Как сделать бизнес на ящиках?

Основатели проекта Box-Box рассказали о своем сервисе по аренде ящиков для переезда и поделились планами на будущее

Как сделать бизнес на ящиках?

Как сделать бизнес на ящиках?

Говорят, один переезд равен двум пожарам. Однако основатели проекта Box-Box опровергают это утверждение, доказывая, что переезд не так страшен, а заодно наглядно демонстрируя, что открыть новый сегмент рынка гораздо проще, чем кажется. Была бы только интересная бизнес-идея.

Идею создать сервис по аренде ящиков для переезда Руслан Фомин, Санжар Бишманов и Михаил Шевченко подсмотрели в Канаде: «Там по всей стране люди переезжают с такими ящиками. Мы сами переезжали около 15 раз и, увидев такой сервис, подумали, что было бы круто внедрить такое у нас», - рассказывает Руслан Фомин.

Реализация проекта не заставила себя ждать. На одном из российских заводов были закуплены пластиковые ящики для складского хранения из экологически чистого полиэтилена (они предназначены в том числе для хранения пищевых продуктов). И уже в конце весны прошлого года в Алматы появился сервис, позволяющий взять их в аренду для переезда.

Сумма начальных вложений в проект составила около 2 млн тенге. В нее вошла, собственно, закупка ящиков, создание сайта и маркетинг. Сейчас проект стабильно приносит операционную прибыль. Базовые затраты окупились примерно за год. На данный момент доход сервиса составляет около 300 тыс. тенге в месяц. Расходы же на содержание ящиков — около 100–150 тыс. тенге в месяц (складское хранение ящиков и их подготовка для следующих клиентов).

По сравнению с привычными картонными коробками полиэтиленовые ящики обладают рядом преимуществ: ящик сможет гораздо лучше обеспечить сохранность хрупкого груза и помимо этого имеет большую грузоподъемность: если предел картонной коробки — 5–10 кг, то в ящик размером 60х40х30 см можно сложить до 35 кг. Если говорить конкретнее, то в него поместится 11 пачек бумаги формата А4; 25 пар джинс; 10 ноутбуков; 50 футболок; 8 комплектов постельного белья; 40 книг среднего размера; 24 литровых бутылки Coca-Cola; 80 запечатанных iPhon или $3,54 млн.

При этом сами ящики — долгосрочный ресурс. «За полтора года мы еще ни разу не меняли ящики. За исключением крышек. Но это расходный материал. Максимум, они получают царапины, но на их качество это никак не влияет», - говорят создатели проекта.

Минимальное время аренды ящиков — 5 дней. «Клиенты часто нас спрашивают, а можно ли взять ящики на два дня. Судя по нашему опыту, в два дня еще никто не уложился. И взяв ящики на два дня, аренду продлевают на неделю. Впрочем, если переезд займет меньше времени — те самые два дня — мы готовы вернуть 10% суммы. Но на нашей практике такого еще не случалось ни разу», — объясняет Руслан Фомин.

По его словам, для того, чтобы не возникало никаких проблем, предусмотрены разные тарифы. «Мы называем этот тариф «маркетинговым», аренда шести ящиков на пять дней обойдется в 3 тыс. тенге. В среднем для переезда берут 10–11 ящиков. 10 ящиков обойдутся в 5 тыс. тенге. Если покупать те же картонные коробки, получится примерно такая же сумма.

Каждый тариф включает в себя доставку ящиков до пункта «А», вывоз ящиков из пункта «Б», а также пломбы и стикеры на каждый ящик, маркер. Все можно упаковать, подписать и запломбировать, чтобы быть уверенными, что ящик не вскроют по дороге, что тоже минимизирует неудобства и риски при переезде», - говорит предприниматель.

В основном тарифные планы составлены в пределах запросов физических лиц. Что касается юридических лиц, то при переездах офисов сервис сталкивается с нестандартными запросами. Соответственно, каждый такой заказ просчитывается отдельно. Кроме того, для офисов есть специальные ящики 60х40х40, в которые хорошо помещаются папки для бумаг. Эти ящики обойдутся на 10% дороже.

Впрочем, не все так просто. «Откровенно говоря, наши ожидания немного не оправдались. Мы думали, что как только наше предложение появится на рынке, люди очень быстро поймут, насколько это удобно. На деле все оказалось несколько сложнее. Менталитет алматинцев еще не совсем готов к подобному сервису и сейчас нашим самым большим конкурентом остаются большая клетчатая сумка и картонные коробки. Соответственно, на данный момент наши клиенты — это в основном состоятельные люди. Однако мы делаем все, чтобы донести до публики удобство нашего сервиса. В принципе, успешно — определенный рост уже есть. В первом месяце мы закрыли всего около 30 тыс. тенге. Но с каждым месяцем этот показатель растет. Здесь главное — выбрать правильную маркетинговую стратегию. А это не так просто», - комментирует Руслан.

Что касается сложностей маркетинга, то, по словам Санжара Бишманова, необходимо учитывать, что он имеет отложенный характер: «Разумеется, можно провести масштабную рекламную кампанию и заявить о себе всем, но какой процент из этих «всех» на данный момент занят переездом? Единицы. Соответственно, обратят внимание на рекламу только они. А когда пройдет время и кто-то из тех, кто видел нашу рекламу, решит переезжать, не факт, что он о нас вспомнит. Поэтому сейчас мы делаем ставку на то, что создаем по-настоящему качественный сервис, о котором нашим клиентам хотелось бы рассказать своим друзьям и знакомым. То есть, делаем основной упор на «сарафанное радио» — отзывы наших клиентов. И конечно же, социальные сети. В частности, Facebook. Именно там сосредоточена наша основная целевая аудитория».

В будущем ребята планируют выход на рынки Астаны, Шымкента и Караганды. А пока, говоря о конкурентах, основатели Box-Box отметили, что на данный момент схожий сервис появился в Атырау. Регулярно поступают предложения работать по франшизе, но, по мнению Руслана Фомина, говорить об этом пока рано. На предположение, что кто-то может, не дожидаясь франшизы, просто открыть подобный сервис, он отвечает, что это было бы неплохо: «Если у нас появятся хотя бы 3–4 конкурента, рынок станет больше, и это хорошо. В любом случае, о подобном сервисе узнает гораздо больше людей, а это полезно для развития бизнеса».

В планах на будущее у компании предусмотрена дополнительная услуга — «переезд под ключ». «Для этого мы уже закупили специальные ящики — это коробка-гардероб, в которой можно перевезти одежду, не упаковывая ее в чемодан. То есть максимально бережно. Помимо этого мы планируем открыть интернет-магазин, где будет все, что необходимо для переезда. Те же вакуумные пакеты, чехлы для одеял и подушек и пр.», — рассказывают предприниматели.

«Мы хотим создать качественный сервис, сформировать такой пакет услуг, чтобы люди могли решить все вопросы с переездом одним звонком. Это достаточно сложно просчитать, потому что здесь уже речь идет не только о наших слугах, но и о партнерах, которые, к примеру, занимаются грузоперевозками. Но это пока в проекте, поскольку здесь надо очень много просчитывать, включая наши требования к партнерам», - говорит Санжар Бишманов.

Поработав год, создатели сервиса пришли к решению перестроить сайт и изменить финансовую модель. Так сказать, выпустить на рынок сервис Box-Box 2.0. Эта модернизация и дополнительные расчеты нужны не только для того, чтобы улучшить текущую работу проекта, но и для привлечения дополнительных инвестиций: «У этого бизнеса есть определенные возможности, но для того, чтобы привлечь инвесторов, надо их четко просчитать и предоставить актуальную финансовую модель», - считают предприниматели.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg