Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Легко ли развивать транспортную логистику в Казахстане

Опыт предпринимателя из Литвы

Фото: Shutterstock

Компания, которую основал прибалтийский предприниматель Витаутас Варасимавичюс, осуществляет грузоперевозки оборотом около 3 500 тонн в месяц. Дальнобойщик со стажем, меценат и начинающий ресторатор много времени проводит в Караганде, где проживает самая многочисленная литовская община в Казахстане. 

Оба сына Витаутаса Варасимавичюса работают в транспортно-логистической сфере. За почти два десятка лет бизнес стал семейным. А когда-то глава династии сам зарабатывал рейсами.

«Моя специальность звучит как "Экономика управления транспортом"», – рассказывает Витаутас. – Но если не прочувствуешь бизнес изнутри, много ошибок можно натворить, будь ты хоть великим экономистом. Я сам водил фуру, подрабатывал таксистом в трудные времена, научился хорошо чинить машины, разбираться в двигателях. Стартовый капитал я накопил из того, что постоянно откладывал».

По его словам, в начале 2000-х организованные транспортные перевозки еще только появлялись. В огромную машину, часто загружали маленькую партию и везли ее через несколько границ. Это стоило огромных денег. Тогда-то, по словам Витаутаса Варасимавичюса, у него и возникла идея собирать мелкие товары со всего мира на терминале в Литве и потом везти через Беларусь и Россию в Казахстан.

«Конечно, мне много помогали близкие. Поддерживали казахстанские литовцы. В частности, Виталий Тварионас, председатель общественного объединения «Литуаника», – говорит предприниматель.

Сегодня прибалтийская логистическая компания активно участвует в процессе экономического взаимодействия, доставляет товары в Казахстан из США, Европы и даже Китая, большая часть из которых в Литву приходит морем.

«Мы возим все, от иголки до автомобиля, – говорит Витаутас Варасимавичюс. – Несколько лет назад мы даже перевозили машины для личной охраны президента».

Конечно, транспортный бизнес не лишен своих трудностей. К примеру, по словам предпринимателя, пересечение таможенных барьеров государств предполагает столкновения разных законодательных норм.

«В Беларуси, в России правила перевозки постоянно меняются. А еще бывает так: кто начальник смены – тот и закон. Вот водителям и приходится выкручиваться, кто как может», – говорит г-н Варасимавичюс.

В Казахстане у него начались проблемы, когда он решил построить торгово-выставочный зал на въезде в Караганду рядом с литовским поселением. В 2011 году предприниматель купил у местного муниципалитета земельный участок. На завершающей стадии строительства выяснилось, что в 2013 году вступил в силу закон о том, что при покупке земли требуется разрешение природоохранных ведомств. Дело дошло до суда.

«Тогда, если бы не вмешалось наше посольство, ничего бы не было, – отмечает предприниматель. – Этот проект как отдушина. Мне просто хотелось создать уголок Литвы в шахтерской столице».

Теперь в выставочной части центра находятся картины литовских художников. В прошлом году сюда привезли рояль, сделанной немецкой компанией C. Bechstein, 1878 года выпуска. Предприниматель с большим уважением относится к людям искусства. В 2012 году г-н Варасимавичюс организовал в Алматы гастроли камерного оркестра св. Христофора самоуправления города Вильнюса. Здесь же бизнесмен решил построить кафе, которое тоже было бы кусочком родной Литвы. Но раскрутить точку общепита ему пока не удается. В основном из-за трудностей с рекламой. 

«Каждый чиновник требует какие-то справки нести, а у меня нет столько времени. Здесь бы надо баннер поставить, так как кафе стоит вдоль дороги. И еще машины на этом участке едут с высокой скоростью, нужны ограничительные знаки», – говорит бизнесмен. 

Но зато, как отмечает предприниматель, в последнее время из-за ограничения количества проверок чиновники не беспокоят бизнес лишний раз.

А ведь еще несколько лет назад иногда неделями приходилось отчитываться. По мнению Витаутаса Варасимавичюса, условия для бизнеса становятся все более приемлемыми, если не считать происки нечестных конкурентов. Но предприниматель не хочет концентрироваться на этих моментах, считая их мелочами жизни.


1549 просмотров

Как в Казахстане заработать на кроликах

«Курсив» узнал с чего следует начать

Фото: Shutterstock.com

Кролиководство промышленного масштаба по европейским технологиям в нашей стране ведется только в Восточном Казахстане. В год ферма по разведению кроликов села Казачье Уланского района поставляет в супермаркеты крупных городов республики более 15 тонн крольчатины. «Курсив» узнал, с какими сложностями пришлось столкнуться предпринимателю, взявшемуся за незнакомый вид бизнеса, и как казахстанцы приняли новый продукт.

Из финансиста – в кролиководы

Бизнес-историю Павла Чувилина из Восточного Казахстана нельзя назвать типичной. Три года назад специалист финансовой сферы, решивший открыть свое дело, выбрал кролиководство.

К новому делу Павел Чувилин подошел только с точки зрения успешности бизнес-идеи. Вначале он провел маркетинговое исследование, понял, что кролиководство имеет большой потенциал из-за роста потребления экологически чистых продуктов, ниша свободна, конкуренция низкая; выяснил, что компаний, которые продают крольчатину, в стране очень мало и большинство из них работают на уровне подсобных хозяйств.

Предприниматель подсчитал, чтобы вложенные, в том числе заемные, средства – а это более 100 млн тенге – через определенный срок вернулись со значительным приростом, к разведению кроликов необходимо подойти очень серьезно.

Вариант – поставить дешевые клетки в каком-нибудь крестьянском хозяйстве, запустить туда выкупленных в местных подворьях домашних кроликов – даже не рассматривался. Кроликоферму на 3 тыс. голов строили с нуля по европейской технологии интенсивного производства. К выбору участка для строительства фермер и его команда подошли, что называется, по науке: в учет принималось все – география территории, логистика, доступность ингредиентов для комбикорма, роза ветров. Хорошо продуваемую площадку нашли относительно недалеко от Усть-Каменогорска – в селе Казачье Уланского района. Построили ферму закрытого цикла, убойный цех, административный участок, установили холодильные камеры, системы микроклимата, цех по переработке комбикорма. Родительское стадо привезли из Италии. Мясная порода «калифорнийский кролик» была выбрана именно за ее высокопродуктивные качества.

«Успешность, масштабность этого бизнес-проекта возможны при условии, если удастся создать идеальные условия для кролика. А это значит, в помещении, где находятся животные, и зимой и летом нужно обеспечить стабильную температуру +20 градусов. Должна идеально работать система вентиляции, поэтому мы контролируем не только температуру и влажность, но и уровень аммиака. Имеет значение и количество света, и уровень шума. Кролики должны жить спокойной, размеренной жизнью, кушать, набирать в весе, размножаться», – рассказывает руководитель компании «Eco product» Павел Чувилин.

По собственному рецепту

Анализируя опыт крупнейших производств России, Павел понял, что один из самых важных факторов, который необходимо было соблюсти, – это правильное кормление. Не сеном и не зерном, а специальным сбалансированным гранулированным комбикормом, содержащим в себе 24 ингредиента. Тот факт, что такой уникальный корм, который в идеале должен быть у быстрорастущего кролика, нельзя было нигде купить, не остановил. Договорились с местным комбикормовым цехом о спецзаказе, корм стали готовить по своим рецептам. Некоторые ингредиенты приходится искать в России и везти за тысячи километров – например, свекловичный жом или кукурузный зародыш. Из травы желательно давать только клевер или люцерну.

Для системного управления производственными показателями используется технология искусственного осеменения. Это позволяет исключить все субъективные факторы, например, когда самка может не подпустить к себе крола. Поэтому окрол у всех самок происходит в один день. Контроль над процессом осеменения позволяет кролиководам доводить количество окролов до 7-8 в год (при размножении в естественной среде – 4 раза). Таким образом одна самка на ферме в год приносит до 70-80 крольчат.

Численность поголовья родительского стада в настоящее время приблизилась к 300. Количество животных для убоя в год превышает 10 тыс. особей (более 15 тонн крольчатины). Розничная стоимость килограмма мяса кролика  – 2 тыс. тенге.

«Когда система выстроена и работает, конечно, уже не так сложно. Мы соблюдали все формальности и создавали идеальные условия именно для того, чтобы получить хороший прирост веса. При таком раскладе за два с половиной месяца крольчонок уже достигает забойного веса тушки – 1,3-1,5 кг. Получается, на убой идут кролики-подростки, даже не достигшие полового созревания, поэтому мясо считается «молочным», – рассказывает Павел Чувилин.

Не все поняли

По мнению руководителя фирмы, отсутствие конкуренции – это большое преимущество и одновременно проклятие любого стартапа. Ведь путь еще никем не пройден и учиться приходится на своих ошибках. Как и добиваться внимания потребителя.

По словам Павла Чувилина, самой большой сложностью на первоначальном этапе построения системы продаж было преодоление недоверия со стороны торговой сети. К появлению нового для многих городских жителей продукта были не готовы и сами покупатели.

«Для нашей ментальности кролик – это не массовый продукт, поэтому люди сначала воспринимали его с большой осторожностью. Осложняло дело и то, что во многих городах супермаркеты уже имели опыт реализации кроликов, и он был негативным. Поэтому никто не хотел связываться с нами, несмотря на то, что качество продукции было отличным и кролик, что называется, был «с бумажкой». Мы преодолевали это недоверие постепенно, торгуя тушками самостоятельно прямо в торговых центрах. Когда продавцы увидели покупательский интерес, дело пошло», – вспоминает Павел.

В настоящее время, по его словам, замороженная продукция компании из Восточного Казахстана регулярно поступает в магазины Алматы, Нур-Султана, Караганды, Павлодара, других городов страны. В планах на ближайшую перспективу  увеличить производственные объемы в четыре раза и выйти на экспортные позиции на российский рынок.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций