Перейти к основному содержанию

3524 просмотра

Миллиона тенге и идеи вполне достаточно для открытия собственного дела

Как открыть магазин одежды в провинции и не прогореть

Фото: Shutterstock

Когда журналист решила открыть отдел одежды Family Look в ВКО, то и представить себе не могла, насколько это будет хлопотно и дорого. Как надо выстраивать бизнес, что делать, чтобы не работать «в минус», и почему нельзя опираться только на собственный вкус, рассказала «Курсиву» предприниматель Юлия Ефремова.

Идея в голове

Открыть свой отдел одежды Юлия Ефремова, работая на телевидении, решила случайно. Собираясь в гости, она подыскивала наряд для себя и своей маленькой дочери Лели. Наткнувшись в интернете на одинаковые платья из серии Family Look, подумала, что именно такой наряд будет смотреться необычно и мило. Однако, обойдя магазины одежды в Усть-Каменогорске, она ничего подобного так и не встретила, а заказать на сайте уже не успевала.

«Я нашла две похожие белые блузки, но это было не то. В гостях я подняла эту тему, и друзья-предприниматели мне посоветовали: «Открой сама такой отдел». Я, конечно, отказалась – ну какой отдел? Я никогда никакого отношения к бизнесу не имела, но идея все же запала», – рассказывает «Курсиву» Юлия.

А тут как раз освободился отдел в торговом доме, хозяйка которого согласилась в первые месяцы снизить оплату за аренду на 50%.

«Мне выплатили последнее пособие на ребенка, как сейчас помню, 52 тыс. тенге. Я на эти деньги заказала нам с Лелей несколько платьев и футболок. Мне очень нравилось, что где бы мы ни появлялись с дочкой в одинаковой одежде, везде подходили люди, хвалили и даже фотографировались. Я решила, что открыть отдел с одеждой Famili Look – гениальная идея. Ведь людям нравится, значит, им это надо», – говорит Юлия. 

Начинающая бизнес-леди взяла в аренду отдел. Открытие ИП, закуп мебели, инвентаря требовали много сил, времени и денег. Это сейчас она вспоминает свои первые шаги в бизнесе с улыбкой.

«Я даже представить себе не могла, что для детской и взрослой одежды необходимые специальные вешалки, какие-то крючочки, бирочки. Мне подсказали, что купить дешевле их можно в Бишкеке на рынке. Я поехала в Кыргызстан, а потом оказалось, что из-за транспортировки эти вешалки получаются дороже тех, которые я могла купить на оптовке в Усть-Каменогорске. Также и с мебелью, вывеской для отдела. В общем, на все ушел где-то миллион тенге. Если честно, я потратила кучу денег в никуда», – признается Юлия.

Два месяца предпринимательница платила за аренду, обустраивала отдел, делала заказы одежды, а когда его открыла, то продать ничего не смогла. Почти год, признается она, отдел работал «в минус». Было непонятно, почему людям вещи нравятся, их смотрят, но не берут.

«Зарплатный» кредит

Это сейчас, будучи уже опытной, Юлия понимает, что одежда Family Look – достаточно специфичный товар. Одинаковые джемперы семья приобретает не на каждый день, а для похода, например, в гости, а потому потратиться сразу на четыре вещи, которые потом вряд ли будут носить, смогут далеко не все. Средний чек для обычной семьи в Усть-Каменогорске – не более 14–15 тыс. тенге, а не 40–50 тыс. тенге. 

Как признается предприниматель, изначально было допущено немало стратегических ошибок.

«Например, привозила одежду не линейками, а выборочно – например, футболки для мамы 42 размера, папы 50, дочери восьми лет и сына четырех лет. А в отдел пришла семья, которые и готовы купить эти футболки, а размер, допустим, папе не подходит, вот и не удается продать ни одной вещи. Или, пытаясь сохранить цены демократичными, стоимость на вещи сильно не накручивали, но и не закладывали в них ни зарплату, ни аренду, ни доставку, а потом не могли понять, почему все время работаем в убыток, – говорит Юля Ефремова. – Весь этот год аренду за офис я платила из собственной зарплаты, которую получала на телевидении, на зарплату продавцам зачастую брала кредит, который гасила опять же своим окладом. Позже продавцами поставила свою сноху и маму, просто попросила их поддержать меня. Да что там! Проработав год, мы ни разу не сделали ревизию! Казалось бы – зачем? Работают все свои, а дело не в том, украли у тебя или нет, а в учете – сколько продали, что пользуется спросом и так далее».

Вся выручка в те времена составляла не более 20 тыс. в месяц, которые сразу же и уходили на закуп, только один месяц принес прибыль в 300 тыс. тенге. 

Взрыв мозга

Выйти из сложной ситуации помог случай.

«Я понимала, что отдел надо или закрывать, или как-то учиться с ним работать. Случайно увидела объявление, в котором приглашали на курсы всех, кто «считал себя самым тупым предпринимателем». Тянуть дальше было некуда – я пошла. Была очень скептично настроена, отрицала все, что мне советовали. Потом сдалась и просто сделала все так, как говорили», – говорит бизнес-леди.

Именно там ей помогли найти поставщика в Китае, подсказали заказывать одежду линейками, не разрываться на две работы, а взять управляющего в отдел, отказаться от ботов в Instagram, потому что 30 тыс. левых подписчиков это не круто, круто, когда их пять тысяч, но они реальные. И дело пошло.

Только тогда отдел с одеждой вышел в прибыль – наторговал на аренду, заплату и даже осталось 100 тыс. тенге на закуп. 

Когда процесс был запущен, стали искать новые варианты продвижения. Например, продавать в отделе не только парную одежду, но и парные браслеты, кольца и другие вещи, запустили фотосессию в подарок для покупателей. Накануне Нового года это нововведение пользовалось огромным спросом. Тем более, как выяснилось, многие и покупали одежду для семейных фото. Декабрь и январь принесли первую ощутимую прибыль – полтора миллиона.

Игрушки как пример

Узнав азы бизнеса, составляющие удачных продаж и ведения торговли, уже в феврале Юлия решилась открыть новый отдел – на этот раз отдел игрушек «Бумфети».

«Меня отговаривали, но на этот раз я все сделала по-умному. Во-первых, нашла партнера, мы зашли с ним в бизнес равными долями. Нашла ту нишу, которая, как учили на курсах, имеет хорошую конкуренцию, а значит, востребована покупателями, но и в чем-то уникальна. Мы выбрали интерактивные игрушки, у которых есть обзоры на Ютубе. Оказалось, что дети смотрят, хотят, но купить не могут – до Усть-Каменогорска они или не доходят, или продаются в одном только магазине по очень высокой цене. Да, я не скрываю, что у нас китайская подделка, но хорошего качества и по приемлемой цене. И людей это устраивает. За два месяца работы «Бумфети» заработал больше, чем Family Look за весь период», – объясняет Юлия. 

Сегодня она лично отслеживает новинки на сайтах, оказалось, что и на игрушки есть мода. Помогают, конечно, дети – дочь Леля и сын Артур. Они же снимаются в роликах, которые выкладывают в Instagram. Есть и свои новшества – например, стол в отделе, где выложен весь товар. Ребенок может прийти и поиграть именно с той игрушкой, которая ему понравилась. Внедрили бесплатную доставку игрушек на дом, причем вне зависимости от цены, а также разработали красивую фирменную упаковку. А сейчас Юлия задумалась об открытии еще одного отдела и даже подала заявку на размещение в крупном торговом центре города.

Работа над ошибками

«Моей главной ошибкой было то, что я открывала бизнес не для денег. Мне просто нравилось, что это красиво, что больше такого ни у кого нет. А бизнес надо выстраивать, надо просчитывать, как на нем заработать. И еще, даже если твоя идея кажется конгениальной, надо помнить, что это только твое субъективное мнение. Чтобы проверить ее жизнеспособность, закупи небольшую партию и попробуй продать. Не получилось – значит, никому не надо», – говорит Юлия Ефремова.

По ее словам, только с опытом пришло, что работать можно через поставщиков и сайты, а зарабатывать, продавая оптом. Сегодня у усть-каменогорской предпринимательницы несколько постоянных оптовых покупателей в Астане, Уральске и даже небольшом военном городке Аягозе. Но самое главное – появилась уверенность в себе.

«Я всегда думала, что когда мне исполнится 35, я уйду с телевидения, ну как-то не девочка уже, чтобы с микрофоном бегать. И вот мне 35, и я не хочу уходить. Я стала еще более уверенной в себе и спокойной, я знаю, у меня все получится», – говорит Юлия. 
 

3096 просмотров

Как ливанец зарабатывает на кукурузе в Караганде

Особенность его продукции заключается в том, что в каждой упаковке есть небольшой подарок-сюрприз

Фото: Andrii Iemelianenko

У братьев Джафар казахстанское предприятие – не первое по счету. Сладкий бизнес они начали развивать сначала в родном Ливане, а затем стали завоевывать рынок Болгарии. Там в 1998 году они открыли первое крупное производство по выпуску кукурузных палочек, которые стали пользоваться активным спросом у местного населения.

В Украине их бизнес стартовал в 2003 году. На белорусский рынок братья вышли в 2007 году. А в 2013-м познакомились с казахстанскими предпринимателями, один из которых пригласил ливанских бизнесменов попробовать организовать аналогичное производство и в РК. 

«Я работал с братом в Беларуси и познакомился там с предпринимателем из Караганды. Ему понравилась наша идея и продукция. Он нам сказал, что в Казахстане такой продукции с сюрпризами нет. И мы решили попробовать свои силы здесь», – рассказал предприниматель Рафат Джафар Шафик.

В первую очередь бизнесмен стал искать удобное место расположения для своего будущего предприятия. Побывал в Алматы и Нур-Султане, но его выбор пал на Караганду, так как там оказалась самая удобная транспортная развязка.

«В Караганде нам удалось познакомиться и подружиться с владельцем здания и складских помещений, в которых сейчас располагается наше производство. Мы договорились с ним об аренде помещений общей площадью более 2 тыс. кв. м за 2 млн тенге», – отметил Рафат Джафар Шафик.

Чтобы запустить свое производство, предприниматель вложил в него более 270 тыс. евро. Изначально он занимался только упаковкой продукции других производителей. Однако с самого начала преследовал цель наладить полный цикл производства – от изготовления самих кукурузных палочек, разработки оригинальной упаковки и закупа качественных игрушек до упаковки готовой продукции. Кроме этого, он хотел выпускать продукт более высокого качества, чем местный. 

«Поначалу не все шло гладко. К примеру, был сильный скачок курса доллара, который не давал мне сориентироваться, по какой цене продавать товар. В июне 2015 года доллар стоил 185 тенге, а когда я приехал в сентябре, он уже стоил 270 тенге. И оборудование, и сырье, которые я хотел купить в Италии и Китае, были привязаны к доллару. Поэтому на первых порах я потерял около $180–200 тыс. Но любой бизнес в самом начале терпит убытки. Мы просто знали, что сможем наверстать все, потому что людям нравился наш товар», – говорит собеседник.

Оборудование для своего цеха бизнесмен закупал в разных странах. Часть привез из Болгарии, купив у своего брата. К примеру, производственная линия по выпуску кукурузных палочек стоила $100 тыс. Еще четыре автоматических упаковочных станка он приобрел также в пределах $100 тыс. в Болгарии и Беларуси. Они были не новыми, но в отличном состоянии. Также ему понадобились два станка для пайки подарочных яиц, полуавтоматическая установка фасовки кукурузных палочек и 10 паяльных устройств для упаковки. 

Освоить рынок

Первые три года предприятие работало лишь на покрытие своих расходов и осваивалось в Казахстане. В плюс бизнес вышел только в 2018 году, и предприниматель сразу же стал думать о расширении ассортимента продукции и увеличении оборотов. За кредитом он обратился в АО «Сбербанк», а для получения субсидий по частичному возмещению процентной ставки за кредит и бесплатной гарантии – в Фонд развития предпринимательства «Даму», так как для выдачи полной суммы займа ему не хватало залогов. К гражданину иностранного государства фонд долго присматривался.

«Я представил в качестве гарантии движимое имущество: машины, оборудование и т. д. Фонд понять можно, так как я иностранец, они должны проверить все. Я благодарен им за оказанное доверие и получение 10 млн тенге. Эти деньги я должен вернуть за полгода под 8%. Для нас эта сумма небольшая. Но очень нужная. Мы можем отдать ее за месяц», – рассказал г-н Рафат Джафар Шафик.

Сейчас его предприятие выпускает в среднем около двух тонн кукурузных палочек в день. Более 40% продукции уходит на экспорт в Россию. На внутренний рынок Казахстана идет остальная часть. В основном, крупными заказчиками являются города Алматы и Нур-Султан. К сожалению, в крупных супермаркетах Караганды продукцию бизнесмена не встретишь. Ее можно купить на оптовых рынках и в небольших магазинчиках. Предприниматель связывает это с конкуренцией и большими деньгами, которые у него просят владельцы супермаркетов для того, чтобы поставить товар на свои полки.

«Мы думаем, что в будущем наша продукция появится на полках супермаркетов. Пока это проблематично, так как, чтобы реализовывать поставки в крупные супермаркеты, нам нужно отдавать большие деньги. А мы работаем, в основном, с оптовыми дистрибьютерами, поэтому заказы у нас есть всегда. В основном, российские покупатели делают крупные заказы. В планах у нас расширить границы и экспортировать товар в Узбекистан и Кыргызстан», – признался г-н Рафат Джафар Шафик.

На его производстве для выпуска кукурузных палочек используют только казахстанское сырье. Бизнесмен отметил, что закупает кукурузную крупу, масло и сахар в Караганде, а упаковочные материалы – в Алматы. На его производстве трудится исключительно местное население. Всего в цехах работают 45 человек. Средняя заработная плата сотрудников составляет 100 тыс. тенге. 

Наполеоновские планы

На сегодняшний день карагандинское предприятие расширяет линейку своей продукции. К Новому году компания намерена увеличить объемы поставок уже имеющихся видов продукции и наладить производство новинки – подарочных наборов в виде чупа-чупсов. Данный продукт сейчас проходит стадию получения сертификата соответствия. 

«Пока планировать конкретные объемы производства сложно: в основном, это ручной труд. Поэтому сначала нужно обучить этому людей. Но, думаем, перед Новым годом данный продукт будет пользоваться еще большим спросом», – добавил г-н Рафат Джафар Шафик.

В будущем бизнесмен намерен увеличить площадь своего производства за счет строительства собственного завода, которое он планирует начать в течение трех лет. После запуска завода могут появиться дополнительные рабочие места для местных жителей.

«Сейчас дела у нас идут хорошо. Мы на втором месте по продажам после предприятия моего брата в Болгарии. На третьем месте производство в Беларуси и на четвертом – в Украине. Надеемся завоевать и казахстанцев», – резюмировал предприниматель.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций