Перейти к основному содержанию
1652 просмотра

Как в Алматы открыть полезный магазин у дома

Концепт новой торговой сети строится на стремлении научить клиента покупать полезное, а не дешевое

Фото: Shutterstock

«Салем, сосед» – название сети магазинов у дома, в которой пока только два магазина. Владельцы сети, сестры Насима и Нафиса Розиковы, бросили вызов схеме «стандартный набор недорогих товаров по максимально завышенным ценам» – хотя именно по ней работает большинство их конкурентов.

Розиковы наделили маленький бизнес высокой миссией – они популяризируют идею ответственного выбора и предлагают покупателю только те товары, которые прошли тщательную проверку качества. Магазин стал точкой притяжения для трех сообществ: покупателей, добросовестных производителей и собственно работников магазина.

Ниша для мелкого производителя

Первый магазин сети появился в ноябре прошлого года. Бренд никак не эксплуатирует модные приставки «био» и «эко», но цены на многие товары наводят на мысль, что в них есть «органическая премия». Сама Насима Розикова говорит, что продукты отбираются «с точки зрения здравого смысла». Здесь придирчивы к содержанию текста, напечатанного на этикетках самым мелким шрифтом. Соответствие этикетки реальному качеству проверяется непосредственно на производстве – поставщик должен показать весь процесс. Крупным компаниям такой подход неинтересен, в итоге на полках магазина очень мало широко известных брендов. Зато местные мелкие производители, выпускающие продукты узкого спроса, работать в таком формате, как правило, согласны.

«Курсив» связался с тремя поставщиками магазина. Производитель авторского шоколада Chocoplitka и руководители двух фермерских хозяйств – овощного Nac Agro и мясомолочного «Хуторок» – подтвердили, что заключению договора о поставках предшествовало тщательное изучение производственного цикла. 

Для соседей и не только

В открытие первой торговой точки сестры инвестировали 8 млн тенге – деньги были потрачены на торговое оборудование, ремонт помещения, форму персонала и первый закуп продуктов. Насима Розикова не готова раскрыть общие финансовые показатели, однако назвала текущую маржинальность проекта – 40%. 

Первыми покупателями магазина стали жители жилого комплекса, в котором расположился «Салем, сосед». В ЖК 190 квартир, 80% жильцов – постоянные клиенты. Еще одна группа покупателей – подписчики страницы магазина в Instagram. Это треть всей существующей на данный момент клиентской базы, и она растет вместе с увеличением аудитории страницы. Сейчас на нее подписаны 2500 человек. Охват, то есть число тех, кто стал клиентами магазина – 8%. Насима Розикова считает это хорошим результатом, обычный показатель конверсии для бизнес-страниц равен 2%.

«Люди подписываются на страницу, потому что считают, что она о здоровом образе жизни», – говорит совладелица сети магазинов.

Так о проекте становится известно далеко за пределами влияния обычного магазина у дома, и клиенты специально приезжают за продуктами, которые можно купить только здесь. 

Магазин как место для общения

Магазины должны быть частью системы ответственности за то, что они продают, считают сестры Розиковы. Например, в отношении продуктов для детей владелицы сети сразу заняли бескомпромиссную позицию – на полках нет привычных сладостей и газировок, их место заняли полезные аналоги из натуральных ингредиентов.

«Мы могли бы больше зарабатывать на шоколадках, – говорит Насима Розикова. – Зато у нас другая аудитория – ей интересны редкие товары, которые мало где продаются». 

Сотрудникам торгового зала приходится тратить много времени и усилий на разъяснение позиции магазина. Совладелица «Салем, сосед» уверяет – со временем удается переубедить даже самую консервативную часть покупателей. В помещении второго магазина сестры Розиковы организовали небольшое лекционное пространство.

«Мы развиваем магазин как комьюнити людей, разделяющих принципы в оценке экологических проблем, воспитания детей, проблем предпринимательства», – говорит Насима Розикова, добавляя, что еще на стадии бизнес-идеи они планировали развивать «Салем, сосед!» как сеть.

Владелицы нестандартного магазина у дома уверены – если у человека есть выбор, он выберет лучшее.

Три проблемы из будущего

Стратегия объединения усилий ритейлера и производителей особенно популярна в США. Здесь потребители поддерживают все местное – от футбольных команд до продуктов питания. Это помогает местным предпринимателям конкурировать с крупными компаниями. 

Один из классических примеров локально-ориентированной стратегии – сеть супермаркетов Whole Foods Market (WFM), куда входят более чем 450 супермаркетов в разных штатах. Два года назад эту сеть приобрел Amazon, сумма сделки превысила $14 млрд. Значительную долю ассортимента в каждой товарной категории WFM составляют локальные продукты. Ритейлер об этом сообщает и в рекламных кампаниях, и в табличках на кассах. 

Сеть тратит большое количество ресурсов на категорийное управление и работу с поставщиками. Найти таких поставщиков, управлять отношениями с ними очень непросто, ведь это не крупные компании с системным менеджментом, а часто обычные фермеры. 
Крупному ритейлеру сложно подстраиваться под особенности и потребительские привычки в разных регионах, сохраняя единую стратегию. Поэтому WFM – один из немногих примеров реализации локально-ориентированной стратегии.

В Калифорнии, например, люди гордятся своими винами и сырами, а в Колорадо стейками. Но для потребителя это будет все тот же WFM, хотя ассортимент от локации к локации может сильно отличаться.

В этой стратегии главная ценность основных рыночных групп в том, что клиент получает понятные ему свежие качественные продукты. Ритейлер создает вокруг себя целую экосистему очень лояльных поставщиков, готовых работать на гибких условиях оплаты. Производитель получает стабильный рынок сбыта, в других условиях недоступный небольшим компаниям и фермерским хозяйствам.

Какие сложности при реализации подобных стратегий могут испытывать наши ритейлеры? 

Первое – недостаток качественных производителей товаров в регионе в разных категориях. Невозможно сформировать ассортимент целого супермаркета вокруг одного продукта. Нужны нон-фуд категории, различные сервисы. Планируя бизнес, стоит сразу понять свой ассортимент свежих локальных товаров. 

Второе – сложность работы с большим количеством мелких поставщиков и производителей. Им придется помогать не только в контроле производства и качества товаров, но и в организации бизнес-процессов. 

Третье – риски розничного формата. Потребитель-покупатель еще только учится доверять местным производителям. Он ждет низких цен и не желает переплачивать за красивые стратегии и бизнес-модели. Ритейлер, который решит эту задачу, получит очень лояльную аудиторию покупателей.
 

3429 просмотров

Как ливанец зарабатывает на кукурузе в Караганде

Особенность его продукции заключается в том, что в каждой упаковке есть небольшой подарок-сюрприз

Фото: Andrii Iemelianenko

У братьев Джафар казахстанское предприятие – не первое по счету. Сладкий бизнес они начали развивать сначала в родном Ливане, а затем стали завоевывать рынок Болгарии. Там в 1998 году они открыли первое крупное производство по выпуску кукурузных палочек, которые стали пользоваться активным спросом у местного населения.

В Украине их бизнес стартовал в 2003 году. На белорусский рынок братья вышли в 2007 году. А в 2013-м познакомились с казахстанскими предпринимателями, один из которых пригласил ливанских бизнесменов попробовать организовать аналогичное производство и в РК. 

«Я работал с братом в Беларуси и познакомился там с предпринимателем из Караганды. Ему понравилась наша идея и продукция. Он нам сказал, что в Казахстане такой продукции с сюрпризами нет. И мы решили попробовать свои силы здесь», – рассказал предприниматель Рафат Джафар Шафик.

В первую очередь бизнесмен стал искать удобное место расположения для своего будущего предприятия. Побывал в Алматы и Нур-Султане, но его выбор пал на Караганду, так как там оказалась самая удобная транспортная развязка.

«В Караганде нам удалось познакомиться и подружиться с владельцем здания и складских помещений, в которых сейчас располагается наше производство. Мы договорились с ним об аренде помещений общей площадью более 2 тыс. кв. м за 2 млн тенге», – отметил Рафат Джафар Шафик.

Чтобы запустить свое производство, предприниматель вложил в него более 270 тыс. евро. Изначально он занимался только упаковкой продукции других производителей. Однако с самого начала преследовал цель наладить полный цикл производства – от изготовления самих кукурузных палочек, разработки оригинальной упаковки и закупа качественных игрушек до упаковки готовой продукции. Кроме этого, он хотел выпускать продукт более высокого качества, чем местный. 

«Поначалу не все шло гладко. К примеру, был сильный скачок курса доллара, который не давал мне сориентироваться, по какой цене продавать товар. В июне 2015 года доллар стоил 185 тенге, а когда я приехал в сентябре, он уже стоил 270 тенге. И оборудование, и сырье, которые я хотел купить в Италии и Китае, были привязаны к доллару. Поэтому на первых порах я потерял около $180–200 тыс. Но любой бизнес в самом начале терпит убытки. Мы просто знали, что сможем наверстать все, потому что людям нравился наш товар», – говорит собеседник.

Оборудование для своего цеха бизнесмен закупал в разных странах. Часть привез из Болгарии, купив у своего брата. К примеру, производственная линия по выпуску кукурузных палочек стоила $100 тыс. Еще четыре автоматических упаковочных станка он приобрел также в пределах $100 тыс. в Болгарии и Беларуси. Они были не новыми, но в отличном состоянии. Также ему понадобились два станка для пайки подарочных яиц, полуавтоматическая установка фасовки кукурузных палочек и 10 паяльных устройств для упаковки. 

Освоить рынок

Первые три года предприятие работало лишь на покрытие своих расходов и осваивалось в Казахстане. В плюс бизнес вышел только в 2018 году, и предприниматель сразу же стал думать о расширении ассортимента продукции и увеличении оборотов. За кредитом он обратился в АО «Сбербанк», а для получения субсидий по частичному возмещению процентной ставки за кредит и бесплатной гарантии – в Фонд развития предпринимательства «Даму», так как для выдачи полной суммы займа ему не хватало залогов. К гражданину иностранного государства фонд долго присматривался.

«Я представил в качестве гарантии движимое имущество: машины, оборудование и т. д. Фонд понять можно, так как я иностранец, они должны проверить все. Я благодарен им за оказанное доверие и получение 10 млн тенге. Эти деньги я должен вернуть за полгода под 8%. Для нас эта сумма небольшая. Но очень нужная. Мы можем отдать ее за месяц», – рассказал г-н Рафат Джафар Шафик.

Сейчас его предприятие выпускает в среднем около двух тонн кукурузных палочек в день. Более 40% продукции уходит на экспорт в Россию. На внутренний рынок Казахстана идет остальная часть. В основном, крупными заказчиками являются города Алматы и Нур-Султан. К сожалению, в крупных супермаркетах Караганды продукцию бизнесмена не встретишь. Ее можно купить на оптовых рынках и в небольших магазинчиках. Предприниматель связывает это с конкуренцией и большими деньгами, которые у него просят владельцы супермаркетов для того, чтобы поставить товар на свои полки.

«Мы думаем, что в будущем наша продукция появится на полках супермаркетов. Пока это проблематично, так как, чтобы реализовывать поставки в крупные супермаркеты, нам нужно отдавать большие деньги. А мы работаем, в основном, с оптовыми дистрибьютерами, поэтому заказы у нас есть всегда. В основном, российские покупатели делают крупные заказы. В планах у нас расширить границы и экспортировать товар в Узбекистан и Кыргызстан», – признался г-н Рафат Джафар Шафик.

На его производстве для выпуска кукурузных палочек используют только казахстанское сырье. Бизнесмен отметил, что закупает кукурузную крупу, масло и сахар в Караганде, а упаковочные материалы – в Алматы. На его производстве трудится исключительно местное население. Всего в цехах работают 45 человек. Средняя заработная плата сотрудников составляет 100 тыс. тенге. 

Наполеоновские планы

На сегодняшний день карагандинское предприятие расширяет линейку своей продукции. К Новому году компания намерена увеличить объемы поставок уже имеющихся видов продукции и наладить производство новинки – подарочных наборов в виде чупа-чупсов. Данный продукт сейчас проходит стадию получения сертификата соответствия. 

«Пока планировать конкретные объемы производства сложно: в основном, это ручной труд. Поэтому сначала нужно обучить этому людей. Но, думаем, перед Новым годом данный продукт будет пользоваться еще большим спросом», – добавил г-н Рафат Джафар Шафик.

В будущем бизнесмен намерен увеличить площадь своего производства за счет строительства собственного завода, которое он планирует начать в течение трех лет. После запуска завода могут появиться дополнительные рабочие места для местных жителей.

«Сейчас дела у нас идут хорошо. Мы на втором месте по продажам после предприятия моего брата в Болгарии. На третьем месте производство в Беларуси и на четвертом – в Украине. Надеемся завоевать и казахстанцев», – резюмировал предприниматель.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance