Перейти к основному содержанию
6959 просмотров

Миллиона тенге и идеи вполне достаточно для открытия собственного дела

Как открыть магазин одежды в провинции и не прогореть

Фото: Shutterstock

Когда журналист решила открыть отдел одежды Family Look в ВКО, то и представить себе не могла, насколько это будет хлопотно и дорого. Как надо выстраивать бизнес, что делать, чтобы не работать «в минус», и почему нельзя опираться только на собственный вкус, рассказала «Курсиву» предприниматель Юлия Ефремова.

Идея в голове

Открыть свой отдел одежды Юлия Ефремова, работая на телевидении, решила случайно. Собираясь в гости, она подыскивала наряд для себя и своей маленькой дочери Лели. Наткнувшись в интернете на одинаковые платья из серии Family Look, подумала, что именно такой наряд будет смотреться необычно и мило. Однако, обойдя магазины одежды в Усть-Каменогорске, она ничего подобного так и не встретила, а заказать на сайте уже не успевала.

«Я нашла две похожие белые блузки, но это было не то. В гостях я подняла эту тему, и друзья-предприниматели мне посоветовали: «Открой сама такой отдел». Я, конечно, отказалась – ну какой отдел? Я никогда никакого отношения к бизнесу не имела, но идея все же запала», – рассказывает «Курсиву» Юлия.

А тут как раз освободился отдел в торговом доме, хозяйка которого согласилась в первые месяцы снизить оплату за аренду на 50%.

«Мне выплатили последнее пособие на ребенка, как сейчас помню, 52 тыс. тенге. Я на эти деньги заказала нам с Лелей несколько платьев и футболок. Мне очень нравилось, что где бы мы ни появлялись с дочкой в одинаковой одежде, везде подходили люди, хвалили и даже фотографировались. Я решила, что открыть отдел с одеждой Famili Look – гениальная идея. Ведь людям нравится, значит, им это надо», – говорит Юлия. 

Начинающая бизнес-леди взяла в аренду отдел. Открытие ИП, закуп мебели, инвентаря требовали много сил, времени и денег. Это сейчас она вспоминает свои первые шаги в бизнесе с улыбкой.

«Я даже представить себе не могла, что для детской и взрослой одежды необходимые специальные вешалки, какие-то крючочки, бирочки. Мне подсказали, что купить дешевле их можно в Бишкеке на рынке. Я поехала в Кыргызстан, а потом оказалось, что из-за транспортировки эти вешалки получаются дороже тех, которые я могла купить на оптовке в Усть-Каменогорске. Также и с мебелью, вывеской для отдела. В общем, на все ушел где-то миллион тенге. Если честно, я потратила кучу денег в никуда», – признается Юлия.

Два месяца предпринимательница платила за аренду, обустраивала отдел, делала заказы одежды, а когда его открыла, то продать ничего не смогла. Почти год, признается она, отдел работал «в минус». Было непонятно, почему людям вещи нравятся, их смотрят, но не берут.

«Зарплатный» кредит

Это сейчас, будучи уже опытной, Юлия понимает, что одежда Family Look – достаточно специфичный товар. Одинаковые джемперы семья приобретает не на каждый день, а для похода, например, в гости, а потому потратиться сразу на четыре вещи, которые потом вряд ли будут носить, смогут далеко не все. Средний чек для обычной семьи в Усть-Каменогорске – не более 14–15 тыс. тенге, а не 40–50 тыс. тенге. 

Как признается предприниматель, изначально было допущено немало стратегических ошибок.

«Например, привозила одежду не линейками, а выборочно – например, футболки для мамы 42 размера, папы 50, дочери восьми лет и сына четырех лет. А в отдел пришла семья, которые и готовы купить эти футболки, а размер, допустим, папе не подходит, вот и не удается продать ни одной вещи. Или, пытаясь сохранить цены демократичными, стоимость на вещи сильно не накручивали, но и не закладывали в них ни зарплату, ни аренду, ни доставку, а потом не могли понять, почему все время работаем в убыток, – говорит Юля Ефремова. – Весь этот год аренду за офис я платила из собственной зарплаты, которую получала на телевидении, на зарплату продавцам зачастую брала кредит, который гасила опять же своим окладом. Позже продавцами поставила свою сноху и маму, просто попросила их поддержать меня. Да что там! Проработав год, мы ни разу не сделали ревизию! Казалось бы – зачем? Работают все свои, а дело не в том, украли у тебя или нет, а в учете – сколько продали, что пользуется спросом и так далее».

Вся выручка в те времена составляла не более 20 тыс. в месяц, которые сразу же и уходили на закуп, только один месяц принес прибыль в 300 тыс. тенге. 

Взрыв мозга

Выйти из сложной ситуации помог случай.

«Я понимала, что отдел надо или закрывать, или как-то учиться с ним работать. Случайно увидела объявление, в котором приглашали на курсы всех, кто «считал себя самым тупым предпринимателем». Тянуть дальше было некуда – я пошла. Была очень скептично настроена, отрицала все, что мне советовали. Потом сдалась и просто сделала все так, как говорили», – говорит бизнес-леди.

Именно там ей помогли найти поставщика в Китае, подсказали заказывать одежду линейками, не разрываться на две работы, а взять управляющего в отдел, отказаться от ботов в Instagram, потому что 30 тыс. левых подписчиков это не круто, круто, когда их пять тысяч, но они реальные. И дело пошло.

Только тогда отдел с одеждой вышел в прибыль – наторговал на аренду, заплату и даже осталось 100 тыс. тенге на закуп. 

Когда процесс был запущен, стали искать новые варианты продвижения. Например, продавать в отделе не только парную одежду, но и парные браслеты, кольца и другие вещи, запустили фотосессию в подарок для покупателей. Накануне Нового года это нововведение пользовалось огромным спросом. Тем более, как выяснилось, многие и покупали одежду для семейных фото. Декабрь и январь принесли первую ощутимую прибыль – полтора миллиона.

Игрушки как пример

Узнав азы бизнеса, составляющие удачных продаж и ведения торговли, уже в феврале Юлия решилась открыть новый отдел – на этот раз отдел игрушек «Бумфети».

«Меня отговаривали, но на этот раз я все сделала по-умному. Во-первых, нашла партнера, мы зашли с ним в бизнес равными долями. Нашла ту нишу, которая, как учили на курсах, имеет хорошую конкуренцию, а значит, востребована покупателями, но и в чем-то уникальна. Мы выбрали интерактивные игрушки, у которых есть обзоры на Ютубе. Оказалось, что дети смотрят, хотят, но купить не могут – до Усть-Каменогорска они или не доходят, или продаются в одном только магазине по очень высокой цене. Да, я не скрываю, что у нас китайская подделка, но хорошего качества и по приемлемой цене. И людей это устраивает. За два месяца работы «Бумфети» заработал больше, чем Family Look за весь период», – объясняет Юлия. 

Сегодня она лично отслеживает новинки на сайтах, оказалось, что и на игрушки есть мода. Помогают, конечно, дети – дочь Леля и сын Артур. Они же снимаются в роликах, которые выкладывают в Instagram. Есть и свои новшества – например, стол в отделе, где выложен весь товар. Ребенок может прийти и поиграть именно с той игрушкой, которая ему понравилась. Внедрили бесплатную доставку игрушек на дом, причем вне зависимости от цены, а также разработали красивую фирменную упаковку. А сейчас Юлия задумалась об открытии еще одного отдела и даже подала заявку на размещение в крупном торговом центре города.

Работа над ошибками

«Моей главной ошибкой было то, что я открывала бизнес не для денег. Мне просто нравилось, что это красиво, что больше такого ни у кого нет. А бизнес надо выстраивать, надо просчитывать, как на нем заработать. И еще, даже если твоя идея кажется конгениальной, надо помнить, что это только твое субъективное мнение. Чтобы проверить ее жизнеспособность, закупи небольшую партию и попробуй продать. Не получилось – значит, никому не надо», – говорит Юлия Ефремова.

По ее словам, только с опытом пришло, что работать можно через поставщиков и сайты, а зарабатывать, продавая оптом. Сегодня у усть-каменогорской предпринимательницы несколько постоянных оптовых покупателей в Астане, Уральске и даже небольшом военном городке Аягозе. Но самое главное – появилась уверенность в себе.

«Я всегда думала, что когда мне исполнится 35, я уйду с телевидения, ну как-то не девочка уже, чтобы с микрофоном бегать. И вот мне 35, и я не хочу уходить. Я стала еще более уверенной в себе и спокойной, я знаю, у меня все получится», – говорит Юлия. 
 

banner_wsj.gif

1989 просмотров

Как в Казахстане заработать на цветах

Делится личным опытом сооснователь магазина Ayala flowers

Фото: Офелия Жакаева

Первые деньги на цветочном рынке я заработала 14 февраля 2015 года, открыв онлайн-магазин буквально накануне – продажи цветов в интернете тогда были новинкой, дневной доход составил 7 тысяч тенге. Хороший стимул для студентки со стипендией в 20 тысяч. К 8 марта я подготовилась более основательно, заработала 100 тысяч тенге и укрепилась в желании развивать бизнес дальше.

В то время, по моим подсчетам, через интернет продавалось около 4% цветов. Я понимала, что эта доля будет расти и стала изучать стратегии лидеров онлайн-продаж одежды и доставки еды. Было очевидно, что их преимущество построено на тщательном ведении клиентской базы и внимании к бизнес-процессам.

Скоро я пришла к выводу о важности сочетания онлайн- и офлайн-инструментов. Открыла физический магазин, он стал складом и местом встречи с клиентами, впервые обратившимися ко мне за букетом. Если качество цветов и обслуживания их устраивало, в последующем они оформляли заказы через интернет-магазин.

Параллельно я инвестировала в развитие технологий для упрощения ведения бизнеса. Специальных решений для рынка цветов тогда не было и меня увлекла идея стать первопроходцем, а потом на основе созданных технологий развивать франшизу.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax2.JPGФото: Офелия Жакаева

Должна признаться, что до сих пор не осмеливаюсь подсчитать итоговую сумму, потраченную на эту идею. Я пробовала разные модели взаимодействия с разработчиками, но внедрить цифровизацию в том виде, в каком я ее себе представляла, пока еще не удалось. Хотя на исходе второго года разработок я в значительной степени разгрузила себя от операционной работы – бизнес работал уже автономно, без моего активного участия. 

В декабре 2018 года по личным причинам я оставила бизнес в Алматы и переехала в столицу. В соцсетях о переезде сообщила в канун 14 февраля 2019 года и была удивлена реакции: среди моих подписчиков оказалось много жителей Нур-Султана – они следили за моей работой в Алматы и были уверены, что теперь я буду развивать такой же бизнес и в столице. Так я стала знакомиться со столичным рынком цветов и уже к мартовскому празднику вместе с сестрой запустила новый онлайн-магазин цветов.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax3.JPGФото: Офелия Жакаева

За год работы в Нур-Султане заметила, что участники цветочного рынка, по сравнению со своими коллегами из Алматы, здесь более открыты и дружелюбны – охотнее делятся опытом, информацией о товаре. Второе отличие касается покупателей – люди менее привередливы и быстрее принимают решения, на согласование букета уходит меньше времени. Особенность цветочного онлайн-бизнеса в том, что клиенты могут выбрать и оценить букет только по фотографии. Собрав букет с учетом предпочтений клиента, я отправляю фото заказчику. В 95% случаев жителей столицы все устраивает и только в 5% случаев надо немного менять состав или упаковку букета.

С оптовыми поставщиками дела обстоят не очень хорошо – в столице их явно не хватает, часто приходится сталкиваться с дефицитом цветов. Еще одно отличие рынка Алматы и Нур-Султана продиктовано погодой. В столице зимой букеты дополнительно упаковывают в специальную обертку, чтобы защитить от холода, это увеличивает временные и финансовые затраты. И еще, по моим наблюдениям, в Алматы цветы дарят чаще.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png