Перейти к основному содержанию
2475 просмотров

Как открыть бизнес по чистке картошки в Нур-Султане

И можно ли на этом хорошо зарабатывать?

Фото: Pixabay

Мощность запущенного в столице Казахстана предприятия по очистке овощей – 6 тонн готовой продукции в сутки. После очистки овощи фасуются в вакуумную упаковку, что позволяет сохранить картофель в свежем виде до пяти суток, а морковь – до 10. Главные покупатели такой продукции – донерные.

Проект начал молодой предприниматель Санжар Каримбеков, за плечами которого несколько лет опыта на рынке фастфуда – он был и простым сотрудником донерной, и владельцем подобных точек общепита.

«Я не первый, кто запускает на рынке такое производство, но я первый, у кого пошли продажи и есть хорошие результаты», – рассказывает бизнесмен.

Легкий способ почистить картофель

У 24-летнего предпринимателя – большой опыт работы в общепите небольшого формата. Один из бизнес-проектов, в которых он участвовал – изготовление и продажа фасованных донеров со жвачкой и салфеткой в одной упаковке. Именно тогда Санжар Каримбеков обнаружил, что при приготовлении донеров большая часть времени и усилий тратится на очистку картофеля: «При изготовлении донера самый трудоемкий процесс – сделать фри. Картофель надо чистить, резать. Если в донерной два человека, один из них занимается в основном очисткой картофеля и нарезкой фри».

Так он решил чистить картофель в промышленных масштабах и предлагать донерщикам уже нарезанный и замороженный фри. Ментором Санжара Каримбекова на этом проекте стал бывший вице-министр сельского хозяйства Марат Толибаев.

«Мы полтора месяца работали только по презентации, и он (Марат Толибаев – «Курсив») мне делал замечания. За это я должен был отдать 3% от компании. Потом в команду вошел московский аналитик – я уговорил его инвестировать в проект. Также в капитал вошел финансист, который просчитал продажную цену, на каких объемах мы будем зарабатывать, какова себестоимость», – рассказывает предприниматель, отмечая, что общие инвестиции в проект в итоге составили 30 млн тенге.

В ноябре прошлого года в арендованном помещении было установлено оборудование, которое механически очищает картофель и морковь, а затем очищенные овощи фасуются в вакуумную упаковку.

Идея с продажей готового замороженного фри претерпела изменения – спрос именно на этот продукт оказался невысоким, и предприниматель решил продавать очищенные клубни картофеля. Позднее к ним прибавились очищенная морковь и очищенный уже вручную лук. Владельцам донерных, кафе, ресторанов и столовых оказалось интересно приобретать не только очищенный картофель, но и другие овощи, чтобы не держать работников и площади под очистку и нарезку у себя. Правда, оценили новое бизнес-предложение представители общепита не сразу.

«В соседней России есть крупные предприятия по очистке овощей, и они продают очищенный картофель – в тенговом эквиваленте – по 200 тенге за килограмм. Мы продаем за 115, но нам возражали: «Это дорого, мы неочищенный по 90 тенге покупаем». У меня хороший опыт работы в продажах, и все равно я получил 400 отказов», – делится Санжар Каримбеков.

Ему пришлось убеждать клиентов в том, что потери картофеля при ручной чистке несравнимы с машинной, кроме того, необходимо оплачивать работу того, кто чистит овощи.

«Один человек успевает почистить за день 200 килограммов картофеля при условии, что он хорошо чистит, а это зарплата в 3500 тенге в день», – говорит предприниматель, добавляя, что есть точки, где ежедневно необходимо чистить целую тонну картофеля.

Предприниматель быстро понял, что агитировать на использование нового продукта администраторов – это ошибка. Общаться надо с владельцами донерных. Именно им он стал приводить все цифры по количеству отходов и очищенного картофеля при ручной и машинной чистке. А также показывать на практике – как это работает.

«Мы снимаем все и выкладываем в интернете, приглашаем сюда любого владельца ресторана, чтобы рестораторы понимали», – объясняет он свой подход к продвижению продукции.

Новые клиенты, новая география

До начала поставок на рынок было испорчено четыре тонны картофеля – добивались нужного качества фри. Продажи начались 26 февраля – тогда было продано 100 килограммов продукции, к середине мая общий объем продаж очищенных овощей составлял уже несколько сот тонн. Клиентами производства являются более 30 столичных донерных, ресторанов и столовых. Санжар Каримбеков планирует сохранять стоимость продаваемого очищенного картофеля на уровне 115 тенге за килограмм до середины лета. Его задача – нарастить клиентскую базу, даже несмотря на возможный рост рыночной стоимости сырья.

«В начале марта картофель на рынке можно было найти за 50–55 тенге за килограмм, сейчас – за 80–90 тенге. Лук стоил 75 тенге, даже 50 тенге. В настоящее время цена уже 155 тенге», – напоминает он.

«Сейчас мы получаем около 30 тенге с одного килограмма, когда могли бы 50–60 тенге. Мы поставили такие цены для того, чтобы загрузить производство, показать людям выгоду от использования нашей продукции. И сейчас клиенты начинают осознавать – у них всегда гарантированно есть чистый картофель», – говорит предприниматель.

На данный момент предприятие ежедневно покупает на рынке около тонны картофеля. Ожидается, что спрос будет быстро расти – так, что уже в середине июня цех выйдет на полную мощность в 6 тонн в день. В ближайшее время предприниматель планирует запустить аналогичное производство в Алматы. Многие его столичные клиенты имеют там даже большее число точек, так что проблем со сбытом он не опасается.

«В Нур-Султане одна точка «Базилик», в Алматы – две такие точки, которые ежедневно будут приобретать три тонны очищенных овощей. Если в столице Zheka's Doner два или три, то в Алматы их 14. Поэтому, я думаю, не будет проблем по загруженности производства. Тем более, что мы заходим на рынок с небольшой маржей, а не как наши предшественники, которые сразу выставляли цену в 200–250 тенге за один килограмм очищенного картофеля», – резюмирует предприниматель.

К слову, на связь с ним уже вышли сельхозпроизводители, которые готовы посадить картофель именно под производство по очистке овощей – чтобы иметь гарантированный сбыт осенью.

3429 просмотров

Как ливанец зарабатывает на кукурузе в Караганде

Особенность его продукции заключается в том, что в каждой упаковке есть небольшой подарок-сюрприз

Фото: Andrii Iemelianenko

У братьев Джафар казахстанское предприятие – не первое по счету. Сладкий бизнес они начали развивать сначала в родном Ливане, а затем стали завоевывать рынок Болгарии. Там в 1998 году они открыли первое крупное производство по выпуску кукурузных палочек, которые стали пользоваться активным спросом у местного населения.

В Украине их бизнес стартовал в 2003 году. На белорусский рынок братья вышли в 2007 году. А в 2013-м познакомились с казахстанскими предпринимателями, один из которых пригласил ливанских бизнесменов попробовать организовать аналогичное производство и в РК. 

«Я работал с братом в Беларуси и познакомился там с предпринимателем из Караганды. Ему понравилась наша идея и продукция. Он нам сказал, что в Казахстане такой продукции с сюрпризами нет. И мы решили попробовать свои силы здесь», – рассказал предприниматель Рафат Джафар Шафик.

В первую очередь бизнесмен стал искать удобное место расположения для своего будущего предприятия. Побывал в Алматы и Нур-Султане, но его выбор пал на Караганду, так как там оказалась самая удобная транспортная развязка.

«В Караганде нам удалось познакомиться и подружиться с владельцем здания и складских помещений, в которых сейчас располагается наше производство. Мы договорились с ним об аренде помещений общей площадью более 2 тыс. кв. м за 2 млн тенге», – отметил Рафат Джафар Шафик.

Чтобы запустить свое производство, предприниматель вложил в него более 270 тыс. евро. Изначально он занимался только упаковкой продукции других производителей. Однако с самого начала преследовал цель наладить полный цикл производства – от изготовления самих кукурузных палочек, разработки оригинальной упаковки и закупа качественных игрушек до упаковки готовой продукции. Кроме этого, он хотел выпускать продукт более высокого качества, чем местный. 

«Поначалу не все шло гладко. К примеру, был сильный скачок курса доллара, который не давал мне сориентироваться, по какой цене продавать товар. В июне 2015 года доллар стоил 185 тенге, а когда я приехал в сентябре, он уже стоил 270 тенге. И оборудование, и сырье, которые я хотел купить в Италии и Китае, были привязаны к доллару. Поэтому на первых порах я потерял около $180–200 тыс. Но любой бизнес в самом начале терпит убытки. Мы просто знали, что сможем наверстать все, потому что людям нравился наш товар», – говорит собеседник.

Оборудование для своего цеха бизнесмен закупал в разных странах. Часть привез из Болгарии, купив у своего брата. К примеру, производственная линия по выпуску кукурузных палочек стоила $100 тыс. Еще четыре автоматических упаковочных станка он приобрел также в пределах $100 тыс. в Болгарии и Беларуси. Они были не новыми, но в отличном состоянии. Также ему понадобились два станка для пайки подарочных яиц, полуавтоматическая установка фасовки кукурузных палочек и 10 паяльных устройств для упаковки. 

Освоить рынок

Первые три года предприятие работало лишь на покрытие своих расходов и осваивалось в Казахстане. В плюс бизнес вышел только в 2018 году, и предприниматель сразу же стал думать о расширении ассортимента продукции и увеличении оборотов. За кредитом он обратился в АО «Сбербанк», а для получения субсидий по частичному возмещению процентной ставки за кредит и бесплатной гарантии – в Фонд развития предпринимательства «Даму», так как для выдачи полной суммы займа ему не хватало залогов. К гражданину иностранного государства фонд долго присматривался.

«Я представил в качестве гарантии движимое имущество: машины, оборудование и т. д. Фонд понять можно, так как я иностранец, они должны проверить все. Я благодарен им за оказанное доверие и получение 10 млн тенге. Эти деньги я должен вернуть за полгода под 8%. Для нас эта сумма небольшая. Но очень нужная. Мы можем отдать ее за месяц», – рассказал г-н Рафат Джафар Шафик.

Сейчас его предприятие выпускает в среднем около двух тонн кукурузных палочек в день. Более 40% продукции уходит на экспорт в Россию. На внутренний рынок Казахстана идет остальная часть. В основном, крупными заказчиками являются города Алматы и Нур-Султан. К сожалению, в крупных супермаркетах Караганды продукцию бизнесмена не встретишь. Ее можно купить на оптовых рынках и в небольших магазинчиках. Предприниматель связывает это с конкуренцией и большими деньгами, которые у него просят владельцы супермаркетов для того, чтобы поставить товар на свои полки.

«Мы думаем, что в будущем наша продукция появится на полках супермаркетов. Пока это проблематично, так как, чтобы реализовывать поставки в крупные супермаркеты, нам нужно отдавать большие деньги. А мы работаем, в основном, с оптовыми дистрибьютерами, поэтому заказы у нас есть всегда. В основном, российские покупатели делают крупные заказы. В планах у нас расширить границы и экспортировать товар в Узбекистан и Кыргызстан», – признался г-н Рафат Джафар Шафик.

На его производстве для выпуска кукурузных палочек используют только казахстанское сырье. Бизнесмен отметил, что закупает кукурузную крупу, масло и сахар в Караганде, а упаковочные материалы – в Алматы. На его производстве трудится исключительно местное население. Всего в цехах работают 45 человек. Средняя заработная плата сотрудников составляет 100 тыс. тенге. 

Наполеоновские планы

На сегодняшний день карагандинское предприятие расширяет линейку своей продукции. К Новому году компания намерена увеличить объемы поставок уже имеющихся видов продукции и наладить производство новинки – подарочных наборов в виде чупа-чупсов. Данный продукт сейчас проходит стадию получения сертификата соответствия. 

«Пока планировать конкретные объемы производства сложно: в основном, это ручной труд. Поэтому сначала нужно обучить этому людей. Но, думаем, перед Новым годом данный продукт будет пользоваться еще большим спросом», – добавил г-н Рафат Джафар Шафик.

В будущем бизнесмен намерен увеличить площадь своего производства за счет строительства собственного завода, которое он планирует начать в течение трех лет. После запуска завода могут появиться дополнительные рабочие места для местных жителей.

«Сейчас дела у нас идут хорошо. Мы на втором месте по продажам после предприятия моего брата в Болгарии. На третьем месте производство в Беларуси и на четвертом – в Украине. Надеемся завоевать и казахстанцев», – резюмировал предприниматель.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance