Перейти к основному содержанию
2838 просмотров

Как в Казахстане заработать на спецодежде

Опыт предпринимательницы из Караганды

Фото: Дмитрий Кузмичев

Карагандинская предпринимательница считает, что отечественная легкая промышленность остановилась в своем развитии, а вся продукция швейных фабрик и цехов сводится лишь к выпуску спецодежды и получению госзаказа. О том, есть ли выход из производства униформ, «Курсиву» рассказала директор карагандинской швейной фабрики.

Спецзаказ для отрасли

Швейным делом Людмила Мартюхина занялась 23 года назад, когда ателье, в котором она тогда работала экономистом, оказалось на грани закрытия.

Сначала предпринимательница перепродавала ткани: привозила их из ОАЭ и торговала ими на карагандинском рынке. Но довольно скоро поняла, что зарубежную продукцию легче перерабатывать, чем реализовывать. Тем более что бывшее ателье пустовало, а швеи были без дела.

«В первое время работали над индивидуальными заказами – шили, как было принято в советское время. Постепенно покупатели ушли в магазины, где уже появилась приличная одежда. А к нам стали поступать заказы от организаций на пошив спецодежды», – рассказала «Курсиву» Мартюхина.

В 2001 году предпринимательница открыла ТОО «Тандем XXI», которое действует и по сей день. Предприятие продолжает работать над униформой для медиков, полицейских, железнодорожников, школьников. Как признается директор ТОО, именно пошив спецодежды и спасает сегодня отечественную легкую промышленность.

«Все наши швейные предприятия от Шымкента до Нур-Султана "сидят" на спецодежде, которая обеспечивает нам госзаказ и участие в тендерах. А это значит, что у фабрики будет стабильный приток финансов, как следствие, заработная плата работникам. Поэтому всем выгодно шить форму для работников тех или иных организаций», – утверждает Мартюхина.

Даже сырье из Поднебесной

По словам предпринимательницы, даже сырьевая база в Казахстане рассчитана на спецодежду. В республике до сих не наладили производство ткани для товаров народного потребления.

В этом плане на шаг впереди Казахстана находится Узбекистан, который давно наладил выпуск ткани.

Также, по мнению Людмилы Мартюхиной, быстрыми темпами развивается легкая промышленность в Кыргызстане, где, кстати, тоже нет своей сырьевой базы. Но в Киргизии дешевая рабочая сила. Что же касается Китая и Турции, то они давно уже вне конкуренции. В Центральном Казахстане, по словам карагандинской предпринимательницы, швеи тоже немного зарабатывают, но это в сравнении с местными предприятиями.

«Поэтому, несмотря на скромную оплату труда, наших швей тяжело назвать дешевой рабочей силой. Тем не менее найдется немного желающих идти на работу в швейные цеха. Мы из положения выходим лишь благодаря тому, что три года назад открыли свой учебный центр, в котором в течение четырех месяцев готовим мастеров. Таким образом, частично проблема кадров была решена», – отмечает Мартюхина.

Возвращаясь к вопросу о сырьевой базе, предпринимательница подчеркивает, что даже нитки и пуговицы ей приходится привозить из Китая.

«Несколько лет назад ткани пробовали выпускать в Шымкенте, но со временем и там переориентировались на спецодежду. Что же касается пошива для массового потребителя, то, конечно, нам бы хотелось расширить линейку. Однако надо учитывать, что мы проиграем в ценовой политике», – считает карагандинская швея.

И в первую очередь отечественные мастерицы уступят китайским коллегам, которые стараются всегда и во всем демпинговать. Снижать же цену на товар казахстанским предприятиям невыгодно, так как его себестоимость будет гораздо выше китайской. И снова все дело в сырье. Поэтому, как считает Мартюхина, казахстанская легкая промышленность сегодня остро нуждается в предприятии по производству тканей.

«Такие небольшие фабрики, как наша, финансово не потянут столь масштабный проект. А между тем почему бы, если Узбекистан и Кыргызстан смогли поднять данную отрасль, и нам не попробовать?» – задается вопросом Людмила Мартюхина.

Несмотря на узкую линейку продукции и относительно небольшой доход, директор ТОО «Тандем XXI» занялась расширением производства. Для начала предпринимательница решила построить большую швейную фабрику. Правда, работа несколько затянулась, потому как Мартюхина обходится своими средствами и кредиты на строительство не берет. Предпринимательница считает, что у отечественных банков и фондов поддержки бизнеса высокие ставки. Поэтому фабрика строится на прибыль от ТОО. Но Людмила Мартюхина надеется уже вскоре открыть свое предприятие, в котором она решила начать шить одежду на разный вкус соотечественников.

banner_wsj.gif

2023 просмотра

Как в Казахстане заработать на цветах

Делится личным опытом сооснователь магазина Ayala flowers

Фото: Офелия Жакаева

Первые деньги на цветочном рынке я заработала 14 февраля 2015 года, открыв онлайн-магазин буквально накануне – продажи цветов в интернете тогда были новинкой, дневной доход составил 7 тысяч тенге. Хороший стимул для студентки со стипендией в 20 тысяч. К 8 марта я подготовилась более основательно, заработала 100 тысяч тенге и укрепилась в желании развивать бизнес дальше.

В то время, по моим подсчетам, через интернет продавалось около 4% цветов. Я понимала, что эта доля будет расти и стала изучать стратегии лидеров онлайн-продаж одежды и доставки еды. Было очевидно, что их преимущество построено на тщательном ведении клиентской базы и внимании к бизнес-процессам.

Скоро я пришла к выводу о важности сочетания онлайн- и офлайн-инструментов. Открыла физический магазин, он стал складом и местом встречи с клиентами, впервые обратившимися ко мне за букетом. Если качество цветов и обслуживания их устраивало, в последующем они оформляли заказы через интернет-магазин.

Параллельно я инвестировала в развитие технологий для упрощения ведения бизнеса. Специальных решений для рынка цветов тогда не было и меня увлекла идея стать первопроходцем, а потом на основе созданных технологий развивать франшизу.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax2.JPGФото: Офелия Жакаева

Должна признаться, что до сих пор не осмеливаюсь подсчитать итоговую сумму, потраченную на эту идею. Я пробовала разные модели взаимодействия с разработчиками, но внедрить цифровизацию в том виде, в каком я ее себе представляла, пока еще не удалось. Хотя на исходе второго года разработок я в значительной степени разгрузила себя от операционной работы – бизнес работал уже автономно, без моего активного участия. 

В декабре 2018 года по личным причинам я оставила бизнес в Алматы и переехала в столицу. В соцсетях о переезде сообщила в канун 14 февраля 2019 года и была удивлена реакции: среди моих подписчиков оказалось много жителей Нур-Султана – они следили за моей работой в Алматы и были уверены, что теперь я буду развивать такой же бизнес и в столице. Так я стала знакомиться со столичным рынком цветов и уже к мартовскому празднику вместе с сестрой запустила новый онлайн-магазин цветов.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax3.JPGФото: Офелия Жакаева

За год работы в Нур-Султане заметила, что участники цветочного рынка, по сравнению со своими коллегами из Алматы, здесь более открыты и дружелюбны – охотнее делятся опытом, информацией о товаре. Второе отличие касается покупателей – люди менее привередливы и быстрее принимают решения, на согласование букета уходит меньше времени. Особенность цветочного онлайн-бизнеса в том, что клиенты могут выбрать и оценить букет только по фотографии. Собрав букет с учетом предпочтений клиента, я отправляю фото заказчику. В 95% случаев жителей столицы все устраивает и только в 5% случаев надо немного менять состав или упаковку букета.

С оптовыми поставщиками дела обстоят не очень хорошо – в столице их явно не хватает, часто приходится сталкиваться с дефицитом цветов. Еще одно отличие рынка Алматы и Нур-Султана продиктовано погодой. В столице зимой букеты дополнительно упаковывают в специальную обертку, чтобы защитить от холода, это увеличивает временные и финансовые затраты. И еще, по моим наблюдениям, в Алматы цветы дарят чаще.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png