Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1102 просмотра

Бизнес на Фиджи или как стать предпринимателем в Океании

История украинца Глеба Желудкова

Фото: ymgerman / Shutterstock.com

В традиционном представлении Фиджи – далекий «райский» остров посреди Тихого океана с голубыми лагунами, лазурными пляжами и безмятежной жизнью на берегу. Для большинства это – место для отпуска. Но находятся смельчаки, которые решают обосноваться на Фиджи и сразу же организовать там собственный бизнес, а то и три.

Герой этой истории, Глеб Желудков, приехал на Фиджи вместе с семьей и партнерами по бизнесу четыре года назад из Украины. Переселенцы сразу же выбрали для работы одну из основных сфер деятельности на острове – сферу гостеприимства. Начали с поставок посуды и сопутствующих товаров для баров, кафе и ресторанов.

«Мы очень быстро заметили, что сюда привозят либо очень дешевые китайские товары, либо товары из Австралии, которые зачастую имеют китайское происхождение и при этом – тройную наценку. Золотой середины – нет», – вспоминает предприниматель.

Первоначальный капитал бизнесменов, как они говорят сами, был «совершенно смешной» – около $50 тыс. Первый контейнер с кухонной утварью и посудой приобрели у американских дистрибьюторов.

«Единственный порт, откуда сюда что-то везут, – это Лос-Анджелес. Когда мы начинали, были прямые рейсы, но два года назад их отменили, теперь приходится везти все через Новую Зеландию. Это фактически на две недели удлинило логистику, теперь она составляет около сорока дней», – пояснил бизнесмен.

Затраты на логистику из США зависят от размера контейнера – при доставке двадцатифутового контейнера они составляют примерно $3,5 тыс., 40-тонник доставляют за $4,5 тыс., с учетом всех возможных сборов и пошлин общая сумма достигает $5 тыс. В среднем стоимость перевозки занимает в конечной цене товара около 20–25%.

Глеб Желудков признается, что понять потребности местного рынка удалось только на второй год работы. Оказалось, нужны небьющиеся стаканы, тарелки, оберточная бумага для фастфуда и закусок.

«Здесь это было совершенно примитивно: буквально брали бумагу для выпечки, резали ножницами и выкладывали на нее», – говорит он.

Старый опыт на новом месте

После года жизни на острове предприниматели решили капитализировать уже имеющиеся навыки – до переезда в Океанию они занимались изготовлением мебели и за год жизни на островах обнаружили, что компаний, способных делать качественную мебель, здесь мало. Герои истории занялись производством деревянной мебели для гостиниц: столов, стульев, лежаков, шкафов, кроватей и т. д.

Отсутствие заметной конкуренции на этом поле позволило им быстро добиться успеха – заказ на $150 тыс. поступил уже через четыре месяца после начала работы их мебельной компании. Материалы при производстве используются местные – Фиджи обладает одним из самых больших в мире запасов махагони (красное дерево), кроме этого, здесь растет много декоративных видов деревьев.

Основная проблема мебельного бизнеса на Фиджи – квалифицированные кадры, собрать команду оказалось очень сложно. Доходило до переделки за свой счет той работы, которую сделали нанятые местные умельцы. Низкий уровень профессионализма на Фиджи наблюдается в очень многих сферах, говорят переехавшие иностранцы. Например, им пришлось самостоятельно подыскивать и помещения для работы, и жилье – локальные агентства к поставленным задачам отнеслись безответственно. 

Третий бизнес украинских переселенцев появился после того, как они прожили на острове больше двух лет. Один из местных жителей, который ранее уже работал с героями истории, решил для своих нужд закупить в США декинг – доски, которые используются для укладки террас.

Локальные компании предлагали на продажу похожие продукты, но это была террасная доска китайского производства, качество которой вызывало нарекания. Именно этот местный житель и предложил иностранным предпринимателям, осевшим на Фиджи, заняться организацией поставок американских досок для нужд местного бизнеса. Рынок на появление нового игрока отреагировал благосклонно. В результате на сегодня компания, организованная иностранцами на островах, занимается производством мебели и делает проекты по коммерческому и частному декингу.

Местный бизнес-колорит

Около половины населения острова – это коренные фиджийцы, большинство из которых работает в сфере обслуживания, «душевность и гостеприимство у нас в крови» – так они говорят сами о себе. Вторая большая часть жителей Фиджи – инициативные по сравнению с коренными жителями индусы, которые охотно занимаются здесь предпринимательством. На островах достаточно много американских и австралийских компаний, в том числе и крупных. Некоторые местные бренды, к примеру косметика Pure Fiji или Fiji Water, благодаря маркетинговым усилиям американцев продвигаются на мировом рынке как премиальные продукты.

При этом на самом острове достаточно маленькое предложение, а многие товары – дороже, чем на материке. Например, телевизор на Фиджи стоит примерно в четыре раза дороже, чем та же модель в США.

Невысокая конкуренция и относительно низкий порог входа на рынок во многих видах деятельности – еще один признак местного бизнеса.

«Люди, у которых есть, скажем, $100 тыс., имеют массу вариантов бизнеса для развития на Фиджи в течение ближайших 15 лет», – говорит Глеб Желудков.

Он убежден: любая деятельность, связанная с туризмом и сопутствующими отраслями, здесь гарантированно будет прибыльной. Например, сейчас на Фиджи не хватает профессиональных клининговых компаний. Ниши для бизнеса есть и в медицинской сфере, и в образовательной. На острове, делится он, практически отсутствуют такие понятия, как IT, веб-разработка и т. д. Даже индустрия такси требует более профессионального подхода – вызвать такси через местные сервисы порой весьма проблематично. После часового ожидания (хотя таксист обещает прибыть через 10 минут) водитель может наконец сообщить о прибытии, а после якобы уехать, аргументировав тем, что вы долго выходили.

Поделились бизнесмены и еще одной историей: у пациентки одной из местных клиник обнаружили камни в почках. В диагнозе врач был не уверен, но посоветовал больной… прыгать по лестнице, чтобы камни сместились и ушли из организма.

Глеб Желудков подчеркивает, что незанятых ниш на острове хватает и при умении и желании работать на Фиджи можно успешно организовать здесь бизнес, в том числе и с юридической точки зрения.

«Даже в Казахстане и в Украине мы находимся в будущем. Мы знаем, что и тут, на Фиджи, будут нормальные кинотеатры, заправки. Сейчас здесь этого нет, но обязательно найдется кто-то, кто сделает. Почему бы это не сделать нам?» – заключил предприниматель, создавший успешный бизнес на Фиджи.
 


1 просмотр

Как открыть кондитерский цех в небольшом казахстанском поселке

И сколько на этом можно заработать

Фото: shutterstock

Жительница поселка Атасу Жанааркинского района Нургуль Орынбасарова в кондитерском бизнесе уже девять лет. За это время она успела «пережить» не один десяток конкурентов. Теперь в месяц она вместе с двумя помощницами выпекает около 250 тортов и другие сладкие изделия.

Первый блин комом

Нургуль пришла в кондитерский бизнес не с улицы. Долгие годы она вместе с отцом вела крестьянское хозяйство, где принимала молоко и сдавала его оптовым скупщикам. Однако доход был настолько мизерным, что его едва хватало на зарплату дояркам.

После неудачного опыта Нургуль решила начать все заново и открыла небольшой кондитерский цех. Здание на 144 кв. м у них было свое. Предприятие она запустила с покупки всего одной печи, которая обошлась предпринимательнице в 200 тыс. тенге, а на 100 тыс. тенге купила муку, сахар, сливки и другие ингредиенты.

«Мой первый заказ был в 2010 году. Сразу 33 свадебных торта, выпечка и большой трехъярусный торт для молодых! Этот заказ стал одним из самых крупных в начале нашей работы. Тогда я за торт для жениха и невесты получила 6,5 тыс. тенге. Сейчас суммы, конечно, другие», – рассказала Нургуль Орынбасарова.

Окупаться сладкий бизнес стал сразу. Постепенно появились доходы: если расходы на сырье составляли вначале 100 тыс. тенге, то за готовую продукцию она получала 200–250 тыс. тенге. Накопив деньги, предпринимательница купила еще две большие печи, которые обошлись ей примерно в 800 тыс. тенге. Еще 400 тыс. ушло на два миксера.

«В 2011 году я приняла участие в программе «Деловые связи», которая действовала на тот момент. После обучения по программе обмена опытом к нам приехала супружеская чета из Германии. Они на протяжении двадцати дней жили у нас и обучали технологиям изготовления кондитерских изделий по своим рецептам. Это для меня был огромный опыт».

Кому не страшна конкуренция?

По словам предпринимательницы, за девять лет в поселке открывалось множество кондитерских цехов. Но многие закрылись, поработав всего несколько месяцев или пару лет.

Сейчас Нургуль взяла помощниц и выпекает в месяц примерно 250 тортов и другие сладости. На закуп ингредиентов у нее уходит около 300 тыс. тенге. Чистый доход, с вычетом зарплаты работниц и расходов на коммунальные услуги, транспортные расходы, составляет около 300 тыс. в месяц.

«Выпечка – прибыльное дело, если готовить ее вкусно. В любом деле, на мой взгляд, нужно относиться к своей работе с душой. Клиентов нужно любить и относится к ним, как к родственникам», – рассуждает Нургуль.

Немного о ценниках

Сегодня в кондитерской Нургуль широкий ассортимент: есть все виды тортов и выпечки. Цены на обычные торты начинаются от 1 200 тенге. Сумма рассчитывается не за килограмм, а за диаметр (21 см) сладкого изделия. Свадебные двухъярусные торты здесь можно приобрести от 10 500 тенге и выше, а любимый многими торт «Красный бархат» стоит 2 500 тенге.

Для сравнения: в Караганде цены в супермаркетах и магазинах на аналогичный товар начинаются от 1 500 и доходят до 2,5–3 тыс. тенге. В специализированных кондитерских цены начинаются от 2,5 тыс. тенге за медовый торт и от 4 тыс. тенге за «Красный бархат». Здесь цены зависят от массы тортов.

В магазинах Семея килограмм медового торта можно купить за 1 800 тенге, а «Красный бархат» за 2 700 тенге. «Медовик» в Таразе стоит от 1 500 до 1 800 тенге, «Красный бархат» – от 2 100 до 2 800. В Костанае килограмм медового торта обходится в 2,5 тыс. тенге, а «Красного бархата» – в 3 тыс. тенге. В столице за те же торты в супермаркетах просят от 2 тыс. до 4 тыс. тенге. Самые низкие цены в Шымкенте, где медовый торт можно купить за 900 тенге, а «Красный бархат» в магазинах стоит около 2 тыс. тенге. 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций