Перейти к основному содержанию

53976 просмотров

Шухрат Садыров, основатель школы Lego Education: «Каждый ребенок может быть успешным»

На базе любви детей к Лего можно и нужно прививать знания программирования, физики, конструирования, инженерии и математики, считает основатель школы Lego Education

Шухрат Садыров, основатель школы Lego Education: «Каждый ребенок может быть успешным»

Шухрат Садыров, основатель школы Lego Education: «Каждый ребенок может быть успешным»

Каждый ребенок может быть успешным. Надо просто предоставить возможность. Именно этого принципа придерживается и основатель школы Lego Education в Казахстане Шухрат Садыров. В интервью «Къ» он пояснил, что главная задача Lego-центров в РК помочь ребенку научиться думать, как можно сделать лучше и по-другому.

— Шухрат, Вы практически всю свою жизнь работали в банковской сфере. Откуда возникла идея открыть школу Lego в Казахстане?

— Да, действительно, я в банковском бизнесе больше 15 лет. Потом наступил 2015 год, и я с семьей уехал учиться в Массачусетский Институт Технологий (MIT). У меня всегда была цель окончить именно MIT-университет с рейтингом № 1. Именно там мои дети впервые в рамках учебы в школе познакомились с Lego Education. MIT еще и является одним из партнеров Lego. Так вот, я видел, как нравятся образовательные решения Lego детям, и что есть положительный эффект: они начинают рассуждать и мыслить как инженеры-инноваторы, подходить к решению проблем системно. И что самое главное — ребенка не надо заставлять идти в Lego-центр. Тут как раз срабатывает та самая «химия», когда на базе любви детей к Lego можно и нужно прививать знания программирования, физики, конструирования, инженерии и математики.

Вернувшись в Казахстан, мы не нашли такого образовательного центра для наших детей. Поэтому мы приняли решение открыть сеть центров по Казахстану и сделать их доступными. Я, как выпускник MIT, вхожу в клуб выпускников, и это позволяет быстро открывать двери. Так я и вышел на Lego Education.

— В чем уникальность школы Lego? Чем она отличается от других частных школ?

— Уникальность образовательных решений Lego именно в том, что они понимают и знают, что увлекает детей и как использовать эту страсть и увлеченность в образовательных целях. Более того, мы разделяем ценности Lego: «Каждый ребенок может быть успешным. Надо просто предоставить возможность».

С точки зрения образования все уроки в рамках нашего центра Lego строятся по принципу 4С (это английские слова). А именно: 1. Все задания и проекты связаны с реальным миром, например, если мы изучаем силу сопротивления воздуха, то на примере вентилятора мы показываем как это работает; 2. Мы создаем, то есть мы соберем вентилятор и протестируем; 3. Дети должны сообща обсудить результаты; 4. Самый интересный элемент обучения — это совершенствование. То есть дети начинают экспериментировать.

Именно последних двух элементов нам не хватает в отечественной системе образования. Посмотрите на ЕНТ: там просто вопрос-ответ, там нет поля для демонстрации креативности, неординарных подходов. Именно экспериментаторы и инноваторы двигают миром, и, кто знает, может, среди наших учеников есть будущий Илон Маск, Сергей Королев или Никола Тесла.

— Насколько Вы погрузились в сферу образования для того, чтобы открыть школу?

Я бы так сказал, нужно быть любознательным потребителем услуг в сфере образования, чтобы понять, что ищут родители и дети.

— Нужно ли было взять на себя роль педагога?

Один в поле не воин, как говорится. Я горжусь, что за короткий промежуток времени мы сформировали уникальную команду педагогов, которые и двигают центр вперед. Ценность создают не инструменты, а ЛЮДИ. И моя задача была им помочь — организовать тренинги и сертификацию Lego Education, а главное — не мешать им быть преподавателями-инноваторами.

— На каких трех китах, образно говоря, держится Ваш бизнес?

Команда и еще раз команда! Ну и, конечно же, уникальные методики от Lego Education.

— Каковы основные особенности работы с нашими детьми по сравнению с детьми, которые посещают подобные школы в Европе и за океаном?

— Очень хороший вопрос, прям в точку! Помните про 4С? Я говорил о последнем, самом важном элементе — совершенствовании. Так вот, основная проблема у нас — это то, что креативный потенциал наших детей спрятан, их в школе учат строго по программе. Нет времени для дополнительных экспериментов. Можно ребенка научить 2+2=4, а можно по-другому 4=3+1, 1+1+2 и т. д.

То есть задача наших центров — помочь ребенку научится всегда думать над улучшением и задавать вопросы: как можно сделать лучше и по-другому.

— Назовите основные трудности, препятствующие работе школы…

— Люди и еще раз люди. Чтобы отобрать 20 педагогов, мы прошерстили около 2 тысяч резюме, я не шучу, провели более 200 интервью.

— Какова сумма первоначальных инвестиций? Вышли ли вы на самоокупаемость проекта? Какова рентабельность бизнеса?

— Сумма инвестиций для образовательного центра по франшизе немаленькая и исчисляется пятью нулями в долларах. Но говорить о рентабельности еще рано. Мы открылись только два месяца назад, при этом в лето.

В целом, для себя я решил, что основная цель именно этого проекта — сделать инновационное образование доступным. Как вы знаете, месячный абонемент у нас стоит 10 тысяч тенге. И это с рабочими тетрадями, методиками и оборудованием. Мы хотим, чтобы тысячи детей увлеклись программированием, инженерией, робототехникой. Значит, мы должны быть доступными. Более того, всю прибыль мы будет реинвестировать в проект. К примеру, мы уже перевели курс «Инноватор» и «Инженер» на казахский язык, а в декабре хотим провести открытые соревнования по робототехнике.

— Какие у вас планы по развитию школы в ближайшие годы в РК?

— Как я говорил, мы создаем сеть — осенью у нас будут два центра в Алматы, по одному в Астане и Актау. В Астане мы открываем образовательный центр вместе с Академией Шахмат Дармена Садвакасова в ТРЦ MEGA Silk Way, рядом с «ЭКСПО».

Более того, осенью начнут действовать программы обучения на английском языке. Как видите, мы тоже экспериментируем.

3074 просмотра

Как ливанец зарабатывает на кукурузе в Караганде

Особенность его продукции заключается в том, что в каждой упаковке есть небольшой подарок-сюрприз

Фото: Andrii Iemelianenko

У братьев Джафар казахстанское предприятие – не первое по счету. Сладкий бизнес они начали развивать сначала в родном Ливане, а затем стали завоевывать рынок Болгарии. Там в 1998 году они открыли первое крупное производство по выпуску кукурузных палочек, которые стали пользоваться активным спросом у местного населения.

В Украине их бизнес стартовал в 2003 году. На белорусский рынок братья вышли в 2007 году. А в 2013-м познакомились с казахстанскими предпринимателями, один из которых пригласил ливанских бизнесменов попробовать организовать аналогичное производство и в РК. 

«Я работал с братом в Беларуси и познакомился там с предпринимателем из Караганды. Ему понравилась наша идея и продукция. Он нам сказал, что в Казахстане такой продукции с сюрпризами нет. И мы решили попробовать свои силы здесь», – рассказал предприниматель Рафат Джафар Шафик.

В первую очередь бизнесмен стал искать удобное место расположения для своего будущего предприятия. Побывал в Алматы и Нур-Султане, но его выбор пал на Караганду, так как там оказалась самая удобная транспортная развязка.

«В Караганде нам удалось познакомиться и подружиться с владельцем здания и складских помещений, в которых сейчас располагается наше производство. Мы договорились с ним об аренде помещений общей площадью более 2 тыс. кв. м за 2 млн тенге», – отметил Рафат Джафар Шафик.

Чтобы запустить свое производство, предприниматель вложил в него более 270 тыс. евро. Изначально он занимался только упаковкой продукции других производителей. Однако с самого начала преследовал цель наладить полный цикл производства – от изготовления самих кукурузных палочек, разработки оригинальной упаковки и закупа качественных игрушек до упаковки готовой продукции. Кроме этого, он хотел выпускать продукт более высокого качества, чем местный. 

«Поначалу не все шло гладко. К примеру, был сильный скачок курса доллара, который не давал мне сориентироваться, по какой цене продавать товар. В июне 2015 года доллар стоил 185 тенге, а когда я приехал в сентябре, он уже стоил 270 тенге. И оборудование, и сырье, которые я хотел купить в Италии и Китае, были привязаны к доллару. Поэтому на первых порах я потерял около $180–200 тыс. Но любой бизнес в самом начале терпит убытки. Мы просто знали, что сможем наверстать все, потому что людям нравился наш товар», – говорит собеседник.

Оборудование для своего цеха бизнесмен закупал в разных странах. Часть привез из Болгарии, купив у своего брата. К примеру, производственная линия по выпуску кукурузных палочек стоила $100 тыс. Еще четыре автоматических упаковочных станка он приобрел также в пределах $100 тыс. в Болгарии и Беларуси. Они были не новыми, но в отличном состоянии. Также ему понадобились два станка для пайки подарочных яиц, полуавтоматическая установка фасовки кукурузных палочек и 10 паяльных устройств для упаковки. 

Освоить рынок

Первые три года предприятие работало лишь на покрытие своих расходов и осваивалось в Казахстане. В плюс бизнес вышел только в 2018 году, и предприниматель сразу же стал думать о расширении ассортимента продукции и увеличении оборотов. За кредитом он обратился в АО «Сбербанк», а для получения субсидий по частичному возмещению процентной ставки за кредит и бесплатной гарантии – в Фонд развития предпринимательства «Даму», так как для выдачи полной суммы займа ему не хватало залогов. К гражданину иностранного государства фонд долго присматривался.

«Я представил в качестве гарантии движимое имущество: машины, оборудование и т. д. Фонд понять можно, так как я иностранец, они должны проверить все. Я благодарен им за оказанное доверие и получение 10 млн тенге. Эти деньги я должен вернуть за полгода под 8%. Для нас эта сумма небольшая. Но очень нужная. Мы можем отдать ее за месяц», – рассказал г-н Рафат Джафар Шафик.

Сейчас его предприятие выпускает в среднем около двух тонн кукурузных палочек в день. Более 40% продукции уходит на экспорт в Россию. На внутренний рынок Казахстана идет остальная часть. В основном, крупными заказчиками являются города Алматы и Нур-Султан. К сожалению, в крупных супермаркетах Караганды продукцию бизнесмена не встретишь. Ее можно купить на оптовых рынках и в небольших магазинчиках. Предприниматель связывает это с конкуренцией и большими деньгами, которые у него просят владельцы супермаркетов для того, чтобы поставить товар на свои полки.

«Мы думаем, что в будущем наша продукция появится на полках супермаркетов. Пока это проблематично, так как, чтобы реализовывать поставки в крупные супермаркеты, нам нужно отдавать большие деньги. А мы работаем, в основном, с оптовыми дистрибьютерами, поэтому заказы у нас есть всегда. В основном, российские покупатели делают крупные заказы. В планах у нас расширить границы и экспортировать товар в Узбекистан и Кыргызстан», – признался г-н Рафат Джафар Шафик.

На его производстве для выпуска кукурузных палочек используют только казахстанское сырье. Бизнесмен отметил, что закупает кукурузную крупу, масло и сахар в Караганде, а упаковочные материалы – в Алматы. На его производстве трудится исключительно местное население. Всего в цехах работают 45 человек. Средняя заработная плата сотрудников составляет 100 тыс. тенге. 

Наполеоновские планы

На сегодняшний день карагандинское предприятие расширяет линейку своей продукции. К Новому году компания намерена увеличить объемы поставок уже имеющихся видов продукции и наладить производство новинки – подарочных наборов в виде чупа-чупсов. Данный продукт сейчас проходит стадию получения сертификата соответствия. 

«Пока планировать конкретные объемы производства сложно: в основном, это ручной труд. Поэтому сначала нужно обучить этому людей. Но, думаем, перед Новым годом данный продукт будет пользоваться еще большим спросом», – добавил г-н Рафат Джафар Шафик.

В будущем бизнесмен намерен увеличить площадь своего производства за счет строительства собственного завода, которое он планирует начать в течение трех лет. После запуска завода могут появиться дополнительные рабочие места для местных жителей.

«Сейчас дела у нас идут хорошо. Мы на втором месте по продажам после предприятия моего брата в Болгарии. На третьем месте производство в Беларуси и на четвертом – в Украине. Надеемся завоевать и казахстанцев», – резюмировал предприниматель.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций