Укулельный бизнес: Много ли заработаешь на гавайских гитарах?

Последние лет 7-8 интерес к гавайской гитаре укулеле набирал обороты на западе. Предприматели Руслан Фомин и Санжар Бишманов создали магазин, в котором продают исключительно укулеле

Укулельный бизнес: Много ли заработаешь на гавайских гитарах?

Укулельный бизнес: Много ли заработаешь на гавайских гитарах?

Последние лет семь-восемь интерес к гавайской гитаре укулеле набирал обороты на западе. Потом популярность пришла в Россию. А уже из России – в Казахстан. Собеседники «Къ» – Руслан Фомин и Санжар Бишманов – создатели магазина, который занимается исключительно укулеле.

Идея занять именно эту небольшую нишу у Санжара и Руслана появилась несколько лет назад. На тот момент ребята работали в компании «Меломан». Санжар занимался разработкой софта, а Руслан курировал направление музыкальных инструментов.

«В какой-то момент мы стали понимать, что, так или иначе, но надо создавать свой бизнес. И наша задача была сделать какой-то маленький проект просто ради того, чтобы попробовать свои силы. Но все-таки с перспективой развития. Идей было много и надо было выбирать что-то одно. Я сам музыкант, занимался музыкой, и укулеле было интересным направлением для меня. Санжар тоже имел отношение к музыке, понимал эту «кухню». Мы сообща подумали, что укулеле пока никто не занимается в Алматы, но судя по отзывам клиентов в отделе музыкальных инструментов в «Меломане» – интерес к этому товару был. И мы решили рискнуть».

Проект стартовал в 2014 году. Сумма первоначальных вложений составила $2 тыс. Это были затраты на товар и создание сайта. «В принципе, этих денег хватило на то, чтобы запустить маленький бизнес. Первичные затраты удалось «отбить» довольно быстро: за три-четыре месяца. Но мы старались не вытаскивать оттуда деньги и делали постоянный реинвест. В результате чего проект существенно вырос», – рассказал Руслан Фомин.

Первоначально было заказано около 40 инструментов. «Первого клиента ждали почти две недели. Я помню, как с трепетом в сердце ехал на доставку первого заказа. Было ощущение сродни рыбалки – не спугнуть бы добычу. Но все прошло удачно. С каждым месяцем клиентов было все больше и больше. Рынок начал расти. И это оказалось фишкой. Мы не стали распыляться на другие категории музыкальных инструментов, а сконцентрировались только на укулеле. Это как раз и дало свой эффект. Мы сумели сделать самый полезный ресурс по гавайской гитаре в Казнете, самый большой ассортимент укулеле в Казахстане», – подчеркнул Руслан Фомин.

Стартовая цена инструмента, на котором реально можно играть и это будет не декоративная игрушка – 14 тыс. тенге. Есть модели от 18 до 45 тыс. тенге. Они отличаются видами дерева, качеством отделки. «Например, если инструмент полностью лакированный, то он стоит на несколько тысяч дороже. Если в корпусе есть перламутровые вставки – то это тоже немного дороже. Среди покупателей в основном тинейджеры. Именно в подростковом возрасте появляется желание заниматься творчеством, играть на инструменте. Но, к примеру, по сравнению с укулеле – научиться играть на гитаре очень сложно. Там нужен преподаватель, нужно очень много усердия и терпения, чтобы научиться. На укулеле все очень просто – два дня и вы уже можете играть половину песен мира. Плюс она очень компактная – ее легко взять с собой в самолет или в путешествие. Ну и звучит она прикольно», – отметили создатели проекта.

Среди конкурентов Руслан и Санжар называют крупные магазины, которые тоже завозят укулеле. Однако у ребят есть одно несомненное конкурентное преимущество: у мультиинструментальных магазинов нет такого щепетильного отношения к какому-то конкретному инструменту. «Очень часто продавцы из других музыкальных магазинов отправляют своих клиентов к нам, потому что знают – в вопросе укулеле мы номер один», – хвалятся создатели магазина.

Сейчас их магазин все еще находится на стадии развития, и прибыль также разнится в зависимости от сезона. Летом всегда спад, осенью – подъем. В декабре 2017 года проект достиг планки в 4 млн тенге. «Это не очень много, но для такого небольшого рынка неплохо. Выплывать удается за счет лучшего ассортимента. Очень многие модели продаются эксклюзивно только у нас», – считают организаторы проекта.

Сейчас интернет-магазин уже работает по всему Казахстану: в другие города инструменты доставляются курьерскими компаниями и «Казпочтой». На данный момент организаторы обдумывают возможность развития оптового отдела и сотрудничества с региональными музыкальными магазинами. «У нас уже есть партнеры в Астане и Усть-Каменогорске, сейчас аккумулируем средства на закуп большего объема, чтобы иметь реальную возможность торговать качественным товаром в оптовых масштабах. Это наша цель на сегодняшний день. Наряду с этим хотим открыть полноценную точку где-нибудь в центре Алматы, пока что заняты подсчетами. Надо прикинуть – во сколько это нам будет обходиться и будет ли себя окупать оффлайн-магазин в центре. Там тоже немало нюансов», – рассказал Руслан Фомин.

По его словам, у них есть еще одно направление развития – онлайн-обучение игре на укулеле. Останавливаться на достигнутом организаторы проекта не планируют: «Планы, как говорится, наполеоновские, возможно, в скором времени попробуем выйти на российский рынок. Но там уже история немного сложнее...».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg