Как заработать на принтах для одежды

Как открыть свое дело, сколько средств нужно на старт и какие «подводные камни» могут встретиться на пути

Фото из архива Светланы Шин

Молодые предприниматели рассказали «Курсиву», как запустить свое дело без опыта и не опустить руки после ошибок и просчетов, на каких принтах на одежде можно заработать и что сегодня лучше всего работает в качестве рекламы.

По словам Светланы Шин, одного из партнеров студии печати «Арт-Студио», решиться открыть свое дело было непросто. Тем не менее весной 2018 года молодые люди определились с идеей – нанесение принтов на одежду - футболки, свитшоты - и начали ее реализовывать. 

Все лето ушло на поиск финансирования и отработку идей, и только в сентябре они, наконец, смогли напечатать свой первый принт на футболке.

Старт в 2 миллиона тенге

Предприниматели подсчитали, что на запуск дела необходимо будет заложить 3–4 млн тенге. В поиске этих средств они вначале внимательно изучили рынок, возможности получения кредита по госпрограммам, обращались в акимат. Тем не менее условия кредитования Светлану Шин и ее партнера Олега Ковалева не устроили – требовался залог в виде недвижимости. А так как они оба ушли с работы, чтобы начать свой бизнес, то рисковать не стали. 

С учетом реалий «ужали» бюджет до 1,5 млн тенге, оформив кредит в банке как физические лица. Но затем выяснилось, что на неучтенные затраты потребуется еще не менее 500 тыс. тенге. 

Сегодня в распоряжении «Арт-Студио» есть офис, где установлено оборудование, но нет торговой точки. Работа с клиентом, покупателем ведется через Интернет, в основном через Instagram. Эту площадку предприниматели выбрали, так как в свое время Светлана Шин прошла курсы обучения Insta-администратора: есть навыки, определенный опыт, это быстро и дешево. 

Разделили сферы ответственности. Олег Ковалев взял на себя оборудование и материалы, Светлана Шин – продвижение, продажи и раскрутку.

Сопутствующие материалы

Оборудование, как уточняет Светлана Шин, закупали в России и Казахстане, часть его – американского производства, часть – российской компании, но корейской сборки. Китайского производства станки сразу решили не рассматривать, хотя их цена существенно ниже. В решении вопроса сыграла роль мысль о качестве оборудования из Китая. «Если станок перегорит, то бизнес просто встанет, а главное, мы не сможем сами его отремонтировать», – рассказывают предприниматели. 

Затем, по их словам, встал вопрос о выборе ткани. «Долго выбирали и до сих пор в поиске – рассматриваем и другие варианты, чтобы улучшить качество одежды. Искали поставщиков все лето, но так и не нашли в Казахстане ни одного хорошего швейного производства, ни одной компании, которая поставляет в больших объемах хорошего качества футболки, свитшоты для таких компаний, как мы», – говорят Светлана и Олег.

Сегодня «Арт-Студио» заказывает нужные футболки из России и Франции.

Детали дела

У компании есть запас готовых белых и черных футболок. Как выяснилось, клиент в Жезказгане и Сатпаеве консервативен, и цветные футболки не пользуются спросом. С вырезом тоже единицы просят. За полгода работы, по словам бизнесменов, они успели изучить потребителя, выяснили ходовые размеры, какие рисунки нравятся людям. 

По большей части клиенты готовы заплатить за индивидуальную вещь, оригинальную, которой нет ни у кого в городе. Есть заказы и на готовые принты.

Наносится принт на футболку или свитшот двумя способами. Один из них – сублимация, краска впечатывается в ткань специального состава: верхний слой полиэстр, а нижний – хлопок. Синтетика держит краску долго, будет яркая и красивая, а хлопковый слой, чтобы телу было комфортно. 

Второй способ нанесения – пленочный, сначала создается дизайн принта, затем готовится специальная текстильная пленка, вырезается рисунок и под прессом впечатывается в ткань.

«Ежедневно в своем аккаунте выкладываем модели, цвета, размеры, предлагаем принт, – рассказывает Светлана Шин. – Если заказчика устраивает или он предлагает свой принт, оформляем заказ. В наличии есть определенное количество свитшотов для примерки. Впрочем, часто заказчик приходит со своими собственными идеями и готов подождать, ведь свитшоты заказываются в России только по просьбе клиента и предоплате, а их себестоимость на выходе получилась очень высокая». 

На вопрос, чему в первую очередь отдается предпочтение – цене или бренду, Светлана Шин, не задумываясь, отвечает: «Мы, естественно, сразу решили, что наша стратегия в первую очередь растить имя, бренд, а не доход. Поэтому дешевое и некачественное не возим». 

Сарафанное радио

Впрочем, одного Интернета для раскрутки недостаточно, поэтому в самом начале Светлана Шин взяла пакеты с образцами и обошла все магазины, салоны красоты, рестораны, предлагая изучить ассортимент, оставляла визитки. Этого хватило, чтобы об «Арт-Студио» узнали, и небольшие компании стали первыми заказчиками. «Кто-то сделал заказ, понравилось, рекомендовал знакомым – «сарафанное радио» в помощь», – объясняет Светлана.

По ее словам, самый большой заказ на футболки сделала местная студия танца «Айла» – около 80 футболок в подарок детям, выступающим на танцевальном турнире. «Замечательно то, что они подарили детям футболки, а потом к нам пришли родители этих детей уже как клиенты, – рассказала Светлана Шин. – А сейчас мы рассматриваем коллаборации с другими предпринимателями, брендами, новые и интересные проекты, чтобы избежать стандартной рекламы». 

Включите мозги

Есть много вариантов, в какую сторону развиваться дальше. Главная задача – добавить новые технологии нанесения, есть необходимость в новом оборудовании. Есть стремление сделать такое, чего не только в нашем городе нет, но и во всем Казахстане не найти. Конечно же, есть интерес и потребность добавить новые фасоны, виды одежды, в идеале – найти швейное производство, сейчас в студии работают только с тем, что предлагают поставщики. 

«На самом деле в бизнесе сегодня нет особых проблем или таких, которые нельзя решить, - считает Светлана Шин. - Основная проблема – отсутствие опыта у начинающих. Когда открывали студию печати «Арт-Студио», сделали достаточно ошибок и просчетов еще на стадии запуска. Но мы быстро поняли, что, если бизнес не пошел, нужно поменять подходы в работе, креативить. Клиентов нет, потому что о вас не знают. Включив мозги, можно найти кучу способов увеличить бюджет, не затратив больших средств на рекламу. Когда в бизнес заходили, партнер сказал: «Будь готова к тому, что в первые три года денег не будет». Будем работать если не в минус, то в ноль». Впрочем, ни в минус, ни в ноль «Арт-Студио» не уходила».
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg