Как бывшая учительница открыла бизнес-центр в казахстанской глубинке

Почти каждый третий работоспособный житель Жуалынского района занят в МСБ

Изображение: Shutterstock.com

Около трети трудоспособных жителей Жуалынского района Жамбылской области заняты в сфере МСБ. Помимо традиционного производства аграрной продукции здесь начал развиваться бизнес в сфере бытового обслуживания населения.

Новосельский тренд

В Жуалынском районе Жамбылской области сегодня проживают около 51 тыс. человек, из которых более 30 тыс. – это люди трудоспособного возраста. 9 тыс. из них заняты в сфере МСБ. Свыше 15 тыс. жуалынцев обеспечивают себя всем необходимым за счет личных подворных хозяйств либо получают социальные пособия.

Как рассказал «Курсиву» руководитель отдела предпринимательства и промышленности акимата Жуалынского района Талгат Амиралиев, желающие заниматься бизнесом не ограничиваются производством продукции сельского хозяйства. Ведь сельчане хотят иметь рядом не только магазины, но и получать услуги в салонах красоты, ателье.

«В последнее время в районе открылось несколько современных салонов. Теперь девушкам и женщинам, чтобы сделать современный маникюр, не нужно ехать в Тараз. Еще у нас недавно появилась автомойка с самообслуживанием. Есть также бизнес-центр «Нурай-Плаза». Я уже не говорю о том, что у нас хорошо развита сеть общепита, где жители района могут провести торжество или просто пообедать. И если раньше подобные объекты открывались, чтобы просто обслуживать население, то сегодня появилась определенная конкуренция», – говорит руководитель ОПП.

Красота по-жуалынски

По словам главного специалиста райотдела предпринимательства и промышленности Шынгыса Боранбаева, наиболее ярким примером успешного бизнеса в этом направлении стала Студия красоты Каламкас Алиевой.

Прежде чем решиться запустить собственное дело, Каламкас Алиева научилась делать маникюр и педикюр, стала мастером макияжа и только тогда обратилась в районный центр поддержки предпринимателей.

«Открыть свой салон красоты решилась легко, но чтобы воплотить мечту в реальность, пришлось потрудиться. Взяла в кредит 1,5 млн тенге, арендовала помещение, сама обучила специалистов. У меня трудятся восемь человек. Сегодня от клиентов у нас нет отбоя. Но сказать, что зарабатываю много денег, нельзя. Много средств уходит на возврат кредита и аренду зала. Хотя дела у нас, считаю, идут неплохо. Я сейчас думаю, как открыть свой салон в Таразе», – поделилась Каламкас Алиева.

Оказались востребованными

Среди других показательных примеров также называют бизнес-центр «Нурай-Плаза», который в прошлом году открыла бывшая учительница Нурила Малибекова.

«Над идеей создать на базе здания райбыткомбината бизнес-центр я задумывалась давно. Но реализовать ее смогла только в середине минувшего года. Кредит на эти цели не брала, использовала исключительно собственные средства. Чтобы выкупить здание у прежнего владельца, отдала 17 млн тенге и столько же ушло на его реконструкцию», – рассказывает предпринимательница.

Результат сегодня оценили все жуалынцы: в бизнес-центре имеется центр внешкольного образования, где дети могут за небольшую плату посещать группу продленного дня, заниматься дополнительно русским, казахским и английским языками, подготовиться к единому национальному тестированию. Также действуют кафе и несколько торговых точек.

В селе Б. Момышулы работает единственная автомойка самообслуживания. По словам Шынгыса Боранбаева, на строительство и приобретение оборудования автомойки местная предпринимательница Рабига Жолдасова направила 10 млн тенге из собственных средств. В день здесь обслуживается 40 автомашин, а стоимость одной помывки составляет 250 тенге.

Как отметил специалист, в Жуалынском районе есть люди, способные создать у себя на родине крепкий бизнес.

«Однако они почему-то предпочитают вкладывать средства в недвижимое имущество либо инвестируют их в производства в Алматы или Нур-Султане. В последнее время у нас был лишь один случай, когда уроженец Жуалы помог восстановить бывшую нефтебазу. Больше таких примеров не припомню», – подчеркнул Шынгыс Боранбаев.

Где деньги дают

Между тем начать свое дело на собственные средства могут немногие. Не всем желающим открыть бизнес, а их в районе много, также удается получить финансирование в банках.

«Сельчане часто обращаются к нам со своими бизнес-идеями, – поведал Талгат Амиралиев. – Мы помогаем им подготовить пакет документов, отправляем в банки второго уровня. Но именно на этом этапе у большинства предпринимателей все и заканчивается, так как БВУ не устраивает залоговое имущество либо сама идея не кажется состоятельной».

По данным руководителя отдела, в районе имеется четыре микрокредитных организаций, выдающих кредиты субъектам предпринимательства. В течение января – апреля 2019 года ими было выдано кредитов на общую сумму 910,3 млн тенге. Этой услугой воспользовалось 1,8 тыс. жуалынцев.

Сельский бизнес_Монтажная область 1.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg