Перейти к основному содержанию
3709 просмотров

Как студенту открыть бизнес с 600 тыс. тенге в кармане

Кейсы из Восточного Казахстана

Иллюстрация: Shutterstock

Эти ребята еще учатся в университете, но уже мечтают о своем деле. «Курсив» выяснял, почему студенты идут в предпринимательство, какие им интересны стартапы, и где они берут средства, чтобы реализовать свои идеи.

Своим первым бизнес-опытом и планами с «Курсивом» поделились студенты ВКГТУ им. Серикбаева, ВКГУ им. Аманжолова и КАСУ. Сейчас ребята принимают участие в одном из республиканских конкурсов стартап-проектов, но не ждут его итогов и грантов, а раскручивают свое дело самостоятельно.

Мороженое от десятиклассника

Первокурсник и будущий горняк Мерлат Кенесжан первые шаги в бизнесе сделал еще в 10 классе. Вместе со старшим братом, который тогда был студентом колледжа, они открыли в Семее точку по продаже тайского мороженого, Теперь аналогичный проект парень хочет раскрутить и в Усть-Каменогорске.

«У нас в Семее на тот момент никто не делал тайское или как его еще называют «жареное» мороженое. Его не жарят в прямом смысле слова, просто оно готовится на ледяной доске прямо на глазах покупателя. Брат прошел бизнес-курсы и нашел для нас инвестора. Мы взяли оборудование и начали работать во время каникул по патенту», - вспоминает Мерлат.

По его словам, в день, готовя на улице мороженое можно получить до 35 тыс. тенге чистой прибыли. На открытие же точки и приобретение оборудования необходимо 700 тыс.

«Но мы с братом сделали в Семее крытый павильон, чтобы не зависеть от погоды, на это понадобилось 1,3 млн тенге. Еще, так как мороженое - сезонный продукт, открыли точку по продаже одежды», - поясняет парень.

Мерлат признается, что не спускает заработанные деньги на развлечения - вкладывает их в дальнейшее развитие своего дела. Парень поставил перед собой цель – еще до получения диплома запустить крупный бизнес-проект, связанный с производством. Сейчас думает о птицеводстве.

Хостел по цене общежития

Дана Амирова – будущий программист. У второкурсницы есть свое виртуальное IT-агенство, она занимается разработкой и раскруткой сайтов. Дело идет, но девушка взялась за новый бизнес-проект. Она планирует открыть в Усть-Каменогорске хостел, который, по ее словам, предложит посетителям гостиничный комфорт по ценам общежития.

«В прошлом году я пережила серьезную операцию и практически на год выпала из жизни, в университете брала академический отпуск. Сначала сильно переживала, а потом решила использовать появившееся у меня время с пользой. Читала много книг, участвовала в тренингах и мастер-классах по психологии и бизнесу», - делится с «Курсивом» Дана.

Девушка уверена, что успешный бизнес построить можно только после того, как поймешь самого себя и найдешь то дело, которое тебе будет интересно.

«Не люблю слово «бизнесмен», больше нравится «предприниматель». То есть человек что-то предпринимает, чтобы изменить свою жизнь и жизнь окружающих. Я воспринимаю бизнес, как решение существующих проблем, своих и чужих», - поясняет студентка.

Именно поэтому Дана решила открыть хостел. Вокруг нее много студентов, которые постоянно жаловались на условия проживания в общежитиях. Будет ее бизнес ориентироваться и на туристов, чтобы привлечь их, акцент в оформлении интерьера планируется сделать на этнических мотивах. Уже проведен анализ работы конкурентов, обойти которых студентка планирует за счет количества постояльцев.

«Мы уже взяли в аренду большое здание и начали ремонт. Есть несколько вариантов развития проекта. Минимальные затраты на запуск – 2 млн тенге, максимальные – 4 млн. Уже есть более 10 заявок от потенциальных клиентов. Чувствую интерес к нашему предложению думаю, за полгода сможем выйти в ноль», - поясняет будущий программист.

Дана заверяет, что поиск финансов для раскрутки своего дела – не проблема. По ее словам, в ВКО достаточно состоявшихся бизнесменов, готовых стать инвесторами перспективных проектов и иметь в итоге пассивный доход. Есть возможность получения и венчурных инвестиций. Кроме того, по ее словам, на республиканском уровне разработаны неплохие проекты поддержки молодежных инициатив.

Маска от прыщей и безденежья

Назерке Сагдоллина – фитохимик, учится на 1 курсе магистратуры, давно увлекается изучением трав, растущих в ВКО и химией природных соединений. Девушка решила, что наука может стать хорошей основой для своего бизнеса.

«В университетской лаборатории нам удалось получить экстракт календулы, который обладает лечебными и противовоспалительными свойствами. Это абсолютно натуральное вещество, которое можно использовать в косметологии», - делится Назерке.

Магистрант и ее коллеги сотрудничают с алматинским КазНУ и турецким медицинским университетом. Именно в Турцию восточноказахстанцы направляли полученный ими экстракт на исследование, которое подтвердило не только лечебные и косметологические свойства, но и гипоаллергенность продукта.

В рамках бизнес-проекта, с которым Назерке участвует в республиканском конкурсе, она предлагает производить тканевые маски от прыщей, пропитанные полученным экстрактом. На данном этапе девушка занимается разработкой дизайна упаковки косметологической продукции.

«Открыть свое дело – моя большая мечта. Это шанс стать финансово-независимым. Изучила рынок. Мои главные конкуренты – продавцы корейской косметики. Но преимущество нашей разработки в том, что экстракт изготовлен из качественного местного сырья», - говорит Назерке.

Фитохимик поясняет, что если приобретать все необходимое для производства экстракта оборудование, проект будет неподъемным в финансовом плане. Поэтому она планирует запуск небольшого цеха на базе лаборатории вуза. Сами косметологические маски для пропитки календулой пока приходится покупать у зарубежных поставщиков.

По словам Назерке, на запуск бизнеса, при поддержке лаборатории вуза необходимо около 600 тыс. тенге. В будущем же девушка хочет производить продукцию для космической отрасли.

Анализ других студенческих проектов подтверждает, что молодежи не интересно что-то перепродавать. Каждый из них стремится либо открыть свое маленькое производство, либо запустить бизнес в сфере услуг. Так, Асель Абиева раскручивает проект по созданию творческой этно-мастерской, Ильяс Калымбеков планирует открыть дом досуга для людей в возрасте. Есть стартапы в сфере переработки ТБО, IT-технологий, пищевого производства.

Объединяет все студенческие проекты то, что их авторы, не считают привлечение финансов проблемой. Главное – найти востребованную идею.

При этом каждый говорит о массе возможностей и не понимает сверстников, которые не пытаются заглянуть за рамки университетской программы.

banner_wsj.gif

1966 просмотров

Как в Казахстане заработать на цветах

Делится личным опытом сооснователь магазина Ayala flowers

Фото: Офелия Жакаева

Первые деньги на цветочном рынке я заработала 14 февраля 2015 года, открыв онлайн-магазин буквально накануне – продажи цветов в интернете тогда были новинкой, дневной доход составил 7 тысяч тенге. Хороший стимул для студентки со стипендией в 20 тысяч. К 8 марта я подготовилась более основательно, заработала 100 тысяч тенге и укрепилась в желании развивать бизнес дальше.

В то время, по моим подсчетам, через интернет продавалось около 4% цветов. Я понимала, что эта доля будет расти и стала изучать стратегии лидеров онлайн-продаж одежды и доставки еды. Было очевидно, что их преимущество построено на тщательном ведении клиентской базы и внимании к бизнес-процессам.

Скоро я пришла к выводу о важности сочетания онлайн- и офлайн-инструментов. Открыла физический магазин, он стал складом и местом встречи с клиентами, впервые обратившимися ко мне за букетом. Если качество цветов и обслуживания их устраивало, в последующем они оформляли заказы через интернет-магазин.

Параллельно я инвестировала в развитие технологий для упрощения ведения бизнеса. Специальных решений для рынка цветов тогда не было и меня увлекла идея стать первопроходцем, а потом на основе созданных технологий развивать франшизу.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax2.JPGФото: Офелия Жакаева

Должна признаться, что до сих пор не осмеливаюсь подсчитать итоговую сумму, потраченную на эту идею. Я пробовала разные модели взаимодействия с разработчиками, но внедрить цифровизацию в том виде, в каком я ее себе представляла, пока еще не удалось. Хотя на исходе второго года разработок я в значительной степени разгрузила себя от операционной работы – бизнес работал уже автономно, без моего активного участия. 

В декабре 2018 года по личным причинам я оставила бизнес в Алматы и переехала в столицу. В соцсетях о переезде сообщила в канун 14 февраля 2019 года и была удивлена реакции: среди моих подписчиков оказалось много жителей Нур-Султана – они следили за моей работой в Алматы и были уверены, что теперь я буду развивать такой же бизнес и в столице. Так я стала знакомиться со столичным рынком цветов и уже к мартовскому празднику вместе с сестрой запустила новый онлайн-магазин цветов.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax3.JPGФото: Офелия Жакаева

За год работы в Нур-Султане заметила, что участники цветочного рынка, по сравнению со своими коллегами из Алматы, здесь более открыты и дружелюбны – охотнее делятся опытом, информацией о товаре. Второе отличие касается покупателей – люди менее привередливы и быстрее принимают решения, на согласование букета уходит меньше времени. Особенность цветочного онлайн-бизнеса в том, что клиенты могут выбрать и оценить букет только по фотографии. Собрав букет с учетом предпочтений клиента, я отправляю фото заказчику. В 95% случаев жителей столицы все устраивает и только в 5% случаев надо немного менять состав или упаковку букета.

С оптовыми поставщиками дела обстоят не очень хорошо – в столице их явно не хватает, часто приходится сталкиваться с дефицитом цветов. Еще одно отличие рынка Алматы и Нур-Султана продиктовано погодой. В столице зимой букеты дополнительно упаковывают в специальную обертку, чтобы защитить от холода, это увеличивает временные и финансовые затраты. И еще, по моим наблюдениям, в Алматы цветы дарят чаще.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png