Перейти к основному содержанию
1604 просмотра

Как в провинции создать и раскрутить бизнес на грибах

Истории из Усть-Каменогорска

Фото: Shutterstock

Выращивание грибов в интернете называют быстроокупаемым агробизнесом. Продавцы мицелия сулят мгновенную прибыль до 200–300%. Но в реальности разведение вешенок в искусственных условиях сопряжено с множеством трудностей, которые могут привести к убыткам.

В магазинах и на рынках Восточного Казахстана круглогодично продают свежие вешенки, выращенные в искусственных условиях. Килограмм грибов стоит от 800 до 1500 тенге. Производители рассказали «Курсиву», насколько выгодно держать грибную ферму и какие подводные камни могут ждать начинающего предпринимателя.

В противовес «купи-продай»

Житель Усть-Каменогорска Александр Лысаков работал супервайзером в сфере торговли. Но на определенном этапе жизни решил, что больше не хочет быть наемным работником и созрел для своего дела. Вариантов бизнес-идей перебрал много, в итоге остановился на выращивании грибов. 

«Всегда хотелось заниматься производством, а не зарабатывать деньги по принципу «купи-продай», которая так распространена у нас в стране. Животноводство не рассматривал, душа не лежит зарабатывать на убийстве скотины. А вот мысль открыть грибную ферму меня увлекла», – рассказывает «Курсиву» Александр Лысаков.

Изначально предприниматель хотел заняться разведением шампиньонов, но выяснил, что такое дело будет выгодным только при условии запуска большого производства на площади не менее 1,5 тыс. квадратных метров. Поэтому в итоге решил сконцентрироваться на вешенках.
Вместе с другом житель Усть-Каменогорска принял участие в госпрограмме. Начинающие предприниматели получили льготный кредит в 1,5 млн тенге на развитие дела.

«Вложили и свои деньги, в целом ушло чуть более 2 млн тенге. По нашим подсчетам, бизнес должен был окупиться за три месяца. Но по факту на это ушло около двух лет. Было немало проблем, из-за которых мы недополучили прибыль в размере 7 млн тенге», – делится предприниматель.

Опыт выращивания вешенок в Восточном Казахстане немалый, но он не обобщен. Несмотря на то, что первые грибные фермы появились в области еще около 10 лет назад, каждый производитель варится в своем соку и, нащупав правильную методику работы, не спешит ею делиться с конкурентами. В соседней России есть платные курсы, на которых рассказывают об особенностях грибной технологии, но обучение стоит около 300 тыс. тенге, что, как отмечает житель областного центра, для начинающего предпринимателя, немало.

Усть-каменогорцы признаются, что именно нехватка опыта стала главным барьером на пути развития их бизнеса. В интернете все схемы выращивания выглядели просто: «набивай мешки субстратом, закладывай мицелий и жди, пока грибница принесет доход». Но в реальности субстрат загнивал, грибы не росли, первый урожай ушел не на прилавки, а в помойку. О том, что на старте грибные блоки приходилось выкидывать, говорят и другие предприниматели, оценивающие свои убытки в сотни, а в отдельных случаях и миллионы тенге.

Грибы в теплице и спальне…

Не сразу бизнесмены смогли найти хорошего поставщика мицелия. Первый партнер привозил некачественный товар, но понять, что грибница мертвая, удалось не сразу. В итоге было упущено немало времени.

«На начальном этапе работы мы рассчитывали, что чистая прибыль будет составлять процентов 50–60 от дохода. Но по факту получили только 10%. Изначально думали о наемных рабочих, однако, учитывая трудности, решили всю работу выполнять самостоятельно, практически жили в цехе», – говорит Александр.

Самым серьезным испытанием для бизнесменов стал процесс создания оптимального микроклимата в их грибном цехе, который они расположили в подвале производственного здания.

Стоит отметить, что производственники выбирают разные помещения для организации грибных ферм. Один из основателей вешенкового бизнеса на востоке страны Бекеза Давуза около 10 лет назад устроил плантацию в заброшенном здании детского сада. Два предпринимателя из Алтая, Сейлжан Тулеков и Александр Шабанов ,выращивали грибы в самодельной теплице. Житель поселка Новая Бухтарма Евгений Юшин организовал ферму в частном деревенском доме, обтянув стены полиэтиленовой пленкой.

По словам усть-каменогорцев, площадь выбранного ими подвала – около 500 квадратных метров. Пространство разделено на две части: в одной проходит процесс инкубации мицелия, в другой грибы вызревают и растут. 

Как поясняют предприниматели, вешенка требовательна не только к температуре и влажности окружающей среды. Помещение, где выращивают урожай, должно хорошо проветриваться: на каждую тонну субстрата нужно подавать 350 кубов свежего воздуха в час.

«Перебрали множество вариантов отопления подвала, печке предпочли воздушные тены, несмотря на высокую стоимость электроэнергии. В нашем цехе можно выращивать до 3 тонн вешенок в месяц, если грибные блоки не болеют. Но половина вырученной с продажи суммы будет уходить на обслуживание помещения», – отмечает Александр Лысаков.

Думали усть-каменогорцы о запуске цеха по переработке грибов, в частности, хотели мариновать вешенки, но, по их данным, в Казахстане не сертифицируют такую продукцию, так как нет соответствующей нормативной базы.

Несмотря на все трудности, спустя почти два года с момента запуска предприниматели говорят, что дело наконец-то налажено. Есть рынок сбыта – овощные ларьки и отделы в магазинах. Накоплен определенный опыт, хотя, по мнению бизнесменов, его все еще недостаточно, до многого приходится доходить путем проб и ошибок.

В целом идею выращивания грибов Александр считает стоящей, но советует новичкам не ждать при ее реализации быстрого дохода и набраться терпения. В числе минусов также отмечает сезонность спроса. Летом вешенки быстро вянут на жаре, и владельцы торговых точек неохотно их берут на реализацию в больших объемах. Осенью же наступает грибной сезон в лесу, и жители предпочитают выращенные в естественных условиях грибы тепличным.
 

3429 просмотров

Как ливанец зарабатывает на кукурузе в Караганде

Особенность его продукции заключается в том, что в каждой упаковке есть небольшой подарок-сюрприз

Фото: Andrii Iemelianenko

У братьев Джафар казахстанское предприятие – не первое по счету. Сладкий бизнес они начали развивать сначала в родном Ливане, а затем стали завоевывать рынок Болгарии. Там в 1998 году они открыли первое крупное производство по выпуску кукурузных палочек, которые стали пользоваться активным спросом у местного населения.

В Украине их бизнес стартовал в 2003 году. На белорусский рынок братья вышли в 2007 году. А в 2013-м познакомились с казахстанскими предпринимателями, один из которых пригласил ливанских бизнесменов попробовать организовать аналогичное производство и в РК. 

«Я работал с братом в Беларуси и познакомился там с предпринимателем из Караганды. Ему понравилась наша идея и продукция. Он нам сказал, что в Казахстане такой продукции с сюрпризами нет. И мы решили попробовать свои силы здесь», – рассказал предприниматель Рафат Джафар Шафик.

В первую очередь бизнесмен стал искать удобное место расположения для своего будущего предприятия. Побывал в Алматы и Нур-Султане, но его выбор пал на Караганду, так как там оказалась самая удобная транспортная развязка.

«В Караганде нам удалось познакомиться и подружиться с владельцем здания и складских помещений, в которых сейчас располагается наше производство. Мы договорились с ним об аренде помещений общей площадью более 2 тыс. кв. м за 2 млн тенге», – отметил Рафат Джафар Шафик.

Чтобы запустить свое производство, предприниматель вложил в него более 270 тыс. евро. Изначально он занимался только упаковкой продукции других производителей. Однако с самого начала преследовал цель наладить полный цикл производства – от изготовления самих кукурузных палочек, разработки оригинальной упаковки и закупа качественных игрушек до упаковки готовой продукции. Кроме этого, он хотел выпускать продукт более высокого качества, чем местный. 

«Поначалу не все шло гладко. К примеру, был сильный скачок курса доллара, который не давал мне сориентироваться, по какой цене продавать товар. В июне 2015 года доллар стоил 185 тенге, а когда я приехал в сентябре, он уже стоил 270 тенге. И оборудование, и сырье, которые я хотел купить в Италии и Китае, были привязаны к доллару. Поэтому на первых порах я потерял около $180–200 тыс. Но любой бизнес в самом начале терпит убытки. Мы просто знали, что сможем наверстать все, потому что людям нравился наш товар», – говорит собеседник.

Оборудование для своего цеха бизнесмен закупал в разных странах. Часть привез из Болгарии, купив у своего брата. К примеру, производственная линия по выпуску кукурузных палочек стоила $100 тыс. Еще четыре автоматических упаковочных станка он приобрел также в пределах $100 тыс. в Болгарии и Беларуси. Они были не новыми, но в отличном состоянии. Также ему понадобились два станка для пайки подарочных яиц, полуавтоматическая установка фасовки кукурузных палочек и 10 паяльных устройств для упаковки. 

Освоить рынок

Первые три года предприятие работало лишь на покрытие своих расходов и осваивалось в Казахстане. В плюс бизнес вышел только в 2018 году, и предприниматель сразу же стал думать о расширении ассортимента продукции и увеличении оборотов. За кредитом он обратился в АО «Сбербанк», а для получения субсидий по частичному возмещению процентной ставки за кредит и бесплатной гарантии – в Фонд развития предпринимательства «Даму», так как для выдачи полной суммы займа ему не хватало залогов. К гражданину иностранного государства фонд долго присматривался.

«Я представил в качестве гарантии движимое имущество: машины, оборудование и т. д. Фонд понять можно, так как я иностранец, они должны проверить все. Я благодарен им за оказанное доверие и получение 10 млн тенге. Эти деньги я должен вернуть за полгода под 8%. Для нас эта сумма небольшая. Но очень нужная. Мы можем отдать ее за месяц», – рассказал г-н Рафат Джафар Шафик.

Сейчас его предприятие выпускает в среднем около двух тонн кукурузных палочек в день. Более 40% продукции уходит на экспорт в Россию. На внутренний рынок Казахстана идет остальная часть. В основном, крупными заказчиками являются города Алматы и Нур-Султан. К сожалению, в крупных супермаркетах Караганды продукцию бизнесмена не встретишь. Ее можно купить на оптовых рынках и в небольших магазинчиках. Предприниматель связывает это с конкуренцией и большими деньгами, которые у него просят владельцы супермаркетов для того, чтобы поставить товар на свои полки.

«Мы думаем, что в будущем наша продукция появится на полках супермаркетов. Пока это проблематично, так как, чтобы реализовывать поставки в крупные супермаркеты, нам нужно отдавать большие деньги. А мы работаем, в основном, с оптовыми дистрибьютерами, поэтому заказы у нас есть всегда. В основном, российские покупатели делают крупные заказы. В планах у нас расширить границы и экспортировать товар в Узбекистан и Кыргызстан», – признался г-н Рафат Джафар Шафик.

На его производстве для выпуска кукурузных палочек используют только казахстанское сырье. Бизнесмен отметил, что закупает кукурузную крупу, масло и сахар в Караганде, а упаковочные материалы – в Алматы. На его производстве трудится исключительно местное население. Всего в цехах работают 45 человек. Средняя заработная плата сотрудников составляет 100 тыс. тенге. 

Наполеоновские планы

На сегодняшний день карагандинское предприятие расширяет линейку своей продукции. К Новому году компания намерена увеличить объемы поставок уже имеющихся видов продукции и наладить производство новинки – подарочных наборов в виде чупа-чупсов. Данный продукт сейчас проходит стадию получения сертификата соответствия. 

«Пока планировать конкретные объемы производства сложно: в основном, это ручной труд. Поэтому сначала нужно обучить этому людей. Но, думаем, перед Новым годом данный продукт будет пользоваться еще большим спросом», – добавил г-н Рафат Джафар Шафик.

В будущем бизнесмен намерен увеличить площадь своего производства за счет строительства собственного завода, которое он планирует начать в течение трех лет. После запуска завода могут появиться дополнительные рабочие места для местных жителей.

«Сейчас дела у нас идут хорошо. Мы на втором месте по продажам после предприятия моего брата в Болгарии. На третьем месте производство в Беларуси и на четвертом – в Украине. Надеемся завоевать и казахстанцев», – резюмировал предприниматель.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance