"Наем" или бизнес: Как "болашаковец" открыл свою пиццерию

Очень многих интересует вопрос – как начать свое дело, с какими трудностями придется столкнутся? Ответ на этот вопрос, в первую очередь для себя, нашел предприниматель, основатель проекта Rocket Pizza Данияр Баймахан

"Наем" или бизнес: Как "болашаковец" открыл свою пиццерию

"Наем" или бизнес: Как "болашаковец" открыл свою пиццерию

Очень многих терзает вопрос – начать свое дело и сталкиваться с постоянными вызовами, сложностями, взлетами и падениями, или же найти стабильную высокооплачиваемую работу, но при этом отдавать результат своего труда кому-то. Ответ на этот вопрос, в первую очередь для себя, нашел предприниматель, основатель проекта Rocket Pizza Данияр Баймахан. Родился он в небольшом городке на юге Казахстана, а в недавнем прошлом получил степень магистра по программе «Болашак» в Лондоне и до свободного плавания занимал неплохую должность в известной международной компании.

Знакомство с ним и его пиццерией началось с письма-листовки о проекте, удачно попавшего в руки нашего редактора. Заинтересовались, почему же «болашаковец» решил сменить офисное кресло на пиццерию?

Во время беседы выяснилось, что пиццерия – это уже четвертый проект. Три предыдущие он начинал вместе с друзьями, но они так и не развились в масштабный бизнес. Не было достаточного количества времени на них – все они велись параллельно с основной работой. И, самое главное, по словам предпринимателя, он не видел возможности и необходимости масштабирования предыдущих проектов: курсы английского языка, продажа европейской одежды и полезных бизнес-ланчей. Кроме того, в первое время герой нашей беседы верил: можно совмещать работу и бизнес. Но, как показала практика, все же нужно выбирать что-то одно, даже без 100%-ной гарантии на успех.

С места – в карьер

Решение оставить «теплое кресло» в крупной компании Данияру Баймахану пришло после случайно подслушанной в такси беседы, когда пожилая пара обсуждала, что уже 20 лет страна оправляет талантливых ребят учиться по программе «Болашак», но ощутимых результатов от нового поколения с европейским образованием пока не наблюдается. «Зацепило. И окончательно пришло осознание, что пора делать что-то большее, чем исправно отчислять налоги с получаемой зарплаты», – вспоминает он. Тем более, оставалась часть оборудования от сервиса по приготовлению и доставке бизнес-ланчей. Да и вкусовые пристрастия алматинцев стали более понятны – хотят кушать вкусно, сытно, быстро и не особо задумываются над полезностью еды. Кроме того, рынок пиццы в городе хоть и есть, но 90% его – стихийны, не работают по четко выверенной рецептуре и не всегда качество прогнозируемое – выигрывают количеством», – рассказывает предприниматель. Да и пришедший недавно на рынок крупный российский игрок доказал – в Алматы есть место для здоровой конкуренции. Так все и закрутилось – небольшой цех и работа на доставке… и появилась первая торговая точка. Буквально на днях открывается еще одна. А все начиналось с видеоуроков на YouTube, походов в гости к конкурентам, дегустаций и проб. Сейчас в компании работает уже несколько пиццамейкеров, служба доставки. На первом этапе вложений потребовалось порядка 3 млн тенге. Половина этих денег ушла на оборудование, персонал и продукты, а вторая – на маркетинг.

Маркетинговые изыскания

Предыдущий опыт показал: одно «сарафанное радио» не может заменить рекламы и продвижения. Пробовали и листовки раздавать, и пиццей угощать. Второй вариант оказался выигрышнее и прибыльнее. Позже на смену листовкам пришло письмо предпринимателя, в котором он честно и открыто рассказывал о себе, своих желаниях и новой пиццерии. Наверное, как раз искренность и сыграла главную партию – поток клиентов начал расти, параллельно появились крупные заказы – нужно было три дня кормить 300 предпринимателей на бизнес-курсах. Сейчас среднее количество выпекаемых пицц – полторы тысячи в месяц. В большой плюс пока выходить не удается, но молодая компания, начавшая работу в середине сентября 2017 года, к этому стремится и в планах на ближайший год – открыть еще 10 точек и добавить к пицце фирменные сэндвичи. Причем не только в Алматы, но и в области. В дальнейшем – двигаться в маленькие городки в регионах, где люди уже созрели к появлению подобных заведений возле дома, и где пока ресторанчики-кафе быстрого питания все еще остаются редкостью.

Аграрная трансформация

Предприниматель считает, что даже открытие небольшой сети пиццерий сможет несколько изменить агарную картину в масштабах страны. Например, по его подсчетам, даже одна точка за год потребляет несколько тонн определенного вида сырья. Основной ингредиент – сыр моцарелла. Если раньше невозможно было найти хороший сыр отечественного производства по разумной цене, то сейчас такой продукт выпускает одна из отечественных компаний. Осталось лишь заключить с ней договор на поставку необходимого объема сыра.

Для одной пиццы среднего размера требуется 150 грамм моцареллы, а бывают и виды, где сыра нужно до 250 грамм. Мука тоже используется местного производства. Томатам отдается предпочтение ташкентским или из теплиц Капшагая или Сарыагаша, хотя они по цене и дороже импортных. «Меня это бесит, но думаю, что все это временно и уже в ближайшей перспективе цена на отечественное сырье будет нормальная. Впрочем, я и сейчас закупаю его, потому что оно просто вкуснее», – признался Данияр Баймахан.

Фото: Олег СПИВАК

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg