В Восточном Казахстане можно купить готовый бизнес от 30 тысяч тенге

Рейтинг самых дешевых и дорогих предложений в регионе

Фото: Shutterstock.com

Идея быстро стать предпринимателем может показаться заманчивой. Тем более что на рынке ВКО немало объявлений о продаже готового бизнеса. «Курсив» составил рейтинг самых дорогих и дешевых предложений и выяснил плюсы и минусы приобретения дела секонд-хенд.

Меняю «дело мечты» на автомобиль

Ранее «Курсив» писал о ситуации, в которую попал предприниматель из Усть-Каменогорска, став владельцем действующего ТОО. Напомним, приобретенная им организация имела «хвосты» в виде миллионных долгов по налогам.

Житель ВКО зарекся покупать готовый бизнес. Но такого мнения придерживаются не все. Некоторым проще отдать деньги, чем самим заниматься организацией дела с нуля и оформлять многочисленные документы. И соответствующих предложений сегодня немало. В рамках мониторинга онлайн-платформ «Курсив» обнаружил более полутысячи объявлений о продаже раскрученного бизнеса. Покупателям предлагают и бюджетные варианты за 30-50 тыс. тенге, и объекты стоимостью от полумиллиона до 3 млрд тенге.

Чаще всего продаются магазины, ларьки и торговые отделы в супермаркетах. Также предлагают дело, основанное на прокате инвентаря или оборудования. Кроме того, можно приобрести крестьянское хозяйство (КХ), СТО, салон красоты, образовательную частную школу, ресторан...

Есть готовые бизнес-объекты, оснащенные всем необходимым оборудованием, а иногда и товаром. Но продаются и так называемые юридические оболочки – действующие ТОО без материальных активов и производственных баз. Их конкурентное преимущество – опыт работы, необходимый для участия в госзакупках, а также наличие лицензий. Чем старше предприятие и больше у него различных разрешений, тем выше цена. Можно найти варианты и за 70 тыс., и за 3 млн тенге.

В числе единичных предложений – продажа банного комплекса (195 млн), компании, владеющей месторождением вулканического туфа-цеолита (52 млн), тепличного комплекса (26 млн), двух барбершопов (22 млн) и грибной фермы (300 тыс. тенге).

От кукурузы до колбасы

В соответствии с законами рынка продавцы стараются показать товар с лучшей стороны. Практически все магазины, по заверению владельцев, имеют высокую проходимость и доходность. И чем мельче объект, тем больше дивидендов сулит собственник. Но при этом некоторые из них согласны обменять «дело мечты» на автомобиль.

Пятерку самых бюджетных предложений открывает владелец передвижного кукурузного аппарата за 30 тыс. тенге. Продавец называет свой товар готовым бизнесом, но затрудняется ответить на вопросы о прибыли. Еще один автор аналогичного предложения заверяет, что в день, если торговать в многолюдном месте, можно заработать от 5 до 10 тыс. тенге.

Активно продают в ВКО и раскрученные аккаунты в соцсетях. Администратор одной из групп совместных покупок рассказала, что в месяц получает от 50 тыс. тенге. Как недорогой готовый бизнес позиционируют продавцы и изготовление различного рода сувениров, установку детского уличного инвентаря, батутов, тиров, аттракционов.

Предлагают в ВКО и готовые крупные бизнес-объекты. Так, на продажу выставлен мясокомбинат, расположенный в Семее, стоимостью 3,4 млрд тенге. По информации продавца, на производстве выпускают более 200 наименований продукции. Суточная мощность – 100 тыс. банок консервов и 20 тонн колбасы.

За 800 млн тенге можно купить действующий молокозавод в Усть-Каменогорске. Здесь же почти за полмиллиарда продают производственную базу, состоящую из нескольких объектов. В их числе – пивзавод, линия по производству газированных напитков, цех рыбных полуфабрикатов.

350 млн тенге просит владелец мараловодческого хозяйства на 500 голов в Катон-Карагайском районе. В составе КХ и ферма, и пантолечебница с гостевыми домиками.

Таким образом, для каждого объема стартового капитала есть свои предложения. При должном вкладе можно стать владельцем серьезного производства. Но в Палате предпринимателей ВКО отмечают, что залогом успеха бизнеса не всегда является степень оснащенности объекта. Часто, по словам консультантов, первую скрипку играет предпринимательская инициативность. В качестве доказательства в палате приводят пример двух КХ из одного района. Владелец одного из них, имеющего большие активы, не смог верно организовать работу и имел минимальный доход. Тогда как другой, начинавший чуть ли не с нуля, благодаря нестандартным решениям и находкам вывел дело на новый уровень.

Комментарий специалиста

Талгат Касенов, бизнес-тренер ПП ВКО

Приобретение готового бизнеса – одна из распространенных сегодня стратегий. У нее есть как достоинства, так и недостатки. Несомненный плюс в том, что покупатель автоматически становится предпринимателем, избежав проблемы с оформлением и раскруткой. Это значительно экономит время. К примеру, чтобы открыть парикмахерскую, салон красоты или стоматологический кабинет, нужно сначала вывести помещение из жилого фонда, провести ремонт, получить все необходимые разрешения. Покупка же готового бизнеса позволяет миновать все эти стадии.

Минус в том, что всегда есть риск неуспеха. Часто раскрученный бизнес продают, когда владелец не доволен получаемой прибылью. Чтобы выявить возможные подводные течения, нужно провести независимую оценку, ознакомиться со всей документацией: узнать, есть ли обременения, оформлены ли должным образом недвижимость, земельные участки, разрешения. Что касается лицензий, они могут быть выданы на конкретное физическое лицо, тогда покупатель их не получит.

Важно, чтобы у предпринимателя, который решит строить свое дело на фундаменте уже готового бизнеса, было свое видение стратегии работы. Он должен быть компетентен в деле, которым хочет заняться, знать, как именно станет работать на рынке, чем привлекать клиентов. Если же смотреть на бизнес глазами продавца, есть шанс «приобрести» в собственность и все те проблемы, из-за которых он решил его продать.

Топ-5 самых дорогих предложений продажи готового бизнеса

5 место – 330 млн тенге
Крестьянское хозяйство

4 место – 350 млн тенге
Мараловодческая ферма

3 место – 460 млн тенге
Производственная база с 3 цехами

2 место – 800 млн тенге
Молокозавод

1 место – 3,4 млрд тенге
Мясокомбинат

Business.PNG

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg