Бизнес на Фиджи или как стать предпринимателем в Океании

История украинца Глеба Желудкова

Фото: ymgerman / Shutterstock.com

В традиционном представлении Фиджи – далекий «райский» остров посреди Тихого океана с голубыми лагунами, лазурными пляжами и безмятежной жизнью на берегу. Для большинства это – место для отпуска. Но находятся смельчаки, которые решают обосноваться на Фиджи и сразу же организовать там собственный бизнес, а то и три.

Герой этой истории, Глеб Желудков, приехал на Фиджи вместе с семьей и партнерами по бизнесу четыре года назад из Украины. Переселенцы сразу же выбрали для работы одну из основных сфер деятельности на острове – сферу гостеприимства. Начали с поставок посуды и сопутствующих товаров для баров, кафе и ресторанов.

«Мы очень быстро заметили, что сюда привозят либо очень дешевые китайские товары, либо товары из Австралии, которые зачастую имеют китайское происхождение и при этом – тройную наценку. Золотой середины – нет», – вспоминает предприниматель.

Первоначальный капитал бизнесменов, как они говорят сами, был «совершенно смешной» – около $50 тыс. Первый контейнер с кухонной утварью и посудой приобрели у американских дистрибьюторов.

«Единственный порт, откуда сюда что-то везут, – это Лос-Анджелес. Когда мы начинали, были прямые рейсы, но два года назад их отменили, теперь приходится везти все через Новую Зеландию. Это фактически на две недели удлинило логистику, теперь она составляет около сорока дней», – пояснил бизнесмен.

Затраты на логистику из США зависят от размера контейнера – при доставке двадцатифутового контейнера они составляют примерно $3,5 тыс., 40-тонник доставляют за $4,5 тыс., с учетом всех возможных сборов и пошлин общая сумма достигает $5 тыс. В среднем стоимость перевозки занимает в конечной цене товара около 20–25%.

Глеб Желудков признается, что понять потребности местного рынка удалось только на второй год работы. Оказалось, нужны небьющиеся стаканы, тарелки, оберточная бумага для фастфуда и закусок.

«Здесь это было совершенно примитивно: буквально брали бумагу для выпечки, резали ножницами и выкладывали на нее», – говорит он.

Старый опыт на новом месте

После года жизни на острове предприниматели решили капитализировать уже имеющиеся навыки – до переезда в Океанию они занимались изготовлением мебели и за год жизни на островах обнаружили, что компаний, способных делать качественную мебель, здесь мало. Герои истории занялись производством деревянной мебели для гостиниц: столов, стульев, лежаков, шкафов, кроватей и т. д.

Отсутствие заметной конкуренции на этом поле позволило им быстро добиться успеха – заказ на $150 тыс. поступил уже через четыре месяца после начала работы их мебельной компании. Материалы при производстве используются местные – Фиджи обладает одним из самых больших в мире запасов махагони (красное дерево), кроме этого, здесь растет много декоративных видов деревьев.

Основная проблема мебельного бизнеса на Фиджи – квалифицированные кадры, собрать команду оказалось очень сложно. Доходило до переделки за свой счет той работы, которую сделали нанятые местные умельцы. Низкий уровень профессионализма на Фиджи наблюдается в очень многих сферах, говорят переехавшие иностранцы. Например, им пришлось самостоятельно подыскивать и помещения для работы, и жилье – локальные агентства к поставленным задачам отнеслись безответственно. 

Третий бизнес украинских переселенцев появился после того, как они прожили на острове больше двух лет. Один из местных жителей, который ранее уже работал с героями истории, решил для своих нужд закупить в США декинг – доски, которые используются для укладки террас.

Локальные компании предлагали на продажу похожие продукты, но это была террасная доска китайского производства, качество которой вызывало нарекания. Именно этот местный житель и предложил иностранным предпринимателям, осевшим на Фиджи, заняться организацией поставок американских досок для нужд местного бизнеса. Рынок на появление нового игрока отреагировал благосклонно. В результате на сегодня компания, организованная иностранцами на островах, занимается производством мебели и делает проекты по коммерческому и частному декингу.

Местный бизнес-колорит

Около половины населения острова – это коренные фиджийцы, большинство из которых работает в сфере обслуживания, «душевность и гостеприимство у нас в крови» – так они говорят сами о себе. Вторая большая часть жителей Фиджи – инициативные по сравнению с коренными жителями индусы, которые охотно занимаются здесь предпринимательством. На островах достаточно много американских и австралийских компаний, в том числе и крупных. Некоторые местные бренды, к примеру косметика Pure Fiji или Fiji Water, благодаря маркетинговым усилиям американцев продвигаются на мировом рынке как премиальные продукты.

При этом на самом острове достаточно маленькое предложение, а многие товары – дороже, чем на материке. Например, телевизор на Фиджи стоит примерно в четыре раза дороже, чем та же модель в США.

Невысокая конкуренция и относительно низкий порог входа на рынок во многих видах деятельности – еще один признак местного бизнеса.

«Люди, у которых есть, скажем, $100 тыс., имеют массу вариантов бизнеса для развития на Фиджи в течение ближайших 15 лет», – говорит Глеб Желудков.

Он убежден: любая деятельность, связанная с туризмом и сопутствующими отраслями, здесь гарантированно будет прибыльной. Например, сейчас на Фиджи не хватает профессиональных клининговых компаний. Ниши для бизнеса есть и в медицинской сфере, и в образовательной. На острове, делится он, практически отсутствуют такие понятия, как IT, веб-разработка и т. д. Даже индустрия такси требует более профессионального подхода – вызвать такси через местные сервисы порой весьма проблематично. После часового ожидания (хотя таксист обещает прибыть через 10 минут) водитель может наконец сообщить о прибытии, а после якобы уехать, аргументировав тем, что вы долго выходили.

Поделились бизнесмены и еще одной историей: у пациентки одной из местных клиник обнаружили камни в почках. В диагнозе врач был не уверен, но посоветовал больной… прыгать по лестнице, чтобы камни сместились и ушли из организма.

Глеб Желудков подчеркивает, что незанятых ниш на острове хватает и при умении и желании работать на Фиджи можно успешно организовать здесь бизнес, в том числе и с юридической точки зрения.

«Даже в Казахстане и в Украине мы находимся в будущем. Мы знаем, что и тут, на Фиджи, будут нормальные кинотеатры, заправки. Сейчас здесь этого нет, но обязательно найдется кто-то, кто сделает. Почему бы это не сделать нам?» – заключил предприниматель, создавший успешный бизнес на Фиджи.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg