Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2483 просмотра

Как студенту открыть бизнес с 600 тыс. тенге в кармане

Кейсы из Восточного Казахстана

Иллюстрация: Shutterstock

Эти ребята еще учатся в университете, но уже мечтают о своем деле. «Курсив» выяснял, почему студенты идут в предпринимательство, какие им интересны стартапы, и где они берут средства, чтобы реализовать свои идеи.

Своим первым бизнес-опытом и планами с «Курсивом» поделились студенты ВКГТУ им. Серикбаева, ВКГУ им. Аманжолова и КАСУ. Сейчас ребята принимают участие в одном из республиканских конкурсов стартап-проектов, но не ждут его итогов и грантов, а раскручивают свое дело самостоятельно.

Мороженое от десятиклассника

Первокурсник и будущий горняк Мерлат Кенесжан первые шаги в бизнесе сделал еще в 10 классе. Вместе со старшим братом, который тогда был студентом колледжа, они открыли в Семее точку по продаже тайского мороженого, Теперь аналогичный проект парень хочет раскрутить и в Усть-Каменогорске.

«У нас в Семее на тот момент никто не делал тайское или как его еще называют «жареное» мороженое. Его не жарят в прямом смысле слова, просто оно готовится на ледяной доске прямо на глазах покупателя. Брат прошел бизнес-курсы и нашел для нас инвестора. Мы взяли оборудование и начали работать во время каникул по патенту», - вспоминает Мерлат.

По его словам, в день, готовя на улице мороженое можно получить до 35 тыс. тенге чистой прибыли. На открытие же точки и приобретение оборудования необходимо 700 тыс.

«Но мы с братом сделали в Семее крытый павильон, чтобы не зависеть от погоды, на это понадобилось 1,3 млн тенге. Еще, так как мороженое - сезонный продукт, открыли точку по продаже одежды», - поясняет парень.

Мерлат признается, что не спускает заработанные деньги на развлечения - вкладывает их в дальнейшее развитие своего дела. Парень поставил перед собой цель – еще до получения диплома запустить крупный бизнес-проект, связанный с производством. Сейчас думает о птицеводстве.

Хостел по цене общежития

Дана Амирова – будущий программист. У второкурсницы есть свое виртуальное IT-агенство, она занимается разработкой и раскруткой сайтов. Дело идет, но девушка взялась за новый бизнес-проект. Она планирует открыть в Усть-Каменогорске хостел, который, по ее словам, предложит посетителям гостиничный комфорт по ценам общежития.

«В прошлом году я пережила серьезную операцию и практически на год выпала из жизни, в университете брала академический отпуск. Сначала сильно переживала, а потом решила использовать появившееся у меня время с пользой. Читала много книг, участвовала в тренингах и мастер-классах по психологии и бизнесу», - делится с «Курсивом» Дана.

Девушка уверена, что успешный бизнес построить можно только после того, как поймешь самого себя и найдешь то дело, которое тебе будет интересно.

«Не люблю слово «бизнесмен», больше нравится «предприниматель». То есть человек что-то предпринимает, чтобы изменить свою жизнь и жизнь окружающих. Я воспринимаю бизнес, как решение существующих проблем, своих и чужих», - поясняет студентка.

Именно поэтому Дана решила открыть хостел. Вокруг нее много студентов, которые постоянно жаловались на условия проживания в общежитиях. Будет ее бизнес ориентироваться и на туристов, чтобы привлечь их, акцент в оформлении интерьера планируется сделать на этнических мотивах. Уже проведен анализ работы конкурентов, обойти которых студентка планирует за счет количества постояльцев.

«Мы уже взяли в аренду большое здание и начали ремонт. Есть несколько вариантов развития проекта. Минимальные затраты на запуск – 2 млн тенге, максимальные – 4 млн. Уже есть более 10 заявок от потенциальных клиентов. Чувствую интерес к нашему предложению думаю, за полгода сможем выйти в ноль», - поясняет будущий программист.

Дана заверяет, что поиск финансов для раскрутки своего дела – не проблема. По ее словам, в ВКО достаточно состоявшихся бизнесменов, готовых стать инвесторами перспективных проектов и иметь в итоге пассивный доход. Есть возможность получения и венчурных инвестиций. Кроме того, по ее словам, на республиканском уровне разработаны неплохие проекты поддержки молодежных инициатив.

Маска от прыщей и безденежья

Назерке Сагдоллина – фитохимик, учится на 1 курсе магистратуры, давно увлекается изучением трав, растущих в ВКО и химией природных соединений. Девушка решила, что наука может стать хорошей основой для своего бизнеса.

«В университетской лаборатории нам удалось получить экстракт календулы, который обладает лечебными и противовоспалительными свойствами. Это абсолютно натуральное вещество, которое можно использовать в косметологии», - делится Назерке.

Магистрант и ее коллеги сотрудничают с алматинским КазНУ и турецким медицинским университетом. Именно в Турцию восточноказахстанцы направляли полученный ими экстракт на исследование, которое подтвердило не только лечебные и косметологические свойства, но и гипоаллергенность продукта.

В рамках бизнес-проекта, с которым Назерке участвует в республиканском конкурсе, она предлагает производить тканевые маски от прыщей, пропитанные полученным экстрактом. На данном этапе девушка занимается разработкой дизайна упаковки косметологической продукции.

«Открыть свое дело – моя большая мечта. Это шанс стать финансово-независимым. Изучила рынок. Мои главные конкуренты – продавцы корейской косметики. Но преимущество нашей разработки в том, что экстракт изготовлен из качественного местного сырья», - говорит Назерке.

Фитохимик поясняет, что если приобретать все необходимое для производства экстракта оборудование, проект будет неподъемным в финансовом плане. Поэтому она планирует запуск небольшого цеха на базе лаборатории вуза. Сами косметологические маски для пропитки календулой пока приходится покупать у зарубежных поставщиков.

По словам Назерке, на запуск бизнеса, при поддержке лаборатории вуза необходимо около 600 тыс. тенге. В будущем же девушка хочет производить продукцию для космической отрасли.

Анализ других студенческих проектов подтверждает, что молодежи не интересно что-то перепродавать. Каждый из них стремится либо открыть свое маленькое производство, либо запустить бизнес в сфере услуг. Так, Асель Абиева раскручивает проект по созданию творческой этно-мастерской, Ильяс Калымбеков планирует открыть дом досуга для людей в возрасте. Есть стартапы в сфере переработки ТБО, IT-технологий, пищевого производства.

Объединяет все студенческие проекты то, что их авторы, не считают привлечение финансов проблемой. Главное – найти востребованную идею.

При этом каждый говорит о массе возможностей и не понимает сверстников, которые не пытаются заглянуть за рамки университетской программы.


1684 просмотра

Как в Казахстане заработать на кроликах

«Курсив» узнал с чего следует начать

Фото: Shutterstock.com

Кролиководство промышленного масштаба по европейским технологиям в нашей стране ведется только в Восточном Казахстане. В год ферма по разведению кроликов села Казачье Уланского района поставляет в супермаркеты крупных городов республики более 15 тонн крольчатины. «Курсив» узнал, с какими сложностями пришлось столкнуться предпринимателю, взявшемуся за незнакомый вид бизнеса, и как казахстанцы приняли новый продукт.

Из финансиста – в кролиководы

Бизнес-историю Павла Чувилина из Восточного Казахстана нельзя назвать типичной. Три года назад специалист финансовой сферы, решивший открыть свое дело, выбрал кролиководство.

К новому делу Павел Чувилин подошел только с точки зрения успешности бизнес-идеи. Вначале он провел маркетинговое исследование, понял, что кролиководство имеет большой потенциал из-за роста потребления экологически чистых продуктов, ниша свободна, конкуренция низкая; выяснил, что компаний, которые продают крольчатину, в стране очень мало и большинство из них работают на уровне подсобных хозяйств.

Предприниматель подсчитал, чтобы вложенные, в том числе заемные, средства – а это более 100 млн тенге – через определенный срок вернулись со значительным приростом, к разведению кроликов необходимо подойти очень серьезно.

Вариант – поставить дешевые клетки в каком-нибудь крестьянском хозяйстве, запустить туда выкупленных в местных подворьях домашних кроликов – даже не рассматривался. Кроликоферму на 3 тыс. голов строили с нуля по европейской технологии интенсивного производства. К выбору участка для строительства фермер и его команда подошли, что называется, по науке: в учет принималось все – география территории, логистика, доступность ингредиентов для комбикорма, роза ветров. Хорошо продуваемую площадку нашли относительно недалеко от Усть-Каменогорска – в селе Казачье Уланского района. Построили ферму закрытого цикла, убойный цех, административный участок, установили холодильные камеры, системы микроклимата, цех по переработке комбикорма. Родительское стадо привезли из Италии. Мясная порода «калифорнийский кролик» была выбрана именно за ее высокопродуктивные качества.

«Успешность, масштабность этого бизнес-проекта возможны при условии, если удастся создать идеальные условия для кролика. А это значит, в помещении, где находятся животные, и зимой и летом нужно обеспечить стабильную температуру +20 градусов. Должна идеально работать система вентиляции, поэтому мы контролируем не только температуру и влажность, но и уровень аммиака. Имеет значение и количество света, и уровень шума. Кролики должны жить спокойной, размеренной жизнью, кушать, набирать в весе, размножаться», – рассказывает руководитель компании «Eco product» Павел Чувилин.

По собственному рецепту

Анализируя опыт крупнейших производств России, Павел понял, что один из самых важных факторов, который необходимо было соблюсти, – это правильное кормление. Не сеном и не зерном, а специальным сбалансированным гранулированным комбикормом, содержащим в себе 24 ингредиента. Тот факт, что такой уникальный корм, который в идеале должен быть у быстрорастущего кролика, нельзя было нигде купить, не остановил. Договорились с местным комбикормовым цехом о спецзаказе, корм стали готовить по своим рецептам. Некоторые ингредиенты приходится искать в России и везти за тысячи километров – например, свекловичный жом или кукурузный зародыш. Из травы желательно давать только клевер или люцерну.

Для системного управления производственными показателями используется технология искусственного осеменения. Это позволяет исключить все субъективные факторы, например, когда самка может не подпустить к себе крола. Поэтому окрол у всех самок происходит в один день. Контроль над процессом осеменения позволяет кролиководам доводить количество окролов до 7-8 в год (при размножении в естественной среде – 4 раза). Таким образом одна самка на ферме в год приносит до 70-80 крольчат.

Численность поголовья родительского стада в настоящее время приблизилась к 300. Количество животных для убоя в год превышает 10 тыс. особей (более 15 тонн крольчатины). Розничная стоимость килограмма мяса кролика  – 2 тыс. тенге.

«Когда система выстроена и работает, конечно, уже не так сложно. Мы соблюдали все формальности и создавали идеальные условия именно для того, чтобы получить хороший прирост веса. При таком раскладе за два с половиной месяца крольчонок уже достигает забойного веса тушки – 1,3-1,5 кг. Получается, на убой идут кролики-подростки, даже не достигшие полового созревания, поэтому мясо считается «молочным», – рассказывает Павел Чувилин.

Не все поняли

По мнению руководителя фирмы, отсутствие конкуренции – это большое преимущество и одновременно проклятие любого стартапа. Ведь путь еще никем не пройден и учиться приходится на своих ошибках. Как и добиваться внимания потребителя.

По словам Павла Чувилина, самой большой сложностью на первоначальном этапе построения системы продаж было преодоление недоверия со стороны торговой сети. К появлению нового для многих городских жителей продукта были не готовы и сами покупатели.

«Для нашей ментальности кролик – это не массовый продукт, поэтому люди сначала воспринимали его с большой осторожностью. Осложняло дело и то, что во многих городах супермаркеты уже имели опыт реализации кроликов, и он был негативным. Поэтому никто не хотел связываться с нами, несмотря на то, что качество продукции было отличным и кролик, что называется, был «с бумажкой». Мы преодолевали это недоверие постепенно, торгуя тушками самостоятельно прямо в торговых центрах. Когда продавцы увидели покупательский интерес, дело пошло», – вспоминает Павел.

В настоящее время, по его словам, замороженная продукция компании из Восточного Казахстана регулярно поступает в магазины Алматы, Нур-Султана, Караганды, Павлодара, других городов страны. В планах на ближайшую перспективу  увеличить производственные объемы в четыре раза и выйти на экспортные позиции на российский рынок.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций