Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1922 просмотра

Как в Казахстане заработать на спецодежде

Опыт предпринимательницы из Караганды

Фото: Дмитрий Кузмичев

Карагандинская предпринимательница считает, что отечественная легкая промышленность остановилась в своем развитии, а вся продукция швейных фабрик и цехов сводится лишь к выпуску спецодежды и получению госзаказа. О том, есть ли выход из производства униформ, «Курсиву» рассказала директор карагандинской швейной фабрики.

Спецзаказ для отрасли

Швейным делом Людмила Мартюхина занялась 23 года назад, когда ателье, в котором она тогда работала экономистом, оказалось на грани закрытия.

Сначала предпринимательница перепродавала ткани: привозила их из ОАЭ и торговала ими на карагандинском рынке. Но довольно скоро поняла, что зарубежную продукцию легче перерабатывать, чем реализовывать. Тем более что бывшее ателье пустовало, а швеи были без дела.

«В первое время работали над индивидуальными заказами – шили, как было принято в советское время. Постепенно покупатели ушли в магазины, где уже появилась приличная одежда. А к нам стали поступать заказы от организаций на пошив спецодежды», – рассказала «Курсиву» Мартюхина.

В 2001 году предпринимательница открыла ТОО «Тандем XXI», которое действует и по сей день. Предприятие продолжает работать над униформой для медиков, полицейских, железнодорожников, школьников. Как признается директор ТОО, именно пошив спецодежды и спасает сегодня отечественную легкую промышленность.

«Все наши швейные предприятия от Шымкента до Нур-Султана "сидят" на спецодежде, которая обеспечивает нам госзаказ и участие в тендерах. А это значит, что у фабрики будет стабильный приток финансов, как следствие, заработная плата работникам. Поэтому всем выгодно шить форму для работников тех или иных организаций», – утверждает Мартюхина.

Даже сырье из Поднебесной

По словам предпринимательницы, даже сырьевая база в Казахстане рассчитана на спецодежду. В республике до сих не наладили производство ткани для товаров народного потребления.

В этом плане на шаг впереди Казахстана находится Узбекистан, который давно наладил выпуск ткани.

Также, по мнению Людмилы Мартюхиной, быстрыми темпами развивается легкая промышленность в Кыргызстане, где, кстати, тоже нет своей сырьевой базы. Но в Киргизии дешевая рабочая сила. Что же касается Китая и Турции, то они давно уже вне конкуренции. В Центральном Казахстане, по словам карагандинской предпринимательницы, швеи тоже немного зарабатывают, но это в сравнении с местными предприятиями.

«Поэтому, несмотря на скромную оплату труда, наших швей тяжело назвать дешевой рабочей силой. Тем не менее найдется немного желающих идти на работу в швейные цеха. Мы из положения выходим лишь благодаря тому, что три года назад открыли свой учебный центр, в котором в течение четырех месяцев готовим мастеров. Таким образом, частично проблема кадров была решена», – отмечает Мартюхина.

Возвращаясь к вопросу о сырьевой базе, предпринимательница подчеркивает, что даже нитки и пуговицы ей приходится привозить из Китая.

«Несколько лет назад ткани пробовали выпускать в Шымкенте, но со временем и там переориентировались на спецодежду. Что же касается пошива для массового потребителя, то, конечно, нам бы хотелось расширить линейку. Однако надо учитывать, что мы проиграем в ценовой политике», – считает карагандинская швея.

И в первую очередь отечественные мастерицы уступят китайским коллегам, которые стараются всегда и во всем демпинговать. Снижать же цену на товар казахстанским предприятиям невыгодно, так как его себестоимость будет гораздо выше китайской. И снова все дело в сырье. Поэтому, как считает Мартюхина, казахстанская легкая промышленность сегодня остро нуждается в предприятии по производству тканей.

«Такие небольшие фабрики, как наша, финансово не потянут столь масштабный проект. А между тем почему бы, если Узбекистан и Кыргызстан смогли поднять данную отрасль, и нам не попробовать?» – задается вопросом Людмила Мартюхина.

Несмотря на узкую линейку продукции и относительно небольшой доход, директор ТОО «Тандем XXI» занялась расширением производства. Для начала предпринимательница решила построить большую швейную фабрику. Правда, работа несколько затянулась, потому как Мартюхина обходится своими средствами и кредиты на строительство не берет. Предпринимательница считает, что у отечественных банков и фондов поддержки бизнеса высокие ставки. Поэтому фабрика строится на прибыль от ТОО. Но Людмила Мартюхина надеется уже вскоре открыть свое предприятие, в котором она решила начать шить одежду на разный вкус соотечественников.


1687 просмотров

Как в Казахстане заработать на кроликах

«Курсив» узнал с чего следует начать

Фото: Shutterstock.com

Кролиководство промышленного масштаба по европейским технологиям в нашей стране ведется только в Восточном Казахстане. В год ферма по разведению кроликов села Казачье Уланского района поставляет в супермаркеты крупных городов республики более 15 тонн крольчатины. «Курсив» узнал, с какими сложностями пришлось столкнуться предпринимателю, взявшемуся за незнакомый вид бизнеса, и как казахстанцы приняли новый продукт.

Из финансиста – в кролиководы

Бизнес-историю Павла Чувилина из Восточного Казахстана нельзя назвать типичной. Три года назад специалист финансовой сферы, решивший открыть свое дело, выбрал кролиководство.

К новому делу Павел Чувилин подошел только с точки зрения успешности бизнес-идеи. Вначале он провел маркетинговое исследование, понял, что кролиководство имеет большой потенциал из-за роста потребления экологически чистых продуктов, ниша свободна, конкуренция низкая; выяснил, что компаний, которые продают крольчатину, в стране очень мало и большинство из них работают на уровне подсобных хозяйств.

Предприниматель подсчитал, чтобы вложенные, в том числе заемные, средства – а это более 100 млн тенге – через определенный срок вернулись со значительным приростом, к разведению кроликов необходимо подойти очень серьезно.

Вариант – поставить дешевые клетки в каком-нибудь крестьянском хозяйстве, запустить туда выкупленных в местных подворьях домашних кроликов – даже не рассматривался. Кроликоферму на 3 тыс. голов строили с нуля по европейской технологии интенсивного производства. К выбору участка для строительства фермер и его команда подошли, что называется, по науке: в учет принималось все – география территории, логистика, доступность ингредиентов для комбикорма, роза ветров. Хорошо продуваемую площадку нашли относительно недалеко от Усть-Каменогорска – в селе Казачье Уланского района. Построили ферму закрытого цикла, убойный цех, административный участок, установили холодильные камеры, системы микроклимата, цех по переработке комбикорма. Родительское стадо привезли из Италии. Мясная порода «калифорнийский кролик» была выбрана именно за ее высокопродуктивные качества.

«Успешность, масштабность этого бизнес-проекта возможны при условии, если удастся создать идеальные условия для кролика. А это значит, в помещении, где находятся животные, и зимой и летом нужно обеспечить стабильную температуру +20 градусов. Должна идеально работать система вентиляции, поэтому мы контролируем не только температуру и влажность, но и уровень аммиака. Имеет значение и количество света, и уровень шума. Кролики должны жить спокойной, размеренной жизнью, кушать, набирать в весе, размножаться», – рассказывает руководитель компании «Eco product» Павел Чувилин.

По собственному рецепту

Анализируя опыт крупнейших производств России, Павел понял, что один из самых важных факторов, который необходимо было соблюсти, – это правильное кормление. Не сеном и не зерном, а специальным сбалансированным гранулированным комбикормом, содержащим в себе 24 ингредиента. Тот факт, что такой уникальный корм, который в идеале должен быть у быстрорастущего кролика, нельзя было нигде купить, не остановил. Договорились с местным комбикормовым цехом о спецзаказе, корм стали готовить по своим рецептам. Некоторые ингредиенты приходится искать в России и везти за тысячи километров – например, свекловичный жом или кукурузный зародыш. Из травы желательно давать только клевер или люцерну.

Для системного управления производственными показателями используется технология искусственного осеменения. Это позволяет исключить все субъективные факторы, например, когда самка может не подпустить к себе крола. Поэтому окрол у всех самок происходит в один день. Контроль над процессом осеменения позволяет кролиководам доводить количество окролов до 7-8 в год (при размножении в естественной среде – 4 раза). Таким образом одна самка на ферме в год приносит до 70-80 крольчат.

Численность поголовья родительского стада в настоящее время приблизилась к 300. Количество животных для убоя в год превышает 10 тыс. особей (более 15 тонн крольчатины). Розничная стоимость килограмма мяса кролика  – 2 тыс. тенге.

«Когда система выстроена и работает, конечно, уже не так сложно. Мы соблюдали все формальности и создавали идеальные условия именно для того, чтобы получить хороший прирост веса. При таком раскладе за два с половиной месяца крольчонок уже достигает забойного веса тушки – 1,3-1,5 кг. Получается, на убой идут кролики-подростки, даже не достигшие полового созревания, поэтому мясо считается «молочным», – рассказывает Павел Чувилин.

Не все поняли

По мнению руководителя фирмы, отсутствие конкуренции – это большое преимущество и одновременно проклятие любого стартапа. Ведь путь еще никем не пройден и учиться приходится на своих ошибках. Как и добиваться внимания потребителя.

По словам Павла Чувилина, самой большой сложностью на первоначальном этапе построения системы продаж было преодоление недоверия со стороны торговой сети. К появлению нового для многих городских жителей продукта были не готовы и сами покупатели.

«Для нашей ментальности кролик – это не массовый продукт, поэтому люди сначала воспринимали его с большой осторожностью. Осложняло дело и то, что во многих городах супермаркеты уже имели опыт реализации кроликов, и он был негативным. Поэтому никто не хотел связываться с нами, несмотря на то, что качество продукции было отличным и кролик, что называется, был «с бумажкой». Мы преодолевали это недоверие постепенно, торгуя тушками самостоятельно прямо в торговых центрах. Когда продавцы увидели покупательский интерес, дело пошло», – вспоминает Павел.

В настоящее время, по его словам, замороженная продукция компании из Восточного Казахстана регулярно поступает в магазины Алматы, Нур-Султана, Караганды, Павлодара, других городов страны. В планах на ближайшую перспективу  увеличить производственные объемы в четыре раза и выйти на экспортные позиции на российский рынок.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций