Перейти к основному содержанию
4294 просмотра

Как открыть бизнес по чистке картошки в Нур-Султане

И можно ли на этом хорошо зарабатывать?

Фото: Pixabay

Мощность запущенного в столице Казахстана предприятия по очистке овощей – 6 тонн готовой продукции в сутки. После очистки овощи фасуются в вакуумную упаковку, что позволяет сохранить картофель в свежем виде до пяти суток, а морковь – до 10. Главные покупатели такой продукции – донерные.

Проект начал молодой предприниматель Санжар Каримбеков, за плечами которого несколько лет опыта на рынке фастфуда – он был и простым сотрудником донерной, и владельцем подобных точек общепита.

«Я не первый, кто запускает на рынке такое производство, но я первый, у кого пошли продажи и есть хорошие результаты», – рассказывает бизнесмен.

Легкий способ почистить картофель

У 24-летнего предпринимателя – большой опыт работы в общепите небольшого формата. Один из бизнес-проектов, в которых он участвовал – изготовление и продажа фасованных донеров со жвачкой и салфеткой в одной упаковке. Именно тогда Санжар Каримбеков обнаружил, что при приготовлении донеров большая часть времени и усилий тратится на очистку картофеля: «При изготовлении донера самый трудоемкий процесс – сделать фри. Картофель надо чистить, резать. Если в донерной два человека, один из них занимается в основном очисткой картофеля и нарезкой фри».

Так он решил чистить картофель в промышленных масштабах и предлагать донерщикам уже нарезанный и замороженный фри. Ментором Санжара Каримбекова на этом проекте стал бывший вице-министр сельского хозяйства Марат Толибаев.

«Мы полтора месяца работали только по презентации, и он (Марат Толибаев – «Курсив») мне делал замечания. За это я должен был отдать 3% от компании. Потом в команду вошел московский аналитик – я уговорил его инвестировать в проект. Также в капитал вошел финансист, который просчитал продажную цену, на каких объемах мы будем зарабатывать, какова себестоимость», – рассказывает предприниматель, отмечая, что общие инвестиции в проект в итоге составили 30 млн тенге.

В ноябре прошлого года в арендованном помещении было установлено оборудование, которое механически очищает картофель и морковь, а затем очищенные овощи фасуются в вакуумную упаковку.

Идея с продажей готового замороженного фри претерпела изменения – спрос именно на этот продукт оказался невысоким, и предприниматель решил продавать очищенные клубни картофеля. Позднее к ним прибавились очищенная морковь и очищенный уже вручную лук. Владельцам донерных, кафе, ресторанов и столовых оказалось интересно приобретать не только очищенный картофель, но и другие овощи, чтобы не держать работников и площади под очистку и нарезку у себя. Правда, оценили новое бизнес-предложение представители общепита не сразу.

«В соседней России есть крупные предприятия по очистке овощей, и они продают очищенный картофель – в тенговом эквиваленте – по 200 тенге за килограмм. Мы продаем за 115, но нам возражали: «Это дорого, мы неочищенный по 90 тенге покупаем». У меня хороший опыт работы в продажах, и все равно я получил 400 отказов», – делится Санжар Каримбеков.

Ему пришлось убеждать клиентов в том, что потери картофеля при ручной чистке несравнимы с машинной, кроме того, необходимо оплачивать работу того, кто чистит овощи.

«Один человек успевает почистить за день 200 килограммов картофеля при условии, что он хорошо чистит, а это зарплата в 3500 тенге в день», – говорит предприниматель, добавляя, что есть точки, где ежедневно необходимо чистить целую тонну картофеля.

Предприниматель быстро понял, что агитировать на использование нового продукта администраторов – это ошибка. Общаться надо с владельцами донерных. Именно им он стал приводить все цифры по количеству отходов и очищенного картофеля при ручной и машинной чистке. А также показывать на практике – как это работает.

«Мы снимаем все и выкладываем в интернете, приглашаем сюда любого владельца ресторана, чтобы рестораторы понимали», – объясняет он свой подход к продвижению продукции.

Новые клиенты, новая география

До начала поставок на рынок было испорчено четыре тонны картофеля – добивались нужного качества фри. Продажи начались 26 февраля – тогда было продано 100 килограммов продукции, к середине мая общий объем продаж очищенных овощей составлял уже несколько сот тонн. Клиентами производства являются более 30 столичных донерных, ресторанов и столовых. Санжар Каримбеков планирует сохранять стоимость продаваемого очищенного картофеля на уровне 115 тенге за килограмм до середины лета. Его задача – нарастить клиентскую базу, даже несмотря на возможный рост рыночной стоимости сырья.

«В начале марта картофель на рынке можно было найти за 50–55 тенге за килограмм, сейчас – за 80–90 тенге. Лук стоил 75 тенге, даже 50 тенге. В настоящее время цена уже 155 тенге», – напоминает он.

«Сейчас мы получаем около 30 тенге с одного килограмма, когда могли бы 50–60 тенге. Мы поставили такие цены для того, чтобы загрузить производство, показать людям выгоду от использования нашей продукции. И сейчас клиенты начинают осознавать – у них всегда гарантированно есть чистый картофель», – говорит предприниматель.

На данный момент предприятие ежедневно покупает на рынке около тонны картофеля. Ожидается, что спрос будет быстро расти – так, что уже в середине июня цех выйдет на полную мощность в 6 тонн в день. В ближайшее время предприниматель планирует запустить аналогичное производство в Алматы. Многие его столичные клиенты имеют там даже большее число точек, так что проблем со сбытом он не опасается.

«В Нур-Султане одна точка «Базилик», в Алматы – две такие точки, которые ежедневно будут приобретать три тонны очищенных овощей. Если в столице Zheka's Doner два или три, то в Алматы их 14. Поэтому, я думаю, не будет проблем по загруженности производства. Тем более, что мы заходим на рынок с небольшой маржей, а не как наши предшественники, которые сразу выставляли цену в 200–250 тенге за один килограмм очищенного картофеля», – резюмирует предприниматель.

К слову, на связь с ним уже вышли сельхозпроизводители, которые готовы посадить картофель именно под производство по очистке овощей – чтобы иметь гарантированный сбыт осенью.

banner_wsj.gif

1966 просмотров

Как в Казахстане заработать на цветах

Делится личным опытом сооснователь магазина Ayala flowers

Фото: Офелия Жакаева

Первые деньги на цветочном рынке я заработала 14 февраля 2015 года, открыв онлайн-магазин буквально накануне – продажи цветов в интернете тогда были новинкой, дневной доход составил 7 тысяч тенге. Хороший стимул для студентки со стипендией в 20 тысяч. К 8 марта я подготовилась более основательно, заработала 100 тысяч тенге и укрепилась в желании развивать бизнес дальше.

В то время, по моим подсчетам, через интернет продавалось около 4% цветов. Я понимала, что эта доля будет расти и стала изучать стратегии лидеров онлайн-продаж одежды и доставки еды. Было очевидно, что их преимущество построено на тщательном ведении клиентской базы и внимании к бизнес-процессам.

Скоро я пришла к выводу о важности сочетания онлайн- и офлайн-инструментов. Открыла физический магазин, он стал складом и местом встречи с клиентами, впервые обратившимися ко мне за букетом. Если качество цветов и обслуживания их устраивало, в последующем они оформляли заказы через интернет-магазин.

Параллельно я инвестировала в развитие технологий для упрощения ведения бизнеса. Специальных решений для рынка цветов тогда не было и меня увлекла идея стать первопроходцем, а потом на основе созданных технологий развивать франшизу.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax2.JPGФото: Офелия Жакаева

Должна признаться, что до сих пор не осмеливаюсь подсчитать итоговую сумму, потраченную на эту идею. Я пробовала разные модели взаимодействия с разработчиками, но внедрить цифровизацию в том виде, в каком я ее себе представляла, пока еще не удалось. Хотя на исходе второго года разработок я в значительной степени разгрузила себя от операционной работы – бизнес работал уже автономно, без моего активного участия. 

В декабре 2018 года по личным причинам я оставила бизнес в Алматы и переехала в столицу. В соцсетях о переезде сообщила в канун 14 февраля 2019 года и была удивлена реакции: среди моих подписчиков оказалось много жителей Нур-Султана – они следили за моей работой в Алматы и были уверены, что теперь я буду развивать такой же бизнес и в столице. Так я стала знакомиться со столичным рынком цветов и уже к мартовскому празднику вместе с сестрой запустила новый онлайн-магазин цветов.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax3.JPGФото: Офелия Жакаева

За год работы в Нур-Султане заметила, что участники цветочного рынка, по сравнению со своими коллегами из Алматы, здесь более открыты и дружелюбны – охотнее делятся опытом, информацией о товаре. Второе отличие касается покупателей – люди менее привередливы и быстрее принимают решения, на согласование букета уходит меньше времени. Особенность цветочного онлайн-бизнеса в том, что клиенты могут выбрать и оценить букет только по фотографии. Собрав букет с учетом предпочтений клиента, я отправляю фото заказчику. В 95% случаев жителей столицы все устраивает и только в 5% случаев надо немного менять состав или упаковку букета.

С оптовыми поставщиками дела обстоят не очень хорошо – в столице их явно не хватает, часто приходится сталкиваться с дефицитом цветов. Еще одно отличие рынка Алматы и Нур-Султана продиктовано погодой. В столице зимой букеты дополнительно упаковывают в специальную обертку, чтобы защитить от холода, это увеличивает временные и финансовые затраты. И еще, по моим наблюдениям, в Алматы цветы дарят чаще.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png