Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


4493 просмотра

Как превратить финансовое фиаско в успешный бизнес?

Мухтар Тойбазаров рассказал "Къ" о том, как запустил в Усть-Каменогорске несколько успешных ресторанных проектов

Как превратить финансовое фиаско в успешный бизнес?

Как превратить финансовое фиаско в успешный бизнес?

Ресторатора Мухтара Тойбазарова в Усть-Каменогорске не знают, пожалуй, только те, кто завтракает, обедает и ужинает исключительно у себя дома. Именно он создал в областном центре Восточного Казахстана несколько успешных ресторанных проектов, продемонстрировавших, что и у жителей далекой провинции есть вкус и главное – места, где его можно оценить.

«Понимание всего: общественной жизни, общественных институтов, степени развития общества приходит с годами, со степенью начитанности. То есть в 18 лет у тебя одно мировоззрение, в 25 уже другое, а в 50 – третье», - рассказывает Мухтар Тойбазаров.

Он успел поработать преподавателем, организовать сеть киосков по продаже пиццы и напитков на вынос, больше года отработал на государственной службе, откуда ушел после того, как успешно запущенный его командой проект был погублен вышестоящими чиновниками. Тогда Мухтар решил никогда больше не связываться с госслужбой и стал на корню менять работу элеватора, одним из владельцев которого был его отец.

Бизнесмен с головой ушел в создание сельхозпредприятий в пяти районах Восточного Казахстана. Причем практически с нуля и на заброшенных землях. Примерно в это же время был открыт собственный хлебозавод. И всем этим управляли из Усть-Каменогорска. Около 12 лет понадобилось бизнесмену, чтобы понять, что сельское хозяйство – это не его путь. Из-за полного отсутствия инфраструктуры и мизерных государственных субсидий он вышел из дела с огромным минусом и решил больше никогда не связываться с сельским хозяйством.

«Я понял, что в такой отрасли я не хочу работать, поэтому я вышел из сельхозсектора без денег. В собственности у меня была только моя квартира и маленький ресторанчик на 30 человек», - признается бизнесмен.

Именно с него и удалось запустить первый рентабельный ресторанный проект. Если раньше люди покупали рестораны для «понтов», для жены или просто для того, чтобы было куда друзей сводить, то теперь в Усть-Каменогорском ресторанном бизнесе началась новая веха. Новоявленный ресторатор решил сделать свой бизнес доходным и интересным. А для этого было нужно просто жить своими проектами.

«Мы этим занимаемся серьезно. Принципиально создали команду. Это был очень долгий и серьезный процесс. Мы точно понимали, что именно здесь должны вырастить свои кадры, а не завозить их из столиц», - сказал он.

В первый ресторанный проект персонал набрали буквально из училища. И каждый год повышали квалификацию мастер-классами с лучшими поварами мира и Казахстана. Эта традиция сохранилась и по сей день. Хотя формат и названия вначале одного, а затем уже трех успешных заведений изредка менялись. Именно Мухтар Тойбазаров первым открыл Усть-Каменогорску мексиканскую кухню – и не прогадал.

Фишка и кредо Мухтара Тойбазарова - брать молодых ребят и воспитывать из них настоящих уровневых шеф-поваров. На период обучения, несмотря на финансовые потери, заведения закрываются и ребята «накачиваются» новыми знаниями и умениями. Периодически и сам владелец встает у плиты. Особенно ему удаются стейки.

«Я могу сказать уверенно, что мы привезли сюда мексиканскую кухню, мы первыми начали делать здесь стейки, бургеры, мы первыми открыли настоящие восточное кафе», - говорит ресторатор.

Уже несколько лет ресторанный дворик Мухатара Тойбазарова, в котором в зависимости от сезона работают от трех до пяти заведений различной направленности, держит марку лучшего в городе. Сюда идут люди. Много людей. В первую очередь потому, что в меню большое число позиций, во вторую – из-за цены, которая соответствует финансовым возможностям усть-каменогорцев. Поиск именно этого пути тоже занял какие-то время.

«Чтобы не отставать от тенденций, ты просто нюхаешь воздух и отслеживаешь, что модно, что востребовано и что может пойти в нашем городе на наш кошелек. Модных вещей в мире очень много, но не все направления кухни здесь пойдут. Например, нашей серьезной ошибкой было сделать здесь ресторан морепродуктов. К нам приходили только топы. А все остальные хотели в одном заведении поесть суши, пиццу, стейк, бургер или что-то восточное, это провинциальная ментальность, нужно, чтобы все было в одном флаконе», - рассказывает Мухтар Тойбазаров.

За несколько лет у ресторатора в Усть-Каменогорске открылось несколько успешных проектов. Здесь по полной использовалась местная ментальность. Люди ходили в одно место, в котором можно по-ресторанному покушать, затем послушать музыку, а следом потанцевать.

Однако теперь ресторатор решил изменить подход, следующим шагом будут уже моно-концепты. К этому решению шли долго, но, по мнению Мухтара Тойбазарова – теперь это новый тренд для города.

Один из секретов успешного ресторанного бизнеса – это, прежде всего, продуманная бухгалтерия и качественный аудит. Эта не многим видимая сторона очень важна. Но самое сложное в ресторанном бизнесе, как оказалось, в другом. Непросто придумать и создать уникальный проект, наладить поставки, аудит, подготовить персонал.

«На самом деле, я уже устал дегустировать. Кушать приходится все время, это неминуемо для собственника ресторана. Он должен все пропустить через свой желудок, точно понять, какие вкусы у того или другого блюда. Перед тем как сделать восточную кухню, мы едем в Ташкент, в Бухару и Самарканд и три недели едим во всех заведениях, в каких возможно. Едим, чтобы узнать, где правильный продукт, а где неправильный. Потом мы начинаем готовить это на своей кухне, снова дегустируем и решаем. Поэтому это работа на износ желудка. Это серьезная такая часть профессии, которой ты должен владеть, то есть людям на диете, вегетарианцам и людям, которые что-то не едят, в ресторане делать нечего», - заявляет Мухтар Тойбазаров.

Поневоле путешествуя для пополнения меню, ресторатор увидел, какое влияние оказывает туризм на различные страны, и впервые задумался над тем, как привлечь туристов в Восточный Казахстан.

«Грузия маленькая страна, там живет 3,5 млн человек, однако 7 млн человек в прошлом году там побывало. Узбекистан, страна которая рядом с нами, с восточной ментальностью, принял в прошлом году около 2,5 млн иностранных туристов. Монголия принимает от 800 тыс. до 1 млн туристов при полном бездорожье, полном отсутствии того, что называется структурой приема, инфраструктурой страны и так далее. В Кыргызстане огромный туристический поток - разные цифры, от 500 тыс. до 1 млн. В Казахстане чистых туристов 60 тыс. человек. Я просто сказал себе: «Мухтар, попытайся сам попутешествовать хотя бы по родному краю и создать круг единомышленников и рассказывать об этом», - признается бизнесмен.

Он загорелся идеей популяризировать родной край хотя бы для местных жителей. Вот уже больше года по городам и весям Восточного Казахстана колесит группа неравнодушных людей, которые на безвозмездной основе принимают участие в выездах, а затем выкладывают свои впечатления в социальных сетях.

Риддер, Семей, Урджар, Катон-Карагай и Курчум. На востоке страны есть что посмотреть и о чем рассказать. Посты собирают сотни лайков и перепостов. По стопам активистов уже едут заинтересованные группы людей.

У бывшего педагога, чиновника, сельхозника, а ныне ресторатора Мухтара Тойбазарова немало планов, которые он спешит претворить в жизнь. Но одно он знает точно: из ресторанного бизнеса он теперь не уйдет и одновременно поможет привлечь в Восточный Казахстан туристов.


1 просмотр

Как сделать бизнес на травах и меде

Кейс от Андрея и Владимира Коротковых

Фото: Shutterstock.com

Трудно представить, что крупнейшее в Шымкенте фитопредприятие, производящее ежемесячно около 70 тыс. единиц продукции и имеющее годовой товарооборот свыше $1 млн, зародилось на кухне врачей Коротковых. 

Семейные истоки

Компания ТОО «PHYTO-APIPHARM» была создана в 2005 году. Но, как признался «Курсиву» один из трех ее учредителей, генеральный директор предприятия Владимир Коротков, на самом деле все началось гораздо раньше. 

«Мы уже четвертое или пятое поколение потомственной династии травников, – рассказал он. – Отец с детства усвоил знания и рецепты, передаваемые из поколения в поколение. А потом получил профессиональное образование: в 1993 году он окончил ТашМИ, став по специальности врачом-фитотерапевтом. Вместе с ним окончила этот вуз и мама – она фармацевт».

Получив диплом, Андрей Коротков взял патент и открыл кабинет фитотерапевта. В работе ему помогал сын Владимир. Вместе они ездили в горы, собирали и сушили травы, из которых делали экстракты для лечения пациентов. Сборы сушили на даче, хранили в гараже, а бальзамы из них готовили на домашней кухне. Спустя несколько лет Коротковы занялись пасекой. Так к арсеналу их лечебных средств прибавились продукты пчеловодства.

Запасной вариант

К 2005 году их натуральными продуктами и деятельностью заинтересовалась одна фитокомпания. Коротковы открыли ИП и занялись контрактным производством – начали выпускать продукцию под чужим брендом.

Разумеется, в домашних условиях выполнить большие объемы было невозможно. Поэтому взяли в аренду производственную аптеку. Впоследствии приобрели соседний участок с домом, перестроили в производственные цеха.

«Начального капитала у нас не было. Поэтому все, что зарабатывали, инвестировали в развитие производства. Сначала покупали б/ушное оборудование, потом стали закупать новое китайское, а когда появились возможности, – европейское», – рассказывает Владимир.

На первых порах выпускали по контракту по 120 бальзамов в месяц. Этого едва хватало на аренду помещения. Потом с ростом заказов и, соответственно, объемов – до 1 тыс. единиц продукции в месяц, вышли на самоокупаемость. 

Однако у компании-заказчика возникли финансовые сложности. Начали сотрудничать с другой. И история повторилась. До 2010 года шел динамичный рост производства, сделали капитальный ремонт, купили новое оборудование и дополнительное помещение. Но так как у партнеров начались финансовые проблемы, они возникли и у производителей. 

Зависимость контрактного производства от заказчиков собеседник назвал главной проблемой в становлении их бизнеса. С тех пор лично для себя он усвоил одно правило: никогда не ограничиваться одним заказчиком, партнером.

«Как минимум их должно быть два. Всегда должен быть запасной вариант. Чем больше диверсифицировано производство, тем больше источников дохода», – пояснил предприниматель.

Свое дело

Тогда же Коротковы решили, что им пора выпускать свою продукцию самостоятельно. В 2011 году они оформили ТОО, зарегистрировали свою торговую марку и начали делать свои фитотовары. 

«С 2011 по 2016 год у нас был если не бурный, то стабильный рост. Мы развивались, покупали новое оборудование, вышли на объемы в 10 тыс. единиц продукции в месяц. Но потом словно остановились: производить больше этого уровня не получалось. Стали задумываться, что нужно что-то делать с маркетингом. Пригласив специалистов, перестроили работу, начали внедрять MLM-аналитику. Разработали свою систему управления, которая работает онлайн: управление складом, взаимоотношения с офисами, онлайн-офисы, интернет-магазин», – рассказывает Владимир.

В итоге с 2017 года товарооборот компании увеличился в четыре раза. Параллельно было возобновлено контрактное производство. Сейчас здесь выпускают ежемесячно около 40 тыс. единиц собственной продукции и около 30 тыс. – контрактной. Ассортимент продукции представлен 37 наименованиями товаров, которые продаются не только в Казахстане, но и в России, и в Кыргызстане. 

Свыше 90% сырья – травы, пчелопродукты, минералы – отечественного происхождения. Из других стран покупают только эндемики – то, что не растет в Казахстане. 

Эффект расширения 

Не последнюю роль в успехе предприятия сыграло расширение его площади. В 2017 году компания решила приобрести отдельное помещение под офис. В рамках программы регионального финансирования предпринимателей «ONтүстік өнімдері», реализуемой фондом «Даму» и областным акиматом, предприятие получило льготный банковский кредит под 8,5%. 

На сегодняшний день производственные площади предприятия составляют в целом около 600 кв. м, не считая заготовительной базы за городом, где выращиваются некоторые растения, сушится, хранится и перерабатывается лекарственное сырье. 

Но предприниматели планируют приобрести еще один участок рядом для строительства складских помещений. Что касается общих планов развития компании, то, как отметил гендиректор, они предпочитают ставить не долгосрочные, а конкретные цели на каждый год. 

«Как минимум мы стремимся стать лучше, чем в прошлом году. Мы должны в первую очень быть конкурентоспособными с самими собой. Каждый год ставим цели по товарообороту, ассортименту, качеству. В этом году поставили цель увеличить общий товарооборот компании, достигший в 2018 году $1 млн, как минимум на 150 и максимум на 200%. План-минимум уже выполнен», – подчеркнул собеседник.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций