Перейти к основному содержанию
1206 просмотров

Сложно ли на севере Казахстана заниматься цветочным бизнесом

И какая проблема для "цветочников" является самой острой

Фото: Shutterstock

Основной проблемой для североказахстанских цветочников является логистика. Собственных плантаций в регионе с резко континентальным климатом нет, поэтому цветы приходится везти из-за рубежа. Ближайший пункт в Казахстане, где можно закупить гвоздики и розы, расположен в Степногорске. Насколько рентабельным в таких условиях может быть бизнес, в интервью «Курсиву» рассказала руководитель петропавловской студии флористики FloweROM Елена Романова.

– Северо-Казахстанская область из-за сложных погодных условий не слишком подходит для круглогодичного разведения цветов. Какие сложности из-за этого испытывают те, кто посвятил себя этому виду деятельности?

– Сложность цветочного бизнеса в СКО заключается в доставке цветов до Петропавловска. Соответственно, их состояние при транспортировке ухудшается и цена за счет аренды дополнительного транспорта увеличивается. К примеру, в Алматы, Нур-Султане, российском Екатеринбурге цветы доставляют прямиком из Голландии самолетом. Чтобы привезти цветы из точек реализации в Петропавловск в целости и сохранности, необходимо нанимать машину с рефрижератором. Также в крупных городах есть свои плантации, где можно приобрести хороший местный цветок. Но отсюда ближайшая находится в Степногорске, там выращивают розы и гвоздики. Еще в теплое время года бизнесмены закупают тюльпаны у местных жителей. В Екатеринбурге есть крупные плантации, куда я могу приехать в любой день, выбрать и срезать свежий цветок и отправить в Петропавловск. Так будет гораздо быстрее и дешевле, и цветы останутся свежими. Но, конечно, Голландия и Эквадор отличаются огромным выбором экзотических цветов. Поэтому основной закуп происходит там.

– Как транспортная нагрузка сказывается на конечной стоимости цветов?

– Стоимость цветка складывается на нескольких этапах. Это торги на аукционах в Голландии, доставка до транспортной компании, авиаперевозка, доставка поставщиком до нашего магазина. И каждый получает свой определенный процент. А наша наценка остается неизменной. Учитывается и то, что у каждого цветка есть сезонность. Например, многие хотят пионы, но сейчас не их время. Но если на свадьбу невеста очень хочет заполучить эти цветы, то мы, конечно, их заказываем. Тогда цена будет в 3 раза дороже. В сезон пионы стоят 350–500 тенге за штуку, в межсезонье – до 1,5–2 тыс. тенге за единицу. 
На данный момент дорогим цветком считается гортензия. Вчера мы привезли ее по цене 3,5 тыс. тенге за штуку, тогда как ранее ее цена достигала 5 тыс. тенге за один цветок. Часть цветов стараемся закупать на местах. Это в уже упомянутом выше Степногорске и у местных бабушек. Сейчас у них растут тюльпаны. Многие, кстати, каждый год специально для местных цветочных магазинов высаживают сортовые тюльпаны, которые уже в мае готовы к продаже. 

– Насколько сильна сегодня на внутреннем рынке конкуренция между цветочниками и в чем она проявляется? Имеются ли факты демпинга?

– Конкуренция, конечно, есть. Когда я только открывала студию, четыре года назад, было очень сложно пробиться и конкуренты могли создать проблемы. Да и сама ошибалась. Потому что многие цветы не подходили под наш климат. Демпингуют же в основном новые студии, которые только-только открылись. Им надо наработать клиентуру, и поэтому они сильно снижают цены, могут даже по себестоимости отдавать. Но так долго не проработаешь, и, соответственно, они через полгода закрываются. Уже две студии рядом с нами закрылись. Они неплохо поработали на 8 Марта, но бывают ведь и периоды затишья. Видимо, не выдержали этого. Среди студий флористики конкуренция в основном происходит в социальных сетях. Акции, скидки, интересные предложения – проявляется она таким образом.

– Ваша студия находится в Петропавловске, сами вы перебрались на ПМЖ в российский Екатеринбург. Насколько велика разница в ведении цветочного дела в казахстанской провинции и в городе-миллионнике?

– Хочу сказать, что в Петропавловске можно гораздо быстрее успешно стартануть. О тебе могут узнать буквально за неделю, если создать интересный проект. А вот переехав в Екатеринбург, я поняла, что там бешеная конкуренция и работать так, как на малой родине, у меня уже не получится. Екатеринбург состоит из семи районов. Один район по размеру такой, как Петропавловск. И в каждом уже есть свои наработанные точки. В Петропавловске, если людям нравятся мои букеты, то они приедут ко мне в студию со всех уголков города, так как это недалеко и поэтому незатруднительно. В уральской столице вряд ли кто поедет ко мне в другой район, потому что поблизости таких, как я, у них очень много. Могут заказать, конечно, доставку, но огромные пробки могут растянуть этот процесс на пять часов. Тогда как в Петропавловске любой букет можно доставить в течение 10–15 минут. Поэтому в Екатеринбурге люди выбирают то, что им удобнее и проще всего, там, где поближе, не особенно полагаясь на бренды и репутацию. Тем не менее планирую открыть студию флористики и в этом городе – сегодня занимаюсь изучением рынка и разработкой тактики бизнеса.

banner_wsj.gif

1957 просмотров

Как в Казахстане заработать на цветах

Делится личным опытом сооснователь магазина Ayala flowers

Фото: Офелия Жакаева

Первые деньги на цветочном рынке я заработала 14 февраля 2015 года, открыв онлайн-магазин буквально накануне – продажи цветов в интернете тогда были новинкой, дневной доход составил 7 тысяч тенге. Хороший стимул для студентки со стипендией в 20 тысяч. К 8 марта я подготовилась более основательно, заработала 100 тысяч тенге и укрепилась в желании развивать бизнес дальше.

В то время, по моим подсчетам, через интернет продавалось около 4% цветов. Я понимала, что эта доля будет расти и стала изучать стратегии лидеров онлайн-продаж одежды и доставки еды. Было очевидно, что их преимущество построено на тщательном ведении клиентской базы и внимании к бизнес-процессам.

Скоро я пришла к выводу о важности сочетания онлайн- и офлайн-инструментов. Открыла физический магазин, он стал складом и местом встречи с клиентами, впервые обратившимися ко мне за букетом. Если качество цветов и обслуживания их устраивало, в последующем они оформляли заказы через интернет-магазин.

Параллельно я инвестировала в развитие технологий для упрощения ведения бизнеса. Специальных решений для рынка цветов тогда не было и меня увлекла идея стать первопроходцем, а потом на основе созданных технологий развивать франшизу.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax2.JPGФото: Офелия Жакаева

Должна признаться, что до сих пор не осмеливаюсь подсчитать итоговую сумму, потраченную на эту идею. Я пробовала разные модели взаимодействия с разработчиками, но внедрить цифровизацию в том виде, в каком я ее себе представляла, пока еще не удалось. Хотя на исходе второго года разработок я в значительной степени разгрузила себя от операционной работы – бизнес работал уже автономно, без моего активного участия. 

В декабре 2018 года по личным причинам я оставила бизнес в Алматы и переехала в столицу. В соцсетях о переезде сообщила в канун 14 февраля 2019 года и была удивлена реакции: среди моих подписчиков оказалось много жителей Нур-Султана – они следили за моей работой в Алматы и были уверены, что теперь я буду развивать такой же бизнес и в столице. Так я стала знакомиться со столичным рынком цветов и уже к мартовскому празднику вместе с сестрой запустила новый онлайн-магазин цветов.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax3.JPGФото: Офелия Жакаева

За год работы в Нур-Султане заметила, что участники цветочного рынка, по сравнению со своими коллегами из Алматы, здесь более открыты и дружелюбны – охотнее делятся опытом, информацией о товаре. Второе отличие касается покупателей – люди менее привередливы и быстрее принимают решения, на согласование букета уходит меньше времени. Особенность цветочного онлайн-бизнеса в том, что клиенты могут выбрать и оценить букет только по фотографии. Собрав букет с учетом предпочтений клиента, я отправляю фото заказчику. В 95% случаев жителей столицы все устраивает и только в 5% случаев надо немного менять состав или упаковку букета.

С оптовыми поставщиками дела обстоят не очень хорошо – в столице их явно не хватает, часто приходится сталкиваться с дефицитом цветов. Еще одно отличие рынка Алматы и Нур-Султана продиктовано погодой. В столице зимой букеты дополнительно упаковывают в специальную обертку, чтобы защитить от холода, это увеличивает временные и финансовые затраты. И еще, по моим наблюдениям, в Алматы цветы дарят чаще.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png