Перейти к основному содержанию


2296 просмотров

Как бывшая учительница открыла бизнес-центр в казахстанской глубинке

Почти каждый третий работоспособный житель Жуалынского района занят в МСБ

Изображение: Shutterstock.com

Около трети трудоспособных жителей Жуалынского района Жамбылской области заняты в сфере МСБ. Помимо традиционного производства аграрной продукции здесь начал развиваться бизнес в сфере бытового обслуживания населения.

Новосельский тренд

В Жуалынском районе Жамбылской области сегодня проживают около 51 тыс. человек, из которых более 30 тыс. – это люди трудоспособного возраста. 9 тыс. из них заняты в сфере МСБ. Свыше 15 тыс. жуалынцев обеспечивают себя всем необходимым за счет личных подворных хозяйств либо получают социальные пособия.

Как рассказал «Курсиву» руководитель отдела предпринимательства и промышленности акимата Жуалынского района Талгат Амиралиев, желающие заниматься бизнесом не ограничиваются производством продукции сельского хозяйства. Ведь сельчане хотят иметь рядом не только магазины, но и получать услуги в салонах красоты, ателье.

«В последнее время в районе открылось несколько современных салонов. Теперь девушкам и женщинам, чтобы сделать современный маникюр, не нужно ехать в Тараз. Еще у нас недавно появилась автомойка с самообслуживанием. Есть также бизнес-центр «Нурай-Плаза». Я уже не говорю о том, что у нас хорошо развита сеть общепита, где жители района могут провести торжество или просто пообедать. И если раньше подобные объекты открывались, чтобы просто обслуживать население, то сегодня появилась определенная конкуренция», – говорит руководитель ОПП.

Красота по-жуалынски

По словам главного специалиста райотдела предпринимательства и промышленности Шынгыса Боранбаева, наиболее ярким примером успешного бизнеса в этом направлении стала Студия красоты Каламкас Алиевой.

Прежде чем решиться запустить собственное дело, Каламкас Алиева научилась делать маникюр и педикюр, стала мастером макияжа и только тогда обратилась в районный центр поддержки предпринимателей.

«Открыть свой салон красоты решилась легко, но чтобы воплотить мечту в реальность, пришлось потрудиться. Взяла в кредит 1,5 млн тенге, арендовала помещение, сама обучила специалистов. У меня трудятся восемь человек. Сегодня от клиентов у нас нет отбоя. Но сказать, что зарабатываю много денег, нельзя. Много средств уходит на возврат кредита и аренду зала. Хотя дела у нас, считаю, идут неплохо. Я сейчас думаю, как открыть свой салон в Таразе», – поделилась Каламкас Алиева.

Оказались востребованными

Среди других показательных примеров также называют бизнес-центр «Нурай-Плаза», который в прошлом году открыла бывшая учительница Нурила Малибекова.

«Над идеей создать на базе здания райбыткомбината бизнес-центр я задумывалась давно. Но реализовать ее смогла только в середине минувшего года. Кредит на эти цели не брала, использовала исключительно собственные средства. Чтобы выкупить здание у прежнего владельца, отдала 17 млн тенге и столько же ушло на его реконструкцию», – рассказывает предпринимательница.

Результат сегодня оценили все жуалынцы: в бизнес-центре имеется центр внешкольного образования, где дети могут за небольшую плату посещать группу продленного дня, заниматься дополнительно русским, казахским и английским языками, подготовиться к единому национальному тестированию. Также действуют кафе и несколько торговых точек.

В селе Б. Момышулы работает единственная автомойка самообслуживания. По словам Шынгыса Боранбаева, на строительство и приобретение оборудования автомойки местная предпринимательница Рабига Жолдасова направила 10 млн тенге из собственных средств. В день здесь обслуживается 40 автомашин, а стоимость одной помывки составляет 250 тенге.

Как отметил специалист, в Жуалынском районе есть люди, способные создать у себя на родине крепкий бизнес.

«Однако они почему-то предпочитают вкладывать средства в недвижимое имущество либо инвестируют их в производства в Алматы или Нур-Султане. В последнее время у нас был лишь один случай, когда уроженец Жуалы помог восстановить бывшую нефтебазу. Больше таких примеров не припомню», – подчеркнул Шынгыс Боранбаев.

Где деньги дают

Между тем начать свое дело на собственные средства могут немногие. Не всем желающим открыть бизнес, а их в районе много, также удается получить финансирование в банках.

«Сельчане часто обращаются к нам со своими бизнес-идеями, – поведал Талгат Амиралиев. – Мы помогаем им подготовить пакет документов, отправляем в банки второго уровня. Но именно на этом этапе у большинства предпринимателей все и заканчивается, так как БВУ не устраивает залоговое имущество либо сама идея не кажется состоятельной».

По данным руководителя отдела, в районе имеется четыре микрокредитных организаций, выдающих кредиты субъектам предпринимательства. В течение января – апреля 2019 года ими было выдано кредитов на общую сумму 910,3 млн тенге. Этой услугой воспользовалось 1,8 тыс. жуалынцев.

Сельский бизнес_Монтажная область 1.jpg


1088 просмотров

Как в Казахстане заработать на росте населения

Кейс из Аксу

Фото: Shutterstock.com

Для малышей родители покупают самое лучшее. Это дает возможность развивать легкую промышленность, пусть пока и на уровне индивидуального предпринимательства.

Свой бизнес

На днях предпринимательница из города Аксу Дарья Ларичева завершает ремонт в выделенном с помощью местных властей помещении и готовится поставить на поток бизнес по пошиву одежды для новорожденных.

Начинала свое дело молодая женщина с того, что лучше всего умеет делать. За плечами было обучение в колледже, где она освоила портняжное дело, и, пусть и небольшой, опыт работы в различных ателье. Вот и решила всерьез заняться шитьем. Важно было найти свою нишу, но подсказку дали жизненные обстоятельства.

Началось все с конверта и одеяла, которые она подготовила для своего ребенка. Обновы спонравились ее знакомой, и та попросила сшить что-то похожее и для нее. Так пошли заказы. Молодые мамы оказались самыми благодарными заказчиками, с ними было проще найти общий язык.

Об инвестициях

Решив стать предпринимателем, Дарья поняла, что необходимо обзавестись хотя бы минимальным набором машинок и тканей. Взяла кредит в 500 тыс. тенге. Поскольку детская одежда требует только натуральных тканей хорошего качества, нашла торговую точку с материалом, соответствующим этим требованиям. В настоящее время женщине все еще приходится покупать ткани и сопутствующий материал у посредников, но она надеется со временем эту ситуацию изменить и приобретать необходимое по оптовым ценам большими объемами.

Поиск помещения оказался следующим этапом. Найти такое по минимальной цене аренды – 10 тыс. тенге в месяц – помогли местные власти. В результате она стала обладательницей небольшой площадки, где разместила свою мастерскую, перевезла туда оборудование и занялась ремонтом. Все идеи для оформления придумала сама. Есть уже и название будущего бренда одежды, который начинающая предпринимательница планирует в перспективе зарегистрировать.

«Это я сделаю позже, когда смогу начать производить одежду большими партиями. Но для этого мне необходимо подобрать коллектив, что оказалось не самой простой задачей», – рассказала «Курсиву» Дарья Ларичева.

Кадры решают всё

Во время практики в колледже, а девушка проходила ее на известном в Павлодаре предприятии по пошиву модной одежды, ее приставили к мастеру по головным уборам. Сами изделия ее не сильно заинтересовали. Но полезный опыт на производстве она получила, научившись выстраивать отношения в коллективе, что всегда необходимо в бизнесе.

«Решив взять на работу помощника, столкнулась с проблемой отсутствия кадров. И здесь важно даже не то, насколько хорошо ты владеешь навыками шитья, а отношение к работе. Когда я сама была в качестве наемного работника, то понимала, что как бы ты себя ни чувствовал, что бы ни произошло, надо выполнить поставленную задачу. Вот таких, близких по духу, людей оказалось найти сложно», – говорит предпринимательница.

Она планирует делать ставку на выпускников того самого колледжа, где училась сама.

Детали дела

Производство одежды – процесс длительный и кропотливый. Начинается с идеи. Маркетинговые исследования Дарья проводит самостоятельно: изучает рынок, общается с заказчиками.

«Естественно, сегодня что-то новенькое можно подсмотреть в интернете, но обязательно вносишь в модель свои решения», – говорит Дарья Ларичева.

По ее словам, при приобретении сырья очень важно соблюсти баланс цены и качества, чтобы изделия были доступны покупателю.

«Пока я шью небольшие линейки продукции. В планах найти оптовиков в той же столице и отдавать им партии одежды по той же цене, что я реализую в Аксу. Ну а там они уже пусть свою цену назначают», – поделилась предпринимательница.

К слову, модели, которые она шьет, значительно дешевле, чем привозные, которые сегодня реализуются в регионе. По словам начинающей предпринимательницы, сейчас главное для нее – закрепиться на рынке. Возраст детей, на которых она ориентируется, – от нуля до трех лет. Основной ассортимент – постельное белье для детских кроваток, бортики для них, которые она мастерит как отдельные подушки в виде симпатичных зверушек, ортопедические подушки для младенцев по особой выкройке. Причем каждая подушка снабжается инструкцией по уходу. А еще платья, боди, распашонки, особые хлопчатобумажные пинетки, нарядные повязки для головы и многое другое.

В ближайших планах Дарьи Ларичевой привлечь новую возрастную категорию – наладить производство постельного белья для детей постарше, вплоть до подросткового возраста. А пока хозяйка ателье мечтает о собственной франшизе.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций