Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


17343 просмотра

"Наем" или бизнес: Как "болашаковец" открыл свою пиццерию

Очень многих интересует вопрос – как начать свое дело, с какими трудностями придется столкнутся? Ответ на этот вопрос, в первую очередь для себя, нашел предприниматель, основатель проекта Rocket Pizza Данияр Баймахан

"Наем" или бизнес: Как "болашаковец" открыл свою пиццерию

"Наем" или бизнес: Как "болашаковец" открыл свою пиццерию

Очень многих терзает вопрос – начать свое дело и сталкиваться с постоянными вызовами, сложностями, взлетами и падениями, или же найти стабильную высокооплачиваемую работу, но при этом отдавать результат своего труда кому-то. Ответ на этот вопрос, в первую очередь для себя, нашел предприниматель, основатель проекта Rocket Pizza Данияр Баймахан. Родился он в небольшом городке на юге Казахстана, а в недавнем прошлом получил степень магистра по программе «Болашак» в Лондоне и до свободного плавания занимал неплохую должность в известной международной компании.

Знакомство с ним и его пиццерией началось с письма-листовки о проекте, удачно попавшего в руки нашего редактора. Заинтересовались, почему же «болашаковец» решил сменить офисное кресло на пиццерию?

Во время беседы выяснилось, что пиццерия – это уже четвертый проект. Три предыдущие он начинал вместе с друзьями, но они так и не развились в масштабный бизнес. Не было достаточного количества времени на них – все они велись параллельно с основной работой. И, самое главное, по словам предпринимателя, он не видел возможности и необходимости масштабирования предыдущих проектов: курсы английского языка, продажа европейской одежды и полезных бизнес-ланчей. Кроме того, в первое время герой нашей беседы верил: можно совмещать работу и бизнес. Но, как показала практика, все же нужно выбирать что-то одно, даже без 100%-ной гарантии на успех.

С места – в карьер

Решение оставить «теплое кресло» в крупной компании Данияру Баймахану пришло после случайно подслушанной в такси беседы, когда пожилая пара обсуждала, что уже 20 лет страна оправляет талантливых ребят учиться по программе «Болашак», но ощутимых результатов от нового поколения с европейским образованием пока не наблюдается. «Зацепило. И окончательно пришло осознание, что пора делать что-то большее, чем исправно отчислять налоги с получаемой зарплаты», – вспоминает он. Тем более, оставалась часть оборудования от сервиса по приготовлению и доставке бизнес-ланчей. Да и вкусовые пристрастия алматинцев стали более понятны – хотят кушать вкусно, сытно, быстро и не особо задумываются над полезностью еды. Кроме того, рынок пиццы в городе хоть и есть, но 90% его – стихийны, не работают по четко выверенной рецептуре и не всегда качество прогнозируемое – выигрывают количеством», – рассказывает предприниматель. Да и пришедший недавно на рынок крупный российский игрок доказал – в Алматы есть место для здоровой конкуренции. Так все и закрутилось – небольшой цех и работа на доставке… и появилась первая торговая точка. Буквально на днях открывается еще одна. А все начиналось с видеоуроков на YouTube, походов в гости к конкурентам, дегустаций и проб. Сейчас в компании работает уже несколько пиццамейкеров, служба доставки. На первом этапе вложений потребовалось порядка 3 млн тенге. Половина этих денег ушла на оборудование, персонал и продукты, а вторая – на маркетинг.

Маркетинговые изыскания

Предыдущий опыт показал: одно «сарафанное радио» не может заменить рекламы и продвижения. Пробовали и листовки раздавать, и пиццей угощать. Второй вариант оказался выигрышнее и прибыльнее. Позже на смену листовкам пришло письмо предпринимателя, в котором он честно и открыто рассказывал о себе, своих желаниях и новой пиццерии. Наверное, как раз искренность и сыграла главную партию – поток клиентов начал расти, параллельно появились крупные заказы – нужно было три дня кормить 300 предпринимателей на бизнес-курсах. Сейчас среднее количество выпекаемых пицц – полторы тысячи в месяц. В большой плюс пока выходить не удается, но молодая компания, начавшая работу в середине сентября 2017 года, к этому стремится и в планах на ближайший год – открыть еще 10 точек и добавить к пицце фирменные сэндвичи. Причем не только в Алматы, но и в области. В дальнейшем – двигаться в маленькие городки в регионах, где люди уже созрели к появлению подобных заведений возле дома, и где пока ресторанчики-кафе быстрого питания все еще остаются редкостью.

Аграрная трансформация

Предприниматель считает, что даже открытие небольшой сети пиццерий сможет несколько изменить агарную картину в масштабах страны. Например, по его подсчетам, даже одна точка за год потребляет несколько тонн определенного вида сырья. Основной ингредиент – сыр моцарелла. Если раньше невозможно было найти хороший сыр отечественного производства по разумной цене, то сейчас такой продукт выпускает одна из отечественных компаний. Осталось лишь заключить с ней договор на поставку необходимого объема сыра.

Для одной пиццы среднего размера требуется 150 грамм моцареллы, а бывают и виды, где сыра нужно до 250 грамм. Мука тоже используется местного производства. Томатам отдается предпочтение ташкентским или из теплиц Капшагая или Сарыагаша, хотя они по цене и дороже импортных. «Меня это бесит, но думаю, что все это временно и уже в ближайшей перспективе цена на отечественное сырье будет нормальная. Впрочем, я и сейчас закупаю его, потому что оно просто вкуснее», – признался Данияр Баймахан.

Фото: Олег СПИВАК


1 просмотр

Как сделать бизнес на травах и меде

Кейс от Андрея и Владимира Коротковых

Фото: Shutterstock.com

Трудно представить, что крупнейшее в Шымкенте фитопредприятие, производящее ежемесячно около 70 тыс. единиц продукции и имеющее годовой товарооборот свыше $1 млн, зародилось на кухне врачей Коротковых. 

Семейные истоки

Компания ТОО «PHYTO-APIPHARM» была создана в 2005 году. Но, как признался «Курсиву» один из трех ее учредителей, генеральный директор предприятия Владимир Коротков, на самом деле все началось гораздо раньше. 

«Мы уже четвертое или пятое поколение потомственной династии травников, – рассказал он. – Отец с детства усвоил знания и рецепты, передаваемые из поколения в поколение. А потом получил профессиональное образование: в 1993 году он окончил ТашМИ, став по специальности врачом-фитотерапевтом. Вместе с ним окончила этот вуз и мама – она фармацевт».

Получив диплом, Андрей Коротков взял патент и открыл кабинет фитотерапевта. В работе ему помогал сын Владимир. Вместе они ездили в горы, собирали и сушили травы, из которых делали экстракты для лечения пациентов. Сборы сушили на даче, хранили в гараже, а бальзамы из них готовили на домашней кухне. Спустя несколько лет Коротковы занялись пасекой. Так к арсеналу их лечебных средств прибавились продукты пчеловодства.

Запасной вариант

К 2005 году их натуральными продуктами и деятельностью заинтересовалась одна фитокомпания. Коротковы открыли ИП и занялись контрактным производством – начали выпускать продукцию под чужим брендом.

Разумеется, в домашних условиях выполнить большие объемы было невозможно. Поэтому взяли в аренду производственную аптеку. Впоследствии приобрели соседний участок с домом, перестроили в производственные цеха.

«Начального капитала у нас не было. Поэтому все, что зарабатывали, инвестировали в развитие производства. Сначала покупали б/ушное оборудование, потом стали закупать новое китайское, а когда появились возможности, – европейское», – рассказывает Владимир.

На первых порах выпускали по контракту по 120 бальзамов в месяц. Этого едва хватало на аренду помещения. Потом с ростом заказов и, соответственно, объемов – до 1 тыс. единиц продукции в месяц, вышли на самоокупаемость. 

Однако у компании-заказчика возникли финансовые сложности. Начали сотрудничать с другой. И история повторилась. До 2010 года шел динамичный рост производства, сделали капитальный ремонт, купили новое оборудование и дополнительное помещение. Но так как у партнеров начались финансовые проблемы, они возникли и у производителей. 

Зависимость контрактного производства от заказчиков собеседник назвал главной проблемой в становлении их бизнеса. С тех пор лично для себя он усвоил одно правило: никогда не ограничиваться одним заказчиком, партнером.

«Как минимум их должно быть два. Всегда должен быть запасной вариант. Чем больше диверсифицировано производство, тем больше источников дохода», – пояснил предприниматель.

Свое дело

Тогда же Коротковы решили, что им пора выпускать свою продукцию самостоятельно. В 2011 году они оформили ТОО, зарегистрировали свою торговую марку и начали делать свои фитотовары. 

«С 2011 по 2016 год у нас был если не бурный, то стабильный рост. Мы развивались, покупали новое оборудование, вышли на объемы в 10 тыс. единиц продукции в месяц. Но потом словно остановились: производить больше этого уровня не получалось. Стали задумываться, что нужно что-то делать с маркетингом. Пригласив специалистов, перестроили работу, начали внедрять MLM-аналитику. Разработали свою систему управления, которая работает онлайн: управление складом, взаимоотношения с офисами, онлайн-офисы, интернет-магазин», – рассказывает Владимир.

В итоге с 2017 года товарооборот компании увеличился в четыре раза. Параллельно было возобновлено контрактное производство. Сейчас здесь выпускают ежемесячно около 40 тыс. единиц собственной продукции и около 30 тыс. – контрактной. Ассортимент продукции представлен 37 наименованиями товаров, которые продаются не только в Казахстане, но и в России, и в Кыргызстане. 

Свыше 90% сырья – травы, пчелопродукты, минералы – отечественного происхождения. Из других стран покупают только эндемики – то, что не растет в Казахстане. 

Эффект расширения 

Не последнюю роль в успехе предприятия сыграло расширение его площади. В 2017 году компания решила приобрести отдельное помещение под офис. В рамках программы регионального финансирования предпринимателей «ONтүстік өнімдері», реализуемой фондом «Даму» и областным акиматом, предприятие получило льготный банковский кредит под 8,5%. 

На сегодняшний день производственные площади предприятия составляют в целом около 600 кв. м, не считая заготовительной базы за городом, где выращиваются некоторые растения, сушится, хранится и перерабатывается лекарственное сырье. 

Но предприниматели планируют приобрести еще один участок рядом для строительства складских помещений. Что касается общих планов развития компании, то, как отметил гендиректор, они предпочитают ставить не долгосрочные, а конкретные цели на каждый год. 

«Как минимум мы стремимся стать лучше, чем в прошлом году. Мы должны в первую очень быть конкурентоспособными с самими собой. Каждый год ставим цели по товарообороту, ассортименту, качеству. В этом году поставили цель увеличить общий товарооборот компании, достигший в 2018 году $1 млн, как минимум на 150 и максимум на 200%. План-минимум уже выполнен», – подчеркнул собеседник.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций