Перейти к основному содержанию


1 просмотр

Как превратить финансовое фиаско в успешный бизнес?

Мухтар Тойбазаров рассказал "Къ" о том, как запустил в Усть-Каменогорске несколько успешных ресторанных проектов

Ресторатора Мухтара Тойбазарова в Усть-Каменогорске не знают, пожалуй, только те, кто завтракает, обедает и ужинает исключительно у себя дома. Именно он создал в областном центре Восточного Казахстана несколько успешных ресторанных проектов, продемонстрировавших, что и у жителей далекой провинции есть вкус и главное – места, где его можно оценить.

«Понимание всего: общественной жизни, общественных институтов, степени развития общества приходит с годами, со степенью начитанности. То есть в 18 лет у тебя одно мировоззрение, в 25 уже другое, а в 50 – третье», - рассказывает Мухтар Тойбазаров.

Он успел поработать преподавателем, организовать сеть киосков по продаже пиццы и напитков на вынос, больше года отработал на государственной службе, откуда ушел после того, как успешно запущенный его командой проект был погублен вышестоящими чиновниками. Тогда Мухтар решил никогда больше не связываться с госслужбой и стал на корню менять работу элеватора, одним из владельцев которого был его отец.

Бизнесмен с головой ушел в создание сельхозпредприятий в пяти районах Восточного Казахстана. Причем практически с нуля и на заброшенных землях. Примерно в это же время был открыт собственный хлебозавод. И всем этим управляли из Усть-Каменогорска. Около 12 лет понадобилось бизнесмену, чтобы понять, что сельское хозяйство – это не его путь. Из-за полного отсутствия инфраструктуры и мизерных государственных субсидий он вышел из дела с огромным минусом и решил больше никогда не связываться с сельским хозяйством.

«Я понял, что в такой отрасли я не хочу работать, поэтому я вышел из сельхозсектора без денег. В собственности у меня была только моя квартира и маленький ресторанчик на 30 человек», - признается бизнесмен.

Именно с него и удалось запустить первый рентабельный ресторанный проект. Если раньше люди покупали рестораны для «понтов», для жены или просто для того, чтобы было куда друзей сводить, то теперь в Усть-Каменогорском ресторанном бизнесе началась новая веха. Новоявленный ресторатор решил сделать свой бизнес доходным и интересным. А для этого было нужно просто жить своими проектами.

«Мы этим занимаемся серьезно. Принципиально создали команду. Это был очень долгий и серьезный процесс. Мы точно понимали, что именно здесь должны вырастить свои кадры, а не завозить их из столиц», - сказал он.

В первый ресторанный проект персонал набрали буквально из училища. И каждый год повышали квалификацию мастер-классами с лучшими поварами мира и Казахстана. Эта традиция сохранилась и по сей день. Хотя формат и названия вначале одного, а затем уже трех успешных заведений изредка менялись. Именно Мухтар Тойбазаров первым открыл Усть-Каменогорску мексиканскую кухню – и не прогадал.

Фишка и кредо Мухтара Тойбазарова - брать молодых ребят и воспитывать из них настоящих уровневых шеф-поваров. На период обучения, несмотря на финансовые потери, заведения закрываются и ребята «накачиваются» новыми знаниями и умениями. Периодически и сам владелец встает у плиты. Особенно ему удаются стейки.

«Я могу сказать уверенно, что мы привезли сюда мексиканскую кухню, мы первыми начали делать здесь стейки, бургеры, мы первыми открыли настоящие восточное кафе», - говорит ресторатор.

Уже несколько лет ресторанный дворик Мухатара Тойбазарова, в котором в зависимости от сезона работают от трех до пяти заведений различной направленности, держит марку лучшего в городе. Сюда идут люди. Много людей. В первую очередь потому, что в меню большое число позиций, во вторую – из-за цены, которая соответствует финансовым возможностям усть-каменогорцев. Поиск именно этого пути тоже занял какие-то время.

«Чтобы не отставать от тенденций, ты просто нюхаешь воздух и отслеживаешь, что модно, что востребовано и что может пойти в нашем городе на наш кошелек. Модных вещей в мире очень много, но не все направления кухни здесь пойдут. Например, нашей серьезной ошибкой было сделать здесь ресторан морепродуктов. К нам приходили только топы. А все остальные хотели в одном заведении поесть суши, пиццу, стейк, бургер или что-то восточное, это провинциальная ментальность, нужно, чтобы все было в одном флаконе», - рассказывает Мухтар Тойбазаров.

За несколько лет у ресторатора в Усть-Каменогорске открылось несколько успешных проектов. Здесь по полной использовалась местная ментальность. Люди ходили в одно место, в котором можно по-ресторанному покушать, затем послушать музыку, а следом потанцевать.

Однако теперь ресторатор решил изменить подход, следующим шагом будут уже моно-концепты. К этому решению шли долго, но, по мнению Мухтара Тойбазарова – теперь это новый тренд для города.

Один из секретов успешного ресторанного бизнеса – это, прежде всего, продуманная бухгалтерия и качественный аудит. Эта не многим видимая сторона очень важна. Но самое сложное в ресторанном бизнесе, как оказалось, в другом. Непросто придумать и создать уникальный проект, наладить поставки, аудит, подготовить персонал.

«На самом деле, я уже устал дегустировать. Кушать приходится все время, это неминуемо для собственника ресторана. Он должен все пропустить через свой желудок, точно понять, какие вкусы у того или другого блюда. Перед тем как сделать восточную кухню, мы едем в Ташкент, в Бухару и Самарканд и три недели едим во всех заведениях, в каких возможно. Едим, чтобы узнать, где правильный продукт, а где неправильный. Потом мы начинаем готовить это на своей кухне, снова дегустируем и решаем. Поэтому это работа на износ желудка. Это серьезная такая часть профессии, которой ты должен владеть, то есть людям на диете, вегетарианцам и людям, которые что-то не едят, в ресторане делать нечего», - заявляет Мухтар Тойбазаров.

Поневоле путешествуя для пополнения меню, ресторатор увидел, какое влияние оказывает туризм на различные страны, и впервые задумался над тем, как привлечь туристов в Восточный Казахстан.

«Грузия маленькая страна, там живет 3,5 млн человек, однако 7 млн человек в прошлом году там побывало. Узбекистан, страна которая рядом с нами, с восточной ментальностью, принял в прошлом году около 2,5 млн иностранных туристов. Монголия принимает от 800 тыс. до 1 млн туристов при полном бездорожье, полном отсутствии того, что называется структурой приема, инфраструктурой страны и так далее. В Кыргызстане огромный туристический поток - разные цифры, от 500 тыс. до 1 млн. В Казахстане чистых туристов 60 тыс. человек. Я просто сказал себе: «Мухтар, попытайся сам попутешествовать хотя бы по родному краю и создать круг единомышленников и рассказывать об этом», - признается бизнесмен.

Он загорелся идеей популяризировать родной край хотя бы для местных жителей. Вот уже больше года по городам и весям Восточного Казахстана колесит группа неравнодушных людей, которые на безвозмездной основе принимают участие в выездах, а затем выкладывают свои впечатления в социальных сетях.

Риддер, Семей, Урджар, Катон-Карагай и Курчум. На востоке страны есть что посмотреть и о чем рассказать. Посты собирают сотни лайков и перепостов. По стопам активистов уже едут заинтересованные группы людей.

У бывшего педагога, чиновника, сельхозника, а ныне ресторатора Мухтара Тойбазарова немало планов, которые он спешит претворить в жизнь. Но одно он знает точно: из ресторанного бизнеса он теперь не уйдет и одновременно поможет привлечь в Восточный Казахстан туристов.


2622 просмотра

Как заработать деньги на принтере?

Основатели бренда CHAMELEON поделились своим опытом с «Къ»

Основатели бренда CHAMELEON Константин Медведев и Аяз Нурмухамбетов построили свой бизнес всего за два месяца, и уже через девять месяцев текстильный принтер, на который они сделали ставку, принес $70 тыс. прибыли. Молодые предприниматели поделились своим опытом с «Къ».

Как возникла идея организовать свой бизнес и почему вы выбрали именно текстиль?

– На самом деле, идея родилась достаточно просто. Ранее мы занимались тем, что перепродавали футболки, заказывая их с различных российских сайтов. Это было достаточно прибыльным. И когда от клиентов начали поступать вопросы о характеристиках ткани, размерах изделий – мы задумались, а почему бы нам самим не производить эти футболки. Первоначальную идею сразу расширили – выпускать футболки с различными принтами, которые клиент может сам и заказать. Дело осталось за малым: найти помещение и средства для покупки оборудования, рабочую силу.

Сколько средств понадобилось для запуска производства и где вы их нашли?

– Всего $30 тыс. С самого запуска до момента продажи бизнеса нам хватило в целом этих средств. Мы обращались в «Даму» (АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» – «Kъ»), но, к сожалению, в фонде не поддержали нашу идею. В банке проценты были слишком высокие. Поэтому мы постарались привлечь инвесторов и партнеров. В целом нам удалось собрать «заветные» $30 тыс. Мы составили бизнес-план, рассчитали все расходы, учитывая налоги, зарплату работникам. Производство расположилось в Алматинской области, в Илийском районе. Землю под цех предоставил наш, тогда будущий, партнер – Ширифулин Ренат, у которого в поселке Отеген батыр есть тепличное хозяйство, а часть земли была оформлена под промзону, где мы собственно и расположились. Все началось с проектирования цеха на листочке бумаге. Основная идея ландшафтного дизайна заключалась в создании ощущения загородного домика, где находятся: бассейн, место для барбекю и большая беседка. Внутри домика расположился сам цех.

– Какое количество сотрудников потребовалось нанять и как построен производственный процесс?

– 10 человек оказалось вполне достаточно. У каждого была своя задача, портнихи шили, дизайнер разрабатывал принты. Мы занимались поиском клиентов и рекламой. Основными средствами производства были сам принтер и швейные машинки. Принты наносили методом сублимационной печати, нужны были чернила, ткани и прочее. Футболки шились просто, портнихи получали размеры на заказ и изделие через два часа было готово. Несложным был даже графический дизайн, то есть рисунок, который заказчик хотел видеть в качестве принта. Сложность состояла в нанесении принта на футболку. Как оказалось, это нелегкий процесс, где важны такие факторы, как влажность и температура воздуха в цеху, качество красок, бумаги, на которую ложится печать, температура каландрового термопресса, толщина иглы при шитье изделий и еще много различных тонкостей, о которых мы узнали только при настройке производства.

– Какие еще производственные задачи вам пришлось решать?

– При переносе чернил мы столкнулись с различными проблемами, главной стала сложность сублимационной печати на широкоформатных принтерах – это целая наука, а в Казахстане нет специалистов, работающих в этой области. Нам пришлось познавать все самим по проверенному методу образования – «методом тыка». Чтобы добиться желаемого цвета, мы порой работали ночами, до утра.

– Какие материал и фурнитуру вы использовали?

– Мы отдали предпочтение синтетическим тканям. В сознании большинства из нас синтетика ассоциируется с чем-то дешевым, некачественным и даже вредным. Однако современные технологии не стоят на месте. И сегодняшние синтетические материалы способны развеять этот миф. Одежда из таких тканей лучше «сидит», достаточно удобна, она также пропускает воздух и кожа «дышит». При выборе фурнитуры для наших изделий главный акцент мы сделали на качестве. Мы изучили весь рынок фурнитуры, где перепробовали различные марки молний, но у всех были недостатки, за исключением молний от японского бренда YKK. Познакомились с казахстанским филиалом YKK, где и приобрели качественную фурнитуру. Что касается выбора ниток – это отдельная увлекательная история. Благодаря усердным поискам мы снова смогли добиться желаемого результата и выйти на завод производителя – российский Прядильно-ниточный комбинат имени Кирова – крупнейшее не только в России, но и в Европе предприятие полного цикла по производству швейных, вязальных и вышивальных ниток. Наш конструктор рассказала нам о своем опыте работы со спальными тянущимися нитками, которые отлично подходят для тонкого трикотажа – при растяжении ткани нитки возвращают первоначальную форму. Этими нитками оказались Coats Gramax – это нить из непрерывного текстурированного 100% полиэстерового волокна.

– Вы недолго были владельцами этого бизнеса, почему решили продать его?

– Параллельно мы начали развивать еще несколько различных бизнес-направлений. Поступило выгодное предложение – продать текстильный домик за $100 тыс. И мы решили, что эти деньги позволят нам ускорить развитие в другом направлении. Сейчас мы разрабатываем новый проект «Лучший продукт за 12 недель». Это новая система взаимодействий между компаниями. Строить проект будем в виде бизнес реалити-шоу. Цель – создать коллаборацию из десяти квалифицированных компаний для генерирования нового казахстанского бренда за 12 недель.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как Вы думаете, стоит ли разрешить казахстанцам пользоваться своими пенсионными накоплениями до выхода на пенсию?

Варианты

acb-deposit-kursive20-400.jpg

kvn_240x400_kursiv.jpg

Цифра дня

42,155
долларовых миллионеров
насчитывается в мире, по данным Global Wealth Report от Credit Suisse

Цитата дня

В нашей концепции использования ядерного оружия нет превентивного удара... Когда мы убеждаемся, что атака идет на территорию России, мы наносим ответный удар... Агрессор должен знать, что возмездие неизбежно. Ну, а мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут, потому что даже раскаяться не успеют

Владимир Путин
Президент Российской Федерации

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank