяснение позиции магазина. Совладелица «Салем, сосед» уверяет – со временем удается переубедить даже самую консервативную часть покупателей. В помещении второго магазина сестры Розиковы организовали небольшое лекционное пространство.

«Мы развиваем магазин как комьюнити людей, разделяющих принципы в оценке экологических проблем, воспитания детей, проблем предпринимательства», – говорит Насима Розикова, добавляя, что еще на стадии бизнес-идеи они планировали развивать «Салем, сосед!» как сеть.

Владелицы нестандартного магазина у дома уверены – если у человека есть выбор, он выберет лучшее.

Три проблемы из будущего

Стратегия объединения усилий ритейлера и производителей особенно популярна в США. Здесь потребители поддерживают все местное – от футбольных команд до продуктов питания. Это помогает местным предпринимателям конкурировать с крупными компаниями. 

Один из классических примеров локально-ориентированной стратегии – сеть супермаркетов Whole Foods Market (WFM), куда входят более чем 450 супермаркетов в разных штатах. Два года назад эту сеть приобрел Amazon, сумма сделки превысила $14 млрд. Значительную долю ассортимента в каждой товарной категории WFM составляют локальные продукты. Ритейлер об этом сообщает и в рекламных кампаниях, и в табличках на кассах. 

Сеть тратит большое количество ресурсов на категорийное управление и работу с поставщиками. Найти таких поставщиков, управлять отношениями с ними очень непросто, ведь это не крупные компании с системным менеджментом, а часто обычные фермеры. 
Крупному ритейлеру сложно подстраиваться под особенности и потребительские привычки в разных регионах, сохраняя единую стратегию. Поэтому WFM – один из немногих примеров реализации локально-ориентированной стратегии.

В Калифорнии, например, люди гордятся своими винами и сырами, а в Колорадо стейками. Но для потребителя это будет все тот же WFM, хотя ассортимент от локации к локации может сильно отличаться.

В этой стратегии главная ценность основных рыночных групп в том, что клиент получает понятные ему свежие качественные продукты. Ритейлер создает вокруг себя целую экосистему очень лояльных поставщиков, готовых работать на гибких условиях оплаты. Производитель получает стабильный рынок сбыта, в других условиях недоступный небольшим компаниям и фермерским хозяйствам.

Какие сложности при реализации подобных стратегий могут испытывать наши ритейлеры? 

Первое – недостаток качественных производителей товаров в регионе в разных категориях. Невозможно сформировать ассортимент целого супермаркета вокруг одного продукта. Нужны нон-фуд категории, различные сервисы. Планируя бизнес, стоит сразу понять свой ассортимент свежих локальных товаров. 

Второе – сложность работы с большим количеством мелких поставщиков и производителей. Им придется помогать не только в контроле производства и качества товаров, но и в организации бизнес-процессов. 

Третье – риски розничного формата. Потребитель-покупатель еще только учится доверять местным производителям. Он ждет низких цен и не желает переплачивать за красивые стратегии и бизнес-модели. Ритейлер, который решит эту задачу, получит очень лояльную аудиторию покупателей.
 


549 просмотров

Как заработать на бабочках в Шымкенте

Поток посетителей на такие выставки немаленький, а входные билеты - довольно дорогие для основной массы жителей

Фото: Shutterstock

В Шымкент стали часто приезжать выставки тропических бабочек. Администраторы не обсуждают финансовую составляющую своего бизнеса, предпочитая говорить лишь о самих бабочках и их особенностях. Насколько выгоден бизнес на бабочках, выяснял «Курсив».

Удовольствие на 5 минут

Очередная выставка разместилась в одном из крупнейших шымкентских торговых домов. Цена билета для взрослых – 1 400 тенге, для детей с трех лет – 1 200 тенге, для пенсионеров – 1 тыс. тенге. 

Внутри инсектария температура воздуха поддерживается на отметке 28 градусов, а влажность – не менее 75%. В зимнее время года тепло одетые люди могут выдержать такие условия недолго – от 5 до 15 минут. 

Таким образом, заплатив за вход примерно 5 тыс. тенге, семья из четырех человек проводит на экскурсии не более 10 минут. Внутри могут одновременно находиться до восьми человек. Основной наплыв посетителей в будние дни – по вечерам. Люди даже стоят в очереди, несмотря на стремительность экскурсий. В выходные дни работникам выставки и вовсе сидеть не приходится. Выставка работает с 10 утра до 10 вечера, без выходных и перерывов на обед.

Риск минимален

По словам администратора выставки Виталия Оспанова, живых бабочек из города в город приходится перевозить редко. 

«Мы заказываем бабочек в коконах, которые нам привозят каждые две недели. Особого ухода появившиеся на свет насекомые не требуют. Мы их кормим перезревшими апельсинами и бананами, а также готовим сладкий сироп. Бабочки едят раз в сутки», – говорит администратор.

За коконами вообще не требуется никакого ухода, их лишь надо при помощи клея, ваты и прищепок разместить на специальных веточках, где они проведут от двух до трех недель в неподвижном состоянии. Появившиеся на свет бабочки еще сутки сидят рядом со своими коконами, сушат крылья. В это время они не едят.

«Мы получаем по 100 коконов, треть из них погибает, – поясняет Виталий Оспанов. – Такая статистика присутствует везде, где соблюдаются условия содержания бабочек. У нас 15 видов этих насекомых. Выбираем всегда самых красивых, ярких, чтобы людям было интересно на них смотреть».

Отходов нет

Тропические бабочки живут по-разному: некоторые не более трех дней, другие – до полутора месяцев. Если выставка заканчивается, а живые бабочки все еще порхают по инсектарию, то их ловят, аккуратно складывают им крылышки, помещают в специальный бумажный конвертик, а затем укладывают в перфорированные коробочки. Затем слегка охлаждают, чтобы они потеряли свою активность, и перевозят в другой город. По словам Виталия Оспанова, везут бабочек не более 9–10 часов, именно такое время они спокойно выдерживают.

Между тем мертвые бабочки для организаторов выставок – тоже товар. Так как треть насекомых погибает еще в коконах, еще столько же – в первые дни жизни, таких бабочек предприниматели, не желающие терять доходы, продают. 

«Мы продаем их дизайнерам, которые могут сделать из насекомых красивые инсталляции. Стоят они от 500 тенге, но если кому-то нужно купить сразу несколько бабочек, конечно, уступаем», – рассказала «Курсиву» гид выставки Эльза Жилкишиева.

К слову, дизайнеры изготавливают не только инсталляции, но и бижутерию. К примеру, простые серьги из крыльев бабочек стоят свыше 2 тыс. тенге, с золотой окантовкой – около 20 тыс. тенге, кулоны – от 2700 тенге до 10 тыс. тенге.

Бизнес перспективный

Основными поставщиками коконов являются Филиппины, Коста-Рика, Малайзия. Самые дешевые – филиппинские: от $1,2 до 3,5. Самые дорогие – южноамериканские, их цена колеблется от $3,5 до 7 за кокон. Коконы продаются сетами по 100 штук, можно заказать и больше.

Непосредственно на фермах-производителях покупают крупные поставщики. Например, в Казахстан коконы привозят из Москвы. К сумме заказа прибавляются 500 рублей (3040 тенге) за отправку и тариф за услуги авиакомпании. Кроме этого, оформление ветеринарного сертификата на имя покупателя обойдется еще в 850 рублей, что эквивалентно 5168 тенге.

Для выведения бабочек из коконов нужны просторное помещение, специальный деревянный ящик с поперечно положенными бамбуковыми палочками и соответствующие температура и влажность. В Шымкенте увлажнители стоят от 9 тыс. тенге, обогреватели – от 7 тыс. тенге.

Бизнес на бабочках считается выгодным, но при условии, что налажен сбыт насекомых. Этот вид бизнеса в Казахстане фактически только начинается: первые фирмы появились в Алматы в прошлом году.

Кстати, проведение выставок – это только одна составляющая получения доходов. В настоящее время довольно быстро набирает обороты торговля живыми бабочками, стоимость которых начинается от 5500 тенге за штуку. Например, в последнее время пошла мода на салюты из бабочек, которые запускают на свадебных торжествах, юбилеях, корпоративах. 

Более скромные подарки с бабочками – букеты цветов в красивых прозрачных упаковках, на которых сидят одна-три живые тропические особи. Ввиду дороговизны обычно покупатели заказывают бабочек штучно.

21_11_240.gif

 
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций