Как карагандинка научилась зарабатывать на гигантских полимерных цветах

Она бросила работу маркетолога и занялась собственным делом

Фото:Дмитрий Кузмичёв

Идея работать на себя молодой предпринимательнице Виктории Коновой пришла в декретном отпуске, в который она ушла с должности маркетолога на заводе мороженого. В свободное от воспитания детей время молодая мать занялась декупажем - техника декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов, потом изготовлением свадебных аксессуаров. 

Заказы потянулись один за другим, и вскоре доходы позволили организовать собственную студию дизайна. Сейчас в ее прайс-листе около двух десятков наименований: баннеры, фотозоны, свадебные букеты, аксессуары, бутоньерки, сундучки, бонбоньерки. Кстати, коробочки, сделанные собственными руками, в виде юрт, саукеле, лебедей люди с удовольствием берут в качестве упаковок для тойбастара.

От приятных мелочей Виктория Конова перешла к более масштабному декору. Сейчас девушка украшает не только свадьбы, ее ростовые цветы устанавливают в кафе, организациях, на различных площадках. Это экземпляры до двух метров высотой и до полутора метров в диаметре. Клиенты находятся в основном через соцсети. Это частные лица и фирмы, желающие приобрести объемные украшения.

Делать полимерные цветы, как, впрочем, и все остальное, Виктория Конова научилась тоже благодаря Интернету. Азы собственного бизнеса она освоила на практике и различных онлайн-курсах.

Кстати, делать огромные синтетические растения, на фоне которых получаются красивые фотографии, Викторию вдохновила выставка известного московского дизайнера. Пенополиэтилен, или изолон, очень популярен в качестве материала для изготовления декора в России. 

Но на первых порах девушка столкнулась с тем, что довольно распространенный в соседнем государстве материал в Казахстане не продавался, приходилось заказывать из РФ. Сейчас тот же пенополиэтилен можно найти в Интернете. Его стоимость в среднем составляет 400 тенге за метр. В то время как композиция из трех цветов колеблется в пределах 22–23 тыс. тенге, аренда одной фотозоны – 35 тыс. тенге.

Еще одна проблема, с которой Виктория Конова столкнулась два года назад, – окраска полимера. Рынок предлагал только светло-бежевый материал. Краска на готовых лепестках держалась плохо, из-за чего покрытие часто приходилось часто обновлять.

Сейчас предпринимательница работает с цветным изолоном. В ее коллекции около сотни цветов, которые она сдает в аренду для оформления фотозон или продает, причем не только в Караганде, но и отправляет в другие города Казахстана: Павлодар, Жезказган, Актау. 

Виктория Конова трудится с напарницей в мастерской на одном из карагандинских рынках. Кроме того, обученные работники выполняют какие-то детали на дому. Материал неприхотлив в обработке. Чтобы видоизменить исходный лист, иногда достаточно разогреть его феном для волос.

«Конечно, это очень кропотливая, творческая работа, требующая определенных усилий. Что касается становления бизнеса, то, можно сказать, мне удалось избежать серьезных трудностей. Мы довольно быстро нашли помещение в аренду. Благодаря предоплате заказов, обошлось без оформления кредитов», – говорит предпринимательница.

А в конце прошлого года Виктория решила делать цветы, которые можно использовать как светильники. Пенополиэтилен хорошо сочетается со светодиодами, что позволяет придать сияния полимерной конструкции. Стоимость одного изделия составляет в среднем 11 тыс. тенге.

В настоящее время предпринимательница расширяет сферу деятельности – занимается продажей изолона, дает мастер-классы желающим овладеть технологией изготовления масштабного декора. 
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg