Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1045 просмотров

Бизнес на Фиджи или как стать предпринимателем в Океании

История украинца Глеба Желудкова

Фото: ymgerman / Shutterstock.com

В традиционном представлении Фиджи – далекий «райский» остров посреди Тихого океана с голубыми лагунами, лазурными пляжами и безмятежной жизнью на берегу. Для большинства это – место для отпуска. Но находятся смельчаки, которые решают обосноваться на Фиджи и сразу же организовать там собственный бизнес, а то и три.

Герой этой истории, Глеб Желудков, приехал на Фиджи вместе с семьей и партнерами по бизнесу четыре года назад из Украины. Переселенцы сразу же выбрали для работы одну из основных сфер деятельности на острове – сферу гостеприимства. Начали с поставок посуды и сопутствующих товаров для баров, кафе и ресторанов.

«Мы очень быстро заметили, что сюда привозят либо очень дешевые китайские товары, либо товары из Австралии, которые зачастую имеют китайское происхождение и при этом – тройную наценку. Золотой середины – нет», – вспоминает предприниматель.

Первоначальный капитал бизнесменов, как они говорят сами, был «совершенно смешной» – около $50 тыс. Первый контейнер с кухонной утварью и посудой приобрели у американских дистрибьюторов.

«Единственный порт, откуда сюда что-то везут, – это Лос-Анджелес. Когда мы начинали, были прямые рейсы, но два года назад их отменили, теперь приходится везти все через Новую Зеландию. Это фактически на две недели удлинило логистику, теперь она составляет около сорока дней», – пояснил бизнесмен.

Затраты на логистику из США зависят от размера контейнера – при доставке двадцатифутового контейнера они составляют примерно $3,5 тыс., 40-тонник доставляют за $4,5 тыс., с учетом всех возможных сборов и пошлин общая сумма достигает $5 тыс. В среднем стоимость перевозки занимает в конечной цене товара около 20–25%.

Глеб Желудков признается, что понять потребности местного рынка удалось только на второй год работы. Оказалось, нужны небьющиеся стаканы, тарелки, оберточная бумага для фастфуда и закусок.

«Здесь это было совершенно примитивно: буквально брали бумагу для выпечки, резали ножницами и выкладывали на нее», – говорит он.

Старый опыт на новом месте

После года жизни на острове предприниматели решили капитализировать уже имеющиеся навыки – до переезда в Океанию они занимались изготовлением мебели и за год жизни на островах обнаружили, что компаний, способных делать качественную мебель, здесь мало. Герои истории занялись производством деревянной мебели для гостиниц: столов, стульев, лежаков, шкафов, кроватей и т. д.

Отсутствие заметной конкуренции на этом поле позволило им быстро добиться успеха – заказ на $150 тыс. поступил уже через четыре месяца после начала работы их мебельной компании. Материалы при производстве используются местные – Фиджи обладает одним из самых больших в мире запасов махагони (красное дерево), кроме этого, здесь растет много декоративных видов деревьев.

Основная проблема мебельного бизнеса на Фиджи – квалифицированные кадры, собрать команду оказалось очень сложно. Доходило до переделки за свой счет той работы, которую сделали нанятые местные умельцы. Низкий уровень профессионализма на Фиджи наблюдается в очень многих сферах, говорят переехавшие иностранцы. Например, им пришлось самостоятельно подыскивать и помещения для работы, и жилье – локальные агентства к поставленным задачам отнеслись безответственно. 

Третий бизнес украинских переселенцев появился после того, как они прожили на острове больше двух лет. Один из местных жителей, который ранее уже работал с героями истории, решил для своих нужд закупить в США декинг – доски, которые используются для укладки террас.

Локальные компании предлагали на продажу похожие продукты, но это была террасная доска китайского производства, качество которой вызывало нарекания. Именно этот местный житель и предложил иностранным предпринимателям, осевшим на Фиджи, заняться организацией поставок американских досок для нужд местного бизнеса. Рынок на появление нового игрока отреагировал благосклонно. В результате на сегодня компания, организованная иностранцами на островах, занимается производством мебели и делает проекты по коммерческому и частному декингу.

Местный бизнес-колорит

Около половины населения острова – это коренные фиджийцы, большинство из которых работает в сфере обслуживания, «душевность и гостеприимство у нас в крови» – так они говорят сами о себе. Вторая большая часть жителей Фиджи – инициативные по сравнению с коренными жителями индусы, которые охотно занимаются здесь предпринимательством. На островах достаточно много американских и австралийских компаний, в том числе и крупных. Некоторые местные бренды, к примеру косметика Pure Fiji или Fiji Water, благодаря маркетинговым усилиям американцев продвигаются на мировом рынке как премиальные продукты.

При этом на самом острове достаточно маленькое предложение, а многие товары – дороже, чем на материке. Например, телевизор на Фиджи стоит примерно в четыре раза дороже, чем та же модель в США.

Невысокая конкуренция и относительно низкий порог входа на рынок во многих видах деятельности – еще один признак местного бизнеса.

«Люди, у которых есть, скажем, $100 тыс., имеют массу вариантов бизнеса для развития на Фиджи в течение ближайших 15 лет», – говорит Глеб Желудков.

Он убежден: любая деятельность, связанная с туризмом и сопутствующими отраслями, здесь гарантированно будет прибыльной. Например, сейчас на Фиджи не хватает профессиональных клининговых компаний. Ниши для бизнеса есть и в медицинской сфере, и в образовательной. На острове, делится он, практически отсутствуют такие понятия, как IT, веб-разработка и т. д. Даже индустрия такси требует более профессионального подхода – вызвать такси через местные сервисы порой весьма проблематично. После часового ожидания (хотя таксист обещает прибыть через 10 минут) водитель может наконец сообщить о прибытии, а после якобы уехать, аргументировав тем, что вы долго выходили.

Поделились бизнесмены и еще одной историей: у пациентки одной из местных клиник обнаружили камни в почках. В диагнозе врач был не уверен, но посоветовал больной… прыгать по лестнице, чтобы камни сместились и ушли из организма.

Глеб Желудков подчеркивает, что незанятых ниш на острове хватает и при умении и желании работать на Фиджи можно успешно организовать здесь бизнес, в том числе и с юридической точки зрения.

«Даже в Казахстане и в Украине мы находимся в будущем. Мы знаем, что и тут, на Фиджи, будут нормальные кинотеатры, заправки. Сейчас здесь этого нет, но обязательно найдется кто-то, кто сделает. Почему бы это не сделать нам?» – заключил предприниматель, создавший успешный бизнес на Фиджи.
 


1715 просмотров

Как в Казахстане заработать на кроликах

«Курсив» узнал с чего следует начать

Фото: Shutterstock.com

Кролиководство промышленного масштаба по европейским технологиям в нашей стране ведется только в Восточном Казахстане. В год ферма по разведению кроликов села Казачье Уланского района поставляет в супермаркеты крупных городов республики более 15 тонн крольчатины. «Курсив» узнал, с какими сложностями пришлось столкнуться предпринимателю, взявшемуся за незнакомый вид бизнеса, и как казахстанцы приняли новый продукт.

Из финансиста – в кролиководы

Бизнес-историю Павла Чувилина из Восточного Казахстана нельзя назвать типичной. Три года назад специалист финансовой сферы, решивший открыть свое дело, выбрал кролиководство.

К новому делу Павел Чувилин подошел только с точки зрения успешности бизнес-идеи. Вначале он провел маркетинговое исследование, понял, что кролиководство имеет большой потенциал из-за роста потребления экологически чистых продуктов, ниша свободна, конкуренция низкая; выяснил, что компаний, которые продают крольчатину, в стране очень мало и большинство из них работают на уровне подсобных хозяйств.

Предприниматель подсчитал, чтобы вложенные, в том числе заемные, средства – а это более 100 млн тенге – через определенный срок вернулись со значительным приростом, к разведению кроликов необходимо подойти очень серьезно.

Вариант – поставить дешевые клетки в каком-нибудь крестьянском хозяйстве, запустить туда выкупленных в местных подворьях домашних кроликов – даже не рассматривался. Кроликоферму на 3 тыс. голов строили с нуля по европейской технологии интенсивного производства. К выбору участка для строительства фермер и его команда подошли, что называется, по науке: в учет принималось все – география территории, логистика, доступность ингредиентов для комбикорма, роза ветров. Хорошо продуваемую площадку нашли относительно недалеко от Усть-Каменогорска – в селе Казачье Уланского района. Построили ферму закрытого цикла, убойный цех, административный участок, установили холодильные камеры, системы микроклимата, цех по переработке комбикорма. Родительское стадо привезли из Италии. Мясная порода «калифорнийский кролик» была выбрана именно за ее высокопродуктивные качества.

«Успешность, масштабность этого бизнес-проекта возможны при условии, если удастся создать идеальные условия для кролика. А это значит, в помещении, где находятся животные, и зимой и летом нужно обеспечить стабильную температуру +20 градусов. Должна идеально работать система вентиляции, поэтому мы контролируем не только температуру и влажность, но и уровень аммиака. Имеет значение и количество света, и уровень шума. Кролики должны жить спокойной, размеренной жизнью, кушать, набирать в весе, размножаться», – рассказывает руководитель компании «Eco product» Павел Чувилин.

По собственному рецепту

Анализируя опыт крупнейших производств России, Павел понял, что один из самых важных факторов, который необходимо было соблюсти, – это правильное кормление. Не сеном и не зерном, а специальным сбалансированным гранулированным комбикормом, содержащим в себе 24 ингредиента. Тот факт, что такой уникальный корм, который в идеале должен быть у быстрорастущего кролика, нельзя было нигде купить, не остановил. Договорились с местным комбикормовым цехом о спецзаказе, корм стали готовить по своим рецептам. Некоторые ингредиенты приходится искать в России и везти за тысячи километров – например, свекловичный жом или кукурузный зародыш. Из травы желательно давать только клевер или люцерну.

Для системного управления производственными показателями используется технология искусственного осеменения. Это позволяет исключить все субъективные факторы, например, когда самка может не подпустить к себе крола. Поэтому окрол у всех самок происходит в один день. Контроль над процессом осеменения позволяет кролиководам доводить количество окролов до 7-8 в год (при размножении в естественной среде – 4 раза). Таким образом одна самка на ферме в год приносит до 70-80 крольчат.

Численность поголовья родительского стада в настоящее время приблизилась к 300. Количество животных для убоя в год превышает 10 тыс. особей (более 15 тонн крольчатины). Розничная стоимость килограмма мяса кролика  – 2 тыс. тенге.

«Когда система выстроена и работает, конечно, уже не так сложно. Мы соблюдали все формальности и создавали идеальные условия именно для того, чтобы получить хороший прирост веса. При таком раскладе за два с половиной месяца крольчонок уже достигает забойного веса тушки – 1,3-1,5 кг. Получается, на убой идут кролики-подростки, даже не достигшие полового созревания, поэтому мясо считается «молочным», – рассказывает Павел Чувилин.

Не все поняли

По мнению руководителя фирмы, отсутствие конкуренции – это большое преимущество и одновременно проклятие любого стартапа. Ведь путь еще никем не пройден и учиться приходится на своих ошибках. Как и добиваться внимания потребителя.

По словам Павла Чувилина, самой большой сложностью на первоначальном этапе построения системы продаж было преодоление недоверия со стороны торговой сети. К появлению нового для многих городских жителей продукта были не готовы и сами покупатели.

«Для нашей ментальности кролик – это не массовый продукт, поэтому люди сначала воспринимали его с большой осторожностью. Осложняло дело и то, что во многих городах супермаркеты уже имели опыт реализации кроликов, и он был негативным. Поэтому никто не хотел связываться с нами, несмотря на то, что качество продукции было отличным и кролик, что называется, был «с бумажкой». Мы преодолевали это недоверие постепенно, торгуя тушками самостоятельно прямо в торговых центрах. Когда продавцы увидели покупательский интерес, дело пошло», – вспоминает Павел.

В настоящее время, по его словам, замороженная продукция компании из Восточного Казахстана регулярно поступает в магазины Алматы, Нур-Султана, Караганды, Павлодара, других городов страны. В планах на ближайшую перспективу  увеличить производственные объемы в четыре раза и выйти на экспортные позиции на российский рынок.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций