Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1387 просмотров

Как в провинции создать и раскрутить бизнес на грибах

Истории из Усть-Каменогорска

Фото: Shutterstock

Выращивание грибов в интернете называют быстроокупаемым агробизнесом. Продавцы мицелия сулят мгновенную прибыль до 200–300%. Но в реальности разведение вешенок в искусственных условиях сопряжено с множеством трудностей, которые могут привести к убыткам.

В магазинах и на рынках Восточного Казахстана круглогодично продают свежие вешенки, выращенные в искусственных условиях. Килограмм грибов стоит от 800 до 1500 тенге. Производители рассказали «Курсиву», насколько выгодно держать грибную ферму и какие подводные камни могут ждать начинающего предпринимателя.

В противовес «купи-продай»

Житель Усть-Каменогорска Александр Лысаков работал супервайзером в сфере торговли. Но на определенном этапе жизни решил, что больше не хочет быть наемным работником и созрел для своего дела. Вариантов бизнес-идей перебрал много, в итоге остановился на выращивании грибов. 

«Всегда хотелось заниматься производством, а не зарабатывать деньги по принципу «купи-продай», которая так распространена у нас в стране. Животноводство не рассматривал, душа не лежит зарабатывать на убийстве скотины. А вот мысль открыть грибную ферму меня увлекла», – рассказывает «Курсиву» Александр Лысаков.

Изначально предприниматель хотел заняться разведением шампиньонов, но выяснил, что такое дело будет выгодным только при условии запуска большого производства на площади не менее 1,5 тыс. квадратных метров. Поэтому в итоге решил сконцентрироваться на вешенках.
Вместе с другом житель Усть-Каменогорска принял участие в госпрограмме. Начинающие предприниматели получили льготный кредит в 1,5 млн тенге на развитие дела.

«Вложили и свои деньги, в целом ушло чуть более 2 млн тенге. По нашим подсчетам, бизнес должен был окупиться за три месяца. Но по факту на это ушло около двух лет. Было немало проблем, из-за которых мы недополучили прибыль в размере 7 млн тенге», – делится предприниматель.

Опыт выращивания вешенок в Восточном Казахстане немалый, но он не обобщен. Несмотря на то, что первые грибные фермы появились в области еще около 10 лет назад, каждый производитель варится в своем соку и, нащупав правильную методику работы, не спешит ею делиться с конкурентами. В соседней России есть платные курсы, на которых рассказывают об особенностях грибной технологии, но обучение стоит около 300 тыс. тенге, что, как отмечает житель областного центра, для начинающего предпринимателя, немало.

Усть-каменогорцы признаются, что именно нехватка опыта стала главным барьером на пути развития их бизнеса. В интернете все схемы выращивания выглядели просто: «набивай мешки субстратом, закладывай мицелий и жди, пока грибница принесет доход». Но в реальности субстрат загнивал, грибы не росли, первый урожай ушел не на прилавки, а в помойку. О том, что на старте грибные блоки приходилось выкидывать, говорят и другие предприниматели, оценивающие свои убытки в сотни, а в отдельных случаях и миллионы тенге.

Грибы в теплице и спальне…

Не сразу бизнесмены смогли найти хорошего поставщика мицелия. Первый партнер привозил некачественный товар, но понять, что грибница мертвая, удалось не сразу. В итоге было упущено немало времени.

«На начальном этапе работы мы рассчитывали, что чистая прибыль будет составлять процентов 50–60 от дохода. Но по факту получили только 10%. Изначально думали о наемных рабочих, однако, учитывая трудности, решили всю работу выполнять самостоятельно, практически жили в цехе», – говорит Александр.

Самым серьезным испытанием для бизнесменов стал процесс создания оптимального микроклимата в их грибном цехе, который они расположили в подвале производственного здания.

Стоит отметить, что производственники выбирают разные помещения для организации грибных ферм. Один из основателей вешенкового бизнеса на востоке страны Бекеза Давуза около 10 лет назад устроил плантацию в заброшенном здании детского сада. Два предпринимателя из Алтая, Сейлжан Тулеков и Александр Шабанов ,выращивали грибы в самодельной теплице. Житель поселка Новая Бухтарма Евгений Юшин организовал ферму в частном деревенском доме, обтянув стены полиэтиленовой пленкой.

По словам усть-каменогорцев, площадь выбранного ими подвала – около 500 квадратных метров. Пространство разделено на две части: в одной проходит процесс инкубации мицелия, в другой грибы вызревают и растут. 

Как поясняют предприниматели, вешенка требовательна не только к температуре и влажности окружающей среды. Помещение, где выращивают урожай, должно хорошо проветриваться: на каждую тонну субстрата нужно подавать 350 кубов свежего воздуха в час.

«Перебрали множество вариантов отопления подвала, печке предпочли воздушные тены, несмотря на высокую стоимость электроэнергии. В нашем цехе можно выращивать до 3 тонн вешенок в месяц, если грибные блоки не болеют. Но половина вырученной с продажи суммы будет уходить на обслуживание помещения», – отмечает Александр Лысаков.

Думали усть-каменогорцы о запуске цеха по переработке грибов, в частности, хотели мариновать вешенки, но, по их данным, в Казахстане не сертифицируют такую продукцию, так как нет соответствующей нормативной базы.

Несмотря на все трудности, спустя почти два года с момента запуска предприниматели говорят, что дело наконец-то налажено. Есть рынок сбыта – овощные ларьки и отделы в магазинах. Накоплен определенный опыт, хотя, по мнению бизнесменов, его все еще недостаточно, до многого приходится доходить путем проб и ошибок.

В целом идею выращивания грибов Александр считает стоящей, но советует новичкам не ждать при ее реализации быстрого дохода и набраться терпения. В числе минусов также отмечает сезонность спроса. Летом вешенки быстро вянут на жаре, и владельцы торговых точек неохотно их берут на реализацию в больших объемах. Осенью же наступает грибной сезон в лесу, и жители предпочитают выращенные в естественных условиях грибы тепличным.
 


1836 просмотров

Актюбинец бросил геологию и стал зарабатывать на мармеладе

Он хочет накормить им всю страну

Фото: Shutterstock

Бывший актюбинский геолог наладил производство мармелада из натурального сока. Лакомство должно составить конкуренцию зарубежной продукции.

Мелкий бизнес частенько жалуется, что как-то выделиться среди нынешнего разнообразия товаров достаточно непросто. А вот актюбинскому предпринимателю сделать это удалось – его мармелад в яркой упаковке уже узнают на местном рынке. 

От нефтянки до сладостей

До апреля 2019 года жизнь Алексея Мирного делилась по месяцам. Вахтовик-геолог был в составе группы сопровождения бурения нефтяных скважин в Кызылорде. 30 дней работал в «поле», столько же времени проводил дома.

Свободное время использовал с пользой: после выезда на природу, где приводил мысли в порядок, возвращался домой и изучал предпринимательское дело. Весной у него созрел проект по выпуску мармелада. 

«Почему мармелад? Прежде, чем запускать производство, изучил рынок. В Казахстане мало компаний занимается выпуском мармелада. Львиная доля этой сладости завозится из России. Есть с содержанием сока, со вкусом фруктов, но из натурального сока я не встречал совсем. Так появилась идея производить качественную, натуральную и полезную продукцию», – поясняет Алексей. 

Сказано – сделано. Молодой человек оставил профессию геолога и открыл собственный бизнес. На свои средства, около 3 млн тенге, взял в аренду небольшое помещение в 40 кв. м, закупил оборудование. 

Поиски качественного сырья привели его в Кострому, именно оттуда начинающий предприниматель и решил закупать натуральные вишневый и яблочный соки.

«Искали поставщика из Казахстана, но не нашли. Но было бы неплохо, если бы стали работать с отечественным производителем. В России приобретаем и натуральный сахарозаменитель для диабетичесской продукции. Все остальное – казахстанское», – говорит Алексей. 

Самый трудный шаг

Начинать бизнес с нуля – не каждому под силу. Но молодой предприниматель решил самостоятельно исследовать осваиваемый им рынок: изучал специальную литературу, старался больше общаться с другими предпринимателями, дабы учесть их ошибки.

А в мае актюбинский мармелад появился на рынках города. Впрочем, некоторые проблемы у бизнесмена возникли со сбытом, к новому продукту владельцы магазинчиков отнеслись с недоверием.

«Сбыт продукции – один из самых сложных моментов. Каждый день объезжал магазины, встречался с их владельцами. Были отказы, но я не сдавался», – улыбается Алексей.

Упорство принесло плоды: за несколько месяцев предприниматель «наработал» своего клиента, теперь актюбинский мармелад можно найти и в крупных супермаркетах.

Угостим всю страну

Коллектив в компании небольшой – всего три человека, но очень сплоченный. Все делают быстро. Руководит процессом опытный актюбинский технолог, которого заинтересовала идея поднять с нуля производство.

«Сейчас мы выпускаем около 300 кг в месяц. С этого объема и начинали. Линейка продукции представлена мармеладом с вишневым и яблочным вкусами. Мы не производим продукцию на склад, срок годности мармелада три месяца, поэтому стараемся поставлять его всегда свежим», – заметил бизнесмен.

По его словам, спросом пользуется мармелад на основе натурального сахарозаменителя – для спортсменов и людей, страдающих диабетом. Вместо желатина здесь используется агар-агар. 

Уже в этом году Алексей планирует получить на свою продукцию сертификат халал. «Расширение необходимо. Сейчас работаем над тем, чтобы охватить близлежащие районы области. Пробуем выйти и в другие регионы. На днях отправили первую партию мармелада в Кызылорду. Также хотим выпускать конфеты – птичье молоко и суфле», – поделился планами с «Курсивом» Алексей Мирный.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций