Как превратить финансовое фиаско в успешный бизнес?

Мухтар Тойбазаров рассказал "Къ" о том, как запустил в Усть-Каменогорске несколько успешных ресторанных проектов

Как превратить финансовое фиаско в успешный бизнес?

Как превратить финансовое фиаско в успешный бизнес?

Ресторатора Мухтара Тойбазарова в Усть-Каменогорске не знают, пожалуй, только те, кто завтракает, обедает и ужинает исключительно у себя дома. Именно он создал в областном центре Восточного Казахстана несколько успешных ресторанных проектов, продемонстрировавших, что и у жителей далекой провинции есть вкус и главное – места, где его можно оценить.

«Понимание всего: общественной жизни, общественных институтов, степени развития общества приходит с годами, со степенью начитанности. То есть в 18 лет у тебя одно мировоззрение, в 25 уже другое, а в 50 – третье», - рассказывает Мухтар Тойбазаров.

Он успел поработать преподавателем, организовать сеть киосков по продаже пиццы и напитков на вынос, больше года отработал на государственной службе, откуда ушел после того, как успешно запущенный его командой проект был погублен вышестоящими чиновниками. Тогда Мухтар решил никогда больше не связываться с госслужбой и стал на корню менять работу элеватора, одним из владельцев которого был его отец.

Бизнесмен с головой ушел в создание сельхозпредприятий в пяти районах Восточного Казахстана. Причем практически с нуля и на заброшенных землях. Примерно в это же время был открыт собственный хлебозавод. И всем этим управляли из Усть-Каменогорска. Около 12 лет понадобилось бизнесмену, чтобы понять, что сельское хозяйство – это не его путь. Из-за полного отсутствия инфраструктуры и мизерных государственных субсидий он вышел из дела с огромным минусом и решил больше никогда не связываться с сельским хозяйством.

«Я понял, что в такой отрасли я не хочу работать, поэтому я вышел из сельхозсектора без денег. В собственности у меня была только моя квартира и маленький ресторанчик на 30 человек», - признается бизнесмен.

Именно с него и удалось запустить первый рентабельный ресторанный проект. Если раньше люди покупали рестораны для «понтов», для жены или просто для того, чтобы было куда друзей сводить, то теперь в Усть-Каменогорском ресторанном бизнесе началась новая веха. Новоявленный ресторатор решил сделать свой бизнес доходным и интересным. А для этого было нужно просто жить своими проектами.

«Мы этим занимаемся серьезно. Принципиально создали команду. Это был очень долгий и серьезный процесс. Мы точно понимали, что именно здесь должны вырастить свои кадры, а не завозить их из столиц», - сказал он.

В первый ресторанный проект персонал набрали буквально из училища. И каждый год повышали квалификацию мастер-классами с лучшими поварами мира и Казахстана. Эта традиция сохранилась и по сей день. Хотя формат и названия вначале одного, а затем уже трех успешных заведений изредка менялись. Именно Мухтар Тойбазаров первым открыл Усть-Каменогорску мексиканскую кухню – и не прогадал.

Фишка и кредо Мухтара Тойбазарова - брать молодых ребят и воспитывать из них настоящих уровневых шеф-поваров. На период обучения, несмотря на финансовые потери, заведения закрываются и ребята «накачиваются» новыми знаниями и умениями. Периодически и сам владелец встает у плиты. Особенно ему удаются стейки.

«Я могу сказать уверенно, что мы привезли сюда мексиканскую кухню, мы первыми начали делать здесь стейки, бургеры, мы первыми открыли настоящие восточное кафе», - говорит ресторатор.

Уже несколько лет ресторанный дворик Мухатара Тойбазарова, в котором в зависимости от сезона работают от трех до пяти заведений различной направленности, держит марку лучшего в городе. Сюда идут люди. Много людей. В первую очередь потому, что в меню большое число позиций, во вторую – из-за цены, которая соответствует финансовым возможностям усть-каменогорцев. Поиск именно этого пути тоже занял какие-то время.

«Чтобы не отставать от тенденций, ты просто нюхаешь воздух и отслеживаешь, что модно, что востребовано и что может пойти в нашем городе на наш кошелек. Модных вещей в мире очень много, но не все направления кухни здесь пойдут. Например, нашей серьезной ошибкой было сделать здесь ресторан морепродуктов. К нам приходили только топы. А все остальные хотели в одном заведении поесть суши, пиццу, стейк, бургер или что-то восточное, это провинциальная ментальность, нужно, чтобы все было в одном флаконе», - рассказывает Мухтар Тойбазаров.

За несколько лет у ресторатора в Усть-Каменогорске открылось несколько успешных проектов. Здесь по полной использовалась местная ментальность. Люди ходили в одно место, в котором можно по-ресторанному покушать, затем послушать музыку, а следом потанцевать.

Однако теперь ресторатор решил изменить подход, следующим шагом будут уже моно-концепты. К этому решению шли долго, но, по мнению Мухтара Тойбазарова – теперь это новый тренд для города.

Один из секретов успешного ресторанного бизнеса – это, прежде всего, продуманная бухгалтерия и качественный аудит. Эта не многим видимая сторона очень важна. Но самое сложное в ресторанном бизнесе, как оказалось, в другом. Непросто придумать и создать уникальный проект, наладить поставки, аудит, подготовить персонал.

«На самом деле, я уже устал дегустировать. Кушать приходится все время, это неминуемо для собственника ресторана. Он должен все пропустить через свой желудок, точно понять, какие вкусы у того или другого блюда. Перед тем как сделать восточную кухню, мы едем в Ташкент, в Бухару и Самарканд и три недели едим во всех заведениях, в каких возможно. Едим, чтобы узнать, где правильный продукт, а где неправильный. Потом мы начинаем готовить это на своей кухне, снова дегустируем и решаем. Поэтому это работа на износ желудка. Это серьезная такая часть профессии, которой ты должен владеть, то есть людям на диете, вегетарианцам и людям, которые что-то не едят, в ресторане делать нечего», - заявляет Мухтар Тойбазаров.

Поневоле путешествуя для пополнения меню, ресторатор увидел, какое влияние оказывает туризм на различные страны, и впервые задумался над тем, как привлечь туристов в Восточный Казахстан.

«Грузия маленькая страна, там живет 3,5 млн человек, однако 7 млн человек в прошлом году там побывало. Узбекистан, страна которая рядом с нами, с восточной ментальностью, принял в прошлом году около 2,5 млн иностранных туристов. Монголия принимает от 800 тыс. до 1 млн туристов при полном бездорожье, полном отсутствии того, что называется структурой приема, инфраструктурой страны и так далее. В Кыргызстане огромный туристический поток - разные цифры, от 500 тыс. до 1 млн. В Казахстане чистых туристов 60 тыс. человек. Я просто сказал себе: «Мухтар, попытайся сам попутешествовать хотя бы по родному краю и создать круг единомышленников и рассказывать об этом», - признается бизнесмен.

Он загорелся идеей популяризировать родной край хотя бы для местных жителей. Вот уже больше года по городам и весям Восточного Казахстана колесит группа неравнодушных людей, которые на безвозмездной основе принимают участие в выездах, а затем выкладывают свои впечатления в социальных сетях.

Риддер, Семей, Урджар, Катон-Карагай и Курчум. На востоке страны есть что посмотреть и о чем рассказать. Посты собирают сотни лайков и перепостов. По стопам активистов уже едут заинтересованные группы людей.

У бывшего педагога, чиновника, сельхозника, а ныне ресторатора Мухтара Тойбазарова немало планов, которые он спешит претворить в жизнь. Но одно он знает точно: из ресторанного бизнеса он теперь не уйдет и одновременно поможет привлечь в Восточный Казахстан туристов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg